В соврем.условиях рынка успешно функц-ть и динамично развиватся м/только те фирмы,руководство и специалисты кот-х располагают полной,достоверной и соврем-ой информацией по всем направлениям предпринимат.деят-ти.Решить эту проблему м/за счёт создания системы маркетинг.инф-ции,используя:
-внутреннюю отчётность фирмы;
-внешнюю текущую информацию;
-маркетинговые исследования;
-результаты анализа маркетинговой информации.
Особенное значение для создания инф.базы имеют данные гос.статистики.,данные исследований дох-в и расх-в отд-ых семей,проводимые органами гос.стат-ки. Желательно учитывать данные, содержащиеся в стат. материалах различных ведомств и орг-ци, знакомится с научными отчётами по решению различных проблем, составленными научно-исследовательскими орг-ми и вузами.
Сущность и процесс маркетингового исследования.
В предпр-кой деят-ти фирмы постоянно вознокают проблемы,обусловленные целесообразностью более полного удовл-ния потребностей сущ-щих и потенциальных покупателей в необходимых товарах.Решению таких проблем и призваны способствовать марк.исследования.
Маркет.исследования –целенапрвленное изучение существующей проблемы и разработка на этой основе рекомендаций по обеспечению её наилучшего решения.
Осн. направлениями марк. исследований явл. исслед-ние:
рынка, покупателей, конкурентов, предложения, товаров, цены,эф-ти политики продвижения тов-в и др.
Процесс:
Опр.рыночной проблемы,разработка плана исследования,сбор инф-ции,анализ собранной инф-ции и её интерпретации,обобщение результатов иссл-ния и подготовка рекомендаций, принятие марк. решения.
Кабинетное и полевое исследование
Кабинетное:обработка имеющихся данных.
Полевое: сбор данных в момент их возникновения.
- наблюдение: личное, с участием наблюдающего или без него.
- опрос: письменный, устный, телефонный, свободный и т.д.
- эксперимент:отд.величины варьируются исследованием,исследователь сам опр.соотв-obt данные,проверяет причинно-следственные связи.
- имитация:построение и анализ модели.
Понятие рынка и его виды
Рынок - сов-ть сущ-ших и потенц-льных покупателей,объединённых либо географическим положением,либо потребностями,породившими соотв-щий спрос.
Рынок –это совок-ть эк.отношений м/у покупателями и продавцами в рез-те взаимодействия кот-ых формируется спрос, предложение и цена товара.
Виды рынков:
-потребит-кий орп-ют отд-ные лица,кот-ые приобретают товары и услуги для личног потребления.
- рынок производителя составляют орг-ции и предприятия,приобретающие товары и услуги для дальнейшего исп-ния в процессе произв-ва.
- посреднический рынок - предприятия,орг-ции и физ.лица,приобретающие т-ры и услуги для осущ-ния своих ф-ций.
- рынок гос.учреждений сотс-ют гос. орг-ции,кот-ые приобретают т-ры и услуги для осущ-ния своих ф-ций.
-междунар.рынок состоит из всех пок-лей т-в и услуг,находящихся за пределами данного гос-ва, включая отд-ных физ. лиц, производителей,промежуточных продавцов и гос.учреждения.
Функции рынка
1. Соединение производства и потребления и обеспечение непрерывности общ. произв-ва
2. Регулирование производства и потребления.
Ч/з рыночный механизм осущ-ся ограничение предложения в соотв. с платёжеспособным спросом.
3. Стимулирующаясостоит в том, что конкуренция заставляет производителей обновлять ассортимент товара, повышать его качество, снижать цену.
4. Информационная. Рынок информирует о потребности покупателей.
5. Санирующая – выполняется путём дифференциации производителей взавис-ти от эффективности их деят-ти.
Субъекты маркетинга
Продавец и покупатель.
Продавец предъявляет покупателю след. требования: продажа по самой высокой цене, своевременная оплата, положит. отзыв на товар.
Покупатель имеет свои требования: макс. высокое качество, справедл. цена, сервисн. обслуж-е.
Сегментация рынка
Этодеят-ть по классификации потенциальных потребителей товаров, производимых или реализуемых предприятием в соответ-ии с качественными особенностями их спроса (разделение на части потребителей со схожими классификационными признаками).
Критерии сегментирования:
1.географические
2. демографические
3.соц-но – экономические
4.нац-но – культурные
5. личностные
6. поведенческие
7. психографические (образ жизни).
Емкость рынка
Это общее кол-во тов-в и услуг, которое м/б. приобретено определенной группой потребителей в определённом географич. регионе за опред. период времени.
Ер = n х V х р,
где n – число потребителей
V –число товаров,приобр-х ими
Р – цена
Рассчитывают её в денежном и натур выражении.
Доля рынка – это %, который приходится на продукцию с опред. фирменной маркой
Др=Vпродаж предприятия/Ер, %
При опред-нии ёмкости рынка т-в народ.потребл-ия анализируется уровень текущих дох-в населения,наличие сбережений,уровень текущих цен и др.факторы,опред-щие покупательский спрос населения.
В промышл-ти учитывают осн.тенденции развития отравслей народ.хоз-ва и возможности реал-ции в них соотв-щих инвестиц-ых проектов.