Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу вверх».
Подход «сверху вниз» и «снизу вверх» - это методы разработки алгоритма, где «сверху вниз» - это традиционный подход, который разбивает систему от высокоуровневой спецификации к низкоуровневой спецификации. С другой стороны, подход «снизу вверх» более эффективен и работает наоборот, когда примитивные компоненты сначала разрабатываются, а затем переходят на более высокий уровень.
Нисходящий подход делает упор на изоляции подмодулей (означает низкую связь между модулями), игнорируя при этом идентификацию концепции связи и возможности повторного использования. В то время как в подходе «снизу вверх», скрытие информации и повторное использование являются важными факторами.
Разработка программ, использующих подпрограммы
Подпрограмма — это фрагмент кода, который имеет свое имя и создается в случае необходимости выполнять этот код несколько (много) раз. Подпрограмма описывается единожды перед началом основной программы (до begin). Компилятор пропускает данный фрагмент кода, пока в основной программе не встретит «вызов» подпрограммы, который выглядит как обращение к ней по имени (возможно, имени с аргументами, указанными в скобках).
Во многих языках программирования подпрограммы существуют только в виде функций. Однако в Паскале подпрограмма — и функция и процедура. Разница между ними станет очевидна в данном уроке.
Рассмотрим пример необходимости использования процедуры.
Пример 1: Построить фигуру
Особенность: Три похожие фигуры.
общее: размеры, угол поворота
отличия: координаты, цвет
Алгоритм решения:
· выделить одинаковые или похожие действия (три фигуры);
· найти в них общее (размеры, форма, угол поворота) и отличия (координаты, цвет);
· отличия записать в виде неизвестных переменных, они будут параметрами процедуры.
Решение на паскале:
Процедура:
Программа: (выполняются либо в паскаль-онлайн, либо скачать программу PascalABC.NET)
uses GraphABC;
procedure Tr(x, y: integer; color:system.Drawing.Color);
Begin
MoveTo(x, y);
LineTo(x, y-60);
LineTo(x+100, y);
LineTo(x, y);
FloodFill(x+20, y-20,color);
end;
Begin
SetPenColor(clBlack);
Tr(100, 100, clBlue);
Tr(200, 100, clGreen);
Tr(200, 160, clRed);
end.
Библиотеки подпрограмм и их использование
Разработчики Паскаля предусмотрели несколько подпрограмм, существенно увеличивающих возможности текстового ввода/вывода. Эти программы сосредоточены в библиотеке (модуле) CRT, входящей в комплект поставки Паскаля.
Текстовой вывод на экран:
TextColor (Color) – процедура задает цвет выводимых символов.
TextBackground (Color) – процедура задает цвет фона.
Единственным параметром обращения к этим процедурам должно быть выражение типа Byte, задающее код нужного цвета.
0 - Черный 1 - Темно-синий 2 - Темно-зеленый 3 - Бирюзовый 4 - Красный 5 - Фиолетовый б - Коричневый 7 - Светло-серый 8 - Темно-серый | 9 - Синий 10-Светло-зеленый 11-Светло-бирюзовый 12- Розовый 13- Малиновый 14- Желтый 15- Белый 128- Мерцание символа |
Пример 2. Все цвета текста и все цвета фона (выполняются либо в паскаль-онлайн, либо скачать программу PascalABC.NET)
uses CRT;
var
i,j:byte;
Begin
for j:=0 to 15 do
begin
TextBackground(j);
write(j, ' фон - ');
for i:=0 to 15 do
begin
textcolor(i);
write(i,'цв.');
end;
writeln;
end;
End.
Интегрированная среда (integrated development environment - IDE) - набор инструментов для разработки и отладки программ, имеющий общую интерактивную графическую оболочку, поддерживающую выполнение всех основных функций жизненного цикла разработки программы - набор и редактирование исходного текста (кода), компиляцию (сборку), исполнение, отладку, профилирование и др.
Одной из первых интегрированных сред стала среда Turbo Pascal фирмы Borland, руководителем разработки которой в середине 1980-х гг. стал Филипп Кан, ученик Никлауса Вирта.
Идея интегрированных сред достигла еще большего развития к середине 1980-х гг., когда появились две группы популярных интегрированных сред:
Турбо-среды (Turbo Pascal, Turbo C, Turbo C++, Delphi и др.) фирмы Borland для поддержки программирования на этих языках, реализованные сначала для операционной системы MS DOS, затем - для ОС Windows.
Контрольные вопросы:
1. Опишите методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу вверх» в Паскале
2. Опишите библиотеки подпрограмм и их использование в Паскале
3. Дайте определение «Интегрированная среда разработки программы»
4. Перечислите турбо-среды
5. Знаете ли вы пользовательский интерфейс интегрированной среды разработки программы PascalABC.NET
Критерии оценивания
Вид работы | Оценка | ||
Теоретические ответы | выполнено более 90% работы; обучающийся выделяет главные положения в изученном материале; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в письменных работах, последние выполняет аккуратно | выполнено не менее 80% работы; обучающийся отвечает без особых затруднений; умеет применять полученные знания на практике; в ответах не допускает серьезных ошибок, в письменных работах делает незначительные ошибки | выполнено не менее 70% работы; обучающийся испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении; испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах |
Работа на ПК | обучающийся выполнил все этапы решения задач на компьютере; работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы. | работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с компьютером в рамках поставленной задачи; правильно выполнена большая часть работы (свыше 85%), допущено не более трех ошибок; работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи | работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но обучающийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи. |
Учебник
Семакин И.Г. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 1 / И.Г.семакин, Т.Ю.Шейна, Л.В.Шестакова. – М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2016. – 184с.: ил. - ISBN 978-5-9963-1811-7. - https://s.11klasov.ru/8627-informatika-10-klass-uglublennyj-uroven-v-2-chastjah-semakin-ig-sheina-tju-shestakova-lv.html
4. Электронные ресурсы: Youtube
Pascal ABC. Структура программы - https://www.youtube.com/watch?v=6oUMAv1zBx8
5. Адрес почты: Выполненные задания присылать на электронную почту
Галкиной Г.С. - galkinag2020@gmail.com
Догадаевой Т.Ю. – dogadaevat@mail.ru