Беляева Г.Г. О содержании понятия народное искусство. //Русский вопрос: история и современность. Омск, 2005




Программа

Спортивно-патриотического лагеря

«Дружина»

Сроки реализации:

С 3 по 9 января 2018 года

Возраст участников: от 8 до 16 лет

Информационная карта лагеря

1. Директор лагеря: Яковлев Артем Витальевич8(904)54-710-05; ural-artem@mail.ru
2. Краткое описание лагеря, основные направления деятельности: Лагерь проводится в просветительских и воспитательных целях и является центральным событием в работе детско-юношеской спортивно-патриотической общественной организации "Единство" ОВД: - среда общения, благоприятная для передачи положительного опыта личностного роста между участниками сборов. - Консолидация взрослых руководителей, инструкторов, активных граждан, имеющих отношение к сфере общего и дополнительного образования. -Приобретение участниками знаний, умений, навыков в течение реализации учебной составляющей программы сборов. - Мотивация участников на более активный, созидающий и целенаправленный образ жизни по прибытии со сборов - Через освещение исторических событий для участников- осмысление многовекового пути Государства Российского, его значения в мировой истории и своего места в ней. - Оздоровление участников  
4. Название программы: Программа спортивно-патриотического лагеря для школьников от 8 до 16 лет «Дружина»
6. Тип программы Профильная смена
7. Цель программы - спортивно-патриотическое и личностно-творческоевоспитание детей.
8. Задачи - Сформировать у детей потребность заниматься физической культурой посредством единоборств и народных состязательных игр и воинского искусства; - Активизация творческого мышления - Погрузить детей в атмосферу традиционных культурных ценностей русского народа; - Обучить детей основам выживания в природных условиях; - Ознакомить участников смены с богатейшим исторически наследием нашей страны, народными ремёслами;  
9. Ожидаемый результат Мотивацияна более активный, созидающий и жизнеутверждающий образ жизни устремленный к познанию, развитию, обучению, творческой реализации на пользу ближнего, общества, страны, мира. Получение практических навыков для действий в различных экстремальных ситуациях; приобщение к православным ценностям, фольклору, ремёслам, здоровому образу жизни.
10. Педагогические кадры Основой педагогического отряда в реализации программы являются педагоги-инструкторы ивоспитатели: -педагог-инструктор по единоборствам; - педагог-инструктор по туризму, (выживание в природной среде и экстремальных условиях); - инструкторы по народным ремёслам; -педагог-инструктор по развитию креативности; -педагог-инструктор по хореографии - организатор (молодёжные и детские игры; состязательные народные игры).
11. Место реализации Свердловская обл, ш Киселевское 20, Серов, Свердловская обл. МАУ ДОД ДООЦ «Чайка»
12. Сроки проведения, количество смен 1 смена: с 3 января-по 9 января 2018 г.  
13. Количество, возраст учащихся В сменах планируется по 50человек учащихся от 8 до 16 лет.
14. Источники финансирования Родительские средства  

Краткое описание программы:

Программа спортивно-патриотического лагеря «Дружина» является значимой частью деятельности по патриотическому воспитанию современных школьников как реальная возможность для детей и молодёжи в отдаленныхусловиях получить или усовершенствовать знания, умения и навыки по спортивно-патриотической подготовке, истории России, русскому фольклору и ремёслам.

Природно-климатические условия организации лагеря благоприятствуют оздоровлению детей; чистый воздух и активный отдых помогут детям снять напряжение после учебного года и провести незабываемое, как подсказывает наш опыт, время, восстановить и накопить силы и здоровье.

Программа представляет собой систему с включением элементов русской традиционной православной культуры (участие в Литургическом служении; изучение народных игр, ремёсел, вечёрки) и спортивного искусства (борьба, школа выживания в условиях живой природы и т.п.

Вся работа на сборах ведётся под руководством квалифицированных педагогов.

Пояснительная записка

Актуальность данной программы профильной смены спортивно-патриотического лагеря, рассчитанной на школьников от 8 до 16 лет, видится нам прежде всего в том, что позволяет на 5 дней погрузить детей в совершенно сказочный мир, в то же время пропитанный дисциплиной и значительным уровнем самоорганизации. Работая с детьми и молодёжью уже на протяжении нескольких лет, мы осознали необходимость для детей и себя такого временного выхода за рамки существующей действительности, позволяющего по-новому взглянуть на свою жизнь, переоценить некоторые ценности, понять, что по-настоящему важно, а без чего вполне можно обойтись.

Русская традиционная культура является той системой, что лежит в глубинной основе современного общества и чьи ценности позволяли и позволяют выживать нашему народу как государствообразующей нации в тесном содружестве с народами других национальностей, проживающих на территории РФ. Именно на основе народной культуры складываются представления человека о мире, ширится система образов, формируется язык, другие средства коммуникации. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человека (как будничной, так и праздничной), но и регулируются нормы общественных отношений: семейные, общинные, половозрастные, межпоколенные и т.д. Особенно ценны в данном ключе наработки русского казачества, на протяжении многих лет являвшегося щитом России по всему её периметру и представляющей собой наивысшее выражение народного самосознания.

Забвение и утрата народных традиций в современности приводит, от постепенного разрушения самих форм культурного взаимодействия, присущего нашему народу, к постепенной подмене этих выверенных веками форм формами массовой культуры, направленной на голое потребление. Это грозит духовной безопасности России не только распадом культурных связей и стиранием памяти поколений, но и утратой национального характера и иммунитета, образованием чуждых природе этноса общественных аномалий, постепенно разъедающих нашу жизнь изнутри.

В настоящее время в России происходит обобщение передового педагогического опыта в области патриотического воспитания детей и молодёжи. Однако противоречивость современной социокультурной ситуации усложняет решение вопроса формирования у детей и молодёжи патриотического чувства. Трудности, связанные с усвоением весьма расплывчатых норм поведения и мотивов деятельности, отсутствием в обществе устойчивой системы ценностей, снижение информированности школьников по вопросам истории, попытки её современной интерпретации оказывают негативное влияние на становление патриотической позиции личности. Мало того, - практика показывает, что не всякое патриотическое чувство приводит человека к патриотическим поступкам.

П рактически во всех развитых государствах существует и система подготовки молодёжи к службе в армии. В России в разные периоды её существования накоплен в этой области значительный опыт, который перенимали такие страны, как Германия, Франция, США. Тот же незаслуженно забытый нами сегодня комплекс ГТО был положен в основу оздоровительных молодёжных программ во многих странах мира, не говоря уж о наработках тех, кто воспитывал Суворова, Кутузова и других личностей нашей воинской истории. Мало того, в крестьянской общине также существовал значительный опыт, позволявший русским воинам быть крепкими духовно и телесно.

Д ля современных психологов сегодня бесспорна важность игры как основы основ детского развития. Но современные игровые технологии нередко страдают надуманностью, в них недостаёт системности – той, которая присутствует во всех как состязательных, так и художественно выраженных народных играх. Подвижные народные игры имеют аналогичные«плюсы» как занятиями спортом как таковым. Они содержат всевозможные и разнообразные движения человека, которые изменяются в различных, постоянно меняющихся комбинациях. Меньшая регламентация народных состязательных игр и их эмоциональность более соответствуют детской психике, позволяют сбросить агрессию без агрессивного поведения. Немаловажен и тот факт, что все народные игры чётко разделяют мальчиков и девочек по функциям, позволяя сформироваться выраженным мужским качествам первых и женских – вторых (а не наоборот, как задаёт нам тон современная массовая культура). Кроме того, большинство народных игр являются групповыми и учат взаимодействию без соперничества, путём чего игры превращаются в эмоционально окрашенную отработку определённого навыка, умения. Разновозрастной состав участников народных игр ведёт к общению старших и младших, первому педагогическому опыту самих детей. Также коллективные игры учат соотносить свои желания и решения с желаниями и решениями партнёров, вырабатывают навыки дисциплины, самоконтроля. Не менее важна роль игры для развития образного мышления, без которого вообще невозможно творчество. В играх складывается умение мгновенно ориентироваться в ситуации, делать в напряжённом темпе игры единственно правильный выбор из множества возможных.

И так, игра развивает практически все необходимые качества человека, особенно те, которые ценны для будущего защитника Отечества: умение сосредоточиться и мгновенно реагировать, командовать и подчиняться, стоять за себя и своих друзей, тех, кто слабее и т.д.

В сё вышеописанное заставляет более серьёзно относиться к возможностям русской традиционной культуры (в том числе – воинского искусства) в патриотическом воспитании детей и молодёжи и, в частности, в задействовании традиционных педагогических методик как основного наполнения программы оздоровительных лагерей.

Цель Программы:

- спортивно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников.

Задачи:

- Сформировать у детей потребность заниматься физической культурой посредством спортивных тренировок и народных состязательных игр;

- Погрузить детей в атмосферу традиционных культурных ценностей русского народа;

- Обучить детей основам выживания в природных условиях;

- Ознакомить участников смены с богатейшим историческим наследием нашей страны, народными ремёслами;

- Активизировать творческий потенциал детей (хореография, акробатика, шахматы, тренинги, занятия по развитию креативности).

Педагогические принципы:

1. Принцип соборности – слияние индивидуального и социального. Это общее, которое включает в себя богатство особенного и единичного;

2. Принцип коллективной ответственности – надындивидуальное отношение к проблемам (любая личная проблема становится общей и решается совместно, и наоборот);

3. Принцип дифференциации воспитания – отбор содержания форм и методов воспитания в соответствии с индивидуальными психологическими и физическими возможностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности;

4. Принцип безопасности – соблюдение ТБ путём проведения профильных инструктажей по видам деятельности, зачётных занятий по ТБ;

5. Принцип преемственности – старшие участники смены помогают младшим и участвуют в процессе их обучения; младшие прислушиваются к старшим и уважительно к ним относятся;

6. Постепенное увеличение сложности и объёма информации;

7. Сочетание индивидуальной и групповой работы.

 

Возраст детей, на которых рассчитана Программа; срок её реализации:

Программа рассчитана на школьников от 8 до 16 лет; реализуется в течение 6 дней.

Отличительные особенности Программы:

Программа коррелируется с Государственной программой патриотического воспитания граждан России; возможность её использования на наших сборах обусловлена наличием уникальной команды специалистов-универсалов, соединяющих педагогическую деятельность с продвижением отдельных направлений: спортивного, традиционного воинского и декоративно-прикладного, культурно-творческого. Программа является авторской.

Ожидаемые результаты:

Участники сборов мотивированы на более активный, созидающий и жизнеутверждающий образ жизни устремленный к познанию, развитию, обучению, творческой реализации на пользу ближнего, общества, страны, мира.

 

 

Основные направления реализации Программы:

Спортивно-патриотическое: спортивные тренировки; занятия по строевой подготовке; традиционные состязательные игры(городки, лапта, бабки, кила);

Творческое: занятия по хореографии, прикладным видам народного творчества (росписи по дереву, работа с текстилем, и т.п.); шахматам; акробатике; вечёрки как форма организации вечернего досуга.

Интеллектуальное: систематические занятия по истории России; диспуты на тему проведённых семинаров; тренинги;

 

Содержание деятельности и механизм реализации Программы:

Подготовительный этап – подбор методических материалов, работа с кадровым составом и подготовка необходимых документов для открытия смены.

Организационный этап – начало смены, проведение мониторинга по выявлению лидерских качеств участников смены, уровня физического развития новых участников смены, многоуровневый инструктаж по ТБ.

Основной этап – реализация основной цели смены, максимальное «встраивание» детей в программный материал.

Заключительный этап – проведение итоговой спортивно-патриотической ролевой игры; подведение итогов смены, обратная связь с участниками смены, выработка перспектив деятельности на следующий год.

Формы отслеживания качества реализуемой Программы:

- психолого-педагогический мониторинг личной результативности участника смены;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- собеседования;
- тестирование;

- психолого-педагогический мониторинг в процессе постановки учебно-проектных групповых задач;

- по видеозарисовкам жизни в лагере.

 

Обеспечение Программы и условия и её реализации:

Кадровое обеспечение: подбор и расстановка кадровых ресурсов смены; беседы для воспитателей для понимания целей и задач Программы;

Методическое обеспечение (наличие программы, семинары, подборки м-лов, ежедневные планёрки, разработка системы мониторинга результатов программы);

Педагогические условия: подбор педагогических средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, создание условий для успешной самореализации детей;

Организация различных видов стимулирования (система поручений, разграничений и поощрений);

Наличие материально-технической базы: канцелярских и расходных материалов для занятий детей творчеством, обеспечение направлений деятельности – каждого соответственно Программе.

Система мотивации и стимулирования участников программы:

Созданием внешних факторов, побуждающих к участию в деятельности и достижению успеха каждого ребёнка, отдельных отрядов и всей смены в целом занимается педагог-инструктор. Чтобы выстроить эффективный алгоритм личностного роста ребёнка, учитывается весь качественный спектр: знания, умения, навыки, позиция, достижения, личностные качества.Основываясь на этом базисе и получая возможность проявиться через формы игрового взаимодействия и участия в общих мероприятиях, ребенок получает общественное признание, игровые звания, отличительные знаки, вырастая в собственных глазах и в глазах окружающих. Растут, продвигаются и развиваются также и отдельные детские отряды, весь детский и педагогический коллектив, —но успех коллектива зависит от успеха каждого участника смены. Самое главное при этом — чёткое обозначение критериев: что человек должен узнать, чему научиться, как относиться к окружающим и т.п. Логика развития системы мотивации охватывает не только одну конкретную смену, — приезжая на следующий год в лагерь, ребёнок имеет возможность продолжить свой рост, — доказав в начале смены, что не утратил приобретённые прежде навыки.

Из внешних стимулов мы применяем: вручение дипломов детям, освоившим программу смены; размещение материала о наиболее ярко проявивших себя детях на страничке в соц.сетях; Также система стимуляции применяется к старшему и младшему педагогическому составу.

Распорядок дня в лагере:

Подъём 8.00
Утренняя зарядка 8.15-8.45
Завтрак 9.10-9.30
Проведение программных мероприятий 9.30-12.00
Активный отдых (проведение спортивных мероприятий и т.п.) 12.00-13.00
Обед 13.30-14.00
Послеобеденный отдых 14.00-15.30
Проведение программных мероприятий 15.30-17.00
Полдник 17.00-17.20
Проведение тематических занятий, семинаров, соревнований 17.20-19.00
Ужин 19.00-19.30
Проведение культурно-массовых мероприятий 19.30-22.00
Вечерняя беседа 22.00-22.40

Вечерний туалет 22.40-22.55
Отбой 23.00

 

Список литературы:

1.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

2.Каргин А. С., Хренов Н. А. Функциональный аспект досуга в истории цивилизации // Сохранение и возрождение фольклорных традиций.- М., 1993

3.Каргин А. С., Хренов Н. А. Методологические вопросы изучения традиционной культуры // Фольклор и художественная культура. Вып. 13. – М., 2004

4.Леонова Т. Г. Фольклорный репертуар сибирских сел с разным составом населения // Фольклор и литература Сибири. Вып. 2. – Омск., 1975

5.Громыко М. М. Мир русской деревни. – М., 1991

Архив ЦСТ, материалы комплексных фольклорно-этнографических экспедиций в Колосовский, Называевский, Горьковский, Крутинский, Большеуковский, Муромцевский, Седельниковский, Тюкалинский, Тарский районы Омской области 1995 – 2014 гг.

7.Сорокин П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб.. 2000.

8.Балушок В.Г. Древнеславянские молодежные союзы и обряды инициации //Этнографическое обозрение, 1996. № 3.

9.Бачурина Т.Е. Воинское воспитание для мальчика от рождения до года /www.buza.ru

Беляева Г.Г. О содержании понятия народное искусство. //Русский вопрос: история и современность. Омск, 2005

11.Горбунов Б.В. Игра «В войну» в народной традиции (по материалам Рязанского края) /www.buza.ru

12.Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян 19-нач. 20 вв. М., 1997



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: