Особенности творчества И.А. Бунина




Введение

 

Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть - это дело художника. Третьяков из письма художнику А.Г. Горавскому.

Конец XX и начало ХХI века - это время жестоких испытаний для человека и человечества. Мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в шатких городах, среди бетонных домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, а цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе. Моё поколение не знает, какой видели природу в прошлом веке. Но мы можем представить ее благодаря пленительным пейзажам И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина и других. Они формируют в нашем сознании любовь и уважение к родной русской природе. Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описанию пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Пейзаж - один из содержательных элементов литературного произведения, выполняющий многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а также от рода и жанра произведения. Например, романтический пейзаж имеет свои особенности: служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставленного реальной действительности, причем обилие красок делает пейзаж еще и эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником). Такой пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя - страдающего, меланхолически - мечтательного или неспокойного, бунтующего, борющегося, он отражает одну из центральных тем романтизма - разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные потрясения, оттеняет настроения персонажей. Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором развертываются действие. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое. Не случайно М.М. Пришвин подчеркивал, что «человек - часть природы, он вынужден подчиняться ее законам, именно в ней Homo sapiens обретает радости, смысл и цели существования, здесь раскрывается его духовные и физические возможности». Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать определенное душевное состояние героя, оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы. Посредством пейзажа выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения. Пейзажи могут быть городские, деревенские, исторические, военные и другие, и все они помогают передать состояние, настроение человека и представить себе обстановку, где протекают события. С пейзажными описаниями у автора, прежде всего, неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы. Описание природы в произведениях Бунина очень выразительно. Это можно объяснить тем, что И.А. Бунин считал изобразительность (в неразрывной связи с образностью) отличительным признаком подлинно художественного произведения: «..как же все-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без изображения…предметов, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной?» - писал И.А. Бунин. Это очень старо, но право, не так уж глупо: «Писатель мыслит образами». Целью моего реферата являлось: 1) раскрыть сущность пейзажа в произведениях Бунина; 2) выяснить, как пейзаж помогает творческим людям отразить свои мысли, чувства, состояние у героев. На примере произведений известного русского писателя И.А.Бунина я попыталась выяснить, как пейзаж может передать состояние окружающей обстановки. Задачей моего реферата является:

1) на примере произведений И.Бунина показать, какую важную роль в его произведениях играет пейзаж;

понять, как пейзаж влияет на раскрытие темы произведения. Для своей работы я использовала: Учебник литературы за 11 класс (1 часть), под редакцией Кузнецова - Москва, «Просвещение» 1994г., Хрестоматия русской литературы за 11 класс(1 часть), под редакцией Баранникова - Москва, «Просвещение» 1993г., Учебник русской литературы ХХ века, под редакцией Агеносова (1часть), - Москва, «Дрофа» 1996г., «Русская литература ХХ века», под редакцией Г.Меркина, Смоленск 1990г. (Список литературы прилагается)

Читала произведения И.Бунина - «Митина любовь», «Натали», «Холодная осень», «Господин из Сан-Франциско». Стихотворения - «Листопад», «Густой зеленый ельник у дороги…» Я выбрала тему «Роль пейзажа в произведениях Бунина», потому что мне понравились произведения Ивана Алексеевича (его стихи и рассказы) своею искренностью и тем, как писатель раскрывает в них красоту русской природы. При написании реферата я столкнулось с трудностями: Иван Алексеевич Бунин в нашей литературе стал рассматриваться относительно недавно, поэтому материала, связанного с моей темой, оказалось очень мало. Приходилось прочитывать много его стихотворений и рассказов, анализировать и подробно рассматривать его произведения, особенно те отрывки, где описываются пейзажи. II. Теоретическая часть.

В 1933 году Иван Бунин стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Однако в Советском Союзе в течение 25 лет его имя и творчество оставались под запретом. Главной причиной отлучения Бунина от советского читателя стали его бескомпромиссные публикации и «Окаянные дни» - одна из самых горьких, яростных и пронзительных книг о русской революции. Бунин не принял революции, он был выслан из России, так как многие считали его творчество недостойным.

В литературе Бунин начал рассматриваться недавно, по его творчеству мало высказываний критиков, а те которые писали о нем, открыли в его творчестве много нового, того, что другим писателям было недоступно.

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звёздного сияния, его одинокой страннической души…» М. Горький

«Я много раз думал, обошлись бы мы без Бунин в литературе? Но, прочитав его многие произведения, могу дать точный ответ - «нет»! Теперь я уверен, вряд ли литература могла бы так преобразиться, как с появлением Бунина! Он описывал то, что другие писатели не замечали в жизни…» Р. Григорьев

Критики отметили произведение Ивана Алексеевича «Деревня». Например, критик С.А. Петров отмечал в этом произведении: «…через это произведение рисуется картина жизни мужиков, мещан и дворянство. Мне кажется, что Бунин описал очень красочно, то, что не сделали этого Толстой и Тургенев. Нигде, как в этом произведении не показана жизнь дворян и мужиков так тесно. Быт и душа русских дворян те же, что и мужика; все различие обуславливается лишь материальным превосходством дворянского сословия. Бунин ставит на один уровень крестьян и дворян - это значит, что Бунин не возвышал и не занижал никого, все равны, «равны перед смертью». Но смерть одинаково ужасна в своей неотвратимостью. Между прочим, когда это наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличении капитализма и символического предвестия его гибели, то, как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех смертных итога. Едва ли можно назвать хоть одно произведение Бунина, которое бы вызвало сразу столь редкое и единодушное признание читателей и критики, как знаменитый «Господин из Сан-Франциско», создание которого относится к осени 1915 года.

«Рассказ этот можно назвать «конспектом романа», настолько тесно уложено в нем явления и факты жизни. Бунин рассказывает о жизни людей, которым деньги, казалось бы, дали все существующие в мире радости блага. Иронически называя среди «благ» «объявление войны», «благосостояние отелей» и «фасон смокингов», Бунин произносил суровый приговор вершителям судеб мира. Ведь для миллионеров, аре6стократов и прочих сильных мира сего элегантный костюм, прибыли от войн или же от эксплуатации отелей - явление одного рода, обеспечивающее им красивую и сытую жизнь за счёт тех, кто должен трудиться на них и умирать для того, чтобы им сладко жилось. В рассказе сразу выступает основной мотив: что это за жизнь «сильных» и богатых мира сего, ради которой приносятся в жертву интересы остального человечества?». А. Волков «… Критики разного времени высоко оценивали рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско». А.С. Серафимович назвал его «прекрасной вещью… не только по художественному исполнению, но и по социальной правде» ибо в этом произведении «жизнь, мысли, чаянья и конец человека из буржуазного класса, знающего только одно - делать деньги, написано удивительно ярко, правдиво, художественно, убедительно».

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» очень высоко оценил Горький.

«В моей очень суетной и очень тяжелой жизни Вы может быть, и даже, наверное - самое лучшее, самое значительное,- писал он Бунину. - Знали бы Вы, с каким трепетом читал я «Человек из Сан-Франциско». У критиков «Господин из Сан-Франциско» вызвал много эмоций и споров, но каким бы не было это произведение, плохим или хорошим, оно останется одним из величайших произведений Ивана Алексеевича, и по-прежнему будет пользоваться успехом у читателей.

«Темные аллеи» - назван рассказ И.А.Бунина, в свою очередь давший наименование целой книге его рассказов, опубликованный в Нью-Йорке в 1943 году и отмеченной сильнейшим чувством тоски по России. Почему так дорого было Бунину это название и почему «темные аллеи» ассоциировались у него с Россией? Тесно обсаженные липами, сравнительно узкие аллеи были одной из самых характерных черт русских садов, особенно усадебных, и составляли их красоту. Нигде в Европе липы не сажались «стеной» так, как они сажались в России, и эти «тесные» аллеи лип стали для Бунина в известном смысле символом». Д.С. Лихачев

Перед лицом любви и смерти по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей - перед ними все равны.

«Бунин - по времени последний из классиков русской литературы, чей опыт мы не имеем права забывать. Перо Бунина - ближайший к нам по времени пример взыскательности художника, благородной сжатости русского литературного письма, ясности и высокой простоты, чуждой мелкотравчатым ухищрениям формы ради самой формы.

Бунин - художник строгий и серьезный, сосредоточенный на своих излюбленных мотивах и мыслях, всякий раз решающий для самого себя некую задачу, а не приходящий к читателю с готовыми и облегченными построениями подобий жизни …» А.Т. Твардовский

А вот критики не были довольны бунинским «Суходолом». Вот высказывания некоторых из них. «Старые барские гнёзда, которые казались нам поэтическими памятниками отмирающей культуры, которую мы так щедро наделяли всей красотой и благородством феодального рыцарства, - предстали в повести Бунина в необычном, отталкивающе-отвратительном виде… Бунин захотел трезвыми глазами взглянуть на Суходол. Он никого не пощадил, ничего не замолчал… Сильно и ярко запечатлена им целая эпоха, показана жизнь такой, как она была, безо всяких предвзятостей и прикрас». Р. Григорьев. «Это одна из самых жутких русских книг, есть в ней что-то от заупокойной литургии. И в лиризме автора слышан гнев и презрение потомкам и предкам, оторвавшим его от земли, заразив его непобедимым тяготением к ней. В «Суходоле» Бунин, как молодой поп, с подорванной верой в бога отслужил панихиду по умершему сословию и, несмотря на гнев, на презрение к бессильно скончавшимся, отслужил всё-таки с великой сердечной жалостью к ним». «Суходол» - это картина разложения, вырождения помещичьей усадьбы, - писал Л. Козловский в «Русский ведомостях» (1912г) … - Неужели русская деревня - это селение вырождающихся и вымирающих дикарей? - спросил бы иностранец, прочитав книгу И.Бунина… Почему же он(Бунин) видит в ней одно уродливое, больное и разлагающееся? - раздраженно спрашивает критик и дает нелепый ответ: «Бунин - художник-живописец, глаза которого ищут ярких пятен и определенных очертаний. Уродливое ярче, рельефнее выступает в нашей жизни. Наш автор схватывает и зарисовывает то, что бросается в глаза: огромную уродливую голую мужицкую ступню с искривленным пальцем… старуху с вытекшим глазом.… Это не составляет картины народной жизни. И «Суходол» не картина Руси, хотя в ней и есть все то, о чем рассказывает наш автор, но все эти отдельные штрихи, верно зарисованные, нужно еще объединить в общую картину жизни». «Суходол», задуманный как большое полотно в трех частях, не получил продолжения. Тема русского национального характера, во всем его трагизме (как примитивных, так и богатых натур)распылилась по рассказам 1912-1916 годов, которые в совокупности своей дают попытку постижения социально-нравственных корней жизни. «Бунин - по времени последний из классиков русской литературы, чей опыт мы не имеем права забывать. Перо Бунина - ближайший к нам по времени пример взыскательности художника, благородной сжатости русского литературного письма, ясности и высокой простоты, чуждой мелкотравчатым ухищрениям формы ради самой формы. Бунин - художник строгий и серьезный, сосредоточенный на своих излюбленных мотивах и мыслях, всякий раз решающий для самого себя некую задачу, а не приходящий к читателю с готовыми и облегченными построениями подобий жизни …» А.Т. Твардовский Иван Алексеевич Бунин занимает важное место в русской литературе.

Он один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого века. Ощущение перелома жизни, гибели старой дворянской культуры во многом определило основное содержание произведений писателя. Отношение критиков к Ивану Алексеевичу Бунину было разное, но в одном их мнение было схожим: они не могли и не могут представить, насколько бы беднее была русская литература без произведений Ивана Алексеевича, без его яркого изображения деревенского быта и пейзажей русской природы. III. Практическая часть.


Биография И.А. Бунина

 

Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит, - Любовь и радость бытия. И. А. Бунин Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября 1870 года в Воронеже, на Дворянской улице. Обнищавшие помещики Бунины принадлежали к знатному роду, среди их предков - В.А. Жуковский и поэтесса Анна Бунина. В Воронеже Бунины появились за три года до рождения Вани, для обучения старших сыновей: Юлия (13 лет) и Евгения (12 лет). Юлий был на редкость способным к языкам и математике, учился блестяще; Евгений учился плохо, вернее, совсем не учился, рано бросил гимназию. Он был одаренным художником, но в те годы живописью не интересовался, больше гонял голубей. Что же касается младшего, то мать его, Людмила Александровна, всегда говорила, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он «особенный и ни у кого нет такой души, как у него». В 1874 году Бунины решили перебраться из города в деревню на хутор Бутырки, в Елецкий уезд Орловской губернии, в последнее поместье семьи. В эту весну Юлий окончил курс гимназии с золотой медалью и осенью должен был уехать в Москву, чтобы поступить на математический факультет университета.

В деревне от матери и дворовых маленький Ваня «наслушался» песен и сказок. Воспоминания о детстве - лет с семи, как писал Бунин, - связаны у него «с полем, с мужицкими избами» и обитателями их. Он целыми днями пропадал в ближайших деревнях, пас скот вместе с крестьянскими детьми, с некоторыми из них дружил. Бунин вспоминал, как он и сестра Маша ели черный хлеб, редьку и «шершавые и бугристые» огурчики, и за этой трапезой, «сами того не сознавая, приобщились самой земли, всего того чувствительного, вещественного, из чего создан мир». Уже тогда с редкой силой восприятия он чувствовал, по собственному признанию, «божественное великолепие мира» - главный мотив его творчества. Именно в этом возрасте обнаружилось в нем художественное восприятие жизни, что, в частности, выражалось в способности изображать людей мимикой и жестами; талантливым рассказчиком он был уже тогда. Лет в восемь он написал свое первое стихотворение. На одиннадцатом году он поступил в Елецкую гимназию. Учился сначала хорошо, все давалось легко: мог с одного прочтения запомнить стихотворение в целую страницу, если оно его интересовало. Но год от года учение шло хуже. В гимназии он писал стихи, подражая Лермонтову, Пушкину. Его не привлекало то, что обычно читают в этом возрасте, а читал, как он говорил, «что попало». Гимназию он не окончил, учился потом самостоятельно под руководством старшего брата Юлия Алексеевича, кандидата университета. С осени 1889 года началась его работа в редакции газеты «Орловский вестник», нередко он был фактическим редактором; печатал в ней свои рассказы, стихи, литературно-критические статьи и заметки в постоянном разделе «Литература и печать». Жил Бунин литературным трудом. Отец разорился в 1890 году, продал имение и усадьбу. Ждать молодому поэту помощи было неоткуда. В редакции Бунин познакомился с Варварой Владимировной Пащенко, дочерью Елецкого врача, работавшей корректором. Его страстная любовь к ней временами омрачалась ссорами. В 1891 году она вышла замуж, но брак их не был узаконен, жили они, не венчаясь, отец и мать не хотели выдавать дочь за нищего поэта. Юношеский роман Бунина составил сюжетную основу пятой книги «Жизни Арсеньева», выходившей отдельно под названием «Лика». Многие представляют себе Ивана Алексеевича сухим и холодным. В. Н. Муромцева-Бунина говорила: «Правда, иногда он хотел казаться таким - он ведь был первоклассным актером, но кто не знал его до конца, тот и представить не может, на какую нежность способна его душа. Он был из тех, кто не перед каждым раскрывался, он отличался большой странностью своей натуры. Вряд ли можно назвать другого русского писателя, который бы с таким самозабвением, так порывисто выражал свое чувство любви, как он к в письмах к Варваре Пащенко, соединяя в своих мечтах образ совсем прекрасным, что он обретал в природе, в поэзии, музыке». В конце августа 1892 года Бунин и Пащенко переехали в Полтаву, там Бунин стал сотрудничать с редакцией «Полтавских губернских ведомостей», в этой газете он помещал свои произведения. Сотрудничал Бунин и с газетой «Киевлянин». Теперь стихи и проза Бунина стали чаще появляться в «толстых» журналах - «Вестник Европы», «Мир Божий», «Русское богатство» и привлекали внимание корифеев литературной критики. 1895 год - переломный в жизни Бунина: после «бегства» Пащенко, оставившей Ивана Алексеевича и вышедшей замуж за его друга. В январе он оставил службу в Полтаве и уехал в Петербург, а затем в Москву. Большой литературный вечер в Петербурге ободрил его, там он выступал с чтением рассказа «На край света». В Москве Бунин познакомился с вождем символистов В.Я. Брюсовым, А.П. Чеховым, В.Г. Короленко, А.И. Куприным. В 1898 году Иван Алексеевич уехал в Одессу. Там он женился на Анне Николаевне Цакни, но семейная жизнь не ладилась, Бунин и Анна Николаевна разошлись, их сын Коля умер. 1900-е годы были новым рубежом в жизни Бунина. Неоднократные путешествия по странам Европы и на Восток широко раздвинули мир перед его взором, столь жадным до новых впечатлений. А в литературе начинавшегося десятилетия с выходом новых книг он завоевал признание как один из лучших писателей своего времени. В начале 1901 года вышел сборник стихов «Листопад», вызвавший многочисленные отзывы критики. Куприн писал о «редкой художественной тонкости» в передачи настроения. Блок за «Листопад» и другие стихи признавал за Буниным право на «одно из главных мест» среди современной русской поэзии. «Листопад» и перевод «Песни Гайавате» были отмечены Пушкинской премией Российской Академией наук, присужденной Бунину 19 октября 1903 года. С 1902 года начала выходить томами собрание сочинений Бунина в издательстве Горького «Знание». И опять путешествия, и так всю жизнь его влекли различные города и страны. Бунин не принял революцию 1905 года, записал в дневнике свои впечатления от нее: «какой-то жуткий восторг, чувство великого события» (Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. 1870-1906. - Москва 1989). То, что вскоре после революции 1905г. Б. напишет свои самые лучшие произведения, нельзя назвать случайностью. Он иногда высказывался о своей непричастности к политике, но в художественном творчестве отражал ее.

В 1917г. наступила социальная драма писателя, который всегда жил интересами России. Не поняв Октябрьской революции, писатель в 1920г навсегда покинул свою родину. 4 ноября 1906 года Бунин познакомился в Москве с Верой Николаевной Муромцевой, дочерью члена Московской городской управы. Бунин и Муромцева совершили поездку по всему Востоку. С этого путешествия началась их совместная жизнь. Об этом странствии - цикл рассказов «Тень птицы» (1907-1911г.г.). Они сочетают в себе все впечатления Востока: описание городов, древних развалин, памятников искусства, пирамид, гробниц. Проза и стихи Бунина обретали теперь новые краски. Предшествовавшая проза, как отмечал сам Бунин, была такова, что «заставила некоторых критиков трактовать» его, а обнаружилась его литературная деятельность «более ярко и разнообразно лишь с 1908-1909 годов». Академия наук присудила Бунину в 1909 году вторую Пушкинскую премию за стихи и переводы Байрона; третью - тоже за стихи. В этом же году Бунин был избран почетным академиком. Последние годы жизни Бунина были и самыми трагическими. Он был жестоко обманут в любви; вынужденно делил кров с тяжелыми и, по-видимому, психически нездоровым нахлебником; наконец, как мы уже знаем, познал на исходе жизни враждебность эмиграции. Но жажда жизни, ощущение, что он еще не совершил всего, не покидали умирающего писателя. В год своей кончины, в ночь с 27-го на 28 января 1955 года, уже изменившимся подчерком Бунин заносит в дневник: «Замечательно! Все в прошлом, о прошлом думаешь, и чаще всего об одном и том же в прошлом: об утерянном, пропущенном, счастливом, неоцененном, о непоправимых поступках своих, глупых и даже безумных, об оскорблениях, испытанных по причине своих слабостей, своей бесхарактерности, недальновидности и неотмщенности за эти оскорбления, о том, что многое, многое прощал, не был злопамятен, да и до сих пор таков. А ведь вот-вот все поглотит могила». В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин скончался в Париже. На столике возле кровати лежала неоконченная рукопись о Чехове. Свершилось то простое и необыкновенное, обыденное и ужасное, о чем Бунин незадолго до своей кончины с холодным отчаянием писал: «Через некоторое очень малое время меня не будет…».

 

Особенности творчества И.А. Бунина

 

Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звёздного сияния, его одинокой страннической души… М.Горький.

Литературная судьба Ивана Бунина сложилась на редкость счастливо, хотя его писательская известность, только упрочившаяся с годами, никогда не достигала той популярности, какую имели в начале столетия Максим Горький или Леонид Андреев. Он получил признание раньше всего как поэт (Пушкинская премия Российской академии 1903 года за поэму «Листопад и перевод «Песни о Гайвате». Вторая Пушкинская премия 1909 год и избрание почётным академиком). Однако Бунин заявил о себе как поэт в ту пору, когда в русской литературе шла переоценка ценностей и появилось принципиально новое направление - символизм. Можно было его принять или отвергнуть, быть с ним или против него.… Из всех крупных русских поэтов один Бунин пошёл против. Он оказался единственным новореалистом в русской поэзии начала нашего века.

Если на рубеже столетия для бунинской поэзии наиболее характерны пейзажная лирика, то затем Бунин всё больше обращается к лирике философского направления. Личность поэта необычайно расширяется, обретает способность самых причудливых перевоплощений, находит элемент «всечеловеческого». Жизнь для Ивана Алексеевича - путешествие в воспоминаниях, причём не только личностях, но и воспоминаниях рода, класса, человечества. Эмиграция стала поистине трагическим рубежом в биографии Бунина, порвавшего навсегда с родно русской землёй, которой он бал, как редко кто, обязан своим прекрасным даром и к которой он, как редко кто, был привязан «любовью до боли сердечной». За этим рубежом произошла не только довременная и неизбежная убыль его творческой силы, но и само его литературное имя понесло известный моральный ущерб и подёрнулось ряской забвения, хотя жил он ещё долго и писал много. Своеобразие Бунина раскрывается в его любовной лирике. Принадлежащая своим эмоциональным строем ХХ веку, она трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира и самых его основ, тяжба с природой и вечностью в требовании идеального бескомпромиссного чувства. Особенности Бунина в произведениях 1910 года, в которых, по словам самого писателя, его занимала «душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина». Его влечёт тема катастрофичности, воздействующей и на общее предназначение человека, и на возможность счастья и любви. Его особенно привлекают люди, выбитые из привычной колеи, пережившие внутренний перелом, катастрофу, вплоть до отказа своего «я» («Сны Чанга», «Грамматика любви», «Братья»).

Иногда, под влиянием особо тяжёлого чувства разрыва с Родиной, Бунин приходил к настоящему сгущению времени, которое обращалось в тучу, откуда или озаряющие молнии, хотя горизонт оставался беспросветен. Но сгущение времени не всегда приводило к мраку. Напротив, надо повторить это, Бунин стал видеть, ища надежды и опоры в отодвинутой им России.

Существовала одна проблема, которой Бунин не только не опасался, а, наоборот, всей душой шёл ей навстречу. Он был занят ею давно, и ни войну, ни революцию не могли его привязанности к ней пошатнуть,- речь идёт о любви.

Здесь, в области, полной невыраженных оттенков и неясностей, его дар находил достойное себе применение. Он описывал любовь во всех её состояниях (а в эмиграции ещё пристальней, сосредоточенней), умел найти её даже там, где её ещё нет, в ожидании, и там, где она едва брезжит и никогда не сбудется («Старый порт», 1927г.) и где томится неузнанная («Ида», 1925г.) или в изумлении не обнаруживает своего прошлого, подвластного разрушительному времени («В ночном море», 1923г.). Всё это схватывалось в новых, никому ещё не дававшихся подробностях и становилась свежим, сегодняшним для любого времени. Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобретательности, но и своей подчинённостью каким- то внутренним, неведомым человеку законам.

Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви, по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по- настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычайной трактовки темы любви служит рассказ «Сны Чанга» (1916год). Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пёс чувствует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ «дальних работящих людей»(немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья:

1. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни;

2. Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены;

. Путь вечной жажды, поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже нет счастья. Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по- собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несёт в себе идею верности и признательности. Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.

Поэт с юности живёт в мире сладчайших воспоминаний - и своих воспоминаний детства, ещё осенённого «старыми липами», ещё лелеемого остатками былого помещичьего довольства, и воспоминаний семьи и всей своей среды об этом былом довольстве и красоте, благообразии и гармонии жизни. Спустя много лет, уже в эмиграции, Бунин забывает, что крушение милого ему мира русской помещичьей усадьбы происходило на его глазах, задолго до Октябрьской революции

и большевиков, которым он адресует свои обвинения в разрушении «красы земной», в попрании наследственных святынь его детства, его памяти. Бунинские образы крестьян и крестьянок наделены такими чертами индивидуальности, что мы, как это бывает только при соприкосновении с настоящим художеством, забываем, что это литературные персонажи, плод фантазии автора. В отношении людей мужицкого мира в дореволюционных деревенских вещах Бунина все симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнурённых безнадёжной нуждой, голодом (почти все его деревенские герои, между прочим, постоянно хотят есть, мечтают о еде - о краюхе хлеба, луковице, картошках с солью), унижениями от власть или капитал имущих. В них его особо трогают покорность в судьбе, терпение и стоицизм во всех испытаниях голода и холода, нравственная чистота, вера в бога, простодушные сожаления о прошлом. Бунин искренне любит своих деревенских героев, людей, придавленных «нуждишкой», забитых, замордованных, но сохраняющих свою исконную безропотность, смиренномудрие, врождённое чувство красоты земли, жизнелюбие, доброту, непритязательность. Бунин любит изображать людей пожилых и старых, близких ему памятью о прошлом, которое они склонны видеть больше с хорошей стороны, забывая обо всём дурном и жестоком, близких и своей душевной настроенностью, чувством природы, складом речи, куда более поэтичном, чем у молодых с их развязностью на городской манер, непочтительностью и цинизмом. Чуткость и острота восприятия Буниным процессов, происходивших в деревне в канун, во время и после революции 1905 года, пожалуй, нигде не сказывается такой недвусмысленности, как в главном произведении его «деревенского цикла» - повести «Деревня». Смерть - ещё один неизменный мотив бунинской поэзии. В лирическом герое Ивана Алексеевича силён страх смерти, однако, перед лицом кончины многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются с концом, не желают тревожить своей смертью близких («Сверчок», «Трава»). Смерть в произведениях Бунина является важной частью, которая помогает осознать смысл жизни, как она дорога. Герой начинает обдумывать, что многое можно было избежать или в каких-то моментах простить, но уже поздно. Человек вспоминает о Боге, когда пришёл конец, начинает молиться, но это не сравнимо с его грехами. В произведениях Ивана Алексеевича очень часто встречаются моменты молитвы. Это наталкивает на то, что Бунин был человеком верующим, раз он показывает такие детали, которые, на мой взгляд, приукрашивает произведения.

Но у Бунина в произведениях есть смерть вынужденная, трагичная. Человек берёт на себя грех, чтобы только уйти из этой жизни. Чтобы человек смог наложить на себя руки, с ним должно произойти нечто невероятное. У Бунина, например, это неразделённая любовь или тяжёлое расставание которое не может пережить герой. («Митина любовь»). Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных переживаний человека путём контрастного сопоставления их друг с другом. Иван Алексеевич, сравнивая человека и природу, выделяет настроение героя, а природа помогает передать эти чувства и состояния. Это вносит в произведения какую- то оживлённость, придаёт яркость. Природу Бунин полюбил раньше себя, раньше людей, в чём признавался в некоторых ранних стихах, например «За рекой луга зазеленели…»

Характерна бунинская деталь, охватывающая облик предмета на цвет, на вкус, на ощупь, с его красками, формами и запахами. Читая строки Бунина, мы словно вдыхаем «запах мёда и осенней свежести», «запах талых крыш», «свежего тёса», накалённых печей, ветра («Осенний ветер, запах соли…), «…ржаной аромат соломы и мякины, «славный запах книг» и даже «запах» самой истории. («Дикою пахнет травой, запахом древних времён»…). В лирико - философском ключе в творчестве Бунина звучат такие проблемы: о роли времени в человеческой жизни; об отношении личности к смерти; о значении любви. Не претендуя на решение социальных проблем в своих произведениях, Бунин ставил их.

Кроме природы в творчестве Бунина есть и другая высшая инстанция - память, т. е. особая форма времени, некая форма ответственности за прошлое. Это память отдельной личности о прошлой жизни, память нации, народа о своих корнях, о старине, память человечества о прошлом, об истории. Все эти виды «памяти» пронизывают образы бунинских произведений, составляют их художественную структуру. Художник пытается представить русский характер в его нескончаемой многоликости, рисует всё новые индивидуальные «варианты» национальной психологии. В его сознании поднималась Русь, которая шла очень издалека, из древности, - та, что скоморошествовала, юродствовала, тужила и безмолвствовала до времени, терпела и ожесточалась от несчастий, шла на помощь другим народам, верила в несказанное, высокое, могла презреть богатство, почести и легко встретить смерть. Тот мир, который с рождения окружал Бунина, наполнял его дорогими и неповторимыми впечатлениями, уже как бы не принадлежал только ему - он уже был широко открыт и утверждён в искусстве художниками, ранее Бунина воспитанными этим миром. Бунин мог только продолжить их, развивать до крайнего и тончайшего совершенства в деталях, частностях и оттенках великое мастерство своих предшественников. На этом пути меньший талант, чем бунинский, почти с неизбежностью должен был «засахариться», утончиться до формализма. Бунину удалось сказать своё слово, которое не прозвучало в литературе повторением сказанных до него слов о его родной земле, о людях, живших на ней, о времени, которое, правда, не могло не быть у него иным по сравнению со временем, отражённым в творениях его учителей в литературе. Бесспорная и непроходящая художническая заслуга Бунина, прежде всего, в развитии им и доведении до высокого совершенства чисто русского и получившего всемирное признание жанра рассказа или небольшой повести той свободной и необычайно ёмкой композиции, которая избегает строгой оконтуренности сюжетом, возникает как бы непосредственно из наблюдённого художником жизненного явления или характера и чаще всего не имеет «замкнутой» концовки, ставящей точку за полным разрешением поднятого вопроса или проблемы. Возникнув из живой жизни, конечно, преображённой и обобщённой творческой мыслью художника, эти произведения русской прозы в своих концовках стремятся, как бы, сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раствориться в ней, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, «доследования» затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов. Может быть, зарождение этого жанра прослеживается из большой глубины по времени, но ближайшим классическим образом его являются, конечно, «Записки охотника». В наиболее развитом виде эта русская форма связывается с именем Чехова, одного из трёх «богов» Бунина в литературе (первые два- Пушкин и Толстой). Бунин, как и Чехов, в своих рассказах и повестях пленяет читателей иными средствами, чем внешняя занимательность, «загадочность» ситуации, заведомая исключительность персонажей. Он приковывает вдруг наше внимание к тому, что как бы совершенно обычно, доступно будничному опыту нашей жизни, мимо чего мы столько раз проходили, не остановившись и не удивившись, и так бы и не отметили для себя никогда без его, художника, подсказки. И подсказка эта нисколько не унижает нас - она является в форме нашего собственного, совместного с художником открытия. Идеалом Бунина в прошлом была пора расцвета дворянской культуры, устойчивости дворянского усадебного быта, за дымком времени как бы утрачивавшег<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: