Римско-католическая пропаганда




Из книги автора

Римско-католическая пропаганда Мы, русские, напоминаем собой тот град, который «разделился на ся»[96] и посему не может устоять. Разделение у нас во всем, и поэтому во всем пропадает наша сила. Наши патриотически настроенные люди со всех сторон кричат о «засилье»: засилье

 

ПРАВОСЛАВНАЯ РЕФОРМАЦИЯ

Апрель 29, 2006


из истории святого Обновленческого движения в XX столетии
о. Сергий Журавлев
«26 августа 2000 года в г. Киеве состоялось открытие Реформаторского Православного Собора — Конференции «ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ ЖИВОГО БОГА». Это была первая подобная конференция после почти восьмидесятилетнего перерыва.
В начале, уже прошлого, двадцатого столетия сразу после трагических событий 1917-18 годов многие прогрессивные и смелые Православные реформаторы — епископы, священники, дьяконы, просто рядовые Православные Христиане, стали собирать подобные Соборы, для обсуждения многих вероучительных и практических вопросов Церковной жизни. Много священно — церковнослужителей тех лет от мёртвого, религиозного служения, от идолов, обратилось к живому служению ЖИВОМУ БОГУ!!! Это было время невиданного излияния Духа Святого на Православие.

Многие Православные Христиане возродились Свыше, многие приняли и крещение Духом Святым! При царизме подобная Реформация была не возможна, т. к. тот полицейский режим давил с особой жестокостью всякое движение, направленное на Реформацию и Обновление Православной Церкви. Сотни и тысячи Православных священно — церковнослужителей отдали свои жизни за святое Евангельское дело… После падения царского самодержавия, во время краткого периода относительной религиозной свободы. Господь поднял многих сильных реформаторов. Среди них — святитель Антонин Грановский, митрополит Московский, глава известного в 20-е годы Реформаторского Православного объединения «ЦЕРКОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» (1920 г.); святитель Александр Введенский, митрополит Московский, скончавшийся в 1946 году; епископ Леонид Скобеев, вместе с митрополитом Антонином рукоположивший первого женатого епископа в мае 1920 года (позже архиепископ, Иоанн Альбинский), что в Православии произошло впервые после 692 года; епископ Владимир Путята, возрождавший истинное Православие в г. Пензе; протоиерей Дмитрий Попов, ставший председателем «ВСЕРОССИЙСКОГО СОЮЗА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН» г. Петербурга; священник Иоанн Егоров, С 1919 г. ставший старшим председателем прогрессивного Православного союза под названием «РЕЛИГИЯ В СОЧЕТАНИИ С ЖИЗНЬЮ» и другие смелые реформаторы!
Создавались в те годы и другие реформаторские Православные общины, и целые союзы, такие как — «ДРУЗЬЯ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМАЦИИ», «ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГРУППА ПРОГРЕССИВНОГО ДУХОВЕНСТВА» (1920 г.), «СОЮЗ ЦЕРКОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ» (1918 г.), «НАРОДНАЯ ЦЕРКОВЬ» (1918 г.), «СОЮЗ ОБЩИН ДРЕВЛЕАПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ» (СОДЦ) и другие. У нас на Украине в Киеве, Харькове и Одессе также стали возникать реформаторские Православные общины.
Епископы и священники многих из этих союзов стали проповедовать Евангелие Иисуса Христа, сотрудничать с Христианами других деноминации! К примеру, митрополит Антонин Грановский тесно сотрудничал с Евангельскими Христианами из «ВСЕРОССИЙСКОГО СОЮЗА БАПТИСТОВ». Реформация стала распространяться и в богослужении. Вместо старославянского служения проходить стали на Украинском, Русском, Белорусском, Татарском и других языках! Православные стали понимать богослужения, а не просто приходили в храмы, чтобы «отстоять литургию». Во многих Православных храмах была убрана «ненужная перегородка» — иконостас и завеса!
ПРЕСТОЛ СТАВИЛСЯ ПОСРЕДИ ХРАМА во многих реформаторских Православных общинах! Во многих Православных приходах священники и народ принимали и крещение Святым Духом со знамением молитвы на иных языках! Одна из таких общин была и на Украине в г. Бердычеве, где множество Православных Христиан вместе со своими священнослужителями приняли Духа Святого! Их так и называли — «ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЯТИДЕСЯТНИКИ!»
Многие Епископы и священники отбросили и лжеучение «об апостольской правопреемственности», как учение противное: а) Евангелию; б) историческим фактам; в) здравому смыслу! Одним из первых, кто заявил об этом, был священник — реформатор Иоанн Егоров! Отец Иоанн стал учить об истинной правопреемственности в Истине и Духе Святом и о «рукоположении собственным вдохновением».
Современная Реформаторская Православная Церковь, по милости и благодати Бога Всемогущего, имеет как историческую, так и благодатную апостольскую правопреемственность. Реформаторская Православная Церковь также отвергает современное лжеучение «об апостольской правопреемственности», согласно которому лишь непрерывность рукоположении является гарантией «благодатности» священнослужителей и Церкви. Историческая, иерархическая правопреемственность еще не гарантия правопреемственности Духа Святого, благодатной правопреемственности.
В истории Православия на Руси это было время начала долгожданной Реформации, но, к сожалению не долго оно длилось, т. к. советская власть совершенно не была заинтересована в Обновлении Христианства, но старательно и планомерно старалась уничтожить Церковь. Тысячи Православных священно — церковнослужителей были казнены в 20-е и 30-е годы, но их кровь — это семя Церкви. Сегодня мы обязаны продолжить дело самого великого в истории человечества Реформатора — ИИСУСА ХРИСТА, действовавшего в далёкие двадцатые годы через тех реформаторов! В Библии сказано: «насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог взращивающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду» (1Кор. З:7,8). Братья и сестры! Давайте вместе хорошо потрудимся для Господа и пусть каждый из нас «получит свою награду по своему труду!» Аминь!
В начале XX века Россия вступила в обстановке всестороннего экономического, политического и идеологического кризиса, причем кризис идеологии во многом был связан с застоем в жизни Церкви. Многие учёные, светские и церковные публицисты (С. Ф. Шарапов, В. 0. Ключевский, М. 0. Меньшиков, В. В. Розанов, Е. Поселянин), богословы, священники и иерархи Церкви (М. М. Тареев, С. В. Троицкий, митрополиты Вениамин (Федченков) и Евлогий (Георгиевский)) свидетельствовали, что, хотя в официальном православии никогда не переводились подвижники и люди святой жизни, живая вера в народе была уже утрачена и свелась к простому обряду, а РПЦ уже двести лет выполняла роль идеологической подпорки отжившему царскому самодержавию, ибо придерживалась унаследованного от Византии принципа «симфонии» — законодательно закрепленного и догматически освящённого союза Церкви и государства (которая в реальной истории нигде и никогда не существовала). Известный русский религиозный философ Г. Федотов отмечал, что еще со времени появления концепции «Москвы — Третьего Рима» идея христианства была подменена «идеей православного царства».
Сразу после Революции 1917 года проходил ПЕРВЫЙ ПОМЕСТНЫЙ СОБОР Русской Церкви, который принял ряд реформаторских решений. Среди прочего, было принято решение отказаться от безнадежно уже устаревшего старославянского богослужебного языка. С 1918 по 1923 год продолжались переводиться богослужебные книги, а также и правки в т. н. Синодальном переводе Библии (1876 г.).
Накануне Второго Собора реформаторская православная газета «Живая Церковь» писала: «Владыка жизни — Христос, во имя Которого совершается великое дело обновления Церкви, Его Невесты, даст те благодатные силы, при наличии которых трудное становится легким, неразрешимое — разрешимым, а грёза о чистом христианстве, христианстве без примесей человеческих наслоений, станет очевидным для каждого фактом.» («Живая Церковь», 1922, N 2, с. 1 — 4).
Второй Поместный Собор (т. н. Обновленческий) Русской Православной Церкви, открытый 29 апреля 1923 года, в «Неделю о расслабленном», в Храме Христа Спасителя под председательством святителя Антонина Грановского, архиепископа Московского, выдающегося украинского реформатора и богослова.
Святитель Антонин (Александр Андреевич Грановский) родился в 1860 г. в Украине. Он получил прекрасное светское образование. Еще в юности он в совершенстве овладел многими старыми и новыми языками, профессионально занимался археологией и был известен как талантливый ученый. В 1891 году он закончил Киевскую Духовную Академию и вскоре был назначен помощником инспектора Академии.
Уже в то время, когда Александр Андреевич исполнял обязанности помощника инспектора, он был известен как бескомпромиссный и выдающийся проповедник и борец за справедливость, за свободу совести и свободу слова. Он, часто повторяя слова митрополита Московского Платона: «наши земные границы до Неба не доходят», — выступал за прекращение религиозных гонений на евангельских христиан в Российской Империи. Был смотрителем Московской Донского и Киево-Подольского Духовных училищ. С 1899 года старший цензор Петербургского духовного цензурного управления. 18 декабря 1902 года в Киевской Духовной Академии блестяще защитил магистерскую диссертацию, которая стала событием для всей мировой экзегетики. («Книга пророка Варуха» СПБ. 1902 г.) Ученые еврейские раввины всего мира с большим интересом комментировали его книгу, восхищаясь остротой ума выдающегося украинского мыслителя и богослова. До сих пор это сочинение святителя Антонина является лучшим исследованием писаний пророка Варуха в Православии и шедевром мировой экзегетики.
28 февраля 1903 года состоялась архиерейская хиротония в Свято-Троицком соборе Александре-Невской лавры Санкт-Петербурга, и святитель Антонин стал епископом Нарвским, викарием Санкт-Петербургской Епархии. Выступал за отмены всякой цензуры в Российской Империи, за полную свободу совести, обличал в проповедях порочную и прогнившую насквозь систему «православного» царизма, а во время событий Революции 1905 года (в особенности после кровавой расправы 9 января) отказался за литургией провозглашать Николая «Кровавого». «Государь, мы, рабочие города Петербурга, наши жены и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, Государь, искать правды и защиты…» — писал в своем прошении вместе с рабочими столицы священник о. Георгий Гапон, но царь жестоко предал Бога и свой народ, благословив дикую расправу над мирной демонстрацией. Отец Георгий, раненый царскими жандармами, был вынужден бежать за границу, а из священнослужителей Православной Церкви, к сожалению, лишь один святитель Антонин Грановский осудил безбожие «православного самодержавия». По приказу Императора Николая II святитель Антонин был «уволен на покой» в 1906 году и до самой революции был в опале.
В 1921-23 гг. был в составе Высшего Церковного Совета Православного Реформаторского движения в СССР. 29 июня 1923 года, на праздник апостолов Петра и Павла, организовал и возглавил Православный «Союз Церковного Возрождения», имевший последователей как в России (г. Москва, г. Ленинград и Владимирская область), так и на Украине (г. Харьков и Харьковская область), где трудился на ниве Божьей его помощник и соратник протоиерей о. Константин Смирнов. Святитель Антонин перешел в блаженную вечность 14 января 1927 года. Погребен был 16 января на кладбище Новодевичьего монастыря при огромном стечении народа с разных городов и областей СССР (подробнее в Вестнике Священного Синода Православной Российской Церкви, 1927 г. №2, стр. 26).
Среди святителей и отцов этого Собора современная Реформаторская Православная Церковь сегодня вспоминает святителя Александра Введенского, Патриарха Московского и всея Руси. Святитель Александр Иванович Введенский родился 30 августа 1889 года. Окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета. Женившись, он с 1915 года стал священником Православной Церкви. Был много лет настоятелем церкви Захария и Елизаветы в Ленинграде. В истории Русской Православной Церкви является основоположником обновленческого движения и апологетом. Был выдающимся церковным деятелем и проповедником. Был активным участником II реформаторского «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года. 6 мая 1923 г. хиротонисан во епископа Крутицкого, викария Московской епархии. В 1924 году возведен в сан митрополита и назначен управляющим Московской епархией. Был постоянным членом реформаторского, Обновленческого Священного Синода. В 1924 году назначен на профессорскую кафедру как доктор богословия при обновленческой Московской Богословской Академии и преподавателем Ленинградского Богословского Института по курсу Основы Богословия и Апологетики. 1 мая 1928 года он присутствовал на заседании расширенного пленума обновленческого Священного Синода. С 1932 года — профессор и ректор Московской Богословской Академии. В эти же годы был настоятелем храма Христа Спасителя в Москве. В 1933 году Советом Московской Обновленческой Богословской Академии удостоен степени доктора Христианской философии. Со 2 декабря 1936 года Александр Иванович настоятель Пименовской церкви в Москве. В апреле 1940 года святитель Александр был назначен заместителем Первоиерарха Православной Церкви в СССР.
Священный Обновленческий Синод в 1940-41 г. вынес постановление о восстановлении патриаршества. 10 октября 1941 года святитель Александр Иванович назначен первоиерархом, Патриархом Православной Церкви в СССР. Святитель Александр Введенский, Патриарх реформаторского, обновленческого движения ушел в блаженную вечность 26 июля 1946 года и был погребен на Калитниковском кладбище г. Москвы. Торжественное погребение, при огромном стечении народа, было совершено святителем Филаретом, митрополитом Свердловским, произнесшим проповедь о необходимости дальнейшего обновления и реформации Православной Церкви, которые не заканчиваются смертью человека, даже такого выдающегося как Александр Введенский. «ЦЕРКОВЬ НЕПРЕСТАННО РЕФОРМИРУЕТСЯ» — провозглашали святители Киприан Карфагенский и Иоанн Златоуст. Святитель Александр Введенский, как Богом поставленный пастырь, продолжил великий путь созидания Тела Христа и как доблестный воин Иисуса получил «неувядающий венец славы» (1Пет.5:4)
Среди святителей и отцов этого Собора мы вспоминаем также — Митрополита всея Сибири, святителя Петра Блинова, Митрополита Одесского Евдокима, Митрополита Киевского Тихона, Митрополита Харьковского Николая, архиепископа Пимена, Каменец-Подольского, архиепископа Леонида Скобеева, архиепископа Нижегородского Иоанна Альбинского, архиепископа Иоанникия Ченцова, архиепископа Таврического Петра Рождественского и мн. др. Общее число отцов Собора — 476 человек. Эти епископы и священники представляли собой 72 епархии, находившиеся на территории СССР. Около половины всех святителей и отцов Собора были с Украины. Среди отцов Собора — 200 человек представляли реформаторский Православный союз «Живая Церковь», 116 членов СОДАЦ (Союз Общин Древле-Апостольской Церкви), 10 человек представляли реформаторский Православный союз «Возрождение» и др.
Среди революционных решений этого реформаторского Поместного Православного Собора — принятие т.н. «белого» (женатого) епископата в Православной Церкви на территории СССР и за ее пределами (приходы в Европе и США) и возможности второбрачия для священников.
Священник Владимир Красницкий напомнил Священному Собору, что в древней Церкви епископами были женатые люди, и лишь VI Вселенский Собор (в VII веке) ввёл для них безбрачие. А их монашество уже совершенно противоречит церковному правосознанию. Ещё IV Вселенский Собор запретил монахам вмешиваться в церковные и житейские дела. Это византийские, а впоследствии и русские императоры видели в епископах-монахах своих верных слуг, носителей идеологии классового господства. «Эта идеология заковала Евангелие в серебряные оклады, наложила на него целые ряды камней, превратила эту книгу жизни в сборник вокальных упражнений, раздробила её на ряд отдельных текстов и малопонятных выражений, служивших только эпиграфами для безжизненных церковных проповедей, неустанно и настойчиво подрывавших всякую народную надежду на улучшение своей земной жизни с её трудами и горестями… А что делали эти люди с белым, подчинённым им духовенством, об этом от отцов и дедов передается в наших священнических рядах. Епископ-монах всегда был грозным владыкой, ужасом и трепетом для белого священника, диакона, псаломщика, а уж тем более для их вдов и сирот… Белое духовенство должно быть освобождено от мертвящего гнёта монашества, оно должно получить в свои руки органы церковного управления. И непременно получить доступ к епископскому сану. Тогда в глазах духовенства и в глазах широких народных масс станут ясны те нравственные задачи, которые возлагаются на нашу Церковь переживаемым временем».
Святитель Александр Иванович Введенский своим выступлением открывал Второй Поместный Собор.
Вот фрагмент его проповеди: «С внутренним трепетом стою я перед Священным Собором… Для того чтобы Собор мог иметь беспристрастное суждение по этому вопросу, важности совершенно исключительной, я имею величайшую честь от лица Высшего Церковного Управления и от лица всех обновленческих групп, представленных на нашем Соборе, доложить вам те материалы, рассказать вам всю ту правду, поведать вам о всей той обстановке, при которой текла наша жизнь. Тогда вы сами будете судить, так ли пошла Церковь, предателями, Иудами ли являются сейчас двигатели обновленческого движения, или, наоборот, те, от которых отошли мы, они радели не о благе церковном. Русская Церковь переживает мучительный кризис. Русская Церковь вся изъязвлена ранами. Живая кровь мучающихся душ обагрила белоснежные одежды Церкви. Мы перестали понимать друг друга, мы стали друг в друге видеть врага, мы боимся общения в молитве и в Евхаристии, мы перестали быть братьями — мы, исповедующие один и тот же Символ Веры, рожденные, воспитанные, вскормленные соками той же Матери, стали как враждующие, непонимающие, негодующие враги. И наш Собор только один в состоянии властно, громко сказать этим враждующим и часто непонимающим, почему враждующим, — перестаньте, здесь правда, идите за ней, уйдите от той правды, хотя бы она облеклась в пышные одежды подлинности православия.
Итак, вы будете лечить, вы преподадите то лекарство бессмертной истины, хранительницей которого является Церковь, вы являетесь выразителями церковного мнения, вы здесь — сама Православная Церковь.
Я хочу вам сказать о болезни, ее течении, причине, вы поставите диагноз, вы возьмете рецепт и напишете на нем тростью Истины ваше решение, и снова соберется расточенное, погасится пламя вражды, и будет Церковь тем, чем быть должна, — союзом любви, светящимся от солнца любви Господа Иисуса Христа.
Я сейчас отойду очень далеко от Русской Православной Церкви, я буду говорить о христианстве вообще. Потому что мое глубокое убеждение, что мы больны общей болезнью христианства, что только в нашей церкви с особенной мучительностью, прежде всего, созрел этот кризис, которого еще как будто не видно, но который уже действительно совершается среди христиан всего мира. В самом деле, сейчас мир усомнился в ценности христианства, сейчас мир хочет, по выражению французских писателей конца XIX столетия, дехристианизироваться, мир, носивший белые крещальные рубашонки, как бы нашел, что рубашки тесны. Они белоснежны, прекрасны, но они тесны. Смотрите, ваши крещальные рубашонки треснули по всем швам, обветшали. Мир уходит от христианской церкви. Общее явление отхода от Христа уже в течение целого ряда последних десятилетий подмечено верующей и неверующей наблюдающей мыслью. Вот передо мной ряд французских писателей. Я беру из них только одного, он мне пришел сейчас на память — де Мель. Он говорит — было некогда время, и над вселенной сиял мучительный облик Христа. Теперь этот облик угас, померк, стал темнее, но нам и не надо этого света. Вот передо мной вновь Америка, ряд теперешних мыслителей, известный американский анархист Свифт, который пишет памфлет за памфлетом против Бога и Христа. Знаменитый американский романист Синклер говорит, что, правда, теология еще заставляет жить кое-кого, но это теологические мертвецы стучат своими костяшками — это танец смерти.
Ницше, в котором нельзя не видеть одного из крепчайших пророческих умов, сказал, что боги умерли, что по всему миру прокатилась жуткое эхо погребального рыдания над умершими богами. Возьмите его книгу «Антихрист» и вы найдете много мест, часто грубых и шокирующих вас, где Ницше не находил достаточно слов, чтобы выразить свое негодование, презрение и омерзение перед христианством. Ницше утверждает, что евангелие самая грязная книга, которая когда-либо написана человечеством, после которой всякая книга покажется чище, что, читая ее, нужно надевать перчатки, чтобы не запачкать руки. Наша белоснежная книга в золотых переплетах, которую мы украшаем самоцветными камнями, потому что она драгоценная жемчужина веры нашей. Она, для Ницше и стоящих за ним, книга, которая пачкает. Бред безумного? Нет. Только грубо, резко, но здесь подхвачено настроение масс, масс, которые отходят от Христа, которые не хотят идти за Христом… И самое наше священное собрание для многих является странным анахронизмом. Так, Кольридж, английский писатель, пишет, что проблемы церковного строительства — это проблема небесного чревовещания.
Так, мир отходит от Христа, как будто мы начинаем присутствовать при исполнении того жуткого пророчества, которое знаменитый Эрнест Ренан сказал своему племяннику Гийо: «Мир идет к неверию, и с каждым десятилетием это неверие будет расти. Последний народ, который будет цепляться за религию — это турки, но я знаю, что и турки отойдут от веры». Так говорил Ренон Гийо. В чем дело? Что заставляет мир отходить от Христа? Евангелие оказалось мифом, истина оказалась в противоречии с общекультурным философским сознанием?
Да, этот соблазн мысли был. Когда — то Лессинг и многие другие открыли научный поход против веры. Им казалось, что можно штурмом научных бастионов взять твердыню церкви…
В самом деле, я внешне объективно становлюсь критическим исследователем, я делаю сводку, я констатирую, вопреки Штраусу, что совершенное научное сознание не разбило христианской твердыни. Евангелие не система, которой можно опровергнуть другую научную систему, а Евангелие — жизнь… Евангелие имеет две стороны. Оно часть истории души: какая польза, если вы весь мир приобретете, а душе своей повредите? — сказал Господь. С другой стороны, Господь пришел научить людей, как жить здесь. Евангелие не говорит только о горных высотах — оно пришло небо опустить до земли и землю возвысить до небес. Жизнь, Истину, которую не знали мудрецы, владевшие, как им казалось, Мудростью, — а истина так проста — все мы братья.
Все вы братья — здесь Господь дал человечеству как бы тот Архимедов рычаг, которым можно перевернуть весь мир.
Христианство хочет Царства Божия не только в загробных высях, но здесь, в нашей больной, серой, плачущей, страдающей земле. Христос принес на землю социальную правду. Мир должен зажить новой жизнью. Почему ангелы пели в рождественскую ночь, почему ночь преобразилась в день? Почему к Христу стали стекаться десятки, сотни, миллионы, а потом весь мир склонился перед Христом? Потому что мир жаждал — жаждал, что станет покрытым не терниями, а теми лилиями Благовещения, что ангел вручил в час великий Приснодеве Марии. И человечество обманулось… Жизнь стала, может быть, печальнее после того, как человек услыхал, что может быть другая жизнь, что она жила среди нас, и нет ее… Мир существует круглым счетом после происшествия подвига Христа две тысячи лет, и неправда жуткая неправда еще наглее существует в мире. Еще жутче тени, еще чернее контрасты после того, как мир прорезал луч от истины Христовой. Эти черные тучи встают над сознанием человека, и человечество не видит солнца, не хочет солнца, говорит, что солнце фальшивое, холодное, сусальное… Да мир предъявил христианству счет по фактическому исполнению Церковью ее обещаний.
Но Христос по-прежнему приковывает взор. Оскар Уальд написал в своих письмах из тюрьмы, что Христос — это Тот, при одной мысли о Котором даже у того, кто не пригибает колен у алтаря Иисуса, и у того делается легче на сердце.
Но христиане не Христовы, Церковь не живет Христом. Это трагедия, это боль, это ужас.
Я вспоминаю, четыре года тому назад был диспут: «Воскрес ли Христос?», участником которого был и я. Народ, собравшийся в таком количестве, что буквально яблоку негде было упасть, слушал с напряженным вниманием развертывавшуюся дискуссию. У меня был диспут с известным антирелигиозным агитатором Гидони. И вот, когда я формулировал свои положения, конечно, утверждая, что Христос воскрес, Гидони сказал: «Да, по всем вашим научным данным, Христос воскрес». — «Так вы, может быть, пойдете за Ним?» — спросил я. И он ответил: «Нет, Христос, воскресший там, не воскрес в вас: вы злы, бессердечны, черствы, и я не пойду за Христом, потому не хочу быть с вами — христианами». Это ответ, на который мне нечего было ответить, потому что здесь была правда.
Мир издыхает в социальных противоречиях… Итак, новая жизнь загорается. Пасха у нас с вами в душе. Церковь воскреснет. Вы сейчас вашими возгласами, как в пасхальную ночь кликами «Христос Воскрес!» — рождаете радость. Церковь приветствует власть рабочих и крестьян. Она хочет полноты правды, она говорит: все отныне идем за Христом и со Христом осуществим его социальную правду, которая сейчас рождается в мире…
Мы говорим: да не будет ненависти, неправды, злобы. Если так, тогда благословит нас Бог на новую жизнь, на всякую работу во имя Христа, и Правда Божия и Церковь древняя, вечная, миру покажет свою красоту.
Христос Воскрес!»
Святитель Александр Введенский, Патриарх Московский и всея Руси (+1946 г.)
(Введенский А. И. «За что лишили сана патриарха Тихона?» Москва, 1923 год.)

 

 

Реформация Церкви. Прошлое, настоящее и будущее.

АВТОР: NEWSCHURCH АВГУСТ 1, 2013 500ЛЕТ РЕФОРМАЦИИ РЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ РЕФОРМАТОР КИРИЛЛ ЛУКАРИС

Реформатор Православия патриарх Кирилл Лукарис

«EKKLESIA SEMPER REFORMANDA».

Церковь непрестанно реформируется.

Впервые эти слова произнес один из почитаемых в Православной Церкви святых, живший в III столетии – святитель Киприан Карфагенский. И спустя столетие эту же фразу произносит один из трех великих каподокийцев, непревзойденный богослов, Патриарх Константинопольский – Иоанн Златоуст.

Эти люди понимали необходимость реформ для обновления церкви на начальном этапе становления христианства. Сегодня христианство на пороге ХХI столетия и оглядываясь назад в историю минувших двадцати столетий, мы можем увидеть, что Церковь непрестанно реформировалась.

Церковь – это живой организм, имеющая библейское определение, как – Тело Христово. И мы христиане – являемся частичками этого Тела, маленькими клеточками живого организма. Мы в свою очередь, так же имеем свои тела, состоящие из разных органов, взаимосвязанных между собой для выполнения определенных функций. И к моменту появления маленького человечка на свет, в утробе матери формируется тело, которое является основой для будущего роста и изменений в течении всей жизни человека.

Тело человека непрестанно реформируется и хотя основа остается той же: столько же рук, ног, сердце, печень, желудок и т.д., но изменения происходят постоянно. Наше тело растет, меняется форма, выражение лица, наши клетки кожи постоянно обновляются, старые отмирают и отделяются, тем самым предоставляя возможность новым клеткам жить и развиваться. То есть форма тела меняется, — но основа, его функций, его суть и предназначение остаются те же.

Так же и Тело Христово – Церковь, имеет свою библейскую основу, свои функции, суть заложенную Иисусом Христом и первыми апостолами. Но с течением времени из-за изменений происходящих вокруг в мире: изменение сознания человека, культурных, экономических, территориальных, климатических, политических и социальных ценностей, а так же достижений науки и техники, — меняется форма Церкви.

Представьте себе если бы армия не реформировалась со времен Крещения Руси, то она выглядела бы, по крайней мере смешно и беспомощно, по сравнению с той армией которую мы видим сегодня. Глупо было бы всаднику на коне с саблей нападать на сверхзвуковой реактивный самолет с ядерными боеголовками. Апостол Павел говорил, что мы воины Христовы, а Божья армия должна всегда быть во всеоружии.

Сегодня есть такое понятие как мобильность. Я верю, что Церковь, — должна быть мобильна, она должна мгновенно откликаться на изменения в окружающем мире. Как тело человека мгновенно реагирует на боль, зрачки сужаются попадая на свет и расширяются попав в темноту, так и Церковь должна мгновенно реагировать на проявления греха.

И самое главное, понимая, что изменения необходимы, нельзя допустить чтобы изменение формы Церкви повлияло на изменение ее предназначения и повлекло к изменению ее функций. Так же, не теряя мобильности, нельзя опаздывать или бежать впереди Бога.

Может, кто-то задаст вопрос: «Зачем вообще нужно что-то реформировать, тем более Церковь созданную Иисусом Христом и первыми апостолами? Не гордыня ли это менять вековые традиции?»

И отвечая на эти вопросы можно сказать: «Да, действительно сам Иисус будучи на земле провозгласил: «Ты Петр (Камень), и на этом камне Я создам Церковь Свою и врата ада не одолеют ее», но Иисус после выполнения Своей миссии вознесся на небеса и именно нам, людям, доверил дальнейшее становление и развитие своей церкви на Земле.

И если Иисус был рожден от Духа Святого и будучи на земле был безгрешен, то мы рождены во грехе, как мы читаем 50-м псалме: «Во гресех мене родила мати моя». Поэтому на протяжении истории развития Церкви, мы видим множество ошибок допущенных людьми по их немощи и влиянию греховной натуры. И такие проявления как: цезарепапизм – когда мирская власть диктует свои порядки Церкви, сребролюбие, злоупотребление церковной властью, все возможные еретические отклонения и заблуждения и т.д., — постоянно разлагают Церковь Христову, уводят ее в сторону от ее предназначения.

В том, что эти явления были в Церкви, можно, прежде всего, прочитать в Священном Писании и так же изучая постановления Вселенских и Помесных Соборов, творения святых отцов Церкви и просто исторических книг. А то, что эти явления есть и сейчас, можно увидеть не вооруженным взглядом, являясь частью любой поместной церкви. Ибо как писал Экклесиаст: «Что было, то и будет;и что делалось то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.»

Сегодня в Православной Церкви, как и других Церквях, есть множество отклонений от Истины, от Духа и полноты Слова Божьего живого и пребывающего в век.

Заглянув в любой толковый словарь, и посмотрев значение слова Реформация, мы увидим что это, прежде всего, — преобразование. В наше время, когда люди слышат слова протестантизм, реформация, то перед их глазами встает Средневековая Европа с образами Мартина Лютера, Кальвина, Цвингли, Гуса, гугенотов. Однако мало кто знает, что на Руси задолго до этого была осуществлена попытка церковной реформы, которая по своей глубине нисколько не уступала западноевропейской.

Мало кто знает, что зародилась эта реформа в лоне православной церкви и была возглавлена самим Московским митрополитом, первосвятителем русской православной церкви (до 1589 года во главе православия на Руси стоял не патриарх, а митрополит), более того, великий князь Всея Руси Иван Третий Великий (1462—1505) также поддержал реформу. Предпочитают обходить молчанием и тот факт, что 27 декабря 1504 года в Москве пылали инквизиционные костры, на которых были сожжены высшие сановники церкви и государства.

Рассмотрим же кратко это великое, но, к сожалению, почти забытое, событие в русской истории. Пришедшее на Русь уже в искаженном виде христианство продолжало обрастать языческими славянскими верованиями, и все более и более сближалось с государственной правящей верхушкой. Этот союз мирских правителей и церкви, а также все усиливающееся отхождение от чистых библейских евангельских истин вызывал недовольство у немалой части верующих. Это движение уходило своими корнями ко временам Владимира Первого (980—1015), оформилось к ХIII—XIV векам в протестантское движение стригольников, начавшись в Пскове, во главе которого становятся некие Карп и Никита. Официальная православная церковь уничтожила почти все документы, проливающие свет на их учение, сделав все, чтобы очернить его. Однако, несмотря на это, известно, что стригольники основывали свою веру только на Слове Божьем — Библии, отрицая так называемое священное предание, не признавали бессмертие души, осуждали богатство и роскошь духовенства.

В 1375 году в Новгороде Карп и Никита были казнены, а их последователи подвергнуты гонениям. Однако эти репрессивные меры православной церкви привели лишь к еще большему распространению протестантизма. Последнему в немалой степени способствовала и близость Новгорода и Пскова к европейским странам, где получили распространение работы Яна Гуса и Уиклифа. К середине XV века в Новгороде оформляется протестантское движение жидовствующих (так они были пренебрежительно названы православной церковью за их соблюдение установленной Богом Субботы), во главе которого становятся протопопы Алексий и Дионисий. Посетив Новгород, Иван Третий ознакомился с их учением и после размышления взял проповедников нового учения в Москву, где оно получило широчайшее распространение, особенно в среде духовенства и сановников.

В его основе лежало отрицание бессмертия души, отказ от исповеди перед священником, ибо, как написано в Библии, «…един Бог, един и посредник между Богом и человеками… Христос Иисус…» (1 Тим. 2:5), соблюдение Субботы и всех других заповедей Закона Божьего, отрицание священного предания и икон, признание свободы совести, вера в историчность библейских пророчеств, отказ церкви от земель и роскоши, признание Библии единственным основанием для веры.

Реформаторы уделяли первостепенное значение искупительной смерти Иисуса Христа и вере в деле спасения человека. Как мы видим, взгляды русских протестантов полностью соответствовали Божественным предписаниям, изложенным в Библии. Новое учение принимает значительная часть духовенства во главе с митрополитом Зосимой, главой русской православной церкви. Это учение принимает невестка Ивана Третьего Елена (дочь господаря молдавского Стефана) и ее сын Дмитрий. Это учение деятельно поддерживают высшие сановники государства во главе с канцлером Федором Курицыным, одним из мудрейших людей своего времени. Казалось, что великое по значимости правление Ивана Третьего (во время которого произошло свержение золотоордынского ига, объединение русских земель в единое государство, судебная и административная реформы, успешные войны с Литвой, международное признание России как великой державы) ознаменуется и религиозной протестантской реформой, чему должно было способствовать и венчание внука Ивана, Дмитрия, на царство, который еще при жизни деда был объявлен его наследником…

Однако силы князя тьмы века сего не дремали. Через жену великого князя Ивана, греческую царевну Софью Палеолог, воспитанную в Италии католическими епископами, сатана начал проводить свою политику. Пользуясь прогрессирующей болезнью Ивана Третьего, разбившей его физически, Софья вынуждает Ивана заточить в тюрьму его невестку Елену и Дмитрия (отцом которого был сын Ивана Третьего от первого брака Иван, отравленный по приказу Софьи), объявив наследником престола своего сына Василия. Последний, встав во главе консервативной церковной партии и пользуясь болезнью отца, начинает страшные гонения на реформаторов, итогом которых стал церковный собор, на котором все вожди русской реформации были приговорены к сожжению на костре. В первый раз за всю свою тысячелетнюю историю столица, а вместе с ней и вся Россия, увидела аутодафе. В железных клетках были сожжены министры и архиепископы, главными из которых были Иван Курицын, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов. В Новгороде такой же участи подверглись с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: