Направленность | Содержание | Условие | |
Функциональное помещение | Раздел программы | ||
Зона формирования предметных представ-лений | Социально- бытовая ориентировка | Раздевалка: Шкафчики для индивидуального пользования. Длинная скамья вдоль стены. Информационный стенд для родителей: – рекомендации врача-офтальмолога; – рекомендации тифлопедагога; – рекомендации педагога-психолога; – рекомендации учителя-логопеда. Игровая комната: Игровые модели: – «Детская кухня» (стол, стулья, плита, холодильник, мойка, посуда, столовая, чайная и кухонная). – «Спальня» (кровати для кукол разного размера, шкаф для кукольной одежды, постельное белье). – «Гостиная» (диван, кресла, стол, стулья). – «Парикмахерская» (столик с зеркалом, пуфик, фен, наборы расчесок, ножницы). – «Магазин» (касса, витрина, тележки для продуктов, муляжи овощей и фруктов). – «Больница» (набор детский «Доктор», халаты, шапочки, бинты, вата). | Доступны для детей в любое время. Устойчивая, с гладкой поверхностью. Безопасно закреплен на стене на уровне глаз взрослого человека Все игровые модели промышленного производства, имеющие сертификат качества. Предметы из наборов яркие, красочные, безопасные в обращении |
Продолжение табл.
Туалетная комната: Шкафчики для полотенец. Стаканчики для полоскания горла. Кармашки для индивидуальных расчесок. Стаканы для зубных щеток. Детская зубная паста. Алгоритм умывания (плакат). Алгоритм чистки зубов (рисунок). | Все предметы личной гигиены только для индивидуального пользования. Зубные щетки часто меняются | ||
Зона развития сенсорных эталонов | Развитие зрительного восприятия: цвет величина форма | Дидактические пособия: – Пособие «Цвет и оттенки». – Игра «Цвет». – Игра «Играем с цветом». – Игра «Радуга». – Игра «Разноцветные поляны». – Игра «Разложи по цвету и оттенку». – Матрешки. – Палочки Кюизенера. – «Учимся считать». – «Учимся измерять». – Счетный набор «Большие и маленькие». – «Весы». – «Измеряем объем жидкости». – Пособия с изображением геометрических фигур с рельефным контуром. – Наборы геометрических фигур разных размеров. – Трафареты геометрических фигур. | Изображения красочные, яркие, желательно не слишком мелкие. Пособия подобраны в соответствии с возрастными возможностями детей. Свободное и доступное использование мате-риалов детьми. Должны быть в наличии на каждого ребенка. |
Продолжение табл.
– Объемные тела (кубы, шары, конусы, пирамиды, параллелепипеды (кирпичики) и т. д.). – Наборы для составления ритмической последовательности. – Игры: «Форма», «Найди пару, «Составь узор», «Строим дом» | Пособия подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей | ||
Зона развития сенсорных эталонов | Ориентировка в пространстве | Дидактические и наглядные пособия: – Лабиринт «Как пройти к дому большой и маленькой кукле». – «Зайкин дом». – «Кто быстрее пройдет по дорожке». – «Пройди по следу». – «Серсо». – Схемы построек. – Макеты домов. – Пособие «Работа с клеткой». – Пособие «Я и мое тело». – «Чудесный мешочек». – «Разложи игрушки по схеме» | Обеспечение санитарно-гигиенических требований при работе с пособиями. Необходимо сохранять возможность для двигательной активности детей |
Развитие мелкой моторики | – Аппарат для обводки. – Трафареты с внутренним и внешним контуром предметов. – Набор различных поверхностей для развития тактильной чувствительности. – Набор «Плетение». – Набор «Пианино». | Должны быть в наличии для каждого ребенка. Работа с наборами ведется в хорошо освещенном помещении, при необходимости включить настольные лампы. |
Продолжение табл.
– Набор ниток различной толщины для наматывания, скручивания, плетения, распутывания узлов. – Бусы, семена, крупы. – Шнуровки, вышивки | Соблюдение ТБ при работе с мелкими пред- метами | ||
Зона развития познавательной деятель-ности | Ознакомление с окружающим миром | Уголок природы: Лаборатория: – емкости для исследования воды и песка; – различный сыпучий материал; – предметы для проведения опытов; – шишки, пуговицы, пластины из различного мате- риала; – увеличительное стекло; – магнит. Наглядные пособия, иллюстративный материал (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры). Календарь природы. Алгоритм прорастания растений в цветном и чер-но-белом изображении. Мини-музей – гербарий цветов и лечебных трав. Комнатные растения, палочки для рыхления, фартуки, лейки | Отдельное, хорошо освещенное место. Наличие предметов для каждого ребенка. Использование их с соблюдением ТБ. Красочные, с яркими картинками и крупным шрифтом, доступные и простые по содер- жанию. Удобный, свободный подход, оптимальное освещение. Растения можно разместить на подоконниках |
Зона театрально-художес- твенной деятельности | Приобщение к художест- венной литературе | Книжный уголок: – Открытая витрина для книг. – Настольная лампа. | Расположена в доступном месте на уровне глаз ребенка. |
Продолжение табл.
– Книги по программе (постоянно меняются) и книжки-малышки. – Открытки с изображением животных. – Папки с изображением цветных, контурных и силуэтных изображений. – Лото, домино, книжки-раскраски. – Разрезные картинки по сказкам. – Диапроектор | Красочные иллюстративные издания с малым объемом текста, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Наличие подставок под книги для детей со сходящимся косоглазием | ||
Зона театрально-художественной дея-тельности | Приобщение к художест- венной литературе | Театральная деятельность: – Костюмы, маски, птиц и животных. – Кукольный театр (ширмы, набор кукол). – Разнообразные виды театров (бибабо, теневой, настольный). – Атрибуты, элементы костюмов, а также материал для их изготовления. Уголок ряжения и эмоций: – Одежда (в национальных, исторических, сказочных стилях). – Головные уборы (мужские, женские). – Бижутерия. – Зеркала различной формы и величины. – Рисунки: разные мимические выражения | В доступном, хорошо освещенном месте с соблюдением санитарно-гигиенических норм, где есть возможность сохранять двигательную активность детей |
Музыкальное воспитание | Музыкальный уголок: – Музыкальные дидактические игры и пособия (альбомы, открытки, слайды). – Детские музыкальные инструменты. – Музыкальные игрушки | В доступном месте для детей |
Продолжение табл.
Конструктивно-игровая зона | Конструи- рование, игра | Уголок «Учимся строить»: – Конструкторы разного размера. – Наборы строительных модулей разного размера. – Наборы деталей разных размеров и форм. – Макеты больших и маленьких домов, деревьев, кустарников. – Простейшие схемы построек | Свободное и доступное использование материалов детьми. Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм |
Спортивная зона | Физическая культура | Оборудование: – Мячи, шары (резиновые, пластиковые, надувные). – Обручи. – Кегли. – Серсо. – Гимнастические палки. – Веревки. – Дуги. – Кольцебросы. – Карты пути. – Звуковые, цветовые, световые ограничители | Спортивный инвентарь должен соответствовать нормативным актам по ТБ. Возможность безопасного использования детьми |
Приложение
Стихи
Раздевалка.
Раздевалка не простая,
Просто чудо – золотая,
Шкафы для каждого стоят,
Одежду дети в них хранят.
Информационный стенд для родителей.
Как группу оформить, уют как создать,
В какие нам игры с ребенком играть,
Как поднимать ему настроение,
Снизить глазное давление
И снять мышечное напряжение,
Силу и ловкость как нам развить –
Далеко за советом не надо ходить:
Любую проблему здесь можно решить!
Групповая комната.
Здесь всегда с теплом встречают, За обедом не сорить
День рожденья отмечают: И ни с кем не говорить,
Куклам, мишкам и зайчишкам, Ложку правильно держать,
Развеселым ребятишкам. Хлеб в тарелку не макать.
К чистоте всех приучают, Под столом не разуваться,
Учат стол сервировать, Тихо есть и не смеяться.
Хлеб к обеду подавать,
Развитие зрительного восприятия.
Цвет
Цвет предметов надо знать,
Соотносить и называть;
Предмет по цвету находить
И с силуэтами сравнить,
Цветы на поле собирать
И бабочек на них сажать,
Эти игры нам нужны,
Для детских глаз они важны.
Величина
Как понять величину,
И длину, и ширину,
Как сравнить – где больше, меньше?
Наложить и приложить…
Все предметы посчитать…
Чтобы был ответ на «пять»,
Нужно в игры всем играть!
Форма
Форма есть в любом предмете,
Надо только ее знать,
«Круг», «овал», «квадрат» – заметьте,
Только мишкам не понять!
Я игру достал из шкафа,
Пригласил к себе ребят,
Дом получился из квадрата,
А из кубов – детский сад!
Развитие мелкой моторики.
Коль с руками неполадки,
Поиграйте с ними в прятки,
Шнуровка, бусинки, горох,
Всем помогают, просто… Ох!
Уголок природы.
Вот здесь ребенок сможет сам
Полить цветы, понаблюдать.
И по картине рассказать,
Что нарисовано на ней,
И сколько в небе журавлей…
Как солнце по утрам встает,
Как ночью соловей поет!
Музыкальный уголок.
В трубы, дудки, барабаны
Для любимой моей мамы
Я играю и пою,
Никогда не устаю!
Уголок театральной игры.
Сказку слушать я люблю,
И когда её смотрю,
Я на облаке парю…
В сказке много я могу –
И любым героем быть:
Вместе с серым волком выть,
Или лебедем проплыть,
Могу добрым быть и злым
Или просто заводным!
Уголок «Учимся строить».
Я мечтаю лишь о том,
Как построить зайке дом!
Чтобы хитрая лиса
Не творила «чудеса»,
К зайке в домик не прокралась,
В нем хозяйкой не осталась.
Уголок «Мои любимые книжки».
Открываю книжку я,
В книжке – Родина моя!
Там поля мои, леса,
И живут в них чудеса…
Паровозы там гудят,
В небе журавли летят!
Уголок ряжения и эмоций.
В сундуке – мои наряды,
Я их очень берегу,
И подруге моей Наде
Я их пачкать не даю.
Е. Чевычелова