Из чего состоят счета
Вы уже заполнили свой первый бухгалтерский баланс, раскладывая стоимость активов и пассивов по полочкам (статьям). Получилось очень удобно: здесь лежат деньги, тут – основные средства, а там – долги учредителям. Но что будет, если каждый день прямо в нем записывать все изменения стоимости? Придется по сто раз стирать одни цифры и записывать другие. Это неудобно. Поэтому на каждый день нужно что-то другое. Для этого и ввели бухгалтерские счета.
Каждый счет служит для подсчета одного актива или пассива. Он делится еще на субсчета. А те в свою очередь на аналитические счета.
Из аналитических счетов складывается субсчет, а из субсчетов – синтетический счет.
Т-образный счет
Каждый бухгалтерский счет имеет две половинки – приходную и расходную. Приходную половинку (она слева) условились называть дебет, а расходную правую половинку – кредит. Названия можно запомнить так. Дебет добавит стоимость самому себе, а кредит украдет. Чтобы сделать это наглядным, изобретатели двойной записи более чем 500 лет назад придумали изображать счет в виде буквы Т. Стоимость со счета всегда уходит из кредита, а попадает в дебет, а не наоборот. Перевод стоимости с одного счета на другой называется бухгалтерской проводкой. То есть «провести» стоимость можно только в одном направлении — с кредита одного счета в дебет другого.
При таком расположении дебета и кредита людям, привыкшим писать слева направо, сложнее совершить ошибку.
Предположим, банк дал предприятию 100 руб. В этом случае в бухучете 100 руб. вытекают из кредита счета «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и вливаются в дебет счета «Расчетные счета». Чтобы отразить это событие в своем бухгалтерском учете, надо положить перед собой оба счета и записать 100 руб. два раза: сначала в кредитовой половинке счета «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», затем в дебетовой половинке счета «Расчетные счета».
Как видите, при таком расположении дебета и кредита очень трудно записать на одном счете цифру 100, а на другом счете другую цифру и не заметить ошибку.
Итак, делая бухгалтерскую проводку, вы записываете одну и ту же стоимость два раза. Сначала в кредите одного счета, потом в дебете другого. И затрагиваете при этом два Т-образных счета. Именно поэтому бухгалтерскую проводку и назвали двойной.
Счета, которые принимают участие в проводке, называют корреспондирующими.
Это очень легко запомнить, представив, что стоимость — это почтовая корреспонденция. Делая бухгалтерскую проводку, вы отправляете ее с одного почтового ящика-счета на другой.
Кстати, учтите: бухгалтерские проводки возможны далеко не между всеми счетами. Жизнь предприятия так устроена, что некоторые активы и пассивы никогда не пересекаются между собой. Ситуаций, когда надо переправить между ними стоимость, попросту не существует.
Активные, пассивные и активно-пассивные счета
Счета бывают активные, пассивные и активно-пассивные. По дебету активных счетов показывают поступление активов предприятия, а по кредиту — их выбытие. На активно-пассивных счетах могут учитываться как активы, так и пассивы. На пассивных счетах отражают только пассивы. Такие счета кредитуют, если у компании появился или увеличился долг. И дебетуют, если этот долг уменьшился.