Русская народная игрушка




 

Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

 

Богородская игрушка изготавливается из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи. Процесс заготовки материала занимает несколько лет. В изготовлении игрушки применяется специальный богородский нож-«щучка». Выделяется игрушка токарной и ручной обработки. Иногда их расписывают и покрывают лаком, однако чаще поверхность оставляют неокрашенной.

 

Отличительной особенностью богородской игрушки является планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться. Сюжеты первых игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, поэтому героями их были мужики, медведи, домашние животные и птицы. Среди других персонажей – солдаты, барыни. Богородские игрушки современных мастеров неоднократно награждались золотыми медалями на выставках в Брюсселе, Нью-Йорке и Париже.

Мазы́кская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора без использования других инструментов. Образы игрушек, способ рубки восстановил Александр Шевцов, проживая в с. Савино Ивановской области. Другие названия промысла: «топо́рщина», «болва́шка», «тарару́шка», «щепно́й това́р». Бытовала в среде офеней-мазыков Верхневолжского региона. В XIX веке изготавливалась в Шуйском уезде Владимирской губернии. Промысел практически не сохранился, так как изделия, чаще всего, делались не на продажу, а для личного потребления. В основном игрушки представляли собой статуэтки зверей и людей, которые выполняли роль языческих божков — покровителей домашнего очага, идолов, оберегов и просто детских игрушек.

 

Образы игрушек, дошедших до наших дней - это "Коник", "Тетерка", "Кукушечка", "Папа с дочкой", "Мама с сыночком", "Щука", "Челночок", "Панок и Паночка".

Федосеевские игрушки – это проявление массовой культуры, которое переходит из одного поколения в другое, учитывая все традиции ремесла и передающиеся в народе представления об образе жизни. Игрушки стали называться Федосеевскими от названия места – деревни Федосеево, где и сложился этот самобытный промысел XIX века. Изобретателем этой игрушки считается мастер Александров Яков Александрович, который вручную вырезал и раскрашивал свои поделки разных тематик: игрушечную мебель для кукол, всадников с лошадьми, домашнюю утварь для игр и многое другое. Перечислить весь ассортимент довольно трудно, и у каждого мастера вырисовывалась своя тематика поделок.

 

Расцвет Федосеевской игрушки пришелся на начало XX века и продолжался до начала Первой мировой войны. Как вы понимаете, в это время игрушечное производство было практически прекращено. И лишь в 1923 году произошел новый виток развития Федосеевской игрушки, когда мастера двух деревень Кондратьево и Федосеево объединились и образовали, таким образом, совместное товарищество. Однако товарищество просуществовало недолго – порядка десяти лет, после чего мастера из Федосеево наладили самостоятельную работу по изготовлению своей продукции. Заказы поступали не только из Москвы, но и из других регионов России.

С помощью топора, а впоследствии и ножа, Федосеевские игрушки вырезалась из осины. Фактически они производились из отходов ложкарного производства, заимствовав эту идею у мастеров Сергиева Посада. Игрушки были незатейливыми и примитивными, но с ярким орнаментом, что не могло не нравиться детям. Окрашивались эти игрушки сначала только в два цвета – зеленый и красный, а чуть позже добавился желтый цвет. Именно в этот цвет игрушку полностью окунали, перед тем как начать ее роспись. Конструкции их были довольно простыми, но в то же время очень разнообразными. Игрушки сразу же стали пользоваться спросом. А после реформы 1861 года, когда был скачок в промышленном производстве и упадок спроса на изделия ремесленников, изготовление игрушек для многих стало просто спасением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: