ТЕМА: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)




ЛЕКЦИЯ № 1

ТЕМА: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

 

В. СОЛОВЬЕВ (1853 – 1900) – представитель объективно-религиозного идеализма. Увлекаясь естественными науками, материализмом и атеизмом, Соловьев приходит к выводу, что наука не может быть последней целью жизни. Высшая истинная цель другая – нравственная (или религиозная), для которой и наука служит одним из средств. Отсюда попытки связать религию и науку, включив в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания.

Центральная идея его философии – "идея всеединства". Мир в своем развитии проходит через три этапа: первый – эволюция природы до человека, второй – история, т.е. деятельность человека и, наконец, третий этап, когда человечество воссоединяется со своим творцом и осуществляется идея всеединства. Возникает богочеловечество под руководством вселенской церкви. Для этого необходимо объединить в единое целое все христианские конфессии, приобщать всех людей к учению Христа.

К концу жизни Соловьев понял, что царство божие на Земле – это недостижимый идеал, несовместимый с государством, поскольку святой государственности не бывает.

Н. БЕРДЯЕВ (1874 – 1948) в начале своего творчества примыкал к "легальному марксизму", а позже, став активным противником учения Маркса, был членом религиозно-философского общества. В 1922 году был арестован и впоследствии выслан в Европу за "расхождение с советской идеологией". В Париже он основал русский религиозно-философский журнал "Путь".

Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, антропологии, социальной философии.

Свобода – одна из основных тем в творчестве Бердяева. Философ убежден в самоочевидности свободы человека. Свобода Бердяева – это свобода духа человека, его сознания и самосознания. Свои раздумья философ воплотил в оригинальной интерпретации "Легенды о Великом Инквизиторе" Ф.М. Достоевского. Бердяев выделяет в ней главный сюжет – о трудности свободы. Свобода предполагает выбор, а, следовательно, шаг в неизвестность, чреватую опасностью и даже гибелью. Поэтому свобода чаще всего не нужна человеку, она тяготит его жизнь. Человек настолько слаб, что готов сменять свободу на спокойное счастье безответственности. Он сам ищет того, кто сделал бы за него выбор, определил бы его судьбу. Размышляя об истории, Бердяев крайне негативно высказывается о революциях, подчеркивая, что революции ничего не создают, а только разрушают. Революционеры воображают себя творцами нового будущего, но на самом деле они обращены в прошлое, они рабы этого прошлого, хотя и ненавидят его. В результате появляются новые формы рабства, новые формы угнетения.

Бердяев снискал себе мировую известность как яркий и последовательный обличитель современной цивилизации. С позиций христианского гуманизма он критиковал капитализм и социализм, рассматривая их как реализацию безрелигиозного, атеистического мировоззрения.

В. ВЕРНАДСКИЙ (1863—1945) в рамках космизма разрабатывал теорию ноосферы - области биосферы, которая находится под влиянием разумной, духовной активности. Ноосфера - вершина космической эволюции, которая вначале охватывает Землю, а затем, когда человек покорит Космос, выйдет и за ее пределы. Ноосфера — область взаимодействия человека и природы, не покорения природы, а совместного развития.

Идеи космизма стали одним из действенных стимулов для развития космических исследований, а также теоретическим обоснованием ряда современных российских экологических теорий.

ЧТО Н ЕО БХ О Д И М О ЗН А Т Ь:

1. Начало X X в. стало временем религиозно-философского ренессанса,

возродившего интерес общества к проблемам религии, нравственности, национального самосознания.

2. Значительное влияние на философию и науку X X в. оказал космизм, рассматривавший природу и человека как единое взаимосвязанное целое.

ЗАДАНИЯ:

1. Перечислите основные идеи философов религиозного ренессанса.

2. В чем вы усматриваете значение идей космизма для XX в.?

 

 

ЛЕКЦИЯ № 2

ТЕМА: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немецкая классическая философия

 

В конце XVIII - начале XIX века в Германии, вслед за Францией, происходит социально - экономический и политический подъем. Отражением этого подъема в духовной жизни общества явилось немецкое Просвещение в лице И.Гете, И.Гердера, Г. Лессинга, Ф. Шиллера, а затем немецкая классическая философия. Традиционно к не­мецкой классической философии относят философские учения И.Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л, Фейербаха.

Родоначальником немецкой классической философии по праву является Иммануил Кант (1724 - 1804). Философское учение Канта делится на два периода: докритический и критический. В работах докритического периода (до 1770 г.} главное место занимают исследования Канта, посвященные вопросам натурфилософии и естествознания. Он выступает как крупный ученый - астроном, физик, географ, антрополог. В отличие от Ньютона Кант делает попытку использовать принципы современного естествознания не только к объяснению строения солнечной системы, но и к объяснению ее возникновения, выдвинув гипотезу образования планетарных систем (в т.ч. солнечной) из газово-диффузионных туманностей. Разрабатывал классификацию животных по их возможному происхождению. Выдвинул и обосновал мысль о естественном происхождении человеческих рас.

Одна из основных проблем критического периода – анализ возможностей человеческого познания, а также исследование природы человеческой нравственной и эстетической деятельности, дав свой ответ на самые животрепещущие вопросы человеческого бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».

Одним из самых выдающихся философов своего времени был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831). Его учение – вершина немецкой философской классики. Основная заслуга - разработка диалектики как логики и методологии. Объективный идеалист. Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Исходный пункт гегелевской философии – принцип тождества мышления и бытия, реализуемый им на объективно-идеалистической основе. В то же время это тождество понимается не статично, а как исторически раз­ви­вающийся процесс, источником которого выступают противоречия. Гегель разработал и категориальный аппарат диалектики как теории развития, интерпретируя категории и их взаимо переходы как объективные формы бытия, определяемые абсолютной Идеей, т.е. мировым разумом, самореализующимся в мире. Он выделял при этом три последовательных этапа такой самореализации: 1) развитие Идеи в собственном лоне; 2) развертывание ее в форме своего инобытия – природы; 3) самопознание Идеи в форме человеческой истории и человеческого духа. Соответственно философская система Гегеля состоит из трех частей – логики, философии природы и философии духа.

Таким образом, разум, по мнению Гегеля, не особенность человека, а первооснова мира, природы, человека, всемирной истории. Из этого следует, что мир в основе своей ЛОГИЧЕН и развивается по законам, внутренне при­сущим разуму. Мышление находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, которое проявляется во всем многообразии явлений действительности. Отсюда и вытекает одно из важнейших положений гегелевской философии: «все действительное - разумно, все разумное – действительно».

Гегель открыл 3 закона диалектики:

1.Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник

движущей силы развития.

2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития;

3. Закон отрицания отрицания, раскрывающий направление развития (развитие по спирали)

Гегель также развивал учение о единстве логики, диалектики и теории познания, создал систему диалектической логики.

Философия марксизма

 

В середине XIX в. формируется новая философская система, разработчиками которой стали немецкие мыслители Карл Мapкc (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). Теоретическим источником своей философии они считали немецкую классическую философию, прежде всего диалектику Гегеля (хотя она и носила идеалистический характер), и материализм Фейербаха (хотя он и был метафизическим).

Принципиальная новизна философии марксизма состояла в том, что, во-первых, ее создателям удалось органи­чески соединить диалектический метод (очистив его от мистифицированной формы) с философским материализ­мом (избавив тем самым его от ограниченностей, присущих прошлой его исторической форме – метафизичности, внеисторичности и др.). В результате новое философское миропонимание стало, по сути своей, диалектико-материалистическим, а диалекти­ка превратилась в учение о всеобщих законах развития природы, об­щества, человече­ского мышления и универсальный метод их познания и деятельности.

Во-вторых, создатели диалектико-материалистической философии впервые в истории философской мысли не только обратили внимание на значение материальной общественной практики в жизни человека и об­щества, но и убедительно показали ее неразрывную связь с теорией, ее определяющую роль в процессе человеческого познания.

Наконец, в третьих, существеннейшим моментом формирования диалектико-материалистической философии и одновременно ее результатом была выработка материалистического понимания истории, сущность которого выражается в положении о том, что не сознание определяет общественное бытие людей, а, напротив, общественное бытие определяет, в конечном счете, их сознание.. Тем самым удалось преодолеть господствовавший в прежней философии, в том числе и в учениях материалистов до Маркса, идеализм в понимании общества и его развития и достроить здание философского материализма доверху.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: