Музыка эпохи Средневековья и Возрождения




 

Становление музыкального искусства – долгий путь, начинающийся еще на заре существования цивилизаций. Примеры, вошедшие в I часть фонохрестоматии, дают слушателю некоторое представление о музыке европейского Средневековья и Возрождения.

Первые три из них – образцы григорианского хорала, музыки западно-христианской церкви. Григорианский хорал представлял собой чисто мелодическое искусство, существовавшее в устной традиции, основные песнопения которого сложились в III – IV веках и развивались вплоть до VII столетия. Свое название хорал получил по имени римского Папы Григория I, главы католической церкви с 590 по 604 год, который, как долгое время было принято считать, создал свод хоральных песнопений на основе уже известных, объединив их в целое и упорядочив.

Звучащие в фонохрестоматии примеры представляют различного типа григорианские мелодии, исполнявшиеся обычно одним певцом или ансамблем певцов в унисон, без инструментального сопровождения.

Первый из них - «сухая» псалмодия, исполняемая солистом (пример 1).

Второй - хорал Kyrie eleison (Господи, помилуй), отличается более развитой мелодикой. Плавность мелодической линии, неторопливое движение, характерные для григорианского хорала, аскетичное звучание мужского хора в унисон создают ощущение отрешенности от реальной жизни (пример 2).

Третий – Alleluia (Хвала богу) - хорал, в котором объединяются пение солиста, обогащенное мелизмами (мелодические украшения), и звучание хора (пример 3).

Со второй половины XI века начинается расцвет светского музыкально-поэтического искусства, охвативший юг Франции, Прованс, а затем север Франции и страны немецкой культуры. Представителями этого направления стали трубадуры (поэты-музыканты XII – XIII веков, сочинявшие на провансальском языке), труверы (поэты с севера Франции, слагавшие песни на старофранцузском языке) и миннезингеры (немецкие песнетворцы XII- XIV веков).

Нейдхардт фон Рейенталь (1180-1250), баварский рыцарь, младший современник одного из ярких представителей миннезанга, Вальтера фон дер Фогельвейде. Им созданы, например, близкие народным «летние» и «зимние» песни. Хрестоматия предлагает пример такой песни в инструментальном аутентичном варианте. Песня имеет танцевальный облик, ее мелодия, вокального характера, звучит у продольной флейты под легкий, звенящий аккомпанемент лютни (пример 4).

Пример 5 знакомит слушателя со спокойной по характеру песней, принадлежащей королю Англии Ричарду - Львиное сердце (1157-1199) - среди трубадуров и труверов нередко встречались представители высшей аристократии. Типичная для искусства труверов строфическая форма песни «прослаивается» ритурнелем (неоднократно повторяющийся инструментальный фрагмент), в котором звонкий тембр лютни сочетается со звучанием флейты, исполняющей витиеватую мелодию (пример 5).

Сальтарелло – подвижный танец с прыжками, где чередовались такты на 6/8 и 3/4, был распространен в Италии в конце XIV - начале XV века. Сальтарелло неизвестного автора – это веселый танец с бойкой мелодией у скрипки, звучащей на фоне аккомпанемента лютни (пример 6). Вариационное развитие в каждом следующем построении отмечено подключением новых инструментов (одна из первых вариаций звучит с флейтой).

Песня Освальда фон Волькенштайна (1377-1445), одного из последних миннезингеров, легкая и грациозная, данная в инструментальном аутентичном исполнении, выявляет новые стилевые черты, заметные в музыке конца ХIV века: рельефность тематического зерна, ясность формы (пример 7).

Центром развития многоголосной музыки в Париже XII века становится Нотр-Дам (Собор Парижской Богоматери).

Французский композитор Перотин (творил около 1200 г), как считают, был хоровым регентом и магистром собора Нотр-Дам, одним из музыкантов, участвовавших в переработке «Большой книги органума» (органум – собирательное название ранних форм европейского многоголосия). Перотином созданы трех- и четырехголосные органумы. Одна из таких композиций (пример 8) - удивительно живая, грациозно-танцевальная пьеса. Бурдонная (выдержанная) линия низких голосов хора является основой мелодически подвижных и ритмически острых верхних.

Крупнейшим представителем итальянского Нового искусства был композитор Франческо Ландино (1325-1397), слепой музыкант, прекрасно владевший искусством многоголосного письма. Пьеса «Ессо lа primavera» - образец весьма распространенного в Италии XIV – XV веков музыкально-поэтического жанра, называемого баллатой. Пьеса открывается инструментальным вступлением с бурдонным нижним голосом и развитой танцевальной мелодией, которое далее разделяет вокальные строфы, приобретая значение ритурнеля (пример 9).

Йоханнес Чикониа (1370-1412) – франко-фламандский композитор, работавший в Италии. Его шансон (так принято называть французскую многоголосную песню средних веков и Возрождения) «O rosa bella», представленная в хрестоматии, отличается мелодической изысканностью и ритмической изощренностью партии женского голоса. Развитию в вокальных строфах, которые чередуются с инструментальным ритурнелем, свойственно мелодическое обновление. Запись воспроизводит нежное звучание старинных струнных инструментов (пример 10).

Эпоха Возрождения – это эпоха великих имен, открытий в науке, эпоха утверждения нового мировоззрения, время, когда человеческое сознание освобождалось от плена средневековых представлений. Стремление человека познать мир и самого себя дает начало процессу духовного обновления, и роль музыки в этом процессе становится особенно значимой. Она облагораживает грубость нравов, учит иначе чувствовать, тем самым как бы заново создавая человека.

В разделе музыки Возрождения представлены произведения, относящиеся к важнейшим жанрам этого времени: мотет, месса, мадригал.

Фрагмент мотета Гильома де Машо (1300—1377) отражает характерную особенность мотета XIV века – многоголосной композиции, выстраивающейся на основе литургической мелодии, исполняемой тенором. Верхние голоса мужского хора отличаются подвижностью и опираются на светский текст: «Устал! Как мне забыться» (пример 11).

Грандиозным жанром эпохи Возрождения становится месса - многочастная музыкальная композиция, строение и принципы развития которой испытали на себе воздействие разных музыкальных форм, в том числе, светских.

Отрывки из месс «L’ homme armé» анонимного автора и Жоскина Депре (1450-1521) строятся на основе известной песни «Вооруженный человек». В первом из этих фрагментов мелодия темы хора варьируется и, прежде всего, ритмически (пример 12). Месса Депре представляет последовательность эмоционально и фактурно ярких, контрастных картин, где мелодические линии верхних голосов пронизаны песенными интонациями (примеры 13-17).

Творчество Джованни Пьерлуиджи да Палестрины (1526-1594) завершило эпоху музыкального Ренессанса. В течение своей жизни композитор был связан с церковью и работал в Риме при папе Юлиане III. Произведения Палестрины, утвердившие хоровой стиль а’сареlla, отличаются виртуозной полифонической техникой. История приписывает Палестрине спасение полифонии, которая по мнению Тридентского собора (вселенский собор католической церкви, утвердивший ее средневековые догматы, главенство римских пап и усиливший гонения на еретиков), затемняла смысл божественного слова.

Месса папы Марчелло (1555 г.) ознаменовала приход Палестрины к новому стилю, отличавшемуся чистотой и ясностью многоголосия, насыщенностью фактуры и, одновременно, прозрачностью звучания, стройностью формы, гармоническим складом, проявляющимся в отдельных ее частях (Еt incarnatus, пример 18).

Развитие жанра мадригала шло по пути постепенного усложнения: от простенькой одноголосной песни до многоголосного вокально-инструментального произведения. К концу XVI века он стал светским жанром, способным гибко отразить тончайшие оттенки чувств, эмоциональных переживаний человека, именно в нем происходит заметное обновление выразительных и композиционных средств музыки. Замечательные образцы мадригалов принадлежат крупнейшим композиторам этого времени: Палестрине, Лассо, Маренцио, Джезуальдо.

В ряду произведений Орландо Лассо (1530-1594) выделяется его мадригал «Эхо». Это двухорная композиция, где каждая звонкая фраза-возглас, исполняемая одним хором, отзывается далеким «эхо» второго. В тексте много восклицаний, интонаций смеха. Отказываясь в связи с замыслом от полифонического стиля письма, Лассо использует аккордовый склад. В произведении преобладают светлые мажорные тональности, яркие динамические контрасты, ему свойственна подчеркнутая четкость ритма. Динамический профиль композиции выстраивается на основе принципа постепенного угасания звучности (пример 19).

Необычайной самобытностью отличается музыка Джезуальдо ди Веноза (1560-1614), автора шести мадригальных книг. Его мадригалы отразили мир трагических переживаний и чувств. Мадригал «Пощади! Пощади! Кричу я с плачем, но кто мне внемлет» экспрессивен, как и многие другие мадригалы композитора. Короткие патетические реплики хора, гибкая мелодическая линия, насыщенная хроматическими интонациями, ритмическая свобода, новизна красочных гармоний, выразительные паузы, – все идет от текста, изобилующего такими словами, как «устал», «погибаю», «умру», «мольба» (пример 20). Сравнение мадригалов Джезуальдо с другими сочинениями этой эпохи показывает, что композитор обращался к звуковому материалу, не характерному для произведений его современников. Музыка Джезуальдо и до сего дня остается свежей и волнующей, привлекая своей утонченной красотой и изысканной выразительностью.

Английское Возрождение, его вокальная лирика – заметное явление в истории музыкального искусства. Несомненное подтверждение этому - творчество композиторов Джона Дауленда (1562-1626) и Томаса Морли (1557-1603). Дауленд, творчеством которого восхищался Шекспир (к его пьесам, как принято считать, композитор писал музыку) был автором песен и арий с сопровождением лютни. В отличие от большинства трагических произведений композитора, песня «Прекрасные уловки леди» шутлива по характеру. Напевна и выразительна ее мелодия, порученная женскому голосу, прост и ясен гомофонный стиль изложения (пример 21).

Морли, ученик Уильяма Берда, популяризировал в Англии мадригалы итальянских мастеров и сам сочинял в этом жанре. «Возлюбленный и его девушка» - это прелестный, танцевального характера мадригал, с изысканно развитой мелодией, исполняемый женским голосом (пример 22).

В духе лирического мадригала написана и песня композитора-анонима «Зеленые рукава», звучащая под аккомпанемент лютни. Ее музыку, с оттенком светлой печали, отличает простота изложения (пример 23).

С творчеством Клемана Жанекена (1485-1558) связан расцвет французской полифонической песни (шансон). Тематика его шансон исключительно разнообразна, на это указывают их названия: «Война», «Женская болтовня», «Охота», «Крики Парижа» и другие. Песня «Пение птиц» изобилует звукоподражательными эффектами, напоминающими птичье щебетанье. Краткие мелодические мотивы, сочетаясь вместе и чередуясь друг с другом, создают красочную и, одновременно, мозаичную картину (пример 23).

Одно из ярких явлений в европейском искусстве рубежа XVI - XVII веков - клавирная музыка. Творческой школой, создавшей новый клавирный стиль, называют группу английских композиторов-верджинелистов. Верджинел, разновидность клавесина с одним набором струн и одним мануалом, был весьма популярен в Англии, часто применялся для домашнего музицирования. В хрестоматию включены пьесы Уильяма Берда (1543- 1623) и Орландо Гиббонса (1583-1625).

«Посвист возничего» Берда - это вариации на тему народной песни, пример так называемой формы граунд (английский эквивалент бассо-остинатной композиции, где повторяющаяся фигура в басу служит фоном для непрерывно обновляемых верхних голосов). Варьирование мелодии сочетается здесь с постоянно звучащей, выдержанной гармонической основой (пример 25).

Павана и гальярда Берда – две пьесы, написанные в характерных для данной эпохи жанрах. Из трактата XVI века об искусстве танца мы узнаем, что гальярда требует веселого настроения и расположения танцевать, а павану партнер дамы должен танцевать, имея при себе плащ и шпагу. Эти два танца составляют маленький цикл, предваривший инструментальную сюиту эпохи барокко. Печально-спокойная павана, с расцвечивающейся в процессе развития мелодией, сменяется изящной трехдольной гальярдой, где фигурационно варьированная мелодия изобилует изысканной мелизматикой (пример 26).

Аллеманда Гиббонса, который был известен не только как композитор, но и как исполнитель на клавишных инструментах, характеризуется энергией и действенностью. Четкий ритмический облик пьесы отличает ее от имитационных, текучих, основанных на непрерывном мелодическом развертывании аллеманд (немецкий танец в умеренном темпе и четном метре), вошедших позднее в инструментальную сюиту, где связь с танцевальностью постепенно утрачивается (пример 27).

 

Автор текста – Заслуженный работник культуры РФ И.А.Писаревская
Редактор – кандидат искусствоведения О.Н.Соколова

 

Список рекомендуемой литературы

Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1. М., 2002

Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература.Вып.1.М., 1986.

Грубер Р. Всеобщая история музыки. М., 1960.

Данилова И. От средних веков к Возрождению. М., 1975.

Дубравская Т. Итальянский мадригал XVI века. Вопросы музыкальной формы. Вып.2, М., 1972.

Иванов-Борецкий М. Музыкально-историческая хрестоматия. Т.1-3. М., 1933.

Евдокимова Ю. История полифонии. Многоголосие средневековья X-XIV века М., 1983.

Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения М., 1982.

Иванов К. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М., 2001.

Конен В. Этюды о зарубежной музыке. К вопросу о стиле в музыке Ренессанса. М., 1968.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Том 1. М., 1982-83.

Сапонов М. Менестрели. М, 1996.

Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 2002.

Розеншильд К. История зарубежной музыки М., 1963.

Рутенбург В. Титаны Возрождения. Л., 1976.

Шестаков В. Музыкальная эстетика Западно-европейского средневековья и Возрождения. М., 1966.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: