РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО РГУПС)
Тамбовский техникум железнодорожного транспорта
(ТаТЖТ - филиал РГУПС)
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора поУВР
______О.И. Тарасова.
«» ______ 2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
ОП. 10 БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тамбов
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе примерной программы, изданной ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» в 2011 году, и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)
Организация-разработчик: Тамбовский техникум железнодорожного транспорта - филиал РГУПС
Разработчик: Мишанин С.В., преподаватель I категории Тамбовского техникума железнодорожного транспорта– филиала РГУПС
Рецензенты:
Афанасьев С.В.- преподаватель-организатор ОБЖ ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С. Солнцева»
Т.В.Шишкина – преподаватель высшей категории Тамбовского техникума железнодорожного транспорта - филиала РГУПС
Рекомендована цикловой комиссией специальности 11.02.06 техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)
Протокол №..
Председатель цикловой комиссии _____________ Назаров С.М. /
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ). в соответствии с ФГОС, по специальностям СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – вооружить будущих выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
¾ разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
¾ прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
¾ принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;
¾ выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации;
¾ своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
¾ организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
¾ предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
¾ использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
¾ применять первичные средства пожаротушения;
¾ ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
¾ применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
¾ владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
¾ оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
¾ принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,
¾ прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
¾ основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
¾ основы военной службы и обороны государства;
¾ задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
¾ способы защиты населения от оружия массового поражения;
¾ меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
¾ организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
¾ основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
¾ область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
¾ порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Формируемые компетенции: ОК 1-9; ПК 1.1- 1.3; 2.1-2.5; 3.1-3.3
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ПК 1.1 | Выполнять работы по монтажу, вводу в действие, демонтажу транспортного радиоэлектронного оборудования, сетей связи и систем передачи данных |
ПК 1.2 | Выполнять работы по монтажу кабельных и волоконно-оптических линий связи |
ПК 1.3 | Производить пуско-наладочные работы по вводу в действие транспортного радиоэлектронного оборудования различных видов связи и систем передачи данных |
ПК 2.1 | Выполнять техническую эксплуатацию транспортного радиоэлектронного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов |
ПК 2.2 | Производить осмотр, обнаружение и устранение отказов, неисправностей и дефектов транспортного радиоэлектронного оборудования |
ПК 2.3 | Осуществлять наладку, настройку, регулировку и проверку транспортного радиоэлектронного оборудования и систем связи в лабораторных условиях и на обьектах |
ПК 2.4 | Осуществлять эксплуатацию, производить техническое обслуживание и ремонт устройств радиосвязи |
ПК 2.5 | Измерять основные характеристики типовых каналов связи, каналов радиосвязи, групповых и линейных трактов |
ПК 3.1 | Осуществлять мероприятия по вводу в действие транспортного радиоэлектронного оборудования с использованием программного обеспечения |
ПК 3.2 | Выполнять операции по коммутации и сопряжению отдельных элементов транспортного радиоэлектронного оборудования при инсталляции систем связи |
ПК 3.3 | Программировать и настраивать устройства и аппаратуру цифровых систем передачи |
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 98 часов, в том числе:
¾ обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
¾ самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 22 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: подготовка докладов (сообщений) по изучаемым темам; подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям; подготовка к контрольным работам; решение задач | |
Итоговая аттестация в форме дифф. зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1 Гражданская оборона | |||
Тема 1 Виды чрезвычайных ситуаций | Содержание учебного материала Общие сведения о чрезвычайной ситуации (ЧС). Классификация ЧС. ЧС природного и техногенного характера. ЧС военного времени. Терроризм и диверсии. | ||
Тема 2 Устойчивость производства и организация защиты в ЧС | Содержание учебного материала Устойчивость объектов экономики в условиях ЧС. Устойчивость работы объектов ж.д. транспорта в ЧС. Защита силами РСЧС. Назначение и задачи ГО на ОЭ. ЖТСЧС – функциональная подсистема ГО на ж.д. транспорте. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС. Средства коллективной защиты. Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий ЧС в мирное и военное время. Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. Простейшие средства пожаротушения и пожарная защита производственных объектов. Приборы химической разведки. Приборы радиационного контроля. | ||
Практические занятия 1. Приборы радиационного контроля и их эксплуатация. 2. Приборы химической разведки и их эксплуатация. 3. Индивидуальные средства защиты органов дыхания и их эксплуатация. 4. Индивидуальные средства защиты кожи и их эксплуатация. 5. Изготовление и практическое применение простейших средств защиты органов дыхания. 6. Порядок и правила действий при пожаре. Правила пользования огнетушителями | |||
Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий. | |||
Раздел 2 Основы военной службы | |||
Содержание учебного материала История создания ВС России. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Состав и организационная структура ВС РФ. Виды ВС, рода войск. История их создания и предназначения. Функции и основные задачи современных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа ВС. Правовые основы военной службы. Другие войска, их состав и предназначение. Выдающиеся полководцы и флотоводцы России. Патриотизм, верность воинскому долгу, дружба, воинское товарищество - основа боевой готовности ВС РФ. Памяти поколений - дни воинской славы России. Практическая работа №3. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена - почётные награды. Ритуалы ВС РФ. Военная присяга- клятва воина на верность Родине - России. Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учёта и его предназначение. Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Военнослужащий - подчинённый, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Международная (миротворческая) деятельность ВС РФ. Общевоинские уставы ВС РФ - закон воинской жизни. Права и ответственность военнослужащих. Прохождение военной службы по призыву. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Формы этой подготовки на Тамбовщине. Прохождение военной службы по контракту и АГС. Как стать офицером Российской Армии. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды. Форма одежды и знаки различия работников ж.д транспорта и их форма одежды. | |||
Практические занятия 1. Подготовка автомата к стрельбе. Отработка нормативов по неполной разборке автомата принятие положения для стрельбы 2. Принцип действия стрелкового оружия. Правила прицеливания и стрельбы. Меры безопасности при обращении с оружием и при выполнении стрельб | |||
Самостоятельная работа Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, работа с учебником. | |||
Раздел 3. Основы медицинской подготовки | |||
Содержание учебного материала Вредные факторы производственного микроклимата на железнодорожном транспорте. Меры профилактики. Характер и специфика травматизма на железнодорожном транспорте Применение медицинских средств индивидуальной защиты | |||
Практические занятия 1. Первая (доврачебная)помощь при поражении электрическим током. Первая (доврачебная)помощь при ожогах. 2. Отработка на тренажере непрямого массажа сердца. 3 Наложение кровоостанавливающего жгута(закрутки) и другие способы остановки кровотечений | |||
Самостоятельная работа Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, работа с учебником. | |||
Дифферинцированный зачет | |||
Итого |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)