Задание 3 (с. 102)
Задание 4 (с. 103)
Было всего шерсти | Израсходовано на валенки |
Белая - 10 620 кг Черная —?, в 5 раз меньше | 1/4- часть |
1) 10 620: 5 = 2124 (кг) — настригли черной шерсти;
2) 10 620 + 2124 = 12 744 (кг) — настригли шерсти всего;
3) 12 744: 4 = 3186 (кг) — сдали на изготовление валенок.
Задание 9 (с. 103)
Пшеница — 364 т
Рожь —?, на 76 т меньше
Гречка —?, в 16 раз меньше
Чтобы задача решалась в 2 действия, вопросы могут быть такими:
Сколько килограммов гречки продал колхоз? Сколько килограммов пшеницы и ржи продал колхоз?
Вопросы могут быть разными и для трех действий.
Задание 2 (с. 102)
Обсуждается вопрос: «Какой отрезок болееудобно рисовать первым?» Если рисовать сначала большой отрезок, тогда нужно выбирать его длину так, чтобы потом она разделилась на 4. Поэтому лучше сначала нарисовать меньший отрезок, а потом увеличить его в 4 раза. (Постепенно отложить один за другим четыре отрезка, равные первому.)
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 10, стр. 103
МАТЕМАТИКА
Тема: Деление трехзначного числа на двузначное
Цели: отрабатывать алгоритм деления трехзначного числа на двузначное; решать задачи с геометрическим содержанием.
Организационный момент
Устный счёт
Преобразуйте величины:
640 кг =... ц... кг
7 км 80 м =... м
348 дм =... м... см
2 ч 30 мин =... мин
5700 кг =...т... ц
8 м 6 дм =... см
Задание 4 (с. 104)
290: 24 = 12 (ост. 2). Космонавты были в полете 12 суток и 2 часа.
Задание 3 (с. 104)
Задание 9 (с. 105)
Задание 5* (с. 104)
__________________________110
__________________________97
__________________________51
1) 110 - 97 = 13 (л.) — возраст сына;
2) 110 - 51 = 59 (л.) — возраст деда;
3) 97 - 59 = 38 (л.) — возраст отца;
4) 59 - 38 = 21 (г.) — на столько дед старше отца;
5) 38 - 13 = 25 (л.) — на столько отец старше сына.
Задача имеет и другие способы решения.
Решите задачи:
а) Участок земли квадратной формы со стороной 13м обнесли забором. Сколько метров забора потребовалось для этого?
б) Периметр квадрата 24 см, найдите его площадь.
в) Площадь прямоугольника 35 см2, а длина — 7 см. Найдите периметр прямоугольника.
Сообщение темы и целей урока
Закрепление изученного материала
Задание 1 (с. 104)
При объяснении обращается внимание на то, что для более удобного и точного подбора цифры частного можно использовать приемы: заменить делитель круглым числом или закрыть в делителе и делимом по одной цифре справа.
Задание 7 (с. 104)
Задание 2 (с. 104)
Расход стекла на одну раму | Количество рам | Общий расход стекла | |
Первый дом Второй дом | Одинаковый | ? ?, на 9 меньше | 486 листов 432 листа |
1) 486 - 432 = 54 (листа);
2) 54: 9 = 6 (листов) — на одну раму;
3) (486+ 432): 6 = 153 (рамы), или 486:6 + 432:6=153 (рамы).
Задание 10 (с. 105)
Береза _____
Сосна _______________________
Разница в продолжительности жизни сосны и березы составляет 3 части: 150 • 3 = 450 (лет),
Задание 6 (с. 104)
Р = 2• (а + в ); Р = 70 см = 7 дм;
S = а • в; S = 300 см2 = 3 (дм2).
Задание 8 (с. 105)
Учитель напоминает ученикам, как построить в тетради систему координат, как найти точки по их координатам, как правильно назвать координаты точек А, В, С: первым называется число, расположенное на горизонтальном луче (оси х), а второе — на вертикальном (оси у). После обсуждения этих вопросов ученики перерисовывают рисунок в тетради.
¾ Как расположена новая точка А 1 относительно точки А?
¾ Как пройти от точки А до точки А1? (Две клетки вправо и две клетки вниз.)
Таким же образом строят новые точки В 1 и С 1: В 1 (4, 4), С 1 (6, 1). Соединим три новые точки и получим новый треугольник А1В1С1.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: № 11, стр. 105
МАТЕМАТИКА
Тема: Деление многозначного числа на двузначное некруглое с трехзначным частным
Цели: переносить на многозначные числа алгоритм деления в столбик трехзначного числа, на двузначное; решать уравнения.
Организационный момент
Устный счёт
Решите примеры, запишите только ответы:
Вариант I
27 • 3 (18 + 42): 2
250 + 450: 9 72: 6
9 • 8: 4 900 - 150 • 4
78: 3 (60 - 30): 5
(570 -520): 5 12 • 4
6 • 7: 3 220: 11 • 3
Вариант II
17 • 4 (19 + 41): 3
460 + 160: 4 81: 3
3 • 8: 2 800 - 120 • 5
23 • 4 (80 - 40): 5
(960 - 320): 8 96: 6
7 • 8: 4 360: 12 • 5
Задание 7 (с. 107)
5 кг 7 г; 12 кг 120 г; 2003 кг 50 г; 2700 кг 18 г.
Решите уравнения, объясните решение.
120: (25 - х) = 10
(180: х) • 4 = 24
(х • 16): 8 = 80
34 • х - 12 = 260
Решите задачи:
а) Наибольшая скорость полета орла 30 м/с. Какое расстояние пролетит орел за 2 ч?
б) Наибольшая скорость полета сокола 23 м/с. За какое время он пролетит 6 км 900 м?
Задание 3 (с. 106)
а = 4 м = 40 дм; в = 1 м 5 дм = 15 дм; S -?
S = 40•15=600 (дм2) = 6 (м2).
Задание 6* (с. 107)
1 кг = 1000 г.
Чему равна масса одной груши? (200 г; 1000:5 = 200.)
Сравни массу одной груши и массу яблока. Как изменится общая масса на весах, если одну грушу заменить яблоком? (Увеличится на 50 г; 250 - 200 = 50.) Какой стала масса всех фруктов? (1050 г = 1 кг 50г.)
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 106)
Уже известный алгоритм деления трехзначного числа на двузначное применяется для случая, когда делимое — многозначное число. Учитель должен следить за правильностью выполнения и проговаривания основных этапов алгоритма: определение количества цифр в частном (в частном ставится столько точек, сколько должно быть цифр); подбор цифр частного (можно округлитъ делитель или закрыть одну цифру справа в делителе и делимом).
Ответы: 756; 645; 924; 9781; 1506; 15979.