Группа 2. «Прилагательные – синтетические эпитеты, их сюжетная роль».
«Прилагательные – определения в поэтических и прозаических текстах А.С.Пушкина указывают на такие качества предмета, которые определяют его сущность. Поэтому их можно назвать синтетическими эпитетами».
Пушкин, как правило, не употребляет в прозе прилагательных субъективно-оценочного типа. «От этого проза приобретает доказательный, документальный характер, убеждая читателя в подлинности описанных событий и фактов. Этой цели служат и аналитические определения, выраженные относительными прилагательными:
Лубочные крылья, бревенчатый забор, отдалённый холмик, оренбургская крепость, походные лафеты и др.
Удивительный лаконизм и образность пушкинской прозы восхищали Н.В.Гоголя:
«Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собою, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого».
И тем не менее и Пушкин, и другие поэты 19-20 вв. достаточно широко и полно вовлекают в тексты своих произведений прилагательные, максимально используя их образные и семантические возможности: краснощёкое здоровье, веков завистливая даль, бескрылое желанье, в пустыне мрачной и пустой, жизни мышья беготня, ветреная судьба (А.С.Пушкин); серебряная ночь, серебряная тишь (А.А.Фет).
Особый интерес представляют такие произведения, в которых имена прилагательные выполняют ведущую, сюжетную роль.
Всё кругом.
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко-тупое, всегда безобразное,
Медленно-рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое,стыдное, низкое, тесное,
Явно – довольное, тайно – блудливое,
Плоско – смешное и тошно – трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское…
Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
(З.Гиппиус)
Привлекает внимание необычность языка этого стихотворения: оно состоит почти из одних прилагательных. А что изображает поэтесса? Чему посвящено стихотворение? (рассказ подготовленного уч-ся).
Следующее стихотворение К.Бальмонта может стать блестящей иллюстрацией использования эпитетов из тройного сочетания слов:
Волны морей, беспредельно – пустынно – шумящие,
Бог – Океан, многогласно – печально – взывающий,
Пенные ткани, бесцельно – воздушно – летящие,
Брызги с воздушностью, призрачно – сказочно – тающей.
Горькие воды, туманно – холодно – безбрежные,
Долгий напев, бесконечно – томительно – длительный,
Волны морей, без конца – без конца – безнадёжные,
Бог – Океан, неоглядно – темно – упоительный.
Группа 3. «Непревзойдённые мастера создания «цветовой» лексики с помощью прилагательных – И.А.Бунин и М.Цветаева.
Интересные наблюдения над использованием прилагательных можно провести на произведениях М.Цветаевой. Учёные подсчитали, сколько раз употреблены ею в поэтических текстах прилагательные, обозначающие цвета: чёрный (151 раз), белый (132), красный (117), синий (92), зелёный (51), лазурный, лазоревый (37), золотой (25), серебряный (22), седой (21), ржавый (19), розовый (18), пурпурный (17), алый (13) и т.д.
Изучая вопрос об использовании прилагательных в качестве эпитетов в художественных произведениях, нельзя обойти вниманием прозу И.Бунина. Он был непревзойдённым мастером создания «цветовой лексики». В его текстах мы можем встретить целые скопления прилагательных, которые служат своеобразными эпитетами, позволяющими точно, образно передать тончайшие оттенки изображаемого, живописать словами, а не красками цветные картины природы.
Эта особенность творческого почерка И.А.Бунина позволила Горькому сказать:»Все рассказы написаны так, будто он делает рисунки пером».
Запишите текст: «Солнце успело скрыться, восточное небо стало фиолетовым, а западное позеленело и пошло по зелёному огненно-оранжевыми полосами, над ними же в бездонной глубине ткани облаков, легчайшие, как дамасский газ, окрасились в нежно-малиновый цвет. А через мгновение всё опять изменилось: восточный небосклон стал сине-лиловым, море над ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на небосклоне закатном. Когда же, с быстро набегающим вечером, превратилось в фиолетовое и западное море, эти полосы раскалились, как темно-рдяное железо в горне». (И.Бунин).
Насыщение текста цветовыми прилагательными помогает передать изменчивую картину заката солнца на море. В этом отрывке много прилагательных, которые рисуют живую природу, окружающую и восхищающую человека. (Подчеркните прилагательные как члены предложения, определите разряд прилагательных, одно прилагательное разберите морфологически, два – по морфемам).
Группа 4. «Создание фонда прилагательных-эпитетов к существительному «звук» и к слову «бархатный».
Очень интересно создавать фонд эпитетов, например, к существительному «звук». Организовать наблюдение позволяют, например, такие отрывки из произведений:
«В одной избе стоял шум, слышались визгливые звуки гармошки, нестройный галдёж и песни». (В.Короленко).
«Н-ну?- промычал товарищ прокурора, потянув в себя воздух и издавая жевательные звуки». (А.Чехов).
«Чистая дробь незаметно и быстро переходит в сплошной жёсткий и резкий звук, похожий скорее на скрежет, чем на шипение». (А.Куприн).
«Ясные, хрустальные звуки колоколов один за другим покатились вниз». (В.Катаев).
«Где-то частыми ударами палки выбивали пыль из ковров и меховой одежды – дробные звуки сыпались в воздух». (М.Горький).
«Покорная природа цепенела в молчании… Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка». (А.Чехов).
«Из-под его больших, толстых пальцев, неторопливо перебирающих клавиши и клапаны гармоники, непрерывно текут мелкие, жиденькие звуки. (А.Чехов).
Меж тем вдали то грустный, то весёлый
Раздался звук обычной баркаролы. (М.Лермонтов).
И тих был голос, но таил
В себе магические звуки. (Я.Полонский).
Лишь моря шум твердит родные звуки,
Да есть родное в высях дальних гор. (В.Брюсов).
Анализ эпитетов-прилагательных можно построить и по-другому: рассматривать разнообразные художественные сочетания с конкретными прилагательными, например, в словосочетаниях типа бархатный + сущ. Фонд эпитетов русского литературного языка включает в свой состав немало подобных сочетаний: бархатная трава (И.Тургенев(, бархатное небо (С.Надсон), бархатные ресницы (А.Фет), бархатный снег, бархатный бас (И.Бунин), бархатная темнота (А.Куприн), бархатная мурава (А.Кольцов), бархатная постель (К.Бальмонт), бархатные глаза (М.Лермонтов), бархатное слово (И.Гончаров) и др