Хаос «смутных времен» наводил людей на мысль о необходимости сильной власти. С ней связывались надежды на восстановление порядка, защиту имущественных прав человека и гарантии его личной безопасности.
В зависимости от различных исторических условий сильная власть в разных странах принимала различные формы.
Там, где в сфере религии безраздельно господствовал кальвинизм, власть была либо республиканской (как в Голландии и Швейцарии), либо монархической, но с сильными представительными учреждениями — парламентами (как, например, в Англии).
В странах, которые оставались католическими или где Реформация приняла форму лютеранства, правители получили несравненно большую власть. К тому же эти страны в наибольшей степени пострадали от "смуты". В странах континентальной Европы, как правило, утверждался абсолютизм.
При абсолютизме монарх обладает абсолютной, никем и ничем не ограниченной властью и опирается в своей деятельности на чиновничью бюрократию, армию, суды. Главная забота абсолютного монарха — утверждение своего господства над всеми сословиями внутри страны и над другими государствами.
Абсолютизм набирает силу. Из "смуты", затронувшей в большей или меньшей степени все европейские страны, государства выходили медленно и разными путями. Там, где побеждала Реформация, со "смутными временами" прощались раньше; в странах, где Реформация не состоялась, выход из "смуты" происходил дольше и мучительнее, через усиление абсолютизма, при котором государство достигает наивысшей степени централизации.
Как вы помните, еще с XIII века в обществе укрепляется мысль о том, что необходимо поделить власть между королем и церковью. По мере ослабления авторитета церкви усиливается роль королей. Особенно этому способствовало то обстоятельство, что во времена смуты, в условиях «войны всех против всех», монархи усиленно искали пути выхода из нее. Отметим, что влияние королевской дипломатии на ход Тридцатилетней войны было значительно сильнее папского.
Религиозные убеждения правителей уходили на второй план, уступая место государственным интересам. А ради этого короли предпочитали поддерживать то католиков, то протестантов, тем самым привлекая на свою сторону силы, способствовавшие в тех или иных конкретных обстоятельствах усилению центральной власти.
Давайте познакомимся ближе с таким явлением, как французский абсолютизм, который был образцом для многих стран: ему старалась подражать чуть ли не вся континентальная Европа. (Напомним, что протестантские страны — Англия, Голландия, Швейцария, страны Скандинавии — избежали утверждения абсолютизма как формы правления.)
Сильным и гибким монархом Франции, взбаламученной междоусобной войной, в 1594 г. стал Генрих IV. Бывший гугенот, ставший католиком, он с помощью уловок и компромиссов постепенно восстанавливал мир в стране. Чтобы смягчить ожесточенную вражду между католиками и протестантами, аристократами и буржуа, король вынужден был одних подкупать деньгами, других — государственными должностями.
Примиряя враждующих, охлаждая кипевшие религиозные страсти, королевская власть становилась над спорящими, постепенно обретая непререкаемые права верховного арбитра. В конечном счете это вело к укреплению монархии.
Противники и сторонники абсолютизма. Когда закончилась гражданская война между католиками и гугенотами, был принят, как вы помните, Нантский эдикт, объявивший католицизм официальной государственной религией, но одновременно предоставивший определенные права и протестантам. Так, гугеноты могли теперь держать собственные войска в закрепленных за ними городах Ла-Рошель, Монтобан и некоторых других. Хотя эдикт и не устраивал крайних католиков и крайних протестантов, в целом его приняло большинство и тех, и других. Эдикт смягчал религиозные распри и создавал условия для перехода от войны к миру.
Католическая оппозиция, не желавшая мириться с потерей церковью ее прежнего влияния, была готова при первой же возможности начать новую гражданскую войну. Поэтому, когда в 1610 году религиозным фанатиком был убит Генрих IV и власть перешла в руки его вдовы Марии Медичи, аристократы-католики предъявили свои "права" на пенсии, привилегии и прочие блага. Этим они ввергли Францию в новую "смуту", которая длилась с перерывами около десяти лет.
Становление и утверждение абсолютизма проходило то в явной, то в скрытой борьбе с католической церковью, оспаривавшей у государства монопольную власть над умами и сердцами людей; с аристократами, добивавшимися возврата привилегий; с гугенотами, которые требовали от власти все новых уступок и даже образовали на юге страны своеобразное "государство в государстве".
Однако с теми же гугенотами правительство вело осторожную политику, потому что их денежный карман оказывал неоднократные услуги королевскому двору. Пополняя казну, монархи тем самым приобщали буржуазию к государственной деятельности. А кто вложил деньги в государственный порядок, тот вряд ли станет его разрушать.
Па поддержку королевской власти ориентировалась растущая, но слабая еще буржуазия — вчерашние зажиточные крестьяне, купцы, ремесленники. Заинтересованы были в сильной власти короля и дворяне — прежде всего те, чьи имения разорялись от бунтов, восстаний, войн.
Упрочение королевской власти сопровождалось разрастанием мощного чиновничьего аппарата.
Укрепление абсолютизма во Франции. Основательное укрепление французского абсолютизма произошло при Людовике XIII, в годы фактического правления (1624—1642) кардинала Армапа Жана дю Плесси де Ришелье, первого королевского министра. Он создал такую государственную систему, которая позволила королевской власти крепко стоять на ногах еще более 100 лет.
В зависимости от ситуации Ришелье опирался то на дворян, которых считал "нервом государства", то на финансистов, именуемых им "пиявками на теле нации", сколь вредными, столь и необходимыми, то на народ, который для Ришелье был "мулом, портившимся от долгого отдыха больше, чем от работы".
Сила Ришелье была в его осторожности, тонком знании психологии людей и безошибочном анализе самых сложных ситуаций. Так, запретив гугенотам после их поражения в войне с королем (1620—1628) иметь свои гарнизоны, он в то же время гарантировал им религиозную свободу. Вместе с тем он сумел приструнить и непокорных аристократов-католиков: были снесены или конфискованы их замки, под страхом смертной казни запрещены дуэли и многие другие дворянские "вольности".
Правительство не гнушалось продавать должности преданным людям с туго набитыми кошельками. Нередко это были дети малограмотных крестьян. В середине XVII в. крестьяне составляли 80 процентов всего двенадцатимиллионного населения страны.
Уделяя большое внимание развитию науки, искусства, литературы, Ришелье и здесь ввел необходимые, с его точки зрения, ограничения, препятствующие слишком широкому распространению знаний среди королевских подданных, и держал эту сферу под постоянным контролем государства. С 1631 года по инициативе Ришелье стала выходить первая газета, куда он сам отбирал желательные публикации, а четыре года спустя всесильный кардинал основал Французскую академию, куда вошли нужные ему писатели.
В 1642 г. умирает Ришелье, годом позже — Людовик XIII. В наследство новому королю Франции — пятилетнему Людовику XIV (1638—1715) и его матери-регентше остается начатая еще кардиналом Тридцатилетняя война и бесчисленные внутренние проблемы.
В истории смена правителей нередко сопровождалась недовольством "низов", поднимавших бунты и восстания. Так было и на этот раз: волнения охватили крестьянские селения и города; к тому же в 1648—1649 гг. Францию сотрясала так называемая "судейская" (или "парламентская") Фронда, которая не прочь была использовать восстание "низов" в своих целях. Однако известие о казни английского короля (1649) примирило фрондеров с правительством.
В 1661 г. умирает кардинал Джулио Мазарини, преемник Ришелье на министерском посту, и 22-летний король Людовик XIV объявляет, что отныне он сам будет своим премьер-министром.
Вершина абсолютизма. Два кардинала — Ришелье и Мазарини — настолько преуспели в деле возвышения королевской власти, что даже в среде духовенства появляются ее откровенные защитники. Так, видный деятель католической церкви Жак Боссюэ (1627—1704) в своих проповедях и сочинениях отстаивает идею божественного происхождения абсолютной власти государя и обосновывает его исключительное право на жизнь, имущество и убеждения подданных.
Людовик XIV обеспечил блеск и роскошь своему двору и аристократической верхушке.
Давайте в качестве "туристов" посетим Версаль — резиденцию короля — и послушаем, о чем говорит экскурсовод.
"Возведение Версаля потребовало огромных денежных средств — до 500 миллионов ливров. Только при сооружении водопровода, предназначенного для знаменитых Версальских каскадов и фонтанов, в течение трех лет потребовалось 22 тысячи солдат и восемь тысяч каменщиков. Работы обошлись в девять миллионов ливров и унесли около десяти тысяч человеческих жизней.
В Версале установлен строжайший, почти ритуальный этикет. Покой и безопасность короля охраняет десятитысячная гвардия кавалеристов и пехотинцев; количество слуг всех рангов доходит до четырех тысяч человек. Высшее дворянство страны почитает за честь войти в их число. Среди должностей есть такие, как "хранитель галстуков короля", "капитан комнатных левреток" (карликовая порода борзых собак). Утренний подъем, туалет, завтрак короля совершаются публично как некое священнодействие. Право подавать сорочку королю или нести вечером перед ним свечу оспаривается принцами крови. Присутствовать при этом считается высшей честью. Людовик XIV любил роскошь и требовал того же от своих приближенных. Пышные балы, усыпанные драгоценностями костюмы нередко разоряли их, что ставило придворных в полную зависимость от милости и щедрости короля. И он осыпал их наградами, оплачивал долги, дарил им деньги на карточную игру за королевским столом и прочие развлечения, с невероятной быстротой опустошая государственную казну".
Понятно, что при таких расходах король постоянно нуждался в ее пополнении. С этой целью он в 1696 г. возвел в дворянское звание пятьсот буржуа, взяв по 6000 ливров с каждого. А в 1715 г. правительство ликвидировало все дворянские патенты, выданные после 1689 г., и снова пустило их в продажу.
При Людовике XIV преследовалась даже мало-мальски свободная мысль. За нарушение дворянином королевского "правосудия", то есть прихоти, а зачастую и произвола, следовало суровое наказание, вплоть до смертной казни. Но стоило преступнику выразить полное послушание и поступить на королевскую службу, как он восстанавливался в правах.
Поскольку свободомыслие часто исходило от непокорных протестантов, Людовик XIV приступил к постепенному лишению их ранее дарованных прав. Перешедших в католичество гугенотов король освобождал от долгов бывшим единоверцам, от постоя войск, от двухгодичного взноса налогов, выдавал премию: дворянину до 3000 ливров, а простолюдину — 6 ливров.
Гугенотам запрещалось состоять на государственной службе, заниматься финансовой деятельностью, быть юристами, врачами, учителями. Хоронили своих покойников протестанты только ночью и втайне. С 1681 г. разрешалось отнимать у родителей детей и обращать их в католичество.
В 1685 г. был отменен Нантский эдикт. Тюрьмы были переполнены гугенотами. Еще До отмены эдикта около 400 тысяч протестантов покинули Францию. Многие искусные мастера-ремесленники оказались в Англии, Голландии, Швейцарии, Пруссии и даже в Америке.
Покончив с протестантами, Людовик XIV обрушился репрессиями на янсенистов — представителей религиозно-фи-лософского течения в католицизме, начало которому в XVII веке положил голландский богослов Янсений. Оставаясь в лоне католической церкви, янсенисты восприняли некоторые положения протестантизма, например идею предопределения. Янсений утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей, а только за "угодных" ему. Янсенистами преимущественно были образованные горожане — буржуа и часть аристократии. С протестантами их сближало открытое неприятие иезуитов. Янсенистом, кстати, был Блез Паскаль. Ссылки, аресты, преследования янсенистов были свидетельством разгула деспотизма и тирании. Для многих становилось очевидным, что абсолютизм, который в первой половине XVII в. воспринимался как опора стабильности, мира и покоя, превращался в свою противоположность.
Абсолютизм и классицизм. Под стать пышности королевского дво- ра помпезный стиль насаждался в литературе, музыке, живописи. Художникам и писателям, прославлявшим мощь и величие абсолютизма, Людовик XIV назначал большие пенсии и премии. И даже привилегия создавать угодные режиму произведения закреплялась за "нужными" людьми. Так, в 70-е годы XVII в. исключительное право создавать оперы имел аббат Перрен, затем оно было передано композитору Жаку Люлли.
Тогда же в литературе и искусстве сложилось направление, вошедшее в историю европейской культуры как классицизм. Избрав образцом для подражания античное искусство ("классику"), классицизм оставил миру немало выдающихся произведений живописи, литературы, музыки, архитектуры. Но его постигла особая судьба. Классицизм оказался удобным абсолютизму тем, что в нем, как и в абсолютизме, утверждались незыблемость и всесилие правил и авторитетов. Его можно было использовать как средство укрепления королевской власти. При этом третировалась трогательная средневековая лирика трубадуров, осмеивались рыцарские романы.
В искусстве, как и в жизни, все должно было находиться в рамках предписанных норм и правил, каждому человеку и каждой вещи было отведено свое место. Так, устанавливалась иерархия жанров — "высоких" (трагедия, эпопея) и "низких" (комедия, сатира, басня). Персонажами "высоких" жанров были герои Античности, знатные люди с изысканными манерами, напыщенными позами, рассуждавшие о философских и нравственных проблемах. Артистам предписано было изображать чувства радости, горя, удивления определенными художественными приемами и жестами. Например, горе полагалось изображать сцепленными пальцами и заломленными над головой руками.
В "низком" жанре изображались люди из простонародья с их естественными повадками, смехом, юмором, живой народной речью, остроумными репликами и запутанными, как в жизни, ситуациями.
Образец "высокого" жанра в архитектуре — Версальский дворец. Давайте еще раз посмотрим на Версаль, но теперь уже с высоты птичьего полета.
Внешний вид Версаля — это олицетворение эпохи Абсолютизма и Классицизма. Все так симметрично правильно и геометрически точно в планировке парков ансамбля, что напоминает скорее не живую, а талантливо сконструированную человеком искусственную природу. Не исключено, что и у наших с вами современников, и у людей XVII в. могли возникнуть противоречивые ощущения. С одной стороны, Версаль воспринимается как символ величия человеческого разума, способного облагородить и упорядочить природу; с другой — человек постоянно чувствует себя в тисках абсолютной разумности, правильности, которые сковывают его, вынуждая подчиниться силе непререкаемого порядка. Все как бы застыло в искусственном раю, в котором одни себя чувствуют превосходно, другие испытывают потребность освободиться от этого "рая".
Так было и с некоторыми писателями, художниками классицизма — они рискнули выйти за его пределы. Известные вам Мольер (1622—1673) и Жан Расин (1639—1699) своими произведениями стали активно искать героев в низах, чем вызвали ненависть салонной аристократии. Окунаясь в реальную жизнь со всеми ее радостями и бедами, оба прокладывали тем самым путь литературе и искусству следующего, XVIII века.
Да здравствует государственный интерес!
От религиозной общности — к государственной. Средневековый западноевропеец ощущал себя прежде всего христианином, а затем уже крестьянином или ремесленником, франком или провансальцем. В XVI—XVII вв. религиозная принадлежность уже не могла служить объединяющим и примиряющим началом: отношения между людьми на религиозной почве нередко доходили до крайней враждебности.
Все чаще и чаще на вопрос, кто же они, люди называли свою государственную принадлежность: подданные короля Франции или Испании, граждане Голландской или Швейцарской республики.
Осознание людьми своей государственной принадлежности было в конечном счете следствием тех процессов, которые происходили в XVI—XVII вв.: изменений в представлениях о мире, постепенного разрушения традиционного общества, освобождения государств из-под церковной опеки.
В XVII—XVIII вв. народы еще не оказывали заметного влияния на политику своих государств. Поэтому государственный интерес формировался без их непосредственного участия. Но это вовсе не означает, что мнение отдельных людей и групп, общества в целом вообще не учитывалось.
Приблизительно с середины XVII до середины XVIII в. интересы абсолютных монархов большинства стран Европы в сущности совпадали с интересами подавляющего большинства населения этих стран. Этот период нередко называют "золотым веком" абсолютизма.
«Государство – это я!». Как видим, преодоление последствий "войны всех против всех" и дальнейшее развитие стран Европы было невозможно без многократного усиления власти правителей. Общество в тот период еще не могло наладить управление своими, делами, а традиционные отношения уже не обеспечивали устойчивости и порядка. Поэтому усиление королевской власти в ряде стран Европы, и в частности во Франции, приветствовалось большинством населения; государственный интерес понимался во Франции как поддержка подданными неограниченной власти короля и обязанность короля охранять права и привилегии подданных.
Фраза "Государство — это я!" принадлежит "королю-солнцу" Людовику XIV. Он считал, что монарх должен быть и законодателем, и исполнителем государственных решений;
что одному лишь королю принадлежат достоинство и величие государства, и единственный смысл жизни остальных французов — приумножение славы и успехов своего короля;
придворный этикет подчеркивает его сверхъестественное происхождение, да и сам французский язык, по мнению Людовика,-совершенствуется для того, чтобы служить возвеличению его персоны. И король, и его подданные были уверены в том, что королевская власть имеет божественное происхождение.
Король обладал суверенитетом, то есть полной независимостью от своих подданных. Суверенитет короля означал также его исключительное право издавать законы, объявлять войну и заключать мир, набирать войско, назначать чиновников, взимать налоги, вершить суд, присваивать чины и звания и даже следить за дисциплиной священников.
Но, обладая такой властью, король должен был oxpaнять права всех французских сословий: духовенства, дворянства и "третьего сословия", в которое входили все остальные под» данные — крестьяне, ремесленники, купцы, а с XVI в. — буржуа и рабочие. Именно "третье сословие" платило налоги и выполняло различные повинности в пользу первых двух, а также в пользу государства в целом.
Королевские указы приобретали силу закона только тогда, когда регистрировались верховным судом, или так называемым Парижским парламентом. Если парламент считал указ незаконным, то мог отказаться его регистрировать. При Ришелье суды были поставлены под государственный контроль, но уже в начале XVIII в. без согласия провинциальных "парламентов" королевские указы не действовали.
"Колесики" и "винтики" государственного механизма. Ни на одно из старых сословий в полной мере опираться было уже невозможно. Во-первых, в условиях разрушения традиционного общества границы между сословиями размывались. Нищие дворяне, нередко — беднее своих крестьян, и одворянившиеся буржуа были типичным явлением того времени. Во-вторых, сословия нередко состояли из групп с противоположными интересами — например, крестьян и ростовщиков. Дворянство тоже уже было неоднородным. Всех дворян условно можно было разделить на дворян шпаги и дворян мантии. Первые — дворяне с рождения, обладавшие, помимо богатых родословных, многими традиционными привилегиями. Дворяне мантии (название происходит от принятого у судей и адвокатов обычая облачаться при исполнении своих обязанностей в мантии) — это вчерашние буржуа, купившие государственные должности, а вместе с ними — дворянское звание и право не платить налоги. Они не могли похвастать-. ся длинным списком знатных предков: "новых дворян" возвеличил король, и они были в гораздо большей зависимости от его милостей, чем их родовитые соперники. Между дворянами шпаги и дворянами мантии шла постоянная борьба за влияние на короля.
Но и дворянство шпаги было неоднородно. Сравнительно небольшую часть составляла аристократия, надеявшаяся ограничить власть короля. Обедневшие же дворяне без титулов стремились, подобно д'Артаньяну, отдать свою шпагу на службу королю. Их судьба всецело зависела от монаршей воли; по своему положению они были ближе к дворянам мантии.
В борьбе с аристократией король опирался на служилое дворянство (небогатые дворяне шпаги и дворяне мантии).
Дворяне, имевшие должности или чины, будучи проводниками политики государства, составляли особую касту чиновничества, или бюрократии. Бюрократия сосредоточила в своих руках все управление страной. Именно чиновники были теми "колесиками" и "винтиками", которые должны были с точностью часового механизма гарантировать исполнение указов и постановлений высшей власти по всей Франции — вплоть до самой отдаленной деревни; именно их усилиями во многом обеспечивалась жизнедеятельность государства.
Почти все чиновничьи должности продавались и становились пожизненными. Поскольку должность передавалась по наследству, то достаточно уверенно и независимо чувствовал себя и сын чиновника. Должности, наряду с дворянским званием, приносили немалый доход. Взятки и поборы с населения не считались злоупореблениями, так как входили в условия владения должностью. Можно только представить себе, какой произвол царил в среде бюрократии. Правительство знало об этом: часть должностей государству удавалось выкупать и назначать на них проверенных людей. Существовали должности, которые не покупались и не продавались, и в их числе — должность интенданта. Интенданты следили за действиями губернаторов провинций, от которых зависело поступление налогов в казну. Они получали королевское жалование и пользовались доверием короля. Дело доходило до того, что король запрещал губернаторам без разрешения интендантов посещать вверенные им провинции.
Дворянин-бюрократ, находящийся на службе у короля, и дворянин, владеющий по наследству привилегиями и потому напрямую не зависящий от короля, — это были уже совершенно разные дворяне. Первые, как наиболее "полезные" королю, вытесняли вторых из системы управления страной.
В отличие от прежних времен вся Франция теперь подчинялась одним и тем же королевским указам. Все распоряжения писались на северофранцузском языке. Это ломало замкнутость отдельных областей, вырабатывало единый стиль жизни и мысли, язык, привычки, взгляды, вкусы людей, независимо от их положения в обществе.
Абсолютизм и его система управления усиливали ощущение государственной общности у людей различных сословий и групп.
" Золотое" правило абсолютизма. В XV — первой половине XVIII в. правители Европы считали, что могущество страны измеряется прежде всего количеством золота в казне. Накопление звонкой монеты было "золотым" правилом всех монархов и правительств Европы. Такая политика получила название меркантилизма.
Как накопить золото? Этот вопрос был одним из важнейших государственных вопросов. Ведь без золота невозможно управлять страной, вести войны, строить каналы и дороги, открывать университеты, содержать роскошный дворец и одаривать придворных.
Проблему денег разные государства решали по-разному.
Абсолютные монархи Испании и Португалии одну за другой снаряжали экспедиции в заморские страны. Помимо золота и серебра, испанские и португальские купцы привозили тропические товары, которые продавались на европейском рынке. Многие страны Европы приобретали колонии, население которых подвергалось нещадной эксплуатации. Нередко короли пополняли казну за счет пиратства и флибустьерства. Однако для большинства стран, имевших выход на Атлантическое побережье, основным источником пополнения казны считалась торговля. Здесь действовало свое "золотое" правило: продавать за границу нужно больше товаров, чем покупать. Тогда деньги будут приумножаться. Торговали, как правило, изделиями мануфактурного и ремесленного производства, так как продукты сельского хозяйства стоили дешевле. К тому же нельзя было оставлять без сырья собственные мануфактуры.
В целях пополнения казны государи различных европейских стран стремились развивать собственные мануфактурное и ремесленное производства. Однако сначала их нужно было оградить от иностранных конкурентов. Для этого повышались таможенные пошлины на импортные товары. Местные товары стоили дешевле, а поэтому охотнее раскупались. Такая политика государства, направленная на защиту своей промышленности, называется протекционизмом.
Звонкую монету государство получало и в виде налогов со своих подданных. Именно с этой целью многие государи и их министры стремились не допускать обнищания крестьян.
Нередко, нуждаясь в деньгах, монархи занимали крупные суммы у буржуазии, далеко не всегда возвращая их назад. Если деньги нужны были срочно, короли могли продать право сбора налогов на какой-нибудь территории богатому откупщику. Выплачивая королю сразу приблизительную сумму годового налога, откупщик затем многократно увеличивал свои доходы, выколачивая с населения гораздо большие деньги.
Государство обогащалось также за счет продажи должностей, иногда и перепродажей — когда владельцам дворянских патентов заново предлагалось купить их должность. В ряде стран начались гонения на евреев: их вынуждали покидать места постоянного проживания, отбирали имущество; затем в виде большой милости, а на самом деле с целью прибрать к рукам их капиталы, многим разрешали вернуться.
Как видим, государство активно вмешивалось в экономическую жизнь, причем на первых порах такое вмешательство приносило заметные плоды. Давайте познакомимся с результатами меркантильной экономической политики (на примере Франции и Пруссии), а также с людьми, чьи имена навсегда вошли в историю "золотого века" абсолютизма.
Своим расцветом французский абсолютизм был во многом обязан Жану Батисту Кольберу — генералу-контролеру финансов в 1666—1683 гг. Выходец из провинциальной буржуазной семьи, Кольбер сумел продвинуться по службе благодаря личным способностям и безукоризненной честности. При нем благоустраивались проезжие дороги, углублялись русла рек, осушались болота, строились каналы и порты. Кольбер оказывал государственную помощь крестьянам, упорядочил взимание с них налогов, выписывал из-за границы улучшенные породы скота, всячески поощрял ведение лесного хозяйства. При Кольбере во Франции началась добыча каменного угля, развивались металлургия, производство фарфора, гобеленов, зеркал; безопасными стали дороги.
Тяжелое наследие досталось Фридриху Вильгельму Прусскому (1620—1688) из династии Гогенцоллернов: страна, разоренная Тридцатилетней войной, напоминала огромную кровоточащую рану. Но уже в конце XVII в. Пруссия очень внушительно заявила о себе. Фридрих Вильгельм, правивший в 1640—1688 гг. и известный под именем Великого курфюрста, сумел не только покончить с вассальной зависимостью от Польши, но и существенно увеличить размеры Пруссии. На опустевшие после войны земли он пригласил 200 тысяч французов-гугенотов, спасавшихся от преследований; по его приказу строились новые дороги, прокладывались каналы, создавался флот. Будучи образованным человеком. Великий курфюрст открыл много школ. Берлин, который в годы Тридцатилетней войны был заштатным гарнизонным городком, стал при нем значительным культурным центром. Университет и публичная библиотека, издательства, типографии и книжные магазины приумножали славу прусской столицы и самого курфюрста.
И во Франции, и в Пруссии уже действовала государственная почта и осуществлялись пассажирские перевозки между городами.
Но к середине XVIII в. меркантилизм уже не столько ускорял, сколько тормозил развитие экономики. Чтобы как можно меньше покупать за границей, государства стремились производить самостоятельно буквально всё. Такая экономика напоминала огромное натуральное хозяйство. Огражденные от конкуренции местные владельцы мануфактур не имели стимула к улучшению качества и снижению стоимости своих товаров. Буржуазия испытывала все больше неудобств от того, что государство принуждало ее производить лишь выгодные казне товары, в определенных количествах и по определенным ценам.
Меркантилизм неизбежно должен был уступить место свободной торговле, при которой государство уже не должно было в той же степени, что и раньше, вмешиваться в экономику.
// Мишина И.А., Жарова Л.Н. Становление современной цивилизации
(XVII – XVIII вв.). М., 1995. С. 72 – 86.