Лексика русского языка со стороны сфер ее употребления.




Цели урока.

Образовательная: формирование представления о путях заимствования в русском языке. Изучение особенностей появления заимствований в русском языке, общеупотребительной и не общеупотребительной лексики, формировать представления по теме нейтральная лексика; изучение особенностей употребления нейтральной лексики в русском языке. Обучение пользованию словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов), применять лингвистические знания при работе с языковым материалом: определять лексическое значение слова, фразеологизма; употреблять слова в соответствии с их значением; подбирать заданную группу слов к исходной языковой единице; характеризовать изученные языковые единицы и особенности их употребления в речи.

Развивающая: развитие умений, навыков распознавания, анализа, умения классифицировать языковые факты, развитие умений, навыков распознавания, анализа, умения классифицировать языковые факты, создать условия для освоения новых теоретических сведений и овладения способами их применения на практике.

Воспитательная: воспитание интереса к изучению заимствований в русском языке, обогащение представлений, обучающихся о духовной, нравственной и языковой культуре народа, воспитание внимательного, бережного отношения к слову, воспитание интереса к изучению темы нейтральная лексика.

Ход урока:

Повторение раннее изученного материала.

- Что такое лексика? Что она изучает?

(Лексикой называется словарный состав какого-либо языка, совокупность всех слов, входящих в какой- нибудь язык).

–Что такое лексическое значение? (Каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение).

- На какие группы делится лексика в зависимости от лексического значения слов? (Однозначные и многозначные).

- На какие группы делится лексика в зависимости от смысловых связей между словами? (Синонимы, антонимы, омонимы).

- Каково деление лексики в зависимости от употребления слов разными группами людей? (Общеупотребительные и не общеупотребительные).

- А с точки зрения происхождения слов? (Исконно русские слова и иноязычные слова).

Лекция преподавателя.

Русский язык существует много веков, и за многие столетия он претерпел немало изменений. Изменился его словарный состав, не остался неизменным и грамматический строй языка, и звуковая система.

Самые значительные изменения происходят в словарном составе языка. Существуют два основных пути формирования лексики: прямой путь, при котором из имеющихся в языке элементов возникают исконно русские слова, и путь заимствования, при котором новые слова приходят со стороны, из других языков.

На сегодняшнем уроке мы сосредоточим наше внимание на лексике русского языка с точки зрения ее происхождения и сфер ее употребления. Считается, что словарный состав русского языка сформировался из трех направлений:

-старославянского, исконно русского, и путем заимствований.

Изучив периоды истории русского языка, мы можем определить взаимосвязь русской лексики со старославянскими и исконно русскими корнями. Поясним эту связь.

(Русский язык, наряду с украинским и белорусским, является детищем древнерусского языка, который в свою очередь является «сыном» общеславянского.

Таким образом, русская лексика сохранила в себе черты этих этапов развития языка)

- Можете ли вы сказать, из каких языков пришли слова: рожь, корова, деревня или солод - сладкий …

-По каким признакам вы это определили?

-На уроке мы изучим некоторые из признаков, определяющие происхождение слова. Как правило, они имеют греческое или латинское происхождение.

Давайте вспомним международные словообразовательные элементы и подберем слова с этими элементами (запись в тетради):


авиа…(лат. avis– птица),

гуман…(лат.humanus – человечный),

лабор…(лат.labor - труд, работа),

сан…(лат.sanare – лечить, исцелять),

 

анти…(греч.anti – противо…),

дем…(греч. demos– народ),

эпо…(греч.epos - слово, рассказ),

фил…(греч. philos – друг, любящий).


Признаки заимствованной лексики

1. Греческий язык: фильмотека, телескоп, термометр, параметр и т.д.

2. Тюркский язык: с арафан, сарай, алыча, лапша и др.

3. Во французском конечное ударное -е, -э, -о – и при неизменяемости слов, сочетания –уэ, -уа, конечное –аж, -яж: жалюзи, павильон, тротуар, силуэт, макияж и т.д.

4. В английском языке (конечное –инг, -ер, сочетание –дж- -): брифинг, прессинг, пудинг, бюджет, брокер и т.д.

Лексика русского языка со стороны сфер ее употребления.

-Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно от 10000-до 30000 слов. А.С. Пушкин использовал 21000 слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова Элочки Щукиной было всего лишь 30 слов.

-От чего это зависит? (от уровня образованности)

-Что изучается в лексикологии? (Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка, его лексика).

Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. Русские люди живут в разных географических условиях: одни в лесной местности, а другие в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные, или диалектные слова, понятные жителям определенной территории.

Однако неумеренное и нередко немотивированное использование диалектных слов в речи засоряет язык и снижает художественную ценность произведения. Писатель должен отобрать наиболее четкие, простые и ясные слова.

Диалектные слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, включаются в толковые словари русского языка с пометой обл. (областное):

Заслонка – печная дверца в виде железного листа с ручкой.

Паз – узкая щель между кирпичами и досками.

Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

-Какую важную роль передают диалекты в речи человека?

( диалектные слова дают возможность поэту правдивее изобразить действительность, указать на время и место действия. Диалекты могут раскрыть характеры героев, их речь.)

-Ребята провели небольшую исследовательскую работу по употреблению диалектизмов, жаргонизмов и арготизмов в своей речи.

И вот к чему пришли:

3% учащихся нашего техникума используют диалектизмы в своей речи

10 % учащихся используют в своей речи арготизмы.

87% учащихся используют жаргонизмы;

Запись в тетрадь.

Диалектизм -слово или оборот речи, употребляемые людьми той или иной местности. Слово или выражение всякого диалекта, территориального или социального, введенное в литературный язык.

Лексические диалектизмы - слова, известные только носителям диалекта и за его пределами не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов.

В каждой профессии помимо общеупотребительных, используются слова специальные – профессионализмы.

Профессионализмы — это специальные слова, используемые в разговорном обиходе профессионалов.

Профессионализмы являются «неофициальными» названиями специальных явлений и понятий профессии, составляют профессиональный жаргон.

Например, я как математик по образованию и профессии всегда пользовалась математическими терминами: интеграл, дифференциал, уравнение, синус, косинус и т.п.).

Музыканты пользуются, естественно, музыкальными терминами: аккорд, гамма, доминанта, минорный тон.

- Ограниченными по употреблению являются также слова, используемые в речи отдельных социальных групп, например, школьников, студентов: шпора, дай скатать, препод, мастак и т.д.

Такие слова являются арготизмами (или жаргонизмами) и, в отличие от диалектизмов и профессионализмов, имеют ярко выраженный эмоционально-экспрессивный характер.

Жаргонизм - слово или жаргонное выражение, которое используется в литературном языке (от французского jargon - говор, тарабарщина, непонятный язык).

Жаргонизмы - это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением.

Например: Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет.

Хибара - дом.

Как и любая социальная группа, студенческая аудитория имеет свой жаргон. Студенческий жаргон обладает специфической лексикой и фразеологией, зачастую с фамильярной окраской. Считается, что сленг начал свое существование от сокращений названий предметов. Сегодня жаргонизмы образуются путем переосмысления, переделки и усечения литературных слов. Активную роль в появлении сленга играют и заимствования из иностранных языков.

Студенческий жаргон одинаково распространен как среди учащихся, так и среди преподавателей, преимущественно молодого поколения.

Например: академ – академический отпуск; Аляска – задние ряды в аудитории; шпора– шпаргалка; ботан (заучка) – отличник.

Жаргон по-своему дублирует в «зашифрованной» форме слова; делает речь говорящих на нем непонятной для непосвященных.

Разновидности жаргона: великосветский или салонный, студенческий, армейский, воровской, спортивный, молодежный, семейный и пр.

Компьютерный сленг: забанить – заблокировать, блины – диски, мыло – электронная почта, дрова – драйвера, глючит - перестало работать, дрова – драйвера, форточка - оболочка Windows, клава – клавиатура и др.

Студенческий сленг: степуха – стипендия, госы – государственные экзамены, автомат – получение оценки без дачи экзамена, хвосты – невыполненные вовремя задания и т.д.

Сленг врачей: лыжник – держащийся за костыль, непруха – непроходимость кишечника, клиника – клиническая смерть, НЛО – не двигающийся лежащий объект (пациент в коме) и пр.

Молодежный жаргон (сленг): дискач – дискотека, родоки, предки – родители, потрещать – поговорить, музон – музыка и т.д.

Молодежный сленг вряд ли когда-нибудь исчерпает себя. Наоборот, современный сленг молодежи, словарь которого пополняется очень быстро, уже стал средством общения не только друзей и одноклассников.

Во многих семьях молодые родители с детьми общаются такими словами, не считая их испорченными.

Существование и развитие современного молодежного сленга во многом зависит от развития культуры и социального строя, морально-нравственного воспитания и многих других факторов, но всегда нужно помнить, что это низший слой литературной лексики.

- Таким образом, национальный русский язык включает в себя общенародные, общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления – это диалектные слова, профессиональные слова, просторечные и жаргонизмы).

- Иногда слова ограниченного употребления можно встретить в произведениях художественной литературы.

- Как вы думаете, какова цель их использования? (Для создания речевого колорита, речевой индивидуальности героев).

-Что такое пассивная лексика?

Пассивная лексика - слова, входящие или вышедшие из употребления, но в большинстве своем понятные носителю языка.

- Пассивная лексика делится на две группы: устаревшие слова и новые слова.

1. Устаревшие слова: архаизмы, историзмы и арготизмы (десница, чадо, уста).

2. Новые слова: неологизмы (красноармеец, компьютер, ноутбук).

Арготизмы – слова, ограниченные в своем употреблении социально, являющиеся эмоционально-экспрессивными эквивалентами стилистически нейтральных слов литературного языка: срезаться – «не выдержать экзамен», хвост – «несданный экзамен», вызубрить – «выучить».

- Какой вывод можно сделать из всего этого? (наша речь засорена жаргонной лексикой).

-Иногда писатели, поэты используют арготизмы, диалектизмы, жаргонизмы в художественной литературе как выразительное средство, изображающее достоверно и убедительно создаваемые картины человеческой жизни.

- Например, Н.В. Гоголь для описания жизни семинаристов в повести «Вий» использовал некоторые жаргонные выражения. Как вы думаете, что обозначает фраза: пробовать крупного гороха (быть наказанным); о тправиться на кондиции (заниматься репетиторством)

Архаизмы –это устаревшие слова, вышедшие из активного употребления, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория - победа, ведать – знать, вежды-веки, ланиты-щёки, ремена-плечи, вия –шея, дружество-дружба, рыбарь-рыбак, зерцало-зеркало, нощь-ночь и т.д.

Обучающиеся предполагают соответствия частей тел, подбирают архаизмам современные слова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: