Государственное регулирование в области ценообразования в России




 

В России, на пути перехода её экономики, были сделаны важнейшие шаги, для стабилизации и развития экономики. России требовалось государственного вмешательство, с относительной свободой рынка, для того чтобы создать главные условия для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования[9].

Большая часть стран с развитой рыночной экономикой прошла через период изменения верхних пределов цен на товары первой необходимости. Но впоследствии за ненадобностью данная мера перестала применяться. Большую роль для России играет установление предельного норматива рентабельности. Здесь при расчёте цены в ней учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. Данный метод имеет большую популярность в России и используется при изменении цен на продукцию монополистов, на многие виды услуг и на цены, регулируемые местными органами.

Классическим примером государственного воздействия на цены в России может служить введение налогов на рынке с эластичным спросом, а именно, ситуация с акцизом[10] на водку. Вообще спрос на водку далеко не эластичен. Изюминкой ситуации, однако, является одновременное присутствие на рынке легальных производителей, например, лучшей в мире водки завода "Кристалл", и нелегальных спиртных напитков, например, фальсифицированной водки, производимой из непищевого спирта. Алкогольные изделия контрабандного происхождения являются в данном случае товарами-субститутами для легальной водки. А значит, спрос на нее становится весьма эластичным. [11]

Современным примером государственного вмешательства в области ценообразования может служить рынок гречневой крупы. Производство гречневой крупы из гречихи имеет положительную тенденцию. С 2001 года по 2009 год оно выросло более чем на 17%. С июля 2010 года началось снижение производства гречки: в июле 2010 года выработка гречневой крупы сократилась на 45% в сравнении с июлем 2009 года, в августе 2010 года в сравнении с августом 2009 года - 54%, в сентябре 2010 года в сравнении с сентябрем 2009 года - 35%. Отметив намечающуюся тенденцию, производители гречневой крупы вынуждены были сократить ее производство. В январе 2010 года отмечено небольшое снижение средних цен производителей гречихи - на 1,2% по сравнению с январем 2009 года. С февраля начался незначительный рост цен. Резкий скачок произошел в июле 2010 года: средние цены на гречиху выросли почти на 20%. А в сентябре 2010 года по сравнению с сентябрем 2009 года увеличение цен составило более чем 55%.

 

Рисунок 6. Динамика средних цен производителей гречихи в 2009 - сентябре 2010 гг., руб. /т


Рост потребительских средних цен на гречневую крупу в разы превзошёл рост средних цен производителей гречихи. В январе-феврале 2010 года можно наблюдать незначительное снижение цен - на 3% в среднем. С марта 2010 года начался ростцен. В октябре 2010 года средняя цена по России за 1 кг гречневой крупы достигла 63,48 руб., тогда как в октябре 2009 года она была равна 26,87 руб. Средняя потребительская цена за 1 кг гречки выросла 2,4 раза. [12]

 

Рисунок 7. Динамика средних потребительских цен на гречневую крупу в 2009 - октябре 2010 гг., руб. /кг

 

Внутренние железнодорожные перевозки гречихи в январе-сентябре 2010 года снизились по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 22%. Тройку ведущих регионов отправителей составляют Оренбургская область, Алтайский край и Самарская область. На долю этих регионов приходится более 90% от общего объема перевозимой гречихи. Основными регионами получателями гречихи по железной дороге являются Воронежская и Челябинская области, чья доля в общем объеме железнодорожных перевозок равна 87%. Это объясняется тем, что в Челябинской области расположена одна из крупнейших продовольственных компаний "Увелка", включающая в себя ЗАО КХП "Злак" и ООО "Ресурс". В Воронежской области находится ОАО "Геркулес". Предприятие специализируется на производстве гречневой, овсяной круп и хлопьев "Геркулес". Кроме того, предприятие занимается приемкой, сушкой, обработкой, хранением и отпуском зерновых, крупяных и масличных культур и кукурузы.

По данным информагентства гречка входит в перечень социально значимых продовольственных товаров, утверждённых таковыми правительством РФ, и розничные цены которых могут регулироваться государством в случае резкого подорожания, а также правила госрегулирования цен на эти продукты. [13]

Так как гречка входит в перечень товаров первой необходимости, государство вправе вводить ограничения на максимальную цену. Для этого должен быть зафиксирован рост розничных цен на 30% и более за месяц. Росстат же такого роста цен не фиксировал, хотя и по результатам мониторинга потребительских цен в августе 2010 года цена на гречневую крупу выросла более чем на 30%. Согласно новому закону по торговле, вступившем в силу в 2010 году, данного повышения цен достаточно для введения правительством режима регулирования цен. Однако прибегать к радикальным мерам государство не стало, так как считает что, для снижения уровня цен достаточно антимонопольных расследований и проверок ФАС. Ведь, большинство поставщиков оправдывали подорожание летней засухой, но чиновники считают, что повышение цен несоразмерно велико по сравнению с потерями урожая. Положением на рынке крупы не преминули воспользоваться и ритейлеры[14]. Но начать решили все-таки с поставщиков - примером может служить ситуация с нарушениями антимонопольного законодательства в Татарстане - три фирмы-ответчика за 6 месяцев подняли закупочные цены с 24,96, 22,5 и, 36,25 руб за килограмм до 56,27, 55,5 и 53,68 рублей соответственно. Схема действий поставщиков примерно одинакова во всех регионах - имеет место ценовой сговор. В условиях всеобщего повышения цен на сырье наблюдался рост цен на крупу во всех звеньях цепочки от производителя до потребителя, он несоразмерен изменению цен. Прослеживая общую тенденцию повышения цен на сырье в условиях неурожая, а также вследствие ажиотажа среди населения, хозяйствующие субъекты, необоснованно поднимающие цены на реализуемый ими товар, заранее были уверены, что в таких условиях конкуренты вслед за ним также повысят цены, преследуя цели получения более высокой прибыли.

Что касается непосредственно проблемы пределов вмешательства государства в экономику России, то до так называемых "пределов своего вмешательства" государству еще далеко. К настоящему времени проблема состоит в том, что рыночные механизмы государственного регулирования в России еще очень слабы и остается много сфер, требующих глубокого государственного вмешательства. Тенденция к усилению роли государства в реальном секторе экономики единодушно одобрена населением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: