естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
Законодатель выделяет следующие признаки естественной монополии:
1. естественная монополия - состояние товарного рынка, т.е. объективно сложившаяся ситуация, специфическое состояние среды функционирования хозяйствующих субъектов;
2. отсутствие конкуренции;
3. отсутствие замены (аналога) товара естественного монополиста;
4. спрос на товар естественного монополиста лишь в
малой степени зависит от цены на товар;
5. причина возникновения такого рода ситуации на рынке - технологические особенности производства (понижение издержек по мере увеличения объема производства).
российском законодательстве предусмотрены и регулируются деятельность следующих видов естественных монополий в сферах:
1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2) транспортировка газа по трубопроводам;
3) железнодорожные перевозки;
4) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
5) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
6) услуги по передаче электрической энергии;
7) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
8) услуги по передаче тепловой энергии;
9)услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Естественная монополия (системы водоснабжения, железная дорога) — предприятия, которые объединены единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на данном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции ввиду технологических особенностей производства (ввиду существенного понижения издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, которые производятся субъектами естественной монополии, нельзя заменить в потреблении другими товарами, ввиду этого спрос на этом товарном рынке на товары, которые производятся субъектами естественных монополий, зависит в меньшей степени от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие типы товаров. При этом, может быть ситуация, когда у услуг компании есть аналоги, но такая компания по общепризнанным нормам считается всё равно монополией (к примеру, пассажироперевозки ж/д транспортом конкурируют с авиационными перевозками, но некоторые железнодорожные компании считаются всё равно монополией).
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.
В целом, следует отметить, что правоведы, изучающие проблемы естественных монополий более или менее единодушны в одном: законодательство о естественных монополиях не является частью антимонопольного законодательства. Единственное, что может смутить в этой связи - это аргументация соответствующей позиции.
Так, Еременко В.И. в статье «Антимонопольное законодательство Российской Федерации» пишет: «... в
антимонопольное законодательство не входят многочисленные нормативные акты в сфере государственных и естественных монополий. Этой сфере присущ особый режим регулирования конкуренции и монополии, в рамках которого конституционный принцип свободы экономической деятельности ограничивается в пользу публичных интересов, экономической эффективности, соображений фискального или социального характера, научно- технического прогресса и т.д.».[46]
Клейн Н.И. в статье «Антимонопольное законодательство и законодательство о естественных монополиях: Проблемы
применения и дальнейшего совершенствования» также указывает: «Иногда Закон "О естественных монополиях" относят к антимонопольному законодательству. Между тем принятый в августе 1995 года Закон РФ (читай - «Федеральный закон» - прим, наше) nO естественных: монополиях" является антиподом Закона "О конкуренции". Закон "О естественных монополиях" не направлен на развитие конкуренции, ограничение и пресечение монополистической деятельности, так как в сферах естественной монополии конкуренция мало эффективна. Этот Закон предусматривает прямое государственное вмешательство в деятельность субъектов естественных монополий и жесткое государственное регулирование их деятельности... Таким образом, задачи, функции и правомочия органов регулирования субъектов естественных монополий и антимонопольных органов различаются».[47] [48]
Однако в Учебном пособии «Конкурентное право Российской Федерации» под редакцией Клейн Н.И. и Фонаревой Н.Е, дублируя приведенное суждение, указывается также, что «... субъекты естественных монополий в силу своего доминирующего положения на рынке подпадают также под действие норм Закона о конкуренции, который не содержит исключений для субъектов естественных монополий, не выводит их из сферы своего применения. Используются в обоих законах общие понятия. Применение норм Закона о естественных монополиях в сфере транспорта и связи возложено на антимонопольные органы.