Производственная ф-ция Кобба-Дугласа




Эта модель основана на предствлении Q нац. выпуска в виде степенной ф-и от динамики 2 факторов пр-ва: . Эта модель не учитывает циклич. колебания в эк-ке и тот факт, что труд и капитал не всегда взаимозаменяемые.

Модель Солоу. Предлож. товаров описывается с помощью произв. ф-ции (Y=F(k,L)). Эта ф-ция обладает свойством постоянной отдачи. y=f(k), где f(k)=P(k,1). tg угла наклона произв. ф-ции f(k) опр-ся величиной придельной произв-ти капитала (MPK).MPK=f(k+1)-f(k).

«Золотое правило» Фелпса. «золотому уровню капиталовооруженности» соотв. оптимальная разница м/д знач. производств. ф-цией и величиной выбытия капитала. «Зол. ур-нь капиталовоор.» сущ. при условии MPK=d(d-норма выбытия).

 

Вопрос 49: Гос. регулировании экономического роста

Для увеличения производительности, ускорения эк-го роста и повышения уровня жизни своих граждан гос-во должно проводить след. политику: 1) стимулировать внутренние инвестиции и сбережения; 2) стимулировать инвестиции из-за границы:- прямые иностранные инвестиции (не могут управлять фирмами иностранцы), -портфельные (в инвест.частично упр.фирм); 3) стимулировать образование;

4) стимулировать исследования и разработки; 5) защищать права собственности; 6) стимулировать свободную торговлю; 7) контролировать рост населения.

Вопрос 50: Регулирование экономического роста в РБ.

Нац-я экономика устойчиво демонстрирует ежегодный прирост ВВП 2-3%. Вместе с тем всё более осущ-ся исчерпание резервов экстенсивного роста за счет имеющихся свободных мощностей. Активное становление реализации новых подходов обеспеч. качество эконом. динамики.

Дефицит инвестиций свидетельствует о проблемах, связанных с самофинансированием, искусственной занижением стоимости основных фондов, уменьшением объема амортизационных отчислений. Не менее важным явл обес-печение высокой эффективности капитальных вложений.

Проводится политика импортозамещения. Национальная экономика – предст. собой малую открытую экономику. Для обеспечения конкурентоспособности используется: ускорение процессов сертификации, внедрение новых технологий, также обеспечение высокого качества сырья.

51: Соц. политика: содержание, направление, принципы и уровни. Социальная политика — это совокупность принципов, норм и мето­дов, используемых государством для регулирования социально-эк-их условий жизни общества и отношений между его социальны­ми группами.

К основным функциям соц. политики относятся:

• стабилизация, т. е. приведение к устойчивости соц. отно­шений и соц положения всех групп населения; поддержание и стимулирование эк-ой и соц. ак­тивности населения;

• гарантирующая, т. е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятсти;

• защитная, означающая помощь гражданам в условиях наступле­ния состояния социального риска и кризиса.

Соц. политика строится на основе определеных принципов:

1) социальное равенство членов данного общества, означающее ра­венство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и др.;

2) социальная солидарность, понимаемая как общая, объединенная поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;

социальная справедливость, имеющая исторически обусловлен­ные особенности, но в целом означающая определенную социально-экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп.

Ее структуру можно представить в виде единства пяти основных звеньев. Это:

• политика обеспечения занятости;

• политика регулирования доходов населения;

• политика социальных гарантий;

• политика социальной защиты;

• политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

Соц. политика складывает­ся из трех следующих направлений:

1)регулирование доходов и политика занятости населения;

2)социальная защита населения, за­бота о наиболее социально уязви­мых его слоях; 3) развитие социальной сферы.

В каждом из которых главными яв­ляются следующие задачи:

•содействие социальной справед­ливости путем создания условий для роста благосостояния и прове­дения соответствующей политики регулирования доходов;

•создание системы помощи соц-но уязвимым слоям населения;

•обеспечение доступности услуг в социальной сфере (образование, здравоохранение, культура).

Уровни: Фирма, Регион, Государство.

Вопрос 52: Уровень и качество жизни. Доходы населения и проблемы их распр. Факторы, опред доходы населения. Номин и реальные доходы. Min потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

Уровень жизни - степень обеспеченности насе­ления материальными, соц-и и духовными благами необх. для жизни.

Система показателей для опред-я уровня жизни:

1)условия жизни и проживания: - объем и уровень потребления; - уровень обеспеченности жильем.

б) условия труда;

2) условия развития чел. как личности

3) условия экологической безопасности.

Качество жизни - совокупность условий, отражающих мат-ьное, физ-ое, соц. и культурное благополучие населения.

Уровни жизни:

1 полный достаток.(пользование благами, обеспеч. всестороннее развитие чел)

2. нормальный достаток (рациональное потребление по научно-обоснованным нормам)

3. бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности)

4. нищета (min допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг)

Доход - мат. или денеж. ресурсы, кот. поступают гос-ву, предпр. или отдельному лицу в ходе распред-я нац. дохода.

Номинальный доход - сумма денежных средств, полученных дом. хозяйствами в теч. опр. времени.

Реальный доход - кол-во товаров и услуг, кот. можно купить за опр. период на номинальный доход.

 

 

Основными современными формами доходов считаются: заработная плата; прибыль; рента; процент(на капитал); государственные (трансфертные) платежи.

Мин.потребительский бюджет (МПБ)- стоимость набора матер. благ и услуг, кот. необходимы для удовлетворения min потребностей чел. Он рассчит-ся на основе «потребительской корзины».

Бюджет прожиточного минимума - это min набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспеч. жизнедеят-ти чел и сохранения его здоровья.

Вопрос 53: Проблема неравенства в распр доходов. Проблема бедности. Кол-ое определение неравенства. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца. Механизм и основные направления соц. защиты.

Различие ур-ня доходов на душу населения или на 1 занятого наз-ся дифференциацией доходов.

Факторы неравенства доходов: функциональные и персональные факторы.

Граф-ки степень неравномерности распределения доходов изображают с пом. Кр. Лоренца

Степень неравенства в распределении доходов определяет коэффи­циент Джинии:

Деицильный (квинтильный) коэффициент дифференциации, показывает соотношение м/д средними доходами 10 % (20%) населения с наибольшими доходами и 10 % (20%) с наименьшими.

Политика регулирования доходов населения — представляет собой совокупность принципов, мер и средств регулирующего воздействия государства в
области доходов.

Бедность — состояние постоянного отсутствия средств, необходимых для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Она измеряется с помощью прожиточного минимума - это min набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспеч. жизнедеят-ти чел и сохранения его здоровья.

Крайняя бедность (нищета) определяется как неспособность семьи удовлетворить даже минимальные потребности в пище.

При обследовании дом. хозяйств определяется коэффициент глубины бедности, который выражает среднее отклонение доходов от ве­личины прожиточного минимума. Коэффициент остроты бедности от­ражает средневзвешенное отклонение доходов обследуемых домашних хозяйств от величины прожиточного минимума.

Существуют проблемы преодоления бедности: Уровень непосредственно зависит от внешних экономических обстоятельств, сложно определить границы,т.к. они условны и подвижны, Существует прямая зависимость м/д личным доходом и жизненным циклом индивида.

Классические приемы самозащиты:

а) высокопроизводительный труд и получение достаточно­го текущего дохода

б) имущество и сбережения, что позволяет экономить на соот­ветствующих статьях расходов, а также получать доход с капитала;

в) поддержка со стороны других членов семьи, имеющих стабильные доходы.

Коллективная социальная защита — система мер, осуще­ствляемых обществом и государством по обеспечению устой­чивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т. д.

Объектами социальной защиты выступают: а) уровень по­требления материальных благ (доходы); б) минимальный уро­вень охраны здоровья и медицинской помощи, получения обра­зования; в) жилищные условия

Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и мини­мальных социальных гарантий

Социальное обеспечение обычно включает социальное стра­хование и социальную помощь.

Социальное страхование — это основное направление соци­альной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков (наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, ут­раты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т. д)

Социальная помощь — оказание адресной поддержки граж­данам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положе­нием, возрастом, состоянием здоровья.

Минимальные социальные гарантии — важный компонент современной социальной защиты.

Вопрос 54: Модели социальной политики(с.п.)

Скандинавскую модель с. п. можно определить как социал-реформистскую, перераспределитель­ную, универсальную (всеобщую). В скандинавской модели нет зави­симости полученной социальной помощи от произведенных ранее взносов, оказы­ваемая поддержка обеспечивает соци­альную защиту на уровне нормального жизненного стандарта при любых жиз­ненных переменах Перераспределение рес-ов от более обеспеченных групп к менее обеспеченным. Скандинавская модель обес­печивает всем гражданам, независимо от доходов и размера уплачиваемых на­логов, социальную защиту, дает возмож­ность почти бесплатно пользоваться ус­лугами здравоохранения, образования, включая переподготовку.

Экономические основы скандинав­ской модели заключаются в следующем:

• «смешанная экономика»(соедине­ние рынка с активным, но преимущ-­о косвенным вмешатель­ством гос-ва);

• частная собственность в сфере произ-ва и «коллективизация потребления»;.

• значительный сектор государст­венно-коммунальных услуг.

В качестве непосредственных инст­рументов реализации скандинавской мо­дели выступают:

• универсальная социальная политика;

• активная политика занятости;

• централизованное регулирование заработной платы в тесной взаимо­связи с профсоюзами.

Американскую модель США отно­сят к странам, ориентированным на ли­берально-рыночную форму построения экономики, при которой удовлетворение индивидуальных и общественных соци­альных Социальные услуги (образование, здраво­охранение, пенсионное обеспече­ние), преимущественно покупаются на рынке и оплачиваются самими пользова­телями услуг. Отсутствует государст­венное страхование по болезни, по бере­менности и родам. Это мо­дель, при которой роль гос-ва ог­раничивается социальной поддержкой исключительно малообеспеченных слоев общества.

Германская модель соц. В основе германской модели с. п. неолиберального типа лежит концепция форм-ия такой эк-кой среды, кот благо­приятствовала бы активной самореали­зации членов общества и гарантировала бы им достаточный уровень стабильно­сти, уверенности в завтрашнем дне. Особенности: - обосновывая ключевую роль конкуренции, ибо конкуренция сама по себе социальна, ограничивая моно­польную власть и воздавая по заслугам; - подчеркивая необходи­мость ограничения конкуренции, неоли­бералы делают оговорку о мере, в кото­рой такое ограничение способно привес­ти к монополии-; - неолибе­ральная концепция отводит государству значительную роль — «роль футбольного арбитра», следящего за соблюдением иг­роками всех правил игры, но не вмешива­ющегося в саму игру;-для предотвращения кри­зисных ситуаций в области занятости не­мецкая модель предполагает создание спе­циализированных централизованных фон­дов, но за счет взносов самих работников..

Вопрос 55: Социальная политика в переходной экономике (трансформационной) с.п.

Цель с п на пер­вой стадии переходной экономики — смягчить для беднейших слоев населе­ния последствия резкого снижения на­ц-го дохода и увеличения нера­венства в его распределении.

задачами финан­сового обеспечения с. п. первой стадии:

1)создание эффективной системы финансирования соц обес­печения уволенных работников;

2)создание эффективной системы финан-ия соц по­мощи новых категорий бедного на­селения;

3)преобразование механизмов фи­нан-ния пенсионной систе­мы с целью повышения ее эффек­тивности и уменьшения гос-ых расходов на пенсионное обеспечение;

4)повышение эффективности бюд­жетного финан-ия соци сферы с учетом динамично из­меняющейся ситуации(появление плат­ных услуг и проблемы с получени­ем образования в бедных семьях).

На второй стадии переходной эконо­мики основная цель социальных реформ — повышение эффективности и сокращение расходов государства на со­циальную инфраструктуру

1)регулирование доходов и занятости;

2)соц защита, пенсионное обеспечение и адресная соцпомощь ма­лообеспеченным слоям населения;

3)сохранение и развитие соц сферы.

Задачи вто­рой стадии социальной реформы:

• повышение эффективности ис­пользования и снижение соц доли ВВП;

• развитие инфраструктуры внебюджет­ного соц фин-ния.

Достижение поставленных целей и решение конкретных задач требует осу­ществления социальной политики на но­вых принципах: 1) взаимная соли­дарная ответственность всех субъектов с. п. – гос-ва, не­правительственных объединений, пред­принимателей, граждан; 2) гражданское равноправие на основании одинаковых для всех правовых и моральных норм; 3) децентрализа­ция управления соц сферой, пе­редача максимума компетенции на низо­вые территориальные уровни.; 4) персонифика­ция, т. е. организация индивидуального учета прав каждого гражданина на пользо­вание законодательно установленными ус­лугами соц системы.; 5) фо­кусировка соц помощи на дейст­вительно малоимущих семьях.; 6) изменение моделей соц по­ведения насел с целью активизации трудового поведения, самостоятельно­сти и самоответственности человека за свое благосостояние, искоренение принципа «вины плохого руководства» и сформированной при социализме психо­логии иждевенчества.; 7) прогнозирова­ние соц последствий тех или иных реформ соци­альной реформы можно сформулировать как достижение баланса между соц справедливостью и экономической эффек­тивностью. 8) разграничение текущих и стратегических задач в управ­лении с.п.

Вопрос 56: Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс и его элементы

Платежный баланс – стат-ий отчет,в котором отражаются все экон-ие операции данной страны с др странами за определенный промежуток вр. Система «двойной записи» в платежном балансе означает,что одна и таже операция отражается по кредиту(+)и дебету(-)

Кредит - отток ценностей из страны за кот.в последствии ее резиденты получают платежи в иностр. валюте (W:экспорт)

Дебет - приток ценностей в данную страну за который ее резиденты должны впоследствии платить, т.е.расходовать иностранную валюту(импорт)

Элементы: 1 Счет текущих операций; 2Стет движения капитала и фин операции; 3 Изменение офиц-ых резервов.

Счет текущих операций вкл экспорт тов. и услуг, чистые доходы от инвестиций и чистые текущие трансферты

Торговый баланс – разница между тов экспортир и импортир. Тов.экспорт и экспортоподобные операции учитываются со знаком + и выступают как кредит,т.е. создают запасы иностр. валюты в стране. Тов. импорт и все импортоподобные операции учитываются как дебет со знаком -,и сокращают запасы иностр. валюты в стране. Чистые факторные доходы из-за границы – это чистая оплата труда временных работников и чистые доходы от кредитных услуг.

Чистые текущие трансферты – переводы частных и гос средств в др. страны. Сальдо счета текущих операций Xn = Ex – Im,Xn>0 – положительный счет. Если дефицит счета текущих операций, то расходы по оплате импорта превосходят доходы, получаемые от экспорта. Дефицит счета финансируется либо путем зарубежных займов, либо продажей части активов иностранцами => происходит сокращение чистых зарубежных активов (ЧЗА)

ЧЗА - разность между величиной заруж-ных активов, кот владеют отечественные резиденты и величиной нац активов, кот владеют иностранцы. Если сальдо счета текущих операций + -то страна получает иностр валюту больше чем тратит заграницей => страна может предоставить кредиты иностранцам или накапливать зарубежные активы.

Счет движения капитала и фин. операции включают: Все международные сделки с активами: доходы от продажи акций, облигаций, недвижимости и т.д. иностранцам и расходы, возникающие в рез. покупок активов заграницей

Баланс движения кап= поступившие от продажи активы –расходы на покупку активов заграницы

Если сальдо + - чистый приток капитала в страну

Дефицит счета сознает чистый отток капитала



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: