Эта модель основана на предствлении Q нац. выпуска в виде степенной ф-и от динамики 2 факторов пр-ва: . Эта модель не учитывает циклич. колебания в эк-ке и тот факт, что труд и капитал не всегда взаимозаменяемые.
Модель Солоу. Предлож. товаров описывается с помощью произв. ф-ции (Y=F(k,L)). Эта ф-ция обладает свойством постоянной отдачи. y=f(k), где f(k)=P(k,1). tg угла наклона произв. ф-ции f(k) опр-ся величиной придельной произв-ти капитала (MPK).MPK=f(k+1)-f(k).
«Золотое правило» Фелпса. «золотому уровню капиталовооруженности» соотв. оптимальная разница м/д знач. производств. ф-цией и величиной выбытия капитала. «Зол. ур-нь капиталовоор.» сущ. при условии MPK=d(d-норма выбытия).
Вопрос 49: Гос. регулировании экономического роста
Для увеличения производительности, ускорения эк-го роста и повышения уровня жизни своих граждан гос-во должно проводить след. политику: 1) стимулировать внутренние инвестиции и сбережения; 2) стимулировать инвестиции из-за границы:- прямые иностранные инвестиции (не могут управлять фирмами иностранцы), -портфельные (в инвест.частично упр.фирм); 3) стимулировать образование;
4) стимулировать исследования и разработки; 5) защищать права собственности; 6) стимулировать свободную торговлю; 7) контролировать рост населения.
Вопрос 50: Регулирование экономического роста в РБ.
Нац-я экономика устойчиво демонстрирует ежегодный прирост ВВП 2-3%. Вместе с тем всё более осущ-ся исчерпание резервов экстенсивного роста за счет имеющихся свободных мощностей. Активное становление реализации новых подходов обеспеч. качество эконом. динамики.
Дефицит инвестиций свидетельствует о проблемах, связанных с самофинансированием, искусственной занижением стоимости основных фондов, уменьшением объема амортизационных отчислений. Не менее важным явл обес-печение высокой эффективности капитальных вложений.
Проводится политика импортозамещения. Национальная экономика – предст. собой малую открытую экономику. Для обеспечения конкурентоспособности используется: ускорение процессов сертификации, внедрение новых технологий, также обеспечение высокого качества сырья.
51: Соц. политика: содержание, направление, принципы и уровни. Социальная политика — это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-эк-их условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
К основным функциям соц. политики относятся:
• стабилизация, т. е. приведение к устойчивости соц. отношений и соц положения всех групп населения; поддержание и стимулирование эк-ой и соц. активности населения;
• гарантирующая, т. е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятсти;
• защитная, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.
Соц. политика строится на основе определеных принципов:
1) социальное равенство членов данного общества, означающее равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и др.;
2) социальная солидарность, понимаемая как общая, объединенная поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;
социальная справедливость, имеющая исторически обусловленные особенности, но в целом означающая определенную социально-экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп.
Ее структуру можно представить в виде единства пяти основных звеньев. Это:
• политика обеспечения занятости;
• политика регулирования доходов населения;
• политика социальных гарантий;
• политика социальной защиты;
• политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.
Соц. политика складывается из трех следующих направлений:
1)регулирование доходов и политика занятости населения;
2)социальная защита населения, забота о наиболее социально уязвимых его слоях; 3) развитие социальной сферы.
В каждом из которых главными являются следующие задачи:
•содействие социальной справедливости путем создания условий для роста благосостояния и проведения соответствующей политики регулирования доходов;
•создание системы помощи соц-но уязвимым слоям населения;
•обеспечение доступности услуг в социальной сфере (образование, здравоохранение, культура).
Уровни: Фирма, Регион, Государство.
Вопрос 52: Уровень и качество жизни. Доходы населения и проблемы их распр. Факторы, опред доходы населения. Номин и реальные доходы. Min потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.
Уровень жизни - степень обеспеченности населения материальными, соц-и и духовными благами необх. для жизни.
Система показателей для опред-я уровня жизни:
1)условия жизни и проживания: - объем и уровень потребления; - уровень обеспеченности жильем.
б) условия труда;
2) условия развития чел. как личности
3) условия экологической безопасности.
Качество жизни - совокупность условий, отражающих мат-ьное, физ-ое, соц. и культурное благополучие населения.
Уровни жизни:
1 полный достаток.(пользование благами, обеспеч. всестороннее развитие чел)
2. нормальный достаток (рациональное потребление по научно-обоснованным нормам)
3. бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности)
4. нищета (min допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг)
Доход - мат. или денеж. ресурсы, кот. поступают гос-ву, предпр. или отдельному лицу в ходе распред-я нац. дохода.
Номинальный доход - сумма денежных средств, полученных дом. хозяйствами в теч. опр. времени.
Реальный доход - кол-во товаров и услуг, кот. можно купить за опр. период на номинальный доход.
Основными современными формами доходов считаются: заработная плата; прибыль; рента; процент(на капитал); государственные (трансфертные) платежи.
Мин.потребительский бюджет (МПБ)- стоимость набора матер. благ и услуг, кот. необходимы для удовлетворения min потребностей чел. Он рассчит-ся на основе «потребительской корзины».
Бюджет прожиточного минимума - это min набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспеч. жизнедеят-ти чел и сохранения его здоровья.
Вопрос 53: Проблема неравенства в распр доходов. Проблема бедности. Кол-ое определение неравенства. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца. Механизм и основные направления соц. защиты.
Различие ур-ня доходов на душу населения или на 1 занятого наз-ся дифференциацией доходов.
Факторы неравенства доходов: функциональные и персональные факторы.
Граф-ки степень неравномерности распределения доходов изображают с пом. Кр. Лоренца
Степень неравенства в распределении доходов определяет коэффициент Джинии:
Деицильный (квинтильный) коэффициент дифференциации, показывает соотношение м/д средними доходами 10 % (20%) населения с наибольшими доходами и 10 % (20%) с наименьшими.
Политика регулирования доходов населения — представляет собой совокупность принципов, мер и средств регулирующего воздействия государства в
области доходов.
Бедность — состояние постоянного отсутствия средств, необходимых для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Она измеряется с помощью прожиточного минимума - это min набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспеч. жизнедеят-ти чел и сохранения его здоровья.
Крайняя бедность (нищета) определяется как неспособность семьи удовлетворить даже минимальные потребности в пище.
При обследовании дом. хозяйств определяется коэффициент глубины бедности, который выражает среднее отклонение доходов от величины прожиточного минимума. Коэффициент остроты бедности отражает средневзвешенное отклонение доходов обследуемых домашних хозяйств от величины прожиточного минимума.
Существуют проблемы преодоления бедности: Уровень непосредственно зависит от внешних экономических обстоятельств, сложно определить границы,т.к. они условны и подвижны, Существует прямая зависимость м/д личным доходом и жизненным циклом индивида.
Классические приемы самозащиты:
а) высокопроизводительный труд и получение достаточного текущего дохода
б) имущество и сбережения, что позволяет экономить на соответствующих статьях расходов, а также получать доход с капитала;
в) поддержка со стороны других членов семьи, имеющих стабильные доходы.
Коллективная социальная защита — система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.
Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т. д.
Объектами социальной защиты выступают: а) уровень потребления материальных благ (доходы); б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования; в) жилищные условия
Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий
Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.
Социальное страхование — это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков (наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т. д)
Социальная помощь — оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.
Минимальные социальные гарантии — важный компонент современной социальной защиты.
Вопрос 54: Модели социальной политики(с.п.)
Скандинавскую модель с. п. можно определить как социал-реформистскую, перераспределительную, универсальную (всеобщую). В скандинавской модели нет зависимости полученной социальной помощи от произведенных ранее взносов, оказываемая поддержка обеспечивает социальную защиту на уровне нормального жизненного стандарта при любых жизненных переменах Перераспределение рес-ов от более обеспеченных групп к менее обеспеченным. Скандинавская модель обеспечивает всем гражданам, независимо от доходов и размера уплачиваемых налогов, социальную защиту, дает возможность почти бесплатно пользоваться услугами здравоохранения, образования, включая переподготовку.
Экономические основы скандинавской модели заключаются в следующем:
• «смешанная экономика»(соединение рынка с активным, но преимущ-о косвенным вмешательством гос-ва);
• частная собственность в сфере произ-ва и «коллективизация потребления»;.
• значительный сектор государственно-коммунальных услуг.
В качестве непосредственных инструментов реализации скандинавской модели выступают:
• универсальная социальная политика;
• активная политика занятости;
• централизованное регулирование заработной платы в тесной взаимосвязи с профсоюзами.
Американскую модель США относят к странам, ориентированным на либерально-рыночную форму построения экономики, при которой удовлетворение индивидуальных и общественных социальных Социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение), преимущественно покупаются на рынке и оплачиваются самими пользователями услуг. Отсутствует государственное страхование по болезни, по беременности и родам. Это модель, при которой роль гос-ва ограничивается социальной поддержкой исключительно малообеспеченных слоев общества.
Германская модель соц. В основе германской модели с. п. неолиберального типа лежит концепция форм-ия такой эк-кой среды, кот благоприятствовала бы активной самореализации членов общества и гарантировала бы им достаточный уровень стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Особенности: - обосновывая ключевую роль конкуренции, ибо конкуренция сама по себе социальна, ограничивая монопольную власть и воздавая по заслугам; - подчеркивая необходимость ограничения конкуренции, неолибералы делают оговорку о мере, в которой такое ограничение способно привести к монополии-; - неолиберальная концепция отводит государству значительную роль — «роль футбольного арбитра», следящего за соблюдением игроками всех правил игры, но не вмешивающегося в саму игру;-для предотвращения кризисных ситуаций в области занятости немецкая модель предполагает создание специализированных централизованных фондов, но за счет взносов самих работников..
Вопрос 55: Социальная политика в переходной экономике (трансформационной) с.п.
Цель с п на первой стадии переходной экономики — смягчить для беднейших слоев населения последствия резкого снижения нац-го дохода и увеличения неравенства в его распределении.
задачами финансового обеспечения с. п. первой стадии:
1)создание эффективной системы финансирования соц обеспечения уволенных работников;
2)создание эффективной системы финан-ия соц помощи новых категорий бедного населения;
3)преобразование механизмов финан-ния пенсионной системы с целью повышения ее эффективности и уменьшения гос-ых расходов на пенсионное обеспечение;
4)повышение эффективности бюджетного финан-ия соци сферы с учетом динамично изменяющейся ситуации(появление платных услуг и проблемы с получением образования в бедных семьях).
На второй стадии переходной экономики основная цель социальных реформ — повышение эффективности и сокращение расходов государства на социальную инфраструктуру
1)регулирование доходов и занятости;
2)соц защита, пенсионное обеспечение и адресная соцпомощь малообеспеченным слоям населения;
3)сохранение и развитие соц сферы.
Задачи второй стадии социальной реформы:
• повышение эффективности использования и снижение соц доли ВВП;
• развитие инфраструктуры внебюджетного соц фин-ния.
Достижение поставленных целей и решение конкретных задач требует осуществления социальной политики на новых принципах: 1) взаимная солидарная ответственность всех субъектов с. п. – гос-ва, неправительственных объединений, предпринимателей, граждан; 2) гражданское равноправие на основании одинаковых для всех правовых и моральных норм; 3) децентрализация управления соц сферой, передача максимума компетенции на низовые территориальные уровни.; 4) персонификация, т. е. организация индивидуального учета прав каждого гражданина на пользование законодательно установленными услугами соц системы.; 5) фокусировка соц помощи на действительно малоимущих семьях.; 6) изменение моделей соц поведения насел с целью активизации трудового поведения, самостоятельности и самоответственности человека за свое благосостояние, искоренение принципа «вины плохого руководства» и сформированной при социализме психологии иждевенчества.; 7) прогнозирование соц последствий тех или иных реформ социальной реформы можно сформулировать как достижение баланса между соц справедливостью и экономической эффективностью. 8) разграничение текущих и стратегических задач в управлении с.п.
Вопрос 56: Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс и его элементы
Платежный баланс – стат-ий отчет,в котором отражаются все экон-ие операции данной страны с др странами за определенный промежуток вр. Система «двойной записи» в платежном балансе означает,что одна и таже операция отражается по кредиту(+)и дебету(-)
Кредит - отток ценностей из страны за кот.в последствии ее резиденты получают платежи в иностр. валюте (W:экспорт)
Дебет - приток ценностей в данную страну за который ее резиденты должны впоследствии платить, т.е.расходовать иностранную валюту(импорт)
Элементы: 1 Счет текущих операций; 2Стет движения капитала и фин операции; 3 Изменение офиц-ых резервов.
Счет текущих операций вкл экспорт тов. и услуг, чистые доходы от инвестиций и чистые текущие трансферты
Торговый баланс – разница между тов экспортир и импортир. Тов.экспорт и экспортоподобные операции учитываются со знаком + и выступают как кредит,т.е. создают запасы иностр. валюты в стране. Тов. импорт и все импортоподобные операции учитываются как дебет со знаком -,и сокращают запасы иностр. валюты в стране. Чистые факторные доходы из-за границы – это чистая оплата труда временных работников и чистые доходы от кредитных услуг.
Чистые текущие трансферты – переводы частных и гос средств в др. страны. Сальдо счета текущих операций Xn = Ex – Im,Xn>0 – положительный счет. Если дефицит счета текущих операций, то расходы по оплате импорта превосходят доходы, получаемые от экспорта. Дефицит счета финансируется либо путем зарубежных займов, либо продажей части активов иностранцами => происходит сокращение чистых зарубежных активов (ЧЗА)
ЧЗА - разность между величиной заруж-ных активов, кот владеют отечественные резиденты и величиной нац активов, кот владеют иностранцы. Если сальдо счета текущих операций + -то страна получает иностр валюту больше чем тратит заграницей => страна может предоставить кредиты иностранцам или накапливать зарубежные активы.
Счет движения капитала и фин. операции включают: Все международные сделки с активами: доходы от продажи акций, облигаций, недвижимости и т.д. иностранцам и расходы, возникающие в рез. покупок активов заграницей
Баланс движения кап= поступившие от продажи активы –расходы на покупку активов заграницы
Если сальдо + - чистый приток капитала в страну
Дефицит счета сознает чистый отток капитала