ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»




«Слово о полку Игореве» посвящено тра­гическому событию русской истории - похо­ду новгород-северского князя Игоря Свято­славовича на половцев, героической битве и жестокому поражению на берегах реки Кая-лы. Произведение является выдающимся па­мятником древнерусской литературы. Суще­ствует множество переводов произведения на современный язык. Оно столь же значимо для исследователей и притягательно для по­этов, как «Гамлет» для драматургов и акте­ров. Огромное эмоциональное воздействие «Слова о полку Игореве» неизменно на про­тяжении столетий. В чем же секрет художе­ственного обаяния этого произведения? С по­мощью каких литературных приемов автору удалось достичь высот поэтического совер­шенства?

Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» - военная повесть, однако описание деталей воинского снаряжения, тактических особенностей битвы и последствий неудачи составляет лишь внешнюю сюжетную канву произведения, но далеко не исчерпывает его содержания. Повествование объединяет и жа­нры устной народной поэзии - «плач» и «сла­ву». «Слово» начинается с упоминания о Боя-


не, который «жил <...> в громе дедовских по­бед» и слагал хвалебные песни в честь князей: Вещие персты он подымал, И на струны возлагал живые, -Вздрагивали струны, трепетали, Сами кчязям славу грохотали. Автор же прославляет подвиги русских воинов, которые «добывают острыми мечами князю - славы, почестей - себе!», величие единой, сильной Руси:

Венецейцы, греки и морава Что ни день о русичах поют, Величают князя Святослава, Игоря отважного клянут. «Славой» молодым князьям, пытающим­ся, пусть и безуспешно, не щадя жизни от­стоять родные рубежи, и завершается произ­ведение:

Слава всем, кто не жалея сил За христиан полки поганых бил! Здрав будь князь, и вся дружина слава! Слава князям, и дружине слава! Другой фольклорный жанр, противополож­ный по настроению «славам», - «плач». Его использование создает необычайно богатую эмоциональную палитру произведения. При­мером этого жанра служит знаменитый плач Ярославны, скорбящей о пропавшем муже, об­ращающейся к одушевленным Ветру, Днепру и Солнцу с мольбой о помощи Игорю и с горь­ким упреком в безучастности к его судьбе.

Отдельным жанром древнерусской литера­туры, который и объявлен в заглавии, являет­ся «слово». Название соответствует современ­ному «речь» - это жанр ораторского искусст­ва (предположительно, текст «Слова о полку Игореве» создавался для устного рассказа или пения). Но, как уже говорилось, это произве­дение - уникальный синтез разных жанров, а «слово» включено в него «в чистом виде» от­дельным фрагментом.

«Золотое слово» Святослава, воплощаю­щее авторскую идею о единении Руси, о вос­становлении ее могущества путем забвения княжеских распрей перед лицом внешнего врага, также «со слезами смешано», горем пронизано: «О сыны, не ждал я зла такого! За­губили юность вы свою...».

Такое смешение контрастных по эмоцио­нальному восприятию жанров придает до­полнительную напряженность сюжету, уси-

ливает накал сопереживания героям. Жизнен­ные коллизии предстают многоплановыми, вызывают противоречивые мысли и чувства, притягивают внутренним драматизмом и по­стоянно держат читателя в напряжении.

Пронзительную лирическую струю в сис­тему образов и настроений «Слова» вносит в произведение образ автора - живого, заин­тересованного свидетеля драматических со­бытий русской истории. Авторское присутст­вие, оценка изображаемых событий сопутст­вуют всему повествованию. Он сочувствует героям, осуждает их, предостерегает об опас­ностях, сравнивает прошлое с настоящим. Приемы ораторского искусства: обращения, восклицания, - характеризуют автора как человека большой литературной культуры. Избрав жанр, он не только использовал все известные изобразительные средства оратор­ской прозы, но и выступил как новатор. Гени­альный художник дополнил их средствами из устной народной поэзии.

Одним из героев произведения является природа. Языческое обожествление природных явлений воплотилось в обращении героев к Донцу, Солнцу, Ветру как к существам, способ­ным изменить судьбу людей. И природа сочув­ствует героям, предупреждает их об опасности, помогает им. Это усиливает трагичность произ­ведения. Некоторые образы природы проходят через все «Слово». Перед походом Игоря Солн­це предупреждает его об опасности, грядущей неудаче:

Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Шарь на светило: Среди бела дня ночная •тень Ополченъя русские покрыла. В начале похода Солнце снова препятст­вует обреченному на погибель Игоревому войску: «Солнце тьмою путь ему закрыло». Перед решающей битвой «кровяные зори возвещают бедствие с утра, тучи надвигают­ся от моря на четыре княжеских шатра». По­сле трагического поражения «степь поникла, жалости полна, и деревья ветви преклони­ли». Во время Игорева побега природа помо­гает ему:

Дятлы, Игоря встречая, Стуком кажут путь к реке, И, рассвет веселый возвещая, Соловьиликуют вдалеке.


Когда князь вернулся на родину, мрак над русской землей рассеялся и солнце лико­вало вместе с народом.

В «Слове о полку Игореве» все значи­тельно, полно глубинного смысла. Каждая деталь не случайна. Взаимодействуя, худо­жественные средства отражают смысл каж­дого эпизода, поэтому широкое историческое полотно нашло воплощение в сжатом и уди­вительно цельном поэтическом тексте.

ВЕЧНО ЖИВОЕ «СЛОВО»

(изображение Руси в «Слове о полку Игореве»)

«Слово о полку Игореве» уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов. Загадочны и вызывают споры обстоятельства создания этого произведения, есть непрояс­ненные моменты в истории его опубликова­ния, сама его подлинность до сих пор кажет­ся некоторым исследователям сомнительной. До наших дней «Слово» дошло не в подлинной рукописи и даже не в древнем списке, а в спи­ске со списка, сделанном уже в XVIII веке А. И. Мусиным-Пушкиным. Речь в этом про­изведении идет о событиях более чем восьми-вековой давности и само оно невелико по объ­ему, но интерес к нему с течением времени не угасает, а только разгорается. Чем же можно объяснить это удивительное явление?

Давайте вспомним исторические обстоя­тельства написания «Слова о полку Игореве»,

После распада единой Киевской державы обособившиеся русские княжества все чаще и чаще подвергались набегам кочевников, преж­де всего половцев. В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводитель­ством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, на­долго отступила. Но князь Игорь не мог участ­вовать в этом победоносном походе: он начал­ся весной, и гололедица помешала конному войску князя прибыть вовремя.

Игорь считал, что ему не удалось дока­зать свою преданность союзу русских кня­зей, и решил снарядить новый поход. Его планы простирались очень далеко: Игорь на-

деялся отвоевать у половцев когда-то утра­ченную Тмутаракань.

Смелость, чувство чести столкнулись в Игоре с его недальновидностью, безрассудст­вом, любовь к Родине - с пренебрежением высшими ее интересами. Игорь хотел просла­виться, и это привело его к краху. Впервые за всю историю борьбы с кочевниками рус­ские князья - Игорь и Всеволод - оказа­лись в плену. Впервые русское войско потер­пело такое сокрушительное поражение.

Победив Игоря, половцы ринулись разо­рять Русскую землю. Князья были заняты внутренними раздорами, и им не было дела до Руси. Тяжесть неудачи Игоря была тем позор­нее для Русской земли, что она подорвала зна­чение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей.

«Слово» писалось в период упадка един­ства политического, но далеко не культурно­го. В XII веке на Руси происходит подъем культуры. Особенного развития тогда дости­гает искусство слова. Большинство древне­русских письменных произведений XII века не дошло до нас, но даже то немногое, что со­хранилось, свидетельствует о высокой общей культуре, о наличии нескольких литератур­ных школ, о многочисленности жанров.

«Слово» - яркое доказательство высокого уровня развития Руси. Автор «Слова» рисует удивительно живой образ Русской земли. Со­здавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и рус­скую историю.

Свой призыв к единению, свое чувство любви к Родине автор воплотил в живом, кра­сочном образе Русской земли. Образ Руси -существенная часть «Слова» как призыва к ее защите. Автор так показывает удивительно органичное сочетание всего в Русской земле, что сама мысль о разобщенности кажется нам неестественной.

С трудом верится, что мирный труд рус­ских пахарей нарушен усобицами князей, что многие русские мужи полегли в битве. Приро­да живет и дышит в «Слове», она заодно с че­ловеком, поддерживает могучих русских вои­нов. Природа радуется их победам и опечале­на их поражениями.

Автор рисует яркие картины простора рус-


ской земли. Едва ли в мировой литературе есть произведения, которые охватывали бы столь обширные географические пространства. Дон, Днепр, Волга, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород - все это наша Родина. Автор описывает эти места, придавая им живые, теп­лые черты. С другой стороны, он противопос­тавляет их «мертвой» половецкой степи -«стране незнаемой», «грязевым местам».

Понятие «Русская земля» для автора «Сло­ва», конечно же, означало не только природу. Как прочувствованно автор описывает горе всего народа после поражения Игоря!

Включает автор «Слова» в понятие «Рус­ская земля» и ее историю. Рассказывая о по­ходе Игоря, автор охватывает в повествовании крупный- промежуток времени. Он пишет о поражении в назидание потомкам. Ведь «Сло­во» - это, помимо всего прочего, и призыв не повторять своих же ошибок.

Гибкий -ритм «Слова» подчинен содержа­нию. Ритм меняется, близко следуя смыслу, идее произведения. В этом точном соответст­вии ритмической формы и идейного содержа­ния «Слова» - одно из важнейших оснований своеобразной музыкальности его языка.

«Слово» проникнуто теплым, нежным и сильным чувством любви к Родине. Оно напо­ено Им. «Слово» было призывом к прекраще­нию усобиц, к объединению перед лицом могу­чего внешнего врага. На примере поражения Игоря автор показывает последствия раздроб­ленности Руси. Он обращается ко всем князь­ям, призывая их к ответу и требовательно на­поминая об их долге перед Русью. Он зовет их защищать Родину.

Таким образом «Слово» - это призыв к единению. Для Руси того времени этот вопрос стоял очень остро. Без объединения невоз­можно было выжить. Но немногие это понима­ли, как немногие понимают это и сейчас.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» -ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ

«Слово о полку Игореве» было создано около восьми веков назад. Но интерес к нему со временем не угасал, а разгорался. «Слово»

до сих пор занимает умы историков, лингви­стов, поэтов. И по сей день ведутся споры по поводу его открытия и опубликования, про­блема подлинности также не решена оконча­тельно: до нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушки­ным. О чем же повествует «Слово»? Почему так ценно для нас это произведение?

В 1184 году объединенными усилиями русских князей под- предводительством киев­ского князя Святослава половцы были разби­ты, и опасность, казалось бы, надолго отсту­пила. Но князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: он начался вес­ной, и гололедица помешала его конному вой­ску прибыть вовремя. Игорь считал, что ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей, и он решил снарядить новый поход. Его планы простирались очень далеко: князь надеялся отвоевать у половцев когда-то утраченную Тмутаракань. Смелость, чувство чести столкнулись в Игоре с его недально­видностью, безрассудством, любовь к Роди­не - с отсутствием представления о едине­нии, государственном благе. Игорь хотел прославиться, и это привело его к поражению, которого еще не знали русичи. Впервые за всю историю борьбы с кочевниками русские князья - Игорь и Всеволод - оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое сокрушительное поражение. Победив Игоря, половцы ринулись разорять Русскую землю. Князья были заняты внутренними раздорами, и им не было дела до страны. Тя­жесть неудачи Игоря была тем позорнее для Русской земли, что уничтожила плоды блес­тящей победы над половцами, за год до это­го одержанной союзом русских князей.

«Слово» писалось в период политическо­го, но далеко не культурного упадка. На фо­не общего подъема культуры особенное раз­витие в XII веке получает искусство слова. Большинство древнерусских письменных произведений того времени не дошло до нас, но даже то немногое, что сохранилось, сви­детельствует о высоком уровне общей куль­туры, о наличии нескольких литературных школ, о развитости жанровой системы. Тем большей для нас является ценность «Слова». Читая это произведение, мы можем не толь­ко узнать некоторые исторические факты,


но и получить представление о литературе древности.

«Слово» - высокопатриотическое произ­ведение. Автор рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем произведении и русскую природу, и русских людей, и русскую исто­рию. Свой призыв к единению, свое чувство любви к родине автор воплотил в живом, кра­сочном образе Русской земли. Этот образ -существенная часть «Слова». Автор так пока­зывает удивительно органичное сочетание всего в Русской земле, что сама мысль о ра­зобщенности кажется нам неестественной.

Природа живет и дышит в «Слове» вмес­те с человеком, поддерживает могучих рус­ских воинов. Она радуется их победам и гру­стит о поражениях. Автор рисует необъят­ные просторы Русской земли. Едва ли в мировой литературе есть произведения, ко­торые охватывали бы столь обширные гео­графические пространства: Дон, Днепр, Вол­га, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород - все это наша Родина. Автор упо­минает эти места, наделяя живыми, теплыми чертами. С другой стороны, он противопос­тавляет их «мертвой» половецкой степи -«стране незнаемой», «грязевым местам».

Русская земля для автора «Слова», ко­нечно же, означала не только природу. Зна­чительный образ в произведении - русский народ. Как прочувствованно автор описывает горе всего народа после поражения Игоря!

Понятие Родины означает для автора и ее историю. Рассказывая о походе Игоря, он включает в повествование исторические от­ступления, ведь автор пишет о поражении в назидание потомкам, ведь «Слово» - это, по­мимо всего прочего, и предупреждение не повторять своих же ошибок. К сожалению, история редко чему-либо учит людей,

Особый, уникальный ритм «Слова» под­чинен содержанию. Он меняется, следуя смыслу, идее произведения. Такое точное со­ответствие ритмической формы и идейного содержания «Слова» позволяет называть это произведение шедевром древнерусской ли­тературы.

Идея же «Слова» просматривается легко. Произведение было непосредственным откли-

ком на историческое событие - поход Игоря. Автор, сопереживая своей земле, с болью го­ворит о разрозненности княжеств Руси, о меж­доусобицах. «Слово» проникнуто теплым, нежным и сильным чувством любви к Родине. Оно напоено им. «Слово» было призывом к прекращению усобиц, к объединению перед лицом могучего внешнего врага. Автор обра­щается ко всем князьям, призывая их к отве­ту и требовательно напоминая о долге перед Русью. Он зовет их защищать Родину. Таким образом, «Слово» - это призыв к единению. Для Руси того времени этот вопрос стоял очень остро. Без объединения невозможно было выжить. Но немногие это понимали, как немногие понимают и сейчас.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: