Для приоритетных отраслей экономики Республики Башкортостан




Приоритетные отрасли экономики Республики Башкортостан Соответствующие направления подготовки Вузы РБ, осуществляющие подготовку профессиональных кадров
– химическая и нефтехимическая промышленность 04.00.00 – Химия БГУ
18.00.00 – Химические технологии БГУ, УГНТУ, УГУЭС
– металлургическое производство 22.03(04).02 – Металлургия филиал МГТУ им. Г.И. Носова в г. Белорецк
– машиностроение 15.00.00 – Машиностроение УГАТУ, УНГТУ
– энергетика и энергосберегающие технологии 13.00.00 – Электро- и теплотехника УГАТУ, УГНТУ, БГАУ
14.00.00 – Ядерная энергетика и технологии -
– строительный комплекс 07.00.00 – Архитектура УГНТУ
08.00.00 – Техника и технологии строительства УГНТУ, БГАУ
– агропромышленный комплекс 35.00.00 – Сельское, лесное и рыбное хозяйство БГАУ
36.00.00 – Ветеринария и зоотехния БГАУ
– развитие транспортной инфраструктуры 23.00.00 – Техника и технологии наземного транспорта БГАУ, УГАТУ
26.00.00 – Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта филиал МГАВТ в г. Уфа
– информационно-коммуникационные технологии 01.03(04).00 – Прикладная математика и информатика БГУ
02.00.00 – Компьютерные и информационные науки БГУ, УГАТУ
09.00.00 – информатика и вычислительная техника УГАТУ, УГН, УГНТУ, БГПУ, БГУ, БГАУ, УГУЭС, УИ РЭУ им. Г.В. Плеханова
10.00.00 – Информационная безопасность УГАТУ, БГУ
– биофармацевтика 33.00.00 – Фармация БГМУ
– индустрия наноматериалов 11.00.00 – Электроника, радиотехника и системы связи УГАТУ, БГУ, БГПУ
28.00.00 – Нанотехнологии и наноматериалы УГАТУ
– лесоперерабатывающая промышленность 35.00.00 – Сельское, лесное и рыбное хозяйство БГАУ
– развитие внутреннего и въездного туризма 43.00.00 – Сервис и туризм БГАУ, БГУ, БГПУ, УГУЭС, УИ РЭУ им. Г.В. Плеханова

 

Вместе с тем, в последнее время существенно изменилась процедура конкурса на выделение бюджетных мест в вузы, существенно повысилась роль региональных структур в определении запросов на требуемые направления подготовки и специальности. На практике же вузы продолжают самостоятельно определять структуру приема абитуриентов и впоследствии предпринимают «героические» усилия по трудоустройству выпускников.

Сложившаяся система трудоустройства выпускников характеризуется общей хаотичностью. Выпускник поставлен в условия невозможности получения полной и исчерпывающей информации о потребностях рынка труда в его компетенциях. Отсутствует постоянно действующий канал обратной связи между выпускником и сферой занятости. По сути, выпускник оказывается один на один с трудовой неопределенностью. Проблема усугубляется тем, что вузы, согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ), не обязаны осуществлять процедуру трудоустройства выпускников, но при этом показатель трудоустройства входит в систему мониторинга эффективности деятельности вуза. При этом отсутствует нормативно закрепленный механизм реализации данного нормативного требования. Таким образом, возникает острая необходимость в формировании на региональном уровне целостной системы распределения выпускников вузов по отраслям экономики региона, которая позволит повысить эффективность реализации образовательных программ за счет адресной подготовки выпускников.

Очевидно, что внутренние усилия по формированию собственной образовательной политики отдельно взятых вузов недостаточны для удовлетворения реальных потребностей региона в профессиональных кадрах, поддержки инновационных проектов развития региона. Образовательные ниши следует отрабатывать на метавузовском уровне, при поддержке Правительства, Торгово-промышленной палаты РБ; грантовой поддержки научных разработок, а также, что немаловажно, – на уровне формирования общественного мнения средствами массовой информации. Создание сетевого университета Башкортостана позволит снять эти «рукотворные» проблемы. Использование ресурсов разных вузов, различных организаций, предприятий в рамках реализации той или иной образовательной программы позволит:

– вузам – оптимизировать ресурсы, исключая их дублирование в пределах региона;

– обучающимся (студентам) – обучаясь в одном вузе, осваивать лучшие традиции существующих научных школ, опыт российской и международной практики;

– предприятиям-партнерам – выбирать лучшие кадры, активно участвовать в их подготовке с использованием передовых образовательных и производственных технологий.

1.3. Взаимодействие вузов Башкортостана: возможности и перспективы

В условиях модернизации профессионального образования, обострившейся конкуренции вузов ответом на вызовы времени стало активное внедрение в систему российского образования различных видов сетевого взаимодействия образовательных организаций с социальными и научными учреждениями, промышленными предприятиями, бизнес-структурами. Для одних – это способ выжить в условиях жесткой конкуренции путем интеграции кадрового, научно-методического потенциалов и укрепления материально-технической базы. Для других – возможность развиваться, обеспечивая высокое качество образования и повышая академическую мобильность студентов за счет реализации сетевых образовательных программ. В любом случае сетевое взаимодействие является не только формой интеграции потенциалов, но и дает возможность постоянного обмена опытом, стимулирует потребность в совершенствовании.

В Республике Башкортостан к настоящему моменту накоплен эксклюзивный опыт сетевого сотрудничества образовательных организаций в виде экспериментальных площадок, объединений вокруг региональных вузов профильных колледжей и общеобразовательных школ. Это обусловливает создание образовательных кластеров,аккумулирующих в себе научно-образовательный потенциал в рамках определенной отрасли производства. Такой подход не только эффективно решает проблемы подготовки кадров, но и позволяет постоянно развивать и укреплять инновационный потенциал производства.

Сетевое взаимодействие в современном его понимании предполагает не столько формальное объединение различных структур в системе «образование – наука – производство», сколько нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач. Ведущим условием функционирования такой системы является динамика иерархии в отношении, как самого интегративного пространства, так и отдельных его элементов. Так производственные структуры, решая свои актуальные специфические задачи, в то же время являются платформой для оттачивания профессиональных компетенций будущих специалистов своей отрасли. В свою очередь, образовательные и научные организации обеспечивают кадровое и инновационное сопровождение производственной сферы. Основной формой взаимодействия данных структур является реализация совместных инновационных проектов, которые отвечают актуальным социальным и экономическим потребностям региона и России в целом.

Таким образом, сетевой университет Башкортостана может и должен быть востребован, в первую очередь, как единый информационный ресурс. И это не требует принятия отдельных юридических документов, решения финансовых вопросов и т.д. Макроцель создания данной структуры заключается в удовлетворении потребностей региона в кадровом обеспечении и научном сопровождении инновационных проектов развития.

Сегодня целый ряд направлений экономики и производства остаются без внимания вузов и вузовской науки. В регионе также отсутствует структура, изучающая спрос рынка труда и определяющая потребность в молодых кадрах, выпускниках вузов для экономики республики. На рынке образовательных услуг разыгрываются интересы вуза в мониторинге эффективности деятельности, а не реальные потребности производства в кадрах. В связи с этим необходимой функцией сетевого университета должно стать прогнозирование потребности региона в профессиональных кадрах с учетом системы разделения труда, установившейся на территории РБ. Министерством экономического развития Республики Башкортостан определяется среднесрочный прогноз потребности в кадрах с высшим, средним и начальным профессиональным образованием. Однако, к сожалению, на сегодняшний день данный прогноз не является публичным и существует только для узкого круга пользователей. Он не доведен до образовательных организаций, построен без учета интересов работодателей и требует конкретизации по предприятиям.

Проведение высокоуровневых научных исследований в соответствующих областях науки и разработка высоких технологий являются залогом качества подготовки специалистов, актуальности предлагаемых научных продуктов для производства и экономики республики. Данное направление обусловлено двумя предпосылками. Во-первых, огромные масштабы вузовского сообщества республики, которое располагает достаточно мощным и уникальным научно-образовательным, инновационным и социокультурным потенциалом. Только соответствующего оборудования для научных исследований закуплено на 1,3 млрд. руб. Во-вторых, понимание того, что данный потенциал реализуется далеко не полной мере. Налицо потребность в принятии серьезных организационно-управленческих решений, обеспечивающих достижение единых концептуальных и технологических подходов в деятельности образовательных организаций разного уровня и разных ведомственных принадлежностей, формировании единого образовательного пространства Башкортостана на основе общности понимания целей и стратегий достижения.

Недопустимой является ситуация, когда управленческая система дистанцируется от всей образовательной системы республики и транслирует несоразмерные ей практики управления, отдавая приоритет только отдельным звеньям. Пока же модернизация образования, как нам представляется, запаздывает с темпами, которые задаются динамикой развития экономики региона. В этом неприемлемом случае наша система образования может потерять не только несомненные достижения и достоинства, но и некоторые стратегические перспективы. Выполнение функции «локомотива развития» в своем регионе предполагает, что такой вуз должен быть выше среднего уровня и активно участвовать в различных федеральных исследовательских программах, что сегодня реально происходит. Показатели мониторинга свидетельствуют, что университеты республики являются лидерами среди образовательных учреждений по своему профилю и опережают целый ряд федеральных и исследовательских университетов страны. Но проблемы остаются, и они не способствуют как развитию вузов, так и качеству подготовки специалистов. Более того, вузы не ведут комплексные исследования. Они узко направлены, затратны и требуют дорогостоящего оборудования. Следовательно, нужно развивать стратегию заказываемых предприятиями республики комплексных исследований, которые осуществляются вузами и академическими институтами. Такое сотрудничество в науке может происходить также за счет ассоциирования с аналогичными вузами из других регионов, осуществляющих образовательную, научную и инновационную деятельность по широкому спектру направлений для кадрового и научного обеспечения масштабных проектов и программ федерального и/или регионального уровня. Однако разная ведомственная принадлежность и юридический статус не способствует оперативному решению этого вопроса. Для этого необходимо соответствующее решение Правительства. Складывается практика, когда республика и расположенные на ее территории производственные предприятия не дают заказы на выполнение исследовательских и инновационных проектов. Это выглядит несколько странно, но такое положение не позволяет готовить специалистов для конкретного производства с соответствующими компетенциями и, что особенно важно, формировать опережающую подготовку кадров. Думается, что эти проблемы можно было бы снять, если бы вузы и производственники реализовывали полный цикл инноваций на базе научно-технических комплексов региона. Подобные комплексы рассматриваются нами как поддержанные государством совместные структуры вуза (вузов) и производства по разным направлениям приоритетного развития экономики, возглавляемые базовым образовательным учреждением и головным предприятием определенной отрасли производства. Остальные вузы и меньшие предприятия могли бы использовать свои ресурсы под их управленческим началом и также реализовывать свои интересы в зависимости от выполненного вклада.

Следует вновь отметить недостаточную направленность работ в части системного взаимодействия учреждений высшего образования с работодателями и бизнесом. Интеграция содержания образования и ориентация на работодателя означает необходимость обновления целей, задач и содержания высшего образования. В основе этого – взаимодействие учреждений образования с предприятиями и бизнесом, новые технологии и направления образования. Например, приоритетными направлениями организации государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования можно назвать:

– включение работодателей в разработку профессиональных и образовательных стандартов;

– организацию посреднических структур между рынком труда и рынком образовательных услуг, осуществляющих сервисные функции по поддержанию высшего образования;

– участие работодателей в создании отраслевых методических объединений и центров сертификации квалификаций;

– участие работодателей в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий;

– привлечение специалистов предприятий к образовательному процессу.

Таким образом, стратегические направления развития содержания высшего образования в РБ связаны, во-первых, с переходом на профессиональные образовательные стандарты, а на их основе – на новое поколение образовательных стандартов, и, во-вторых, на подготовку кадров не только по уровням образования, но и по модульным программам, создаваемым на компетентностной основе. Особенно важным представляется взаимодействие работодателей и учреждений высшего образования в части разработки нового поколения стандартов. А на основе стандартов – создание рабочих учебных планов и рабочих программ во взаимодействии учреждений образования и бизнес-структур.

Важное продвижение вперед в стандартах третьего поколения – это включение в стандарты личностных и культурных качеств как составляющих профессиональных компетенций. Это уже реакция на требования работодателя, продвижение в инновационном направлении, если говорить о содержании образования. При разработке стандартов должно быть учтено соотношение учебных компетенций и «компетенций на работе», поскольку формирование перечня компетенций стандарта является одним из самых главных вопросов, на который предстоит ответить и их разработчикам, и органам государственной власти, и всем лицам, заинтересованным в качественной подготовке рабочих и специалистов. Если мы сегодня говорим о том, что прорывы возможны только в области нанотехнологий, инновационных технологий, технопарков, то какова, например, должна быть модель подготовки рабочих кадров, на основе каких компетенций она должна быть? Это большое поле для исследований. По оценкам экспертов, человеческие ошибки обусловливают сейчас 45% экстремальных ситуаций на атомных станциях, 80% авиакатастроф и более 80% катастроф на море. Считается, что для новой техники, то есть техники, условно исправной на 100%, среднее время между двумя поломками в четыре раза больше, чем среднее время между двумя ошибками человека. Иными словами, современная техника виновата в четыре раза реже, чем человек.

Подготовка современных специалистов невозможна на базе традиционной предметной подготовки. Внутренние усилия по формированию собственной образовательной политики отдельно взятых вузов недостаточны для удовлетворения реальных потребностей региона в профессиональных кадрах, поддержки инновационных проектов развития региона. Необходимы новые формы взаимодействия вузов, иные модели вузовского образования, основанные на интеграции и междисциплинарном подходе.

Для необходимости методологической и технологической проработки путей решения задач, сформулированных Президентом РФ В.В. Путиным в «майских указах» 2012г., Совет ректоров вузов республики принял решение о сетевом взаимодействии в области образования и науки (Сетевой университет РБ). Модель сетевого университета предполагает горизонтальные и вертикальные связи образовательных организаций профессионального образования. Горизонтальные связи предполагают объединение потенциалов вузов: финансовых, кадровых, учебно-научных и др. Вертикальные связи – определение опорного вуза в соответствии со спецификой ведущей научной школы, которая станет ядром выполнения комплексного научного исследования, заказанного экономикой республики, а остальные вузы своими кафедрами и лабораториями должны включиться в качестве соисполнителей таких проектов. Такая стратегия позволит интегрировать результаты научной деятельность в образовательный процесс, шире вовлекать студентов в научно-исследовательскую работу, результатом которой должны стать реальные проекты для производства. В этой связи традиционный взгляд на преподавателя как лектора или модератора семинара должен быть смещен в сторону преподавателя-исследователя, способного увязать теоретический материал с текущей научной работой, в т.ч. и студентов, реализующих научный проект.

В задачи Сетевого университета РБ должны входить: создание научных основ разработки профессиональных и образовательных стандартов, основ формирования программ подготовки кадров по сложным профессиям, создание и координация деятельности необходимых для такой работы учебно-методических объединений учреждений профессионального образования, отраслевых методических объединений как системы оценки качества и сертификации квалификаций.


2. Вузы Башкортостана: сравнительно-статистические показатели эффективности деятельности

2.1. Сравнительный анализ охвата высшим образованием молодежи в Республике Башкортостан и близлежащих регионах России

Анализируя статистические показатели вузов Республики Башкортостан, необходимо отметить, что в сравнении с близлежащими регионами республика имеет невысокие показатели по количеству вузов и филиалов (рис. 1, 2).

Рис. 1. Сравнительный анализ количества головных вузов в некоторых субъектах РФ

Рис. 2. Сравнительный анализ количества филиалов на территории некоторых субъектов РФ

При этом регион лидирует по показателю численности молодежи 17–25 лет (423492 человека), которая охватывается 11 вузами и 34 филиалами. Для сравнения, в Челябинской области молодежь численностью 340826 человек охвачена 16 вузами и 29 филиалами, в Республике Татарстан на 404319 молодых людей функционируют 24 вуза и 43 филиала, в Свердловской области на 408040 человек – 25 вузов и 42 филиала (табл. 3).

 

Таблица 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: