Глава 3. Феодальное общество.




После завоевания салическими франками римской провинции Галлии на территории современной Франции основным источником права являлся обычай, который имел племенной характер. В V - IX вв. на территории франкского государства происходит запись обычаев в виде так называемых «Варварских правд». Создаются Салическая, Рипуарская, Бургундская и другие «правды». С возрастанием роли королевской власти начинают создаваться законодательные постановления (капитулярии), имевшие общеобязательное значение. К источникам раннефеодального права следует отнести иммунитетные грамоты, которые выдавались феодалами, и формулы, которые представляли собой образцы грамот, договоров и других официальных документов. Одной из древних «правд» является «Салическая правда», представляющая собой запись обычаев салических франков. Ее запись относится к времени короля Хлодвига, однако впоследствии она неоднократно обновлялась капитуляриями. Согласно «Салической правде» у франков была коллективная собственность на землю: земля принадлежала общине (марке). Ежегодно между отдельными семьями происходили переделы пахотной земли, а леса и пастбища оставались в общем пользовании.

Во время завоевания Галлии земля у франков стала семейной собственностью, отчуждение земли без согласия членов семьи не допускалось. Завещательные распоряжения были запрещены. Дочери не наследовали. В дальнейшем семейное право собственности на землю перешло в личное. Власть отца в семье салических франков характеризовалась как опека над женой, несовершеннолетними детьми и случаями. Опека по «Салической правде» прекращалась по достижении несовершеннолетними мужского пола 12-ти лет. Женщина была подчинена опеке всю жизнь. В случае смерти мужа ее опекунами становились наследники. Для вступления в брак требовалось согласие обручающихся, а также родителей или опекунов. Формой заключения брака была покупка невесты. Развод первоначально был дозволен лишь мужу. Жене он был запрещен, и жена, оставившая своего мужа, подвергалась смертной казни. Эпоха появления «Салической правды» характеризуется отмиранием обычаев кровной мести судебник устанавливает выкуп (вергельд). На размер выкупа оказывала влияние не только тяжесть совершенного преступления, но и национальность, возраст, сословие и пол потерпевшего. Основной целью наказаний была смертная казнь (колесование, четвертование, сожжение на костре, членовредительство, залитие горла металлом). На первом месте стояли преступления против церкви и веры, затем против короля и государства и только после против частных лиц. Феодализм в Германии имел ряд особенностей. Общинный строй здесь оказался более устойчивым, чем во Франции и Британии. Товарно-денежные отношения развивались медленно. Застойный характер общины обусловил в Германии длительное сохранение обычного права. Наличие множества княжеств препятствовало выработке единых норм права (попытки кодификации права начались еще в XIII в.). Характерной чертой права феодальной Германии был партикуляризм. Наиболее значительными памятниками права XIII в. являются «Саксонское и Швабское зерцало». Их источниками стали нормы обычного и канонического права, а также заимствования из кодекса Юстиниака. «Зерцала» проводили строгое разграничение между крепостными и свободными.

Крепостные считались полной собственностью господина. Закон строго охранял интересы знати. Уголовные наказания по судебникам были весьма суровы: за выступления против императорской власти виновных закалывали; за кражу имущества свыше 3 марок вешали: ночного вора можно было убить на месте; укрывший вора подлежал равной ответственности с преступником, повешание грозило также тому, кто не подчинялся суду. После крестьянской войны был разработан и утвержден в 1532 г. рейхстагом свод законов, получивший название Каролины. Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере они лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов, хотя и их власть не безгранична. В феодальном обществе налицо явное социальное неравенство. Феодальное право ограничивало гражданскую правоспособность. Земля могла быть собственностью только дворянина, которому, однако, каноническое право запрещало взимать проценты с долга, не разрешало заниматься торговлей, физическим трудом. Существовало много ограничений в наследственном праве. Семейное право регулировалось каноническими законами католицизма. Церковь определяла брачный возраст, обряды, устанавливала причины невозможности заключения брака. Несмотря на ограничения, в руках короля сохранилась практически вся полнота власти. Монарх мог отклонять законопроекты, отсрочить исполнение уже принятого закона, изъять из его действия любое лицо. Королевские ордонансы обладали той же юридической силой, что и парламентские законы. В этот период были заложены основы английского уголовного права. Оно восприняло принцип: преступник посягает не только на личность и интересы потерпевшего или его семьи, но и на публичные интересы. Для установления уголовной ответственности требовалось наличие вины в действиях преступника.

В эпоху Средневековья личность осознавала себя в рамках христианства, она находилась в общении с персонифицированным Богом, была подчинена ему. Это приводило к принижению роли личности, как и жизни земной в целом, в угоду спасения души и подготовке к загробной жизни. Подавление самостоятельности, аскетизм, умерщвление плоти были характерными чертами личности этого периода. В эпоху зарождения и расцвета феодализма в Европе господствовали консервативно-охранительные взгляды на государство и право. Лишь Фома Аквинский впервые обосновал совместимость христианской морали с принципами римского права, например, в учении о собственности.

 

Заключение

 

Переход к феодализму можно считать эволюцией и прогрессом в всемирной истории. При феодализме оформляется мелкое крестьянское производство, парцеллярное хозяйство - мелкие, дробленые крестьянские хозяйства, земля которым, как правило, давалась феодалом в чересполосицу, и которое при достигнутом к тому времени уровне производительных сил и феодально-производственных отношений было единственно рентабельной формой земледелия. Переход к феодализму связан с появлением мелких, средних и крупных землевладельцев, монопольной собственностью которых становится земля. Земля как объект собственности явилась основным условием существования феодализма. Переход к феодализму и становление нового вида собственности - земли, связан с подчинением крестьян землевладельцам. Феодальный тип государства был объективно необходим для дальнейшего прогрессивного развития человечества. Он предлагал новые перспективы для жизнедеятельности: в отличие от рабовладельческого общества работники лично были более независимы, у него существовали стимулы к повышению производительности труда. В результате появлялись предпосылки к развитию науки и техники.

Переход к новым земельным отношениям также обусловил развития земледелия, так как крестьянин был заинтересован в своем труде, а также развитию ремесла. Эти факторы привели к развитию торговли. Торговля и ремесло привели к появлению городов и установлению связи между ними. Появлению монет у каждого княжества. В последующем даже кризис появившейся в период упадка феодализма позволил прийти на смену новой формации- капитализма. Именно, капитал нажитый феодалами, крупными землевладельцами и некоторыми ремесленниками позволил в будущем использовать его для вложений и создания новых мануфактур и установления рыночных отношений.

 

Список литературы

 

1. История государства и права зарубежных стран: учебник для юридических вузов / ред. Жидкова О. А., Крашенинникова Н. А. - 2-е изд., стереотипное. - М.: Норма, 1999

2. Гуревич А.Я. Начало феодализма в Европе // Гуревич А.Я. Избранные труды в 2 т. Т.1. М.; СПб., 1999.

3. Дубровский И. В. Как я понимаю феодализм? // Конструирование социального. Европа в V-XVI вв. М., 2001.

4. История средних веков. Под ред.. Колесницкого Н.Ф. 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, 1986.

5. Блок М. Феодальное общество. -- М.: Издательство имени Сабашниковых, 2003.

6. Блок М. Феодальное общество. -- М.: Издательство имени Сабашниковых, 2003.

7. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: