Доказательство на столпы веры (имана).




Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Доказательством на эти шесть столпов являются слова Всевышнего: ″Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание и в пророков″ Сура аль-Бакъара, аят 177.

А доказательством на веру в предопределение являются слова Всевышнего: ″Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению″ Сура аль-Къамар, аят 49».

 

——————————————————————————————————

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

После того, как шейх упомянул столпы веры (имана), он начал приводить доказательства на эти столпы из Корана и Сунны. Ведь, каждое религиозное деяние, поклонение, вероубеждение и шариатское постановление нуждается в доказательстве. Если же довода не будет, то и деяние (убеждение, поклонение, вероубеждение) не будет правильным. Поэтому, шейх сначала упомянул доказательства из Корана, а затем из Сунны.

 

Доводом из Корана являются слова Всевышнего: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание и в пророков». Сура аль-Бакъара, аят 177.

 

Благочестие (бирр) ― это совершение благих поступков, которые приближают человека к Аллаху и приводят его к Раю. Совершение благих поступков – это и есть благочестие. То есть, благочестие (бирр) ― это обширное понятие, включающее в себя все виды добра и все деяния покорности Аллаху.

 

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад» ― в этих словах содержится опровержение иудеям, которые стали осуждать изменение направления в молитве со стороны Иерусалима в сторону Каабы. Они стали осуждать это событие, хотя истина была им известна. Они отрицали это из-за своего упрямства, высокомерия и зависти к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и к исламской общине.

 

Но Аллах говорит им, что благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица в какую-либо из сторон света без приказа Аллаха на это. Однако, благочестие – это покорность Аллаху Всевышнему. Если Аллах Всевышний повелел вам что-либо, вы обязаны выполнить Его повеление.

 

Это и есть благочестие! Когда Аллах Всевышний повелел вам совершать намаз в сторону Иерусалима, то благочестие состояло в том, чтобы совершать намаз в сторону Иерусалима, ибо это было подчинением Аллаху. А затем, когда Он повелел вам совершать намаз в сторону Каабы, благочестие уже состояло в том, чтобы совершать намаз в сторону Каабы.

 

То есть, благочестие (бирр) связано с повелением Аллаха Всевышнего. Вы – рабы Аллаха и вы обязаны подчиняться Его приказам! Если Аллах повелел вам совершать намаз в определенном направлении, вы обязаны подчиниться Ему. Правдивый раб тесно связан с повелениями Аллаха. Он никогда не возражает приказам Аллаха. Совершение намаза в ту сторону, в которую уже не нужно совершать намаз, не является подчинением Аллаху.

 

Нельзя оставлять новый приказ, продолжая действовать в соответствии с тем приказом, который уже отменен. Это будет подчинением своей страсти и фанатичной приверженностью. Благочестие (бирр) же связано с приказом Аллаха. Ты должен совершать намаз в ту сторону, в которую тебе приказано его совершать, если ты являешься искренним в своем служении Аллаху Всевышнему.

 

А доказательством на шестой столп веры являются слова Всевышнего: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению». Сура аль-Къамар, аят 49.

 

То есть: Аллах сотворил каждую вещь согласно предопределению, извечно зная об этой вещи, а затем записав ее в Хранимой Скрижали, а затем пожелав ее. Все происходящее не является спонтанным и случайным. Поистине, о каждой вещи было известно Аллаху, а затем Он записал это в Хранимой Скрижали, а затем пожелал, чтобы это случилось.

 

___________________________

Ихсан.

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Третья степень религии – это аль-ихсан. Ихсан имеет (только) один столп. Он заключается в том, что ты должен поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то поистине Он видит тебя».

—————————————————————————————

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Слово ”ихсан” (الإحسان) происходит от слова ”хусн” (الحسن), что значит ”красота”.

”Ихсан” бывает нескольких видов:

 

1 ― ”Ихсан” между рабом и его Господом ― и именно это наша главная цель.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил этот вид ″ихсана″ в присутствии своих сподвижников, отвечая на вопрос Джибриля, мир ему. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Суть ″ихсана″ в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то (поклоняйся, помня о том, что) Он, поистине, видит тебя”.

 

”Ихсан” между рабом и его Господом ― это совершение человеком тех деяний, которые возложены на него Аллахом, полноценным образом. Иначе говоря, деяния должны быть правильными и совершёнными искренне, только ради Лика Аллаха Всевышнего. Деяние будет соответствовать ”ихсану”, если в деянии соберется два условия:

· деяние должно быть искренним, совершённым только ради Аллаха.

· деяние должно соответствовать сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что ″ихсан″ имеет две степени, одна из которых выше другой.

 

1-ая степень ″ихсана″″…чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его…″ ― то есть, твоя убежденность (йакъин) и вера (иман) в Аллаха достигла такой степени, что ты, как будто бы видишь Аллаха своими собственными глазами. У тебя нет никаких сомнений и колебаний. Как будто бы Аллах Всевышний пред тобой и ты видишь Его своими собственными глазами! Кто достиг этой степени, тот достиг самой высшей точки ″ихсана″. Ты поклоняешься Аллаху так, будто видишь Его, и это по причине полноценной убежденности и полноценной искренности. Как будто бы ты видишь Аллаха своими собственными глазами!

 

Вместе с тем, мы знаем, что Аллаха Всевышнего невозможно увидеть в мирской жизни. Его можно будет увидеть только в Последней жизни. Но ты видишь Его своим сердцем так, будто бы видишь Его своими собственными глазами. Поэтому, в Последней жизни обладатели ″ихсана″ в качестве воздаяния увидят своего Господа. Они поклонялись Аллаху в мирской жизни так, будто видели Его, и Аллах Всевышний позволит им, в качестве воздаяния, увидеть Его своими глазами в Обители блаженства.

 

Аллах Всевышний сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее [Рай] и добавка [возможность взглянуть на Лик Аллаха] ». Сура Йунус, аят 26.

 

″Добавка″ - это возможность взглянуть на Лик Аллаха! Причина в том, что они творили добро, и Аллах одарил их наилучшим, то есть Райскими Садами, и поверх этого даровал им возможность увидеть Его Лик.

 

Ты должен поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, с любовью и сильным желанием Его встретить, наслаждаясь и успокаиваясь из-за подчинения Ему, стремясь к Нему. Таков путь творящих добро!

 

2-ая степень ″ихсана″″…а если ты Его не видишь, то (поклоняйся, помня о том, что) Он, поистине, видит тебя…″ ― если же ты не достиг той великой степени, то поклоняйся Аллаху, чувствуя и зная, что Он наблюдает за тобой, знает твоё состояние, знает то, что ты скрываешь в душе. Поэтому, тебе не подобает ослушиваться Его и противоречить Его велениям, ибо Он видит тебя и знает о тебе. Это – прекрасное состояние, хотя оно и ниже, чем первая степень ″ихсана″. До тех пор, пока ты знаешь о том, что Он видит тебя, ты стараешься приукрасить своё поклонение и совершить его наилучшим образом.

 

Аллах выше, чем все эти примеры, но представь, что ты стоишь перед высокопоставленным лицом, и он приказывает тебе совершить что-то, и ты выполняешь его приказ, а в это время он наблюдает за тобой. Разве станешь ты допускать какие-либо нарушения в своей работе?!

 

Следовательно, ″ихсан″ имеет две степени:

1 ― Степень видения Аллаха своим сердцем. Эта степень заключается в том, что ты поклоняешься Аллаху так, будто видишь Его своими глазами, по причине сильной убежденности (йакъина) и веры (имана).

2 ― Поклонение Аллаху, чувствуя и зная, что Он видит тебя. Ты не ослушаешься Его и не противоречишь Его приказу. Эта степень ниже, чем первая.

 

Это и есть ″ихсан″, который является самой высочайшей степенью религии. Кто достиг ″ихсана″, тот достиг высочайшей степени в религии.

[Как мы уже знаем, религия Ислам имеет три степени: ислам, вера (иман) и ихсан. Каждая из этих степеней имеет свои столпы, о чем мы говорили выше].

 

 

2 ― ”Ихсан” (прекрасные отношения) между рабом и другими людьми.

 

Этот вид ″ихсана″ заключается в том, что ты отдаешь полностью все хорошее, что только имеешь, людям, и помогаешь им переносить трудности. Например, ты кормишь голодного, одеваешь неимущего, помогаешь нуждающимся, ходатайствуешь за кого-то перед людьми, делаешь им добро. Также ты щедро встречаешь гостей и соседей, твои соседи не видят от тебя ничего, кроме добра.

 

Бывают такие люди, от которых не встретишь ничего, кроме зла. Бывают и такие люди, от которых иногда исходит нечто плохое, а иногда нечто хорошее. Бывают и такие люди, от которых исходит только хорошее. Последние являются самыми лучшими из людей.

Если ты делаешь людям добро и не причиняешь им обид – это и есть ″ихсан″ по отношению к людям. Аллах Всевышний сказал: «И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро». Сура аль-Бакара, аят 195.

 

Ты обязан соблюдать ″ихсан″ даже по отношению к животным, давать им то, что им необходимо, не причинять им вреда, относиться к ним мягко. Это - ″ихсан″ по отношению к животным.

Даже, если ты собираешься убить животное, то не мучай его. Убей его наилучшим образом, чтобы оно ничего не почувствовало.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах предписал все делать хорошо, и если придется убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете резать животное, то делайте это наилучшим образом. И пусть каждый из вас, как следует наточит свой нож, и пусть избавит животное от мучения». Муслим, 1955.

 

Если вы режете животных, чтобы затем съесть, то делайте это наилучшим образом. То есть, ″ихсан″ необходимо соблюдать даже по отношению к животным. Поистине, Аллах простил блудницу из народа Исраиля по причине того, что она напоила собаку, которая мучилась от жажды. Она напоила собаку, и Аллах воздал ей за это и простил ее грехи*, хотя эти грехи были великими. Она была прелюбодейкой, но Аллах простил её по причине собаки, когда она сделала ей добро, напоив ее.

 

*[Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однажды, когда собака, едва ли не погибавшая от жажды, кружила вокруг колодца, её увидела одна блудница из числа израильтян, которая сняла с себя туфлю, зачерпнула ею воды для собаки и напоила её, за что ей были прощены (её грехи)».

Передают и другую версию этого хадиса со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как-то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашёл колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказал себе: “Эту собаку жажда мучит так же, как мучала она и меня”, - после чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. Поднявшись же на поверхность земли, он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?” Он сказал: «Награда полагается за всё живое». аль-Бухари, 2363; Муслим, 2244.

 

В той версии этого хадиса, которую приводит только аль-Бухари (сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): «И Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи), и ввёл его в Рай»].

 

Что же сказать о том, если ты сделаешь добро не собаке, а голодному мусульманину, или даже неверующему?! Если ты сделаешь ему добро, то, поистине, Аллах Всевышний отблагодарит тебя по причине этого ″ихсана″. Аллах Всевышний сказал: «И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро». Сура аль-Бакара, аят 195.

 

 

3 ― ”Ихсан” в своей работе, иначе говоря, полноценное ее совершение ― если человек делает что-то или выполняет какую-нибудь работу, то он обязательно должен довести свою работу до конца и выполнить ее совершенным образом. В хадисе пришло: «Поистине, Аллах любит, когда делающий какое-то дело, делает его наилучшим образом». аль-Бейхакъи в «Шу’аб аль-Иман», 4/334.

 

 

Доказательства, касающиеся ″ихсана″.

 

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «А доказательством, касающимся ″ихсана″, являются слова Всевышнего: «Воистину, Аллах - с теми, кто богобоязнен и кто обладает ″ихсаном″». Сура ан-Нахль, аят 128. А также: ″Уповай на Могущественного, Милосердного, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц. Воистину, Он - Слышащий, Знающий″ Сура аш-Шу’ара, аяты 217-220.

А также: ″Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это - в ясном Писании″ Сура Йунус, аят 61».

 

——————————————————————————————

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Автор сначала привел доказательство на первую степень ″ихсана″, где Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах - с теми, кто остерегается (Его наказания) и кто придерживается ″ихсана″». Сура ан-Нахль, аят 128.

 

Этот аят указывает на то, что Аллах вместе с ″мухсинами″ (приверженцами ″ихсана″). Речь идёт о тех людях, которые поклоняются Аллаху так, будто видят Его. Поистине, Аллах с ними, иначе говоря, Аллах помогает им, укрепляет их и направляет их к добру.

 

Также автор привел слова Всевышнего: «Уповай на Могущественного, Милосердного. Который видит тебя, когда ты выстаиваешь молитвы по ночам и двигаешься среди падающих ниц. Воистину, Он - Слышащий, Знающий». Сура аш-Шу’ара, аяты 217-220.

 

В этом аяте указание на вторую степень ″ихсана″. То есть, этот аят повествует о том же, о чем сказано в словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «…а если ты Его не видишь, то (поклоняйся, помня о том, что) Он, поистине, видит тебя…».

 

«Уповай…» ― то есть: предоставь все свои дела (Ему).

 

«…на Могущественного, Милосердного…» ― то есть: на Аллаха Всевышнего.

«…Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам…» ― то есть: Аллах видит тебя, когда ты встаешь для поклонения и совершения намаза.

«…и двигаешься среди падающих ниц…» ― то есть: Аллах видит тебя, когда ты находишься в поясных и земных поклонах, видит тебя тогда, когда ты выстаиваешь намазы.

«…Воистину, Он - Слышащий, Знающий…» ― то есть: Аллах слышит и знает о твоих словах.

Также автор привел слова Всевышнего: «Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали (из благих и дурных деяний), Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это - в ясном Писании [в Хранимой Скрижали] ». Сура Йунус, аят 61.

 

В этом аяте также указание на вторую степень ″ихсана″.

«Какой бы поступок ты ни совершал…» ― это – обращение к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

«…и что бы вы ни совершали (из благих и дурных деяний) …» ― а это уже обращение ко всей исламской общине: то есть обращение и к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и к остальным мусульманам.

«…Мы наблюдаем за вами…» ― а это уже то, о чем говорится в словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «…а если ты Его не видишь, то (поклоняйся, помня о том, что) Он, поистине, видит тебя…».

 

То есть, в этом аяте указание на вторую степень ″ихсана″. Ведь, поистине, Аллах Всевышний наблюдают за каждым, кто совершает какое-либо деяние. Аллах Всевышний видит его, знает его, и ничто не может скрыться от Него, как Он сказал: «Воистину, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». Сура али ’Имран, аят 5.

 

 

___________________________

Хадис Джибриля.

 

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:

«Доказательством из Сунны является известный хадис Джибриля от ’Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, который сказал: — Однажды, когда мы сидели вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пришел человек в ослепительно белой одежде и с ослепительно чёрными волосами: на нём не было никаких следов дальнего путешествия, в то же время никто из нас его не знал. Он подошёл и сел напротив пророка (да благословит его Аллах и приветствует), прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на бёдра пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И сказал: «О Мухаммад, расскажи мне об Исламе!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это». Он сказал: «Ты сказал правду». Мы были удивлены, что он спросил, а затем сам подтвердил правдивость его слов. Затем он сказал: «Расскажи мне о вере». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного». Он сказал: «Ты сказал правду», а затем сказал: «Расскажи мне об ихсане». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Ты должен поклоняться Аллаху так, как будто ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то Он видит тебя». Он сказал: «Теперь расскажи мне о Часе». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Спрашиваемый знает не больше, чем спрашивающий». Он сказал: «Тогда расскажи мне о его признаках». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Рабыня родит свою госпожу, и ты увидишь босых, нагих, бедных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий». После этого он ушёл, а я ещё остался ненадолго. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, Умар, знаешь ли ты того, кто задавал вопросы?» Я сказал: «Аллах и Его посланник знают лучше». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это был Джибриль, который пришёл к вам, чтобы научить вас вашей религии». Муслим, 8.

______________

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Мы уже поговорили об Исламе, о вере (имане) и об ″ихсане″, поговорили о столпах Ислама, столпах веры и столпах ″ихсана″. Затем шейх, да помилует его Аллах, упомянул доводы из Корана относительно этого всего. Это всё было выше и уже завершилось.

 

А сейчас шейх, да помилует его Аллах, упомянул довод из сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он упомянул хадис Джибриля, мир ему, в котором рассказывается о том случае, когда Джибриль пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сидел вместе со своими сподвижниками. Джибриль пришел к ним в облике человека, сел с ними и начал спрашивать пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об исламе, о вере и об ″ихсане″, а затем и о Судном Часе, а также об его признаках. Этот хадис называют хадисом Джибриля. Этот хадис передается по разным цепочкам от многих сподвижников и является достоверным. Автор, да помилует его Аллах, упомянул этот хадис со слов ‛Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.

 

«Однажды, когда мы сидели вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)…» — обычаем сподвижников было то, что они собирались вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в мечети, перенимали от него знание, слушали его ответы на различные вопросы.

 

И вдруг, в один из дней, в дверь вошел человек в ослепительно белой одежде и с ослепительно чёрными волосами. То есть, Джибриль, мир ему, предстал пред ними в таком облике. Джибриль не пришел к ним в ангельском образе, так как люди неспособны видеть ангелов.

 

«…на нём не было никаких следов дальнего путешествия, в то же время никто из нас его не знал…» — и это очень удивительно! На нем нет следов пути, но в то же время никто из жителей города не знает его. Поэтому, увидев его, люди удивились: он и ни путник, и ни местный. Если бы он был путником, то следы пути были бы видны на его одежде, на его коже, и так далее. Также никто из присутствующих его не знает, значит, он не из этого города. Откуда появился этот человек?! Это их очень удивило!

 

«Он подошёл и сел напротив пророка (да благословит его Аллах и приветствует)…» — как садится ученик перед своим учителем.

 

«…прикоснувшись коленями к его коленям…» — то есть: он сел очень близко к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

 

«И сказал: ″О Мухаммад…″» — то есть, обратился к нему по имени. Он не сказал: ″ О, посланник Аллаха…″. Возможно, Джибриль сделал так, чтобы сподвижники подумали, что он – один из жителей пустыни, так как обычаем жителей пустыни было то, что они обращались к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, по имени. Это еще больше удивило сподвижников.

«И сказал: ″О Мухаммад, расскажи мне об Исламе″» — то есть: разъясни мне смысл Ислама.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это».

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о столпах Ислама, которые непременно должны присутствовать. Если ты будешь соблюдать их должным образом, то и твой Ислам будет считаться должным.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говоря об Исламе, упомянул только его столпы, так как, чем короче ответ, тем легче его усвоить ученику и простому слушателю. Чем короче ответ, тем проще выучить его наизусть и хранить в своей памяти. Если же ответ будет слишком длинным, то присутствующим будет тяжело его усвоить.

 

Быть может, большинство присутствующих не запомнят этот ответ. В этом указание на то, что отвечающему на вопрос, следует придерживаться краткости, насколько это возможно, упоминая только самое важное. Хотя Ислам гораздо шире, чем то, о чем упомянул пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своём ответе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул только столпы Ислама.

 

«Он (человек) сказал: ″Ты сказал правду″» — это опять-таки удивило присутствующих.

«Мы были удивлены, что он спросил, а затем сам подтвердил правдивость его слов…» — это указывает на то, что спрашивающий знал ответ на свой вопрос. Зачем же тогда он задавал этот вопрос?!

 

Затем он сказал: «Расскажи мне о вере (имане) ». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Суть веры (имана) заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного».

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о шести столпах веры (имана).

Если слова ″ислам″ и ″иман″ упоминаются вместе, то под словом ″ислам″ имеются в виду внешние деяния, а под словом ″иман″ имеются в виду внутренние деяния (деяния сердца).

 

″Ислам″ и ″иман″ непременно должны присутствовать в человеке. ″Ислам″ - это внешние деяния, а ″иман″ - внутренние деяния. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам – это явные (деяния), а иман – (это то, что находится) в сердце». Ахмад, 19/374. По мнению шейха аль-Альбани данный хадис является слабым. См. «Да‛иф аль-Джами‛», 2280.

 

Если же какое-то из этих двух слов упоминается отдельно, то в него входит и другое. Если слово ″иман″ упоминается отдельно, то под ним имеется в виду и ″ислам″, и ″иман″. Если слово ″ислам″ упоминается отдельно, то под ним имеется в виду и ″иман″, и ″ислам″. Ислам не будет действительным без веры (имана), а вера (иман) не будет действительной без Ислама. ″Ислам″ и ″иман″ тесно связаны друг с другом.

 

Так вот, Джибриль, мир ему, спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о внешних и внутренних деяниях, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил ему столпы ислама и столпы веры (имана).

 

Он сказал: «Ты сказал правду», а затем сказал: «Расскажи мне об ихсане». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Ты должен поклоняться Аллаху так, как будто ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то Он видит тебя».

 

Мы уже говорили, что человек описан ″ихсаном″ тогда, когда он поклоняется Аллаху так, будто видит Его воочию. Также человек описан ″ихсаном″ тогда, когда он поклоняется Аллаху, чувствуя, что Тот наблюдает за ним. Человек знает, что Аллах видит его, и поэтому старается совершить деяние наилучшим образом.

 

То есть, человек, обладающий ″ихсаном″, либо поклоняется Аллаху так, как будто видит Его воочию (и это совершенная степень), либо поклоняется Аллаху, чувствуя Его контроль. Это и есть ″ихсан″.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: