Глава 2. Основные функции логики.




Кубакова Гульсина Амировна

 

Письменная аттестационная работа

 

 

Предмет и значение логики. Основные функции логики

 

Руководитель

канд. филос. наук, доц. Романова Екатерина Александровна

 

УФА 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...……....…..3

Глава 1. Предмет и значение логики ………………………………………….4

Глава 2. Основные функции логики...………………………………………….5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………..…………………………….…..…....7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...…8

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что логика – одна из важнейших и старых наук. Её богатая событиями история началась ещё а Древней Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет. В конце прошлого – начале нынешнего века в логике произошла научная революция, в результате которой в корне изменились стиль рассуждений, методы и наука как бы обрела второе дыхание. Теперь логика – одна из наибелее динамических наук, образец строгости и точности даже для математических теорий.

Мышление человека логична по своей природе, оно подчиняется определенным законам и выражается в определенных формах независимо от науки логики. Если бы это было не так, люди не могли бы правильно выражать свои мысли, общаться и понимать друг друга. Правильность, логичность мышления, не основанная на знании и умении применять в рассуждениях логические операции и приемы, достаточна (и то не всегда) в повседневной жизни, в сфере домашнего быта, но нередко подводит там, где требуется профессиональный уровень мышления – в работе врача, педагога, инженера, юриста. Любая профессиональная деятельность не ограничивается приобретенными навыками, она опирается на знание теории.

Целью моей работы является рассмотрение предмета, значения и функции логики.

Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть феномен логики.
3. Проанализировать историю и значение логики.
Предмет исследования: анализ предмета, значения и функции логики.
Объект исследования: особенности предмета, значения и функции логики.

 

Глава 1. Предмет и значение логики.

 

Как самостоятельная наука логика сложилась более 2 тыс. лет назад, в VI в. до н. э. Её основателем является древнегреческий философ Аристотель.

Логика – это наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка, необходимых для рационального познания в любой области знания.

Одной из главных задач логики – это определение, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление – функция человеческого мозга. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т.д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном аспекте. Логика изучает не только абстрактное мышление как средство познания объективного мира, исследует формы и законы, в которых происходит отражение мира в полном объеме. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, а логика изучает лишь один из аспектов познающешо мышления, логика является философской наукой.

 

Глава 2. Основные функции логики.

Первые теоретические единицы логики, т.е. единицы мышления - формы, в которых выражается мысль, - это: понятие, суждение и умозаключение. Они являются общезначимыми формами мысли, или мышления, и важнейшей составляющей предмета логики – без понятий, суждений и умозаключений невозможна ни одна логическая теория.

Понятие - мысль, отражающая в обобщенный форме предметы и явления.

Суждение - это умственный акт, выражающий отношение, оценку мыслящего и говорящего к содержанию обсуждаемой мысли.
Умозаключение - умственное действие, связывающие в ряд причин и следствий мысли различного содержания. Важнейшей составляющей логики являются общезначимые средства мысли, которые включают в себя: 1) правила образования понятий, суждений и умозаключений; (например, правила грамматики. Понятия образовываются, исходя из общих правил словообразования - лексических, семантических, морфологических; суждения состоят из минимум двух понятий, и основываются на правилах синтаксиса - связи слов в словосочетании и предложении; умозаключение является выводом, исходящем из суждений - значит, также основывается на правилах синтаксиса. Но это только пример, основанный на современном состоянии языка и содержании его литературных норм. Вообще-то говоря, трудно с уверенностью сказать, что первично - грамматические или логические правила и нормы. В Библии сказано: "Сначала было СЛОВО". Это аргумент? В пользу чего - грамматических правил? Но "слово" по-гречески - "логос", а это и "слово", и "закон", и "учение". И "сначала было Слово" в нашей Библии - это перевод с греческого. Поэтому какие правила из каких исходят - вопрос сложный, даже, пожалуй, вечный.) 2) правила перехода от одних суждений и умозаключений к другим; 3) законы мысли, объясняющие и оправдывающие такие правила; (примеров можно привести тьму, вот однин из них: сначала люди думали, что раз мы ходим по плоской поверхности земли, то и земля плоская, потом, что шарообразная, но не двигается и вообще - центр Вселенной, потом, наконец-то, что круглая, вращается вокруг своей оси, да еще и вокруг Солнца... Одни суждения и умозаключения сменяются другими, то, что было истиной вчера, сегодня - ложь... Так что же у людей в голове? Как объяснить, что человечество не успокаивается на достигнутых истинах? Логика выстраивает систему доказательств (аргументации), формулирует законы, по которым определяется истинность или ложность суждений и умозаключений, например, один из таких законов был сформулирован Аристотелем - это закон исключения третьего, т.е. верно только одно из двух высказываний.) 4) правила связи законов мысли и умозаключений в системы и теории; 5) формализацию этих систем и теорий.

И формы и средства мышления выражаются через индукцию и дедукцию как в процессах мышления, так и в методах логического анализа.
Индукция - метод логического анализа от конкретного, единичного, частного к абстрактному, общему.
Дедукция - метод логического анализа от абстрактного, общего к конкретному, частному.

Функции логики:

а) каталогизация правильных способов рассуждений, т.е. рассуждений, позволяющих из истинных суждений-посылок получать истинные суждения-умозаключения;
б) создание теорий, в которых изучаются способы рассуждения, приемлемые для каждой теории; логические теории - это есть теории вывода (или теории логического вывода), к ним относятся: классические, интуиционистские, конструктивные, модальные и др.;
в) формализация теорий логического вывода - т.е. создание системы логических

исчислений (форм, символов и знаков).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Логика рассматривает правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и оканчивая научно-исследовательской работой.

Таким образом, можно сделать вывод, что логика нужна всем, в повседневной жизни, в сфере домашнего быта, где требуется профессиональный уровень мышления – в работе врача, педагога, инженера, юриста. Любая профессиональная деятельность не ограничивается приобретенными навыками, она опирается на знание теории.

Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений. Все знаменитые юристы всегда пользовались познаниями логики. Знание правил и законов логики не является конечной целью изучения логики. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. – М.: МГЭИ, 2000.

2. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие 2-е. М.: Знание, 1998.

3. Логика// Филосовский энциклопедический словарь. М.: 2004.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: