Попевки, осмогласие, одноголосие и знамена.




Осмогласие – это та система, которая устанавливает и регулирует принцип подобия и повторения. Это принцип ограниченного разнообразия. Не один и тот же глас, не один и тот же лад, не одна попевка. Гласов восемь. Если 7 – число нашего времени (семь ступеней звукоряда, семь дней недели), то 8 – число будущего века – вечности. Восемь форм разнообразия – это предел, это совершенство, явленное в богооткровенной истине. Как уже говорилось, осмогласие это разнообразие не только певческое, но и текстовое. Потому, что изначально все тексты песнопений, (тропари, кондаки, каноны), созданы в соответствии какому-либо из восьми гласов.

Одноголосие – это пение в один голос, одними усты. В этом видимо и слышимо проявляется церковное единство. «Поём яко же из единых уст, а если все не поём, то один поёт или читает, и мы все через него, через его уста возносим молитву Богу». Только форма одноголосия даёт возможность чистоты молитвенного пения.

Знамена. Подлинное христианское пение может быть записано только особыми знаками - знаменами. Как возникли эти знаки? Почему для церковного пения непригодны современные ноты? Любая нотная система фиксирует звуки. Звук – это материальное - физическое явление. Подлинная, древняя знаменная система фиксирует интонацию. Знамя – знак движения души. Интонация – это сама мелодия, это движение, там нет звуков, внимание сосредоточено на движении – ровно, или вверх, или вниз.

 

Звуки относятся к внешнему миру, их могут издавать и неодушевлённые предметы, но связывать звуки в осмысленную интонацию может только одушевлённая сила. Можно сказать, что знаменная система противоположна нотам. Ноты фиксируют звуки, которые сами по себе ничего не значат. Чтобы они зазвучали, нам нужно их упорядочить, придать им последовательность, осмыслить, прочитать, пропеть. Только после установления эмоциональной, логической, музыкальной связи, материальные звуки образуют мелодию. Знамена же фиксируют не сами звуки, а именно эти духовные, эмоциональные, логические и музыкальные связи. И только когда мы начинаем воспроизводить интонацию, тогда

образуются звуки.

 

Знаки выразительного чтения - экфонетика и жесты руки - хирономия легли в основу полноценной системы записи песнопений т.н. невменной (от греческого слова «невма» –знак, дыхание). Эта система, имея единую для всего християнского мира природу и принципы, отличалась по странам, местностям и языковым признакам. Невмы не указывают ни самих звуков, ни их длительности, ни их количества. Это значит, что пение по невменной рукописи возможно только при заведомом знании мелодии, а знаки в рукописи призваны напомнить её. Знание же самих мелодий передавалось устно, по преданию, от учителя, из поколения в поколение. В раннем христианстве сохранялся принцип – истинное знание должно передаваться вживую. Нотная система изобретается ещё до раскола Церкви бенедиктинским монахом Гвидо Аретинским. Уже в 11 веке были изобретены ноты. Они очень быстро (в течение столетия) вытеснили невмы. Затем появляется многоголосие, новый принцип музицирования – контрапункт и вскоре Запад теряет церковное пение окончательно, оно заменяется светским, полифоническим.

 

В начале 20 века, в западном мире стал проявляться научный интерес к древнему одноголосному пению. К сожалению, григорианское пение получило огромную известность. Теперь его ставят наравне с произведениями гениев-композиторов. Оно исполняется почти всеми хорами церковной и светской музыки. Григорианские напевы считаются музыкой для релаксации, используются в рок и поп-музыке. Если мы начнём популяризировать знаменное пение, мы получим такой же результат.

 

Если на Западе были изобретены ноты и невменная нотация прекратила своё существование, то Византия продолжала петь по невмам. Первые системы невм Церкви Востока (10-12 века), называемые палеовизантийской нотацией, т.е., старо-византийской, не расшифровывается. Петь по таким рукописям нельзя. Во второй половине 13 века гимнографом Иоанном Кукузелем была осуществлена реформа древне-византийской нотации. В старой нотации невмы не указывали звуков и длительностей, а только интонации, т.е. направление голосодвижения: Эта невма - пой вверх, эта – пой вниз, а эта – пой равно. Насколько вверх? Насколько вниз? - неизвестно. Византийцы изобрели некий промежуточный вариант между невмами и нотами. Они придали невмам значение не только направления голосоведения, но и количества ступеней – гласоступаний. Например: три ступени вверх, две ступени вниз. Самих звуков здесь нет, но есть интервалы между ними. Даётся начальный тон (изон), и следующая невма указывает, на сколько ступеней от начальной следует подняться или опуститься. Такая нотация (называемая средне византийской), бытовала вплоть до самой гибели Византийской империи. Современное греческого пение не претерпело таких серьёзных изменений, как западное, но считать его духовно неповреждённым не приходится, оно заметно отличается от традиции византийского пения

 

Христианство было принесено на Русь в 10 веке и вместе с ним, древневизантийская певческая нотация. Хотя в 13-14 веках культурные связи Руси с Грецией были достаточно активными, но на Руси нет никаких следов средневизантийской реформы. То есть, на Руси вплоть до 17 века пели по самому архаичному методу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: