Понятие и сущность малого бизнеса в России




Курсовая работа

по дисциплине

«Макроэкономика»

Тема: «Развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации»

 

Выполнила студентка

1 курса группы ЭУ-13Б

Шубина Н.С.

 

Проверила: доцент, кэн

Толстоброва Н.А.

 

Пермь 2014 год

Оглавление

Введение. 3

Глава 1.Теоретические аспекты малого и среднего бизнеса в России. 5

1.1 Понятие и сущность малого бизнеса в России. 5

1.2 Проблемы малого и среднего бизнеса в России. 8

1.3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России. 12

Глава 2. Проблемы государственной поддержки предпринимательства. 14

2.1 Необходимость государственной поддержки предпринимательства. 14

2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, согласно законодательству РФ.. 17

2.3 Государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса на примере Пермского края. 20

Заключение. 26

Список использованной литературы: 29

Электронные ресурсы: 29

Введение

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.

Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Тема курсовой работы является наиболее актуальной в современной жизни нашей страны, т.к. развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере.

Объект исследования в данной работе - малый и средний бизнес как особый экономический институт. Предмет исследования - показатели развития малого и среднего бизнеса в России.

Цель данного исследования изучить развитие малого и среднего бизнеса в России.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать малый и средний бизнес в России на современном этапе;

обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом;

изучить программы поддержки малого и среднего бизнеса;

Изучить, насколько выгодно существовать малому и среднему бизнесу в России;

определить перспективы его дальнейшего развития.

Методом исследования является анализ развития малого и среднего предпринимательства, а именно методом общественного опроса проведенного общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и сравнения результатов.

В первой части работы рассматривается понятие и сущность малого бизнеса в России, а также проблемы и перспективы его развития. Во второй части данной работы отмечается роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России.

 

Глава 1.Теоретические аспекты малого и среднего бизнеса в России

Понятие и сущность малого бизнеса в России

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, а именно малых предприятий. В соответствии с принятым Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются - потребительские кооперативы и коммерческие организации, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Критериями на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу являются: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

Средняя численность персонала за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101-250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.[3]

Малые и средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.

По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.

По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.

По характеру деятельности выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.

По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.

Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, то есть малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов.

Зачастую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность. Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.

Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.

В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий, возникает вопрос: «Какие проблемы испытывают малый и средний бизнесы в России?».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: