Обряд причитания у башкир




 

Башкирская свадьба — одна из наиболее ярких явлений в жизни и культуре народа. Ее представление многоактно и сопровождается гармоничным сочетанием нескольких видов искусства (театр, поэзия, музыка, хореография). В этом представлении большая роль отводится словесным и песенным состязаниям, привораживаниям, прибауткам, пожеланиям, величальным и прощальным песням, особенно причитаниям. Они дают богатый материал для изучения древних свадебных обычаев, поэтики народных песен. В них отразились древние магические представления, вера в силу слова и действий, черты матриархата, историческое изменение народного быта, мотивы социально неравного брака. Например, в сенляу-раздумьях выражались мольбы, просьбы невесты к главному небесному богу Тенгри, а в сенляу-обругиваниях использовалась магия бранного слова с целью отпугивания темных сил.

Из тюркских народов свадебные причитания есть, например, у башкир, татар, казахов, киргизов; из финно-угорских — у мордвы, карел, коми, ижорцев, вепсов; из славянских — у русских. Актуально срав­нительно-историческое изучение башкирского сва­дебного причета и причета других народов, живущих по соседству. Башкирским причитаниям наиболее близки причитания татар (кыз елату). Они представляют единый напев одного общего ареала распространения плачей и весьма эмоциональны. В художественном образе передачи ощущений преобладает эмоционально-экспрессивный стиль. В причитаниях выразительными средствами служат сравнения, параллелизмы, эпитеты, антитезы, восклицания, обращения, повторения, уменьшительно-ласкательные формы слов. По признакам слоговой ритмичной формы напевам башкирских сенляу аналогичны напевы казахских свадебных причитаний (сынсу). Башкирская традиция причета очень развита и архаичнее славянской. Башкир­ские свадебные причеты нашли отражение в народных эпо­сах «Алпамыша», «Кузыйкурпяс и Маянхылу».

Башкирские свадебные причитания были широко распространены в Белокатайском, Кигинском, Дуванском, Мечетлинском, Салаватском (северо-восточная зона), Учалинском, Абзелиловском, Белорецком (юго-восточная зона) районах Башкортостана, в Аргаяшском, Кунашакском, Кусинском, Нязе-Петровском районах Челябинской области, в Альменевском, Сафакулевском районах Курганской области и Красноуфимском, Нижне-Сергиев­ском районах Свердловской области. На этой территории некоторые образцы сенляу были записаны в 1970 — 1980 годах.

Свадебные причитания — это специфический жанр фольклора, поэтические произведения, связанные со свадебными обрядами, традиционные элегические импровизации, исполняемые невестой или от имени невесты участ­никами обряда.

Сенляу (причитание, причет) — один из важнейших этнических признаков башкирской свадебной традиции и основных видов свадебной поэзии, придающий глубоко эмоциональную драматическую окраску всему обряду. Причеты были приурочены к определенным моментам башкирской свадьбы: приезду свата, жениха и его родственников, обращению невесты к отцу, матери, братьям, прощанию невесты с родителями, подругами, сородичами, родным домом, родной стороной. Прощание с самым близким, дорогим, связанным с молодостью, превращалось в драматическое зрелище.

Наибольшее распространение получили «укорительные» плачи-обращения новобрачной к близким родственникам — матери, отцу, старшему брату и его жене. В них она остро выражает свою обиду, считая их виновниками ее несчастья, раннего замужества. Родная мать нередко сравнивается с мачехой, отец, как правило, представляется безжалостным и бессердечным человеком, отдающим замуж совсем юную дочь за нелюбимого, немилого незнакомца или мужчину на много лет старше ее. Особенно невеста упрекает жену брата, по вине которой, как ей кажется, ее так рано выдают замуж. Хотя девушка очень обижена, все же к своим родителям, родным она обращается уважительно. К жене старшего брата это не относится, так как она является представителем чужого рода.

В день проводов невеста с подругами и профессиональными причитальщицами, обращаясь к матери, отцу, старшим братьям и их женам, исполняли сенляу. После прощания со своим домом невеста шла в дом своих близких родственников. Эмоциональный характер сенляу, сцены прощания никого не оставляли равнодушным. Обряд повязывания нитей, тесьмы, бахромы на перекладинах, матицах домов также сопровождался исполнением сенляу. Как правило, после исполнения сенляу новобрачной дарили монеты, посуду, платки, отрезы на платье… Монеты нашивали на головной убор (лицевое покрывало) невесты.

Некоторые ученые прощальный обряд сенляу связывают с поэтапным уходом невесты из родительского дома в чужой мир, изменением социального статуса новобрачной. «Исполнение причитаний во время проводов невесты представляет собой развернутую сцену, длящуюся в течение 4—5 часов. Здесь ритуальная функция сенляу связана с пространственным поведением участников свадьбы, а именно с поэтапным уходом невесты из своего мира в мир чужой. Подобное использование причитаний зафиксировано и в казахской свадьбе, в русской же свадьбе эту функцию берут на себя свадебные песни и приговоры… Поэтапный уход невесты предваряется обходом 10—15 домов, где проживают ее родственники. В этом церемониале прощания отражается, по-видимому, элемент эпохи материнско-родовых отношений, так как он начинается с получения невестой благословения у матери. Затем она переходит к отцу и младшим братьям и сестрам. С последними она прощается во дворе… Завершая обход, она возвращается в родительский дом, являющийся центром ее упорядоченного мира. Отсюда и начинается ее поэтапный уход в чужой мир, что фиксируется повязыванием пучков нитей на матицу дома»15.

В свадебных причитаниях выражается отношение невесты к замужеству. Ей не хочется расставаться с родным домом, теплым очагом, родителями, с сестрами и братьями, подругами. Прежняя девичья жизнь в доме отца и матери изображается радостной, светлой, а в чужой семье — грустной, унылой, тяжелой.

Основная тема свадебного причета — отображение тяжелой женской доли, вынужденное замужество по воле родителей, брак по сватовству, противопоставление своей и чужой семьи... Невеста прощается со всем, что для нее в прежней жизни было дорогим, близким, причитает, жалуясь на свою горькую судьбу. В причитаниях преобладают мотивы грустных раздумий, размыш­лений, личных переживаний, скорби, любовных стра­даний и эмоций, несбывшихся мечтаний. Причитания выступают также своеобразной формой прощания невесты с беззаботной юностью, характеризуя внутренний мир юной девушки в момент перехода в новую для нее систему социальных зависимостей. В содержательном плане в причитаниях зачастую порицается внеш­ний об­лик жениха, выражается тревожное ожидание возможных недоброжелательных отношений между невесткой и свекровью, представляется жизнь на чужбине, среди чужих людей, с нелюбимым человеком. В причитаниях невеста называет сватов «злыми людьми», жениха — «погубителем».

Невеста — главное лицо в свадебной церемонии. Поэтому и ее плач, причитания выполняют важную социально-психологическую функцию. Скорее всего сущность этой функции заключалась в подготовке невесты к ее новому социальному статусу, связанному с преодолением немалых трудностей в новой социально-бытовой ситуации. Именно поэтому в башкирских свадьбах кроме невесты причи­тают и ее подруги, и профессиональные исполнитель­ницы причитаний. Исполнительницы сенляу искусно сочетали традицию со своим индивидуальным творчеством и поэтической импровизацией.

Фольклорные источники являются ценнейшим источником пополнения литературы, и их глубокое знание способствует росту мастерства писателя. Например, использование Дж.Киекбаевом, Х.Давлетшиной, К.Мергеном в эпических произведениях, М.Каримом в поэзии в то время уже полузабытых образцов сенляу позволило им усилить драматизм описываемых событий. Некоторые образцы сенляу, гармонично включенные народными исполнителями в песни, получили широкую известность среди населения. Следует подчеркнуть, что сенляу, которому в ряду более значительных и содержательных жанров народного творчества башкирской фольклористикой до сих пор не уделено должного внимания, выделяется неповторимым колоритом, присущим только этому малому поэтическому жанру башкир­ского фольклора.

 

 



 

Сегодня остро стоит проблема выживания и развития башкирского населения как единого этноса. Одним из важнейших средств решения этой проблемы является возрождение традиций и ценностей башкирской национальной культуры, прежде всего связанных с обзаведением семьей.

26 декабря 2006 года во вступительном слове на заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» В.В.Путин сказал: «Практически каждый регион России отличается своими культурными традициями… Уходящие в глубь веков национально-культурные традиции многочисленных народов нашей страны неразрывны с нашей исторической памятью и связывают поколения и эпохи, являясь при этом источником формирования морально-этических норм… Для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел не только бесценное наследие. Это наше общенациональное преимущество».

Башкиры являются одним из древних и самобытных этносов Евразии, корни которого уходят в прошлое на несколько тысячелетий. В письменных источниках под этнонимами пасиртай, баскатир они известны с геродотовских времен, т.е. с V века до н.э. Предки башкир сумели выжить в самых сложных развилках мировой истории и сумели донести до наших времен богатейшее литературно-поэтическое наследие. Однако прошедший XX век был одним из самых тревожных, вызывающих серьезные опасения за судьбу башкир­ского народа. Революции и войны, голод и эпидемии, вызванные социальными катаклизмами, пагубно отразились на его демографическом положении. Если за 100 лет после 1897 года из тюркских народов численность киргизов, туркмен возросла в 10, азербайджанцев — 6, узбеков — 4, татар — 3 раза, то у башкир этот показатель равен всего 1,1. Резкое снижение рождаемости при явном увеличении смертности в последнюю четверть прошедшего века усугубило сложившуюся демографическую ситуацию. Если в 1960 году в Башкортостане на 1000 человек родилось 33 ребенка, то в 2005 году этот показатель был равен 10,8, а в 2006 — 11,1, в 2007 — 12,7, в 2008 — 13,4. Таким образом, произошло снижение рождаемости почти в 3 раза.

Такое плачевное состояние демографического положения стало уже привычной общероссийской действительностью. К сожалению, присущая дореволюционной России политика государства по защите устойчивости семейных уз, подкрепленная повсеместным сохранением религиозных и нравственных принципов семейной жизни в наше время предано забвению. Развернутая средствами массовой информации и федеральными частными и государственными каналами телевидения ничем не прикрытая, безнравственная пропаганда культа индивидуального потребительства, наживы, агрессии, эгоизма, так называемой свободы ничем не ограниченного секса становится причиной падения нравственности в России, одновременно разрушая веками сложившиеся нормы взаимоотношений людей в семье. Если из всех зарегистрированных браков в дореволюционной России распадалось всего лишь 0,4 процента, то ныне распадается каждый второй брак. Приметой времени стало увеличение численности мужчин и женщин репродуктивного возраста, ни разу не вступавших в брачные отношения. Часть молодежи предпочитает жить в гражданском браке, а такая форма обустройства совместной жизни не может заменить институт семьи с его обязательной взаимной ответственностью и изначальной направленностью к рождению и воспитанию детей. Малодетность современной российской семьи уже сегодня создает неразрешимые проблемы перед государством в результате неуклонного старения населения.

Сегодняшняя действительность приводит к формированию у достаточно большой части молодежи легкомысленного отношения к ограничениям и запретам нравственного характера, к обесцениванию семейных ценностей. По данным социологических опросов, до 50% опрошенных допускают измену мужа или жены, две трети соглашаются с возможностью легализации проституции. Злоупотребление алкогольными напитками у современной молодежи фактически не вызывает осуждения. Допущение возможности замещения отношений истинной любви между мужчиной и женщиной властью денег приводит к обесцениванию самого института семьи: если на одной стороне медали — процветающая проституция, то на другой — не только живущие в так называемом гражданском браке, но и периодически меняющие жен и мужей новые граждане страны.

Сегодня вопрос о сохранении устойчивости семьи — вопрос государственного значения, от этого во многом зависит возможность демографического прорыва. В Российской Федерации 2008 год был Годом семьи. В связи с этим и другими событиями создание культа семьи становится общенациональной задачей: семья — один из важнейших устоев государства, без крепкой семьи нет крепкой, процветающей страны.

С древнейших времен для любого народа вопрос собственного выживания всегда считался одним из важнейших, и основой его самосохранения, развития и процветания являлось расширенное биологическое и социальное самовоспроизводство населения. Эта истина нашла отражение в кладези народной мудрости — в произведениях устного народного творчества. Например, во многих башкирских народных сказках живописуется счастливый конец приключений героя — это его женитьба на красавице, всенародно празд­нуемая свадьба, долгие годы совместной их жизни с рождением таких же храбрых сыновей и красавиц-дочерей.

В эпосе «Урал-батыр» повествуется о том, что праотец башкир Урал, совершив многочисленные подвиги и добыв живую воду, окропил ею родную землю. Во имя бессмертия своего народа он принял смерть и завещал своим потомкам жить и размножаться на этой животворной земле. С тех пор в долинах Идели стало тесно от сильно размножившегося народа. Тогда четыре батыра — Идель, Яик, Нугуш и Сакмар, беря пример с самого Урал-батыра, булатным мечом прорубив скалы, проложили путь новым рекам, в долинах которых стали жить их многочисленные потомки.

Неотъемлемым атрибутом башкирской свадьбы стало традиционное обращение старших к невесте с пожеланиями стать многодетной матерью:

 

Будь способной к деторожденью,

Как перепелка, многодетной будь.

Двойню рожай, если сможешь,

Сумеешь, рожай ты каждый год!16

 

«Вместе с сыном новый день рожден. Отцу-матери — сын, а стране — знаменосец. Сын — гордость, дочь — радость», — говорится в поговорках. В первую брачную ночь было принято обращаться к новобрачным со следующим пожеланием: «Спать ложитесь вдвоем, вставайте втроем».

Среди семейно-бытовых обрядов башкир основное место занимает свадебный обряд. Свадьба — самая важная забота и обязанность семьи и общества, одно из наиболее ярких явлений быта и культуры народа. «Жениться — переродиться», «любовь да совет — на этом стоит свет», говорили в старину. Создание семьи и продолжение рода — в этом смысл жизни, источник бессмертия народа. На основе глубокого анализа исторических традиций башкирского народа, связанных с созданием семьи, можно раскрыть сущность этого важнейшего социально-личностного феномена, показать фольклорные мотивы прочности семейно-брачных отношений. В устном и письменном народном творчестве прослеживается историческая преемственность свадебных традиций в семейно-бытовом укладе жизни башкир вплоть до нынешних времен, имеющих общечеловеческую гуманистическую ценность.

Башкирский фольклор является своеобразным отражением народной культуры, сформированной в качестве живого опыта жизни многих поколений. Уважение к словам старших, послушание, неукоснительное соблюдение обычаев и традиций, стремление к физическому и нравственному самосовершенствованию, поведение и поступки, соответствующие нравственным нормам-заповедям старших поколений — эти и другие социально-духовные постулаты народной педагогики могут быть примером для подражания, стать достоянием современной молодежи. Особенно значимы в этом отношении фольклорные источники, связанные с созданием семьи, так как их содержание, изобразительные средства и формы очень привлекательны и одновременно доступны для детей и учащихся различных возрастов. Эти материалы могут быть использованы с одинаковым успехом не только на уроках башкирского языка и литературы, истории и культуры Башкортостана, но и во всей системе учебно-воспитательной работы современной школы.

На наш взгляд, в целях наиболее оптимального решения возникших демографических проблем необходимо разработать и реализовать комплекс мер, направленных на возрождение культа семьи. Предпринимаемые государством меры по улучшению материального состояния молодых семей, обеспечению их доступным жильем, должны быть поддержаны органами местного самоуправления, хозяйственными руководителями, всемерно создавая условия для экономической стабильности современной семьи. Но внешние по отношению к семье меры сами по себе не достаточны для полноценного и интенсивного решения демографических проблем. Необходимо формирование всеобщей установки к восприятию традиционной устойчивой семьи как основы стабильности всего общества. Современная семья как частица большого социума, создающая условия для духовно-нравственного развития ребенка с первых дней его жизни, может с успехом использовать многовековой опыт создания ячейки общества, отраженный в народном творчестве. Именно поэтому ознакомление молодых людей с богатейшими фольклорными материалами, связанными с созданием семьи, через их распространение в виде брошюр и методических пособий, публикаций в средствах массовой информации становится особо актуальным в наше время.

 

 



 

1Башкирское народное творчество. Эпос. Том III. — Уфа: Китап, 1998. — С. 38–39.

2Башкирское народное творчество. Эпос: письменные киссы и дастаны. Том VII. –Уфа: Китап, 2004 — С. 183.

3 Мирбадалева А.С. Башкирский народный эпос/ А.С. Мирбадалева // Башкирский народный эпос. — М., 1977. — С. 16.

4Башкирское народное творчество. Эпос. Том III. — Уфа: Китап, 1998. — С. 254.

5Там же. — С. 166.

6Башкирское народное творчество. Эпос: письменные киссы и дастаны. Том VII. — Уфа: Китап, 2004. — С. 56.

7Башкирское народное творчество. Эпос. Том III. — Уфа: Китап, 1998. — С. 72–73.

8Там же. —С. 80—81.

9Башкирское народное творчество. Предания, легенды. Том II. Уфа: Китап, 1997. — С. 314.

10 Мерген К. Семейно-бытовые обряды / К. Мерген // Литература. Фольк­лор. Литературное наследие. –Уфа, 1976. — С. 55.

11Башкирское народное творчество. Эпос: письменные киссы и дастаны. Том VII. Уфа: Китап, 2004. — С. 212—213.

12 Мерген К. Семейно-бытовые обряды / К. Мерген // Литература. Фольк­лор. Литературное наследие. –Уфа, 1976. — С. 51.

13 Мерген К. Указ. соч. — С. 53.

14 Руденко С.И. Башкиры. Истроико-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006. — С. 218.

15 Сальманова Л.Р. Причитания и обряды перехода традиционной свадьбы башкир / Л.Р. Сальманова // Ватандаш. — 2007. — №1. — С. 128 — 129.

16Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор. Том I. — Уфа: Китап, 1995. — С. 475.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: