Исторический источник и исторический факт (4 часа)




Цель занятия – определить, что такое факт в исторической науке.

План

1. Роль и место исторического источника в историческом познании.

2. Повышение информативной отдачи источника.

3. Исторический факт.

а) Факт как фрагмент действительности;

б) Научно-исторический факт;

в) Иные понимания факта в теории и методологии истории.

 

Методические рекомендации

При подготовке данной темы следует ещё раз вспомнить, что такое исторический источник и какова его роль в историческом познании, определить в какой мере историк зависим от источника. Далее целесообразно остановиться на понимании научного факта, а затем перейти к различным трактовкам понятия «исторический факт».

 

Литература

1. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С.106-138.

2. Румянцева М.Ф. Теория истории. С.220 – 310.

3. Парфёнов И.Д. Методология исторической науки. М., 1999. Гл. 4, 5.

4. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. Гл. 3, 4.

 

Тема 6.

Категории исторической науки (4 часа)

Цель занятия – уяснить роль понятий и категорий в историческом познании, научиться правильно использовать их в научном языке.

План

1. Понятия и категории в исторической науке, особенность их использования.

2.Осноные категории исторической науки.

3. Закономерность и свобода, случайность и необходимость.

4. Тема для дискуссии: «Роль личности в истории»

 

Методические рекомендации

Рассматривая эту проблему надо понять, что наличие категорий и специальных терминов – один из важнейших атрибутов современной науки. Показывая роль категорий и понятий важно отметить, что в исторической науке используются термины повседневного языка, что обусловливает их многозначность и нередко – расплывчатость. Такие термины как «царь», «революция», «народ» широко используются в речи. Вместе с тем в конкретно историческом исследовании они имеют совершенно определённое значение. Важно это значение правильно уяснить и использовать. Событийный характер истории обуславливает разные варианты объяснения этих событий. Поэтому всегда следует учитывать мультикаузальность («многопричинность») исторического процесса

Второй и третий вопросы посвящены «вечным темам в исторической науке» свободе и закономерности в деятельности, роли личности в истории. Историческая необходимость и случайность в истории традиционно являются предметом спора. Поэтому наиболее целесообразно рассмотреть эти вопросы в форме диспута на примере конкретных исторических личностей. Литература в этом случае определяется отдельно.

Литература

1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

2. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

3. Савельева И.М., Полетаев А.Н. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. С.684 - 696

4. Смоленский Н.И. Понятие и слово в языке историка//Новая и новейшая история.1992. № 2.

5. Парфёнов И.Д. Методология исторической науки. М., 1999. Гл. 5, 6. С.194-205.

6. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. Гл.8.

 

Тема 7.

Проблема альтернативности в исторической науке (2 час)

Цель занятия – определить роль и место поиска исторических альтернатив в историческом познании.

План

1. Понятие альтернативности.

2. Познавательные особенности альтернативности.

3. Тема для диспута «Имеет ли история сослагательное наклонение? Проблема альтернативности в историческом развитии».

 

Методические рекомендации

 

При рассмотрении данной проблемы следует остановиться на следующем: имеет ли история сослагательное наклонение. Если историческое прошлое уже завершено, для чего рассмотрение альтернатив. Альтернатива как реализовавшаяся возможность. Альтернативность и закономерность. Особо следует остановиться на различии понимании проблемы И.Д. Ковальченко и Б.Г. Могильницким. Далее следует остановиться на познавательной функции поиска альтернативы, не простой как интеллектуальной игры

Литература

1. Парфёнов И.Д. Методология исторической науки. М., 1999. Гл. 5, 6.

2. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С.194-205.

3. Смоленский Н.И. Понятие и слово в языке историка//Новая и новейшая история.1992. № 2.

4. Смоленский Н.И. Проблемы теоретического плюрализма //Новая и новейшая история. 1998. № 5.

5. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. Гл.8.

6. Савельева И.М., Полетаев А.Н. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. С.684-696.

Литература для дискуссии: Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С.80 - 91. Он же. Некоторые вопросы методологии истории// Новая и новейшая история.1991. № 5. Могильницкий Б.Г. Историческая альтернативность: методологический аспект// Новая и новейшая история. 1990. №3. см. также: Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. С. 180-186.

 

 

Тема 8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: