Принципы и цели государственного регулирования




Принципы и цели государственного регулирования

 

Государство характеризуется тремя признаками.

1. "Регулирующий субъект ". Роль государства в механизме рыночной экономики - основная проблема современной экономики. Долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства.

Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, что требуют соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственной регуляции.

2. "Внерыночное происхождение государственного дохода". Государство в той мере включено в рыночную экономику, в которой располагает доходом и проводит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна, доход государства возникает как результат внеэкономических действий -как следствие перераспределения части доходов "первичных" рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в интересах государства. Государство как " вторичный", "производный" рыночный субъект, экономическая сила которого вполне зависит от частного бизнеса, который питает государство.

Следовательно, доход государства - принудительно-обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто - и вопреки государству. Вот почему никто, так не заинтересован в росте доходов фирм, как государство, потому что их доходы - единственный источник "налогового" дохода государства.

3. "Императивный статус государства". Государство единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность - жизненно необходима системе свободного предпринимательства, потому что создает "единственные правила" поведения для всех рыночных субъектов. Императивность добавляет государственному доходу "обязательный" характер.

Основной механизм экономического вмешательства государства

 

Основной механизм экономического вмешательства государства - "налоги", "закупки" и "платежи":

а) налоги - объективная необходимость, но их границы - проблема, поскольку они непосредственно отражаются на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи - перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в интересах определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства

в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в интересах прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт

Государство всегда выступало особенным экономическим субъектом, так или иначе, принимая участие в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросам экономической науки.

 

Принципы и цели государственного регулирования

Общая стратегия государственной регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах.

1. При прочих равных условиях преимущество следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике значат, что государство виновато финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности).

2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более " рыночную" форму оно облечено.

5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

Таким образом, современная рыночная экономика является государственно "регулируемой". Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

 

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

-минимизацию неминуемых негативных последствий рыночных процессов

-создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики

-обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названной цели современное государство располагает могучими средствами регулирующей действия на рыночную экономику.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: