IV.Культурная среда губернского Гродно




Длительное господство католической церкви и ополячивание местного населения во времена Речи Посполитой, популярность униатской церкви как компромисса католической и православной церквей, борьба белорусов за сохранение своей православной веры, многочисленное еврейское население, присутствие других этносов (литовцев, татар и др.) – все это предопределило своеобразие культурной среды губернскогоГродно вXIX – начале XX вв.

В первой половине XIX в. культурная среда Гродно находилась под сильным влиянием польской и в меньшей степени русской культуры, что нашло свое отражение, прежде всего, в системе образования. Российским правительством первоначально был избран путь сохранения той структуры учебных заведений, которая существовала в Речи Посполитой, с установлением за ними строгого контроля со стороны властей. Все обучение велось на польском языке. Что касается русского языка, то он изучался как иностранный и по желанию учащихся, в результате чего молодежь после окончания учебных заведений его почти не знала.

Школы в Гродно в ХIХ веке не являлись копией школ центральных губерний России. В 1817 г. в городе существовало две начальные школы. Эти школы находились под контролем Виленского учебного округа. Одна из них размещалась при евангельско-лютеранской церкви, а другая – при костеле, где образованием занималось католическое духовенство. В гродненском народном училище, которое находилось под руководством монахов доминиканцев, получали образование 302 учащихся. При училище работала библиотека, фонд которой насчитывал 10 тыс. книг, был создан кабинет физики и минералогии.К концу XIX века в Гроднобыло53,9 % грамотного населения (Для сравнения: в 1897 г. уровень грамотности населения Российской империи составлял 27 %, Гродненской губернии – 23 %).

В 1800 – 1807 гг. в Гродно находилось одно из пяти военных училищ Российской империи первой половины XIX века - кадетский корпус (закрытое учебное заведение для дворян).

Далеко не сразу губернский город обзавелся гимназией. Только в 1825 году здесь была создана мужская гимназия на базе Доминиканской уездной школы, открытой еще в 1797 г.

После подавления восстания 1830–1831 гг. российское правительство стало проводить политику вытеснения польского языка и культуры и одновременно утверждения единой русской народности в северо-западных губерниях. По причине волнений была закрыта Гродненская доминиканская гимназия. В ее здании 3 августа 1834 г. была открыта мужская гимназия, которая стала главным учебным заведением города. Но, как и прежде, основу учеников гимназии составляли дети священников, высших чиновников, офицеров польского и русского происхождения. 20 ноября 1835 г. при ней был открыт Благородный мужской пансион. Помимо подготовки специалистов для местных учреждений, губернская гимназия готовила молодых людей к поступлению в университеты. Так формировался контингент студенчества, закладывалось мировоззрение интеллектуальной элиты.

В 1838 г. преподавание на польском языке было запрещено, а главное внимание обращается непосредственно на изучение русского языка, чистописания и словесности.

Поступательное культурное развитие страны в ХIХ в. поставило перед российским правительством вопрос о женском образовании. С 40-х гг. ХIХ в. частные женские пансионы начали создаваться и в Гродно: в 1845 г. – открыт пансион госпожи Яцинович, в 1848 г. – госпожи Баранович, в 1850 г. появляется пансион панны Загурской. Все частные пансионы содержались за счет оплаты родителей учащихся.

Гродненская женская гимназия была создана в 1862 г. на базе женского семиклассного училища, открытого 7 января 1860 г. с целью «доставить лицам среднего сословия … средства давать дочерям своим образование, соответственное их быту и способствующее развитию понятий о назначении женщины». Гимназия была платной и находилась в ведомстве императрицы Марии.

После подавления восстания 1863-1864 гг. школы Гродно, входившие в состав Гродненской дирекции народных училищ, работали на основании особых положений, которые не распространялись на остальные губернии России. Резко возросло влияние на школу православного духовенства. Школы с обучением на белорусском языке по-прежнему были запрещены.

17 апреля 1890 г. в г. Гродно было торжественно открыто Александровское ремесленное училище. В 1892 г. в Гродно открылась женская воскресная школа для «лиц женского пола, начиная от 8-летнего возраста и до 40 лет, без различия звания, состояния, сословия и вероисповедания », которые не имели возможности посещать обычную школу. Школа была открыта по инициативе и на средства Православного Софийского Братства. Всего к 1900 в городе насчитывалось 18 учебных заведений, в которых обучалось свыше 2500 учащихся.

Во второй половине ХIХ в. образовательная реформа затронуло и еврейские учебные заведения (хедеры, талмуд-торы и иешивы), столь многочисленные в Гродно. В 1865 г. еврейские школы были преобразованы в русские еврейские народные школы. Они размещались в зданиях других учебных заведений и должны были служить усвоению 8-15-летними еврейскими детьми русской грамоты и образа жизни. В Гродно было открыто 7 таких школ.

1873 г. ознаменовался переменами: были основаны казенные первоначальные одноклассные еврейские училища, меткую характеристику которых мы найдем у Л.О.Леванды. «Цель их создания – учить евреев в «русском духе» за их же счет русскому языку и приобщать к общей культуре, не смешивая с христианами».

В последние десятилетия ХIХ века часть еврейской молодежи, особенно выходцев из зажиточных кругов, стремилась получить светское среднее и высшее образование в различных учебных заведений. Многие поступали в гимназии города. В гродненской мужской гимназии в 1876 г. училось 104 еврея (36,36%). Эта была самая значительная после православных (106 человек) религиозная группа. Многих евреев интересовали прикладные специальности. Так, в 1876 г. они составляли большинство учащихся землемерно-таксаторского класса (7 из 13).

Студенты-евреи из Гродно учились в Варшавском, Дерптском, Киевском и Московском университетах, Ломжинском высшем ремесленном училище, Ровенском реальном училище, Киевском коммерческом институте. Евреев приглашали поступать в садоводческие училища. Оставляли для них специальные вакантные места в технологическом институте в Санкт-Петербурге и Александровском ремесленном училище в Гродно. Разумеется, целью правительственных мероприятий была не столько забота об образовании евреев, сколько их скорейшая ассимиляция.

В 1907 г. в Гродно Обществом для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ), почти единственной официальной еврейской культурно-просветительной организацией в России, были открыты педагогические курсы для подготовки учителей реформированныхеврейских школ, или как они назывались в еврейской среде в «хедерах-метуканах», где соединились бы элементы светского и традиционного хедерного образования.Традиционное изучение Священного писания сочеталось с преподаванием общеобразовательных предметов, еврейской истории и литературы, а главное иврита. Развитие национального самосознания у детей в таких школах осуществлялось через использование новой методики обучения – «иврит на иврите», включение его в учебные программы грамматики, арифметики (в небольшом объеме), истории еврейского народа, географии.

В инфраструктуре местного культурного мира особое место принадлежит первой публичной библиотеке, открытой в 1830 году (с 1940 городская; с 1944 областная библиотека; с 1957 носит имя академика Е.Ф. Карского).17 сентября 1830 года должность библиотекаря была поручена архивариусу Фоме Красовскому. Кстати, эта дата отмечается в коллективе современной областной библиотеки имени Я.Ф. Карского как дата основания Гродненской публичной библиотеки.

Основу городской библиотеки составили добровольные пожертвования дворян города. Начиная с 1877 года, библиотека получала правительственную субсидию в размере 800 рублей в год.Сначала доступ в библиотеку имела небольшая категория лиц из высших слоев населения. И только в мае 1855 года библиотека была открыта для всех жителей города. Время великих реформ второй половины XIX века и общественная активность вызвали настоящий читательский бум.

С Гродненской публичной библиотекой были тесно связаны жизнь и деятельность отца знаменитого белорусского поэта Максима Богдановича Адама Егоровича. Сюда в июле 1892 г. к отцу Адаму Егоровичу (живёт здесь с июня) вместе с матерью Марией Афанасьевной и братом на постоянное жительство (до второй половины ноября 1896 г.) переезжает Максим Богданович. На момент переезда семьи Богдановичей в Гродно в фонд публичной библиотеки насчитывал до 11 тысяч томов экземпляров и периодических изданий. Адам Егорович Богданович сразу же стал годовым членом библиотеки, вошел в ее совет и вскоре был избран ее директором. Как высокообразованный человек, ученый, педагог и общественный деятель, Адам Егорович сделал немало для развития публичной библиотеки, повышения ее роли в культурной жизни гродненцев.

С Гродно тесно связано творчество польской писательницы Элизы Ожешко, которая живет и работает здесь в 1869 – 1910 гг.

В 1890 – 1901 и 1916 – 1918 гг. здесь жил ЛейбаНайдус – выдающийся еврейский поэт и переводчик, произведения которого дали еврейской литературе новую тематику: восхищение природой, тесными узами связанной с жизнью человека.

Значительную роль в формировании культурной среды Гродно сыграло разрешение «вольного книгопечатания», которое подтолкнуло к созданию типографий, издательских проектов. В 1820 г. начинает свою работу Гродненская губернская типография (до 1915). В 1838 г., 19 января, выходит первый номер газеты "Гродненские губернские ведомости" (издаётся по 13 августа 1915). В 1847 г. в Гродненской губернской типографии издаётся первый "Адрес-календарь Гродненской губернии", ставший ежегодным и впоследствии получивший название "Памятная книжка Гродненской губернии", «Обзор Гродненской губернии» (1880 -1914 гг.); научная, церковная и художественная литература.

Губернский Гродно к концу XIX века стал своего рода центром развития белорусской истории, этнографии и фольклористики.В 1867 – 1873 гг. в Гродно жил и работал собиратель и исследователь белорусского фольклора М.А.Дмитриев. В 1868 г. в губернской типографии была издана его книга «Опыт собирания песен и сказок крестьян северо-западного края». В 1894 г. в «Гродненских губернских ведомостях» была напечатана одна из первых рецензий на сборник Ф. Богушевича «Дудка белорусская» этнографом и фольклористом Е.Ф. Романовым, который жил и в Гродно с 1890 г. В губернском Гродно раскрылся талант ученого-историка и педагога Е.Ф. Орловского.

Городской театр становился неотъемлемой частью повседневного городского быта. В 1802 г. открывается театр СоломеиДешнер - первый постоянный театр в городе (работает до 1809).После ее смерти на подмостках городского театра выступают многочисленные и небольшие по составу театральные коллективы. Сценическое искусство известных русских, а также польских, украинских и других театральных трупп в нашем городе содействовало повышению профессионального мастерства местных театральных коллективов.

Таким образом, постоянный «культурный водоворот» между социальными и национальными слоями губернского Гродно не только не растворил белорусскую национальную культуру в общероссийской, но и содействовал ее обогащению и дальнейшему развитию.

В 1912 году в Гродно была построена дизельная электростанция с двумя генераторами постоянного тока[13]. К 1915 году в Гродненской губернии было построено 99 электрических станций суммарной мощностью более 6360 кВт[13].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: