Консультация для воспитателей. «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».




«Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес», зарабатывать, быть свободными и независимыми.

Понятно, что в условиях низкого уровня общей и экономической культуры такой бизнес может привести к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте.

Закономерно, что проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Проблема воспитания финансовой грамотности возникла в процессе наблюдения мною за разнообразной деятельностью детей. В самостоятельной изобразительной и трудовой деятельности дети неэкономно расходуют материал: картон, цветную бумагу, бумагу для рисования и т.д. Некоторые дети не следят за поддержанием порядка на рабочем месте, небрежно обращаются с книгами или игрушками. «Мое» и «Наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Из опыта работы можно привести много примеров разного отношения к «своему» и «общему». Когда дети приходят в сад со своей игрушкой, они в течении всего дня озабочены только тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал ее и не испортил. Они не жадны и дают другим поиграть, но при этом следят за ее сохранностью.

Воспитание финансовой грамотности дошкольников раскрывается в авторских программами по финансовой грамотности: «Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак, «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцевой.

Программы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Их целью является приобщение малышей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна. Ни для кого не секрет, что мы воспитывались в обществе, где глушился всякий интерес к деньгам, способам их зарабатывания, накопительства.

Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников решаются в разных видах детской деятельности и развития:

Изодеятельность – дети изготавливают различные изделия в соответствии с тематикой, используются иллюстрации к художественным произведениям.

Развитие речи – дети учатся рассказывать, объяснять, выделять главное, формулировать свое мнение.

Математическое развитие - представление о множестве, понимание терминов «больше- меньше», «быстрее - медленние», «на сколько больше - на сколько меньше».

Ознакомление с окружающей средой – взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа.

Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру финансов.

Исходя из этого, можно в индивидуальных беседах заинтересовать родителей, дать понять, что проблемы могут быть решены только при активном содействии детского сада и семьи, поместить в родительский уголок статьи, привлечь родителей к созданию развивающей среды: оформить библиотеку детской книги, изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр, приобрести настольно-печатные игры по познавательному развитию.

Что может стать содержанием финансового воспитания в семье? Это, прежде всего, домашнее хозяйство. Дети ухаживают за комнатными растениями или домашними животными, кто-то убирает за собой игрушки или помогает маме в уборке квартиры. Совместный труд в семье удовлетворяет потребность детей в общении, приучает к бережливости и экономности, а это показатели общей культуры человека, его зрелости. Дети оценивают «бережливость» как положительное качество.

В группе можно организовать мастерскую по ремонту игрушек и книг. Иногда дети берут работу на дом, чтобы вместе с папой или мамой отремонтировать что-то. Нужно подчеркнуть значимость работы детей для других людей.

Необходимый помощник в домашнем хозяйстве бытовая техника. Дети наглядно видят, что использование механических и электрических приборов облегчает труд, повышает его качество, экономит время. Например: «Мне мама шьет костюм для новогоднего утренника. Шить вручную долго, а на швейной машинке шов получается ровный, красивый и работается быстро»; «Микроволновая печь быстро готовит и разогревает обед» и т.д. Ребенок начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека. Можно провести занятие «Волшебные помощники» предложить детям отгадать загадки:

1. Идет пароход то взад, то вперед,

А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг).

2. От работы вас избавлю,

Ни пылинки не оставлю. (Пылесос).

3. Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос).

4. В нашей кухне круглый год дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник).

Дети узнают в том, что человек делает много разных машин, которые облегчают труд, экономят время, повышают качество труда. Можно предложить ребятам подобрать своим любимым сказочным героям Золушке, Федоре и др. «волшебных помощников» и объяснить, как они помогут им в труде. На занятиях у детей развивается речь, воображение, самостоятельность мышления.

Дети и деньги... Наблюдая за играми детей, можно заметить, как легко они пользуются такими понятиями, как «баксы», «доллары» и т.д. Можно провести беседу с детьми, чтобы выяснить знания и представления детей о деньгах, задав вопросы:

- Как ты думаешь, откуда деньги берутся?

-Зачем людям нужны деньги?

-Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег?

-Можно ли деньги выбрасывать?

Цель беседы выяснить, связывают ли дети происхождение денег с трудом. Дети знают, что деньги берутся: «с работы родителей»; «в кассе получают», «взрослые работают и получают денежки».

На второй вопрос дети отвечают уверенно: «Чтобы делать покупки». Ответы на третий вопрос: «Отдал бы бедным»; «купила бы много-много нарядов»; «построил бы красивый детский сад»; «купила бы для папы и мамы большой дом» и т.д.

Многие дети потратили бы свои деньги на покупку сладостей, игрушек, купили бы животных. На четвертый вопрос: деньги выбрасывать нельзя, их нужно «беречь».

Можно организовать для детей экскурсию в магазин «Игрушки». Цель: научить детей сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи, раскрыть покупательную силу денежных знаков.

Для усвоения детьми основ финансовой грамотности можно использовать самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Здесь финансовое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Решая сюжетные задачи, дети открывают для себя новую сферу социальной жизни людей- финансовую.

Например, сказка С. Маршака «Кошкин дом»:

Какую нужду испытывали котята?

Какие возможности были у тети Кошки?

Какие золотые правила нарушила, когда отказала котятам в приюте? Использование пословиц: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д.

Процесс воспитания финансовой грамотности можно реализовать через различные формы его организации. Это дает возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей.

Предпочтение отдаётся таким формам как игра, вечера досуга и др. Сделать экономику для детей понятной помогут сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Дом моды», «Фермеры» и др. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

Дети знают, что многие профессии взаимосвязаны, какими профессиями богат наш край, город. Благодаря этим знаниям у детей формируется положительное отношение к труду. Они знакомятся с профессиями своих родителей и родных: Мой папа работает на железной дороге. Он машинист и перевозит грузы, а мама работает в школе. Учит детей»; «Моя мама работает на очистных сооружениях. Там очищают воду, чтобы мы могли ее пить». Нужно внушить детям, что профессия, работа – это достойная жизнь и нужно с уважением относиться к любой работе, так как работа – это личная защищенность и благополучие твоих близких. Это тоже финансовая грамотность.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире финансовых явлений. Дети приобретают новые финансовые знания, умения и навыки и учатся реализовывать их в разных условиях и с разными объектами. Это повышает прочность и осознанность усвоенных знаний. Например, я при чтении детям отрывка из сказки Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» можно дать детям задание определить доходы семьи крокодила Гены. Как можно увеличить доход? Какие составные дохода? Домой детям можно дать задание составить модель семейного бюджета своей семьи.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания финансовых явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес детей к знаниям финансовой грамотности, учит видеть за названиями и терминами жизнь.

Продуктивная деятельность детей в воспитании финансовой грамотности рассматривается как вид трудовой деятельности. Вместе с детьми можно изобрести игровые деньги, товарные знаки, лотерейные билеты, рекламу.

Реклама. Безусловно, проблема рекламы актуальна. У детей нужно формировать правильное отношение к рекламе, используя самые разнообразные приемы: наблюдения, рассказ воспитателя, беседы с детьми, чтение специальной художественной литературы, организацию продуктивной деятельности.

Знакомить детей с миром рекламы, с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве нужно начинать с подбора и рассматривания детской игрушки, сладостей и т.д.

Обучение детей основам финансовой грамотности предусматривает решение задач по реализации национально-регионального компонента. На занятиях можно рассказать детям о природных богатствах нашего края, расширились знания о труде взрослых, об их трудолюбии и мастерстве.

Большой популярностью у детей пользуются развлечения и вечера досуга. Дети решают познавательные, практические, игровые задачи, используя, разнообразные способы и средства.

Для проведения работы по формированию предпосылок финансовой грамотности дошкольников педагогам нужно повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу, опыт коллег.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: