Тема 3. «Модель профессиональной деятельности практического психолога»




Вопросы для изучения

1.Качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога.

2.Понятие о социальном заказе на работу психолога.

3.Понятие о психологической задаче и психологической помощи.

4.Требования к личности психолога.

5.Тенденции развития профессиональных деструкций, условия их профилактики.

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 2004.

2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М., 2004.

3. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог». М., 2004.

4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 2000.

5. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. Минск, 2001.

6. Соколова Е.Т. Психотерапия. Теория и практика. М., 2002.

Практические задания

Задание 1. Прокомментируйте отрывок из работы Л. Н. Собчик «Политические

лидеры глазами психолога» и определите возможные функции психолога, работающего с политическими деятелями.

Чем вы объясните «психологическую наивность» политиков,

 

их избегание профессиональных психологов и психологическую защиту?

 

Нет сомнений в том, что такие специалисты, как политологи и социологи, оказывают этим лидерам свою квалифицированную помощь. Но что касается психологии, то здесь наши политики чаще всего идут по пути интуитивного поиска, который нередко бросает их в объятия авантюристов и шарлатанов. Причина здесь в том, что политические лидеры как черт ладана боятся психологического анализа их собственной личности, так как, по-видимому, страдают комплексом неполноценности и опасаются, что исследование обнаружит что-либо не очень лестное для их самолюбия. Им проще воспользоваться услугами такого «всемогущего» человека, флюиды которого на расстоянии воздействуют на противника и создадут некий «магический круг», зону помех, в связи с чем рухнут его злокозненные намерения.

 

Но меньше всего им хочется разобраться со своими собственными проблемами, понять свои сильные и, скажем, менее, сильные стороны характера, прояснить для себя спектр своих... способностей, взять под контроль негативные тенденции (к примеру, неожиданные эмоциональные всплески) и максимальна использовать позитивные личностные ресурсы... Не говоря уже о том, что профессионально проведенный психо-логический тренинг не только способствует большей эффективности деятельности политического лидера, но и (заодно) нивелирует огрехи воспитания...

 

Задание 2.

Познакомьтесь с фрагментом клинической беседы психиатра и пациента с диагнозом шизофрении. Какие из основных психологических симптомов заболевания (аутизм, эмоциональная уплощенность, дискордантность, бред, галлюцинации, резонерство, синестопатия, дереализация, деперсонализация, отсутствие критичности, абулия) выявляются в этом примере. Как вы считаете, может ли помочь этому пациенту психолог? Чем действия психолога будут отличаться от действий психиатра?

 

 

Доктор. Как вы поживаете?

Пациент. Да так, не особенно. Я думаю и чувствую себя так, как будто люди привезли меня сюда, чтобы посадить на электрический стул, осудить, сгноить в тюрьме... или убить меня, изжарить на электрическом стуле—и все из-за моих прегрешений.

Доктор. Должно быть, это очень страшно, если вы чувствуете, что вас хотят убить?

Пациент....Это ужасно, я мог бы рассказать вам о картинке с головной болью.

Доктор. Хорошо, расскажите мне подробнее об этом — у картинки... головная боль?

Пациент. Ну, ладно. Когда сперматозоид и яйцеклетка встречаются для того, чтобы создать ребенка, только один сперматозоид проникает внутрь... яйца, и при их прикосновении возникают две контактные точки, перед двумя другими, а потом —...потом все взлетает в воздух. И... когда они сливаются, это как бы ядерная реакция, только это человеческая реакция... происходит массовая потеря протонов... один тепловой пучок поворачивается и возвращается назад в протон, образуется разум, который можно свести к одному атому.

Доктор. Допустим, так. Но что, по вашему мнению, мы можем сделать для вас?

Пациент. Я хочу, чтобы вы отучили меня от сигарет, чтобы меня высушили и вычистили, и тогда я мог бы вернуться домой... работать в пекарне или поступить в медицинскую школу.

Доктор. Если бы вы остановились на чем-то одном и мы могли бы вам помочь, то что бы вы выбрали? "

Пациент. Шизофрению.

Доктор Шизофрению? Что это такое? Разные люди употребляют это слово по разному.

Пациент. Шизофрения — это когда... в вашей голове слышатся голоса. Знаете ли? Прямо-таки в вашей голове. Но я психосоматик... Я могу... объясняться с-людьми жестами. Психосоматик. Вот что это значит.

 

Задание 3.

Прокомментируйте приведенный фрагмент. Как вы считаете, распространяется ли на психолога известный призыв «врачу, излечися

 

 

сам» или психологам, как и другим людям, может требоваться профессиональная психологическая помощь?

 

Один начинающий психотерапевт завершал свою аспирантскую стажировку и собирался приступить к частной практике. В течение двух лет он работал с одной учительницей начальной школы, которая начала лечение из-за своих страхов при работе с маленькими детьми. Курс терапии еще не был завершен; однако пациентка заявила, что она не может себе позволить даже тот пониженный гонорар, который определил за лечение терапевт.

 

В той клинике, которую посещала пациентка, существовала практика проведения курса интенсивной терапии для новых пациентов — т.е. для таких людей, которые никогда еще не подвергались терапии, — стажерами, потому у этой пациентки не оставалось никаких шансов на продолжение лечения. Терапевт с пациенткой очень упорно работали в ходе завершающей фазы, пациентка была очень довольна тем, что они сделали вместе. А у доктора вдруг появилось и стало усугубляться чувство грусти, вины и даже обсессивно-компульсивный синдром мытья рук. Он отправился к директору клиники, весьма опытному психоаналитику, который устроил ему курс психотерапии под наблюдением опытного старшего коллеги. Очень быстро психотерапевт осознал корни своего чувства вины: они исходили из его детского опыта, и убедился в том, что его чувства препятствовали его пациентке совладать со своими собственными чувствами в отношении дальнейшей терапии. Как только терапевт осознал это, его работа с пациенткой улучшилась; она решила поработать в уикенд, и, хотя все равно у нее не хватало денег, чтобы заплатить терапевту, она решила откладывать деньги, чтобы продолжить лечение в будущем. (Р. Урсано, С. Зонненберг, С. Лазар)

Задание 4.

Психолог, работающий в рекламном отделе фирмы «Кац и К°», получил задание создать рекламу фирмы. Прочтите написанный им текст, найдите в нем ошибки. Сформулируйте правила рекламы. Перепишите рекламу заново в соответствии с психологическими правилами.

 

«Кац и К°» — это лучшее качество и идеальное обслуживание. Часто можно слышать,

что в наше время только японские фирмы обслуживают своих клиентов идеально. В фирме «Кац и К"» решено изменить такое положение. Мы постановили стать лучшими на рынке и добились своего. У нас клиенты обслуживаются безукоризненно. Товары фирмы «Кац и К°» считаются лучшими из доступных. Мы предлагаем клиентам суперпрочные стальные детали, выполненные с трехкратной проверкой качества. «Кац и К°» лучшие на рынке.

 

Задание 5.

На основе приведенного отрывка попытайтесь сделать вывод о механизмах вовлечения человека в деструктивный культ и управление им. Какие личности легче попадают в деструктивные культы? Каковы механизмы вовлечения в деструктивный культ? Чем может помочь психолог человеку, желающему изба-виться от психологической зависимости?

 

Российское общество в последние несколько лет столкнулось с проблемой интенсивного и массового освоения асоциальными личностями такой ниши для преступной деятельности, как психика, душа человека. Происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим приверженцам самые желанные и ценные для них блага (духовике, социальные, материальные) в обмен на полное подчинение и поклонение Лидеру, идеологии и дисциплине такой группы. Попавший в такую ловушку человек за короткое время подвергается воздействию, которое во многих случаях превращает его в безвольный инструмент удовлетворения параноидально-маниакальных амбиций лидера и его окружения. Полностью подавляется прежняя личностная идентичность, разрушаются все прежние социальные связи, адепту группы внушается негативистское отношение ко всему внегрупповому социуму. В зарубежной психологии это схвачено понятиями «деструктивные культы» и «контроль сознания», «реформирование мышления», «незаконное влияние». В России чаще употребляется термин «тоталитарные секты».

 

 

Деструктивные культы пользуются психологической и духовной, правовой, политической, медицинской и т.п. неосведомленностью и неопытностью людей, целенаправленно (стремясь к незаконному обогащению и власти) их обманывают и привязывают к себе, всячески вызывая, сохраняя и усиливая состояния невежественности. В любом таком культе эксплуатируются психологическая неграмотность и незащищен-ность.

 

Лидеры обычно претендуют на божественность или сверхчеловеческие силы. Они влияют на решение адептов в любой сфере: «Хорошо ли красть для Бога?», «За кого мне голосовать?». Культы увековечивают крайне нетерпимую ментальность типа «мы—они», результатом которой становятся параноидальная точка зрения на мир вне культа и ограни-ченные, манипулятивные взаимодействия с теми, кто не входит в культ. Индивидуальность вытесняется коллективными интересами культовой группы.

Психотерапевты, духовенство, врачи, психологи, родители и бывшие адепты говорят о коренных и деструктивных изменениях личности, наблюдаемых у новообращенных. (По Е. Н. Волкову)

 

Задание 6.

Какие из перечисленных качеств и почему, на ваш взгляд, должны считаться профессионально значимыми качествами практического психолога?

 

Уверенность в себе, доброта, целеустремленность, эмпатия, высокая эмоциональность, личностная стабильность, цельность, вдумчивость, рефлексивность, самопринятие, экстраверсия, интуиция, познавательная активность, высокий интеллект, нравственность, внимательность, артистичность, трудолюбие, воля, высокая самооценка, сильный тип нервной системы, гуманность, агрессивность, креативность, красноречие, внушаемость, умение убеждать, обаяние, авторитарность, чувство юмора, толерантность, консерватизм, постоянство привычек.

 

Задание 7.

Выберите из приведенного списка функции, которые имеет право

 

осуществлять практикующий психолог. Объясните, почему некоторые функции он выполнять не может.

 

Оказывать людям помощь в ситуациях стресса; лечить психическое заболевание; оказывать помощь в неразрешимых для человека (или кажущихся таковыми) проблемах; ставить медико-психиатрический диагноз; оказывать помощь в случаях переживания эмоционально-личностного дискомфорта; выводить из депрессии и суицидальных состояний; наталкивать на самостоятельное решение в ситуациях выбора; помогать адап-тироваться после жизненных кризисов; заниматься профилактикой возникновения психологического неблагополучия; помогать людям в максимальном раскрытии своих качеств и возможностей; учить клиентов самопознанию, использованию резервов своей психики и методам защиты своего психического здоровья; учить навыкам психогигиены; проводить судебно-медицинскую экспертизу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: