СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения дисциплины Правоведение 4
2. Место дисциплины Правоведение в структуре образовательой программы……………………………………………………………………..4
3. Результаты освоения дисциплиы Правоведение ……………….. 5
4. Структура и содержание дисциплины Правоведени.......................6
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы……………………………………………………………………….....6
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины ………8
4.3. Содержание тем дисциплины………………………………….….9
5. Образовательные технологии……………………………………...11
6. Учебно-методические материалы…………………………………11
6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий……………………………………………………….11
6.2. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента и выполнению контрольной работы………………..…...15
6.3. Вопросы для подготовки к зачету……………………………….18
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение…………19
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Правоведение …………………………………………………………………………………21
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Целью освоения дисциплины «Правоведение» является изучение студентами основ истории, теории и философии права, выработка комплексного представления о праве, как основном регуляторе общественных отношений.
Задачи освоения курса:
- освоение понятийного аппарата;
- развитие навыков применения норм права в процессе выполнения своих функциональных обязанностей;
- формирование умения ориентироваться в закономерностях становления и развития российского права;
- повышение образовательного и культурного уровня;
- формирование правового сознания и правовой культуры.
Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует выработке комплексного представления о праве, способствует формированию общей и правовой культуры студента, чем повышает уровень образованности и компетентности будущего выпускника.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫПРАВОВЕДЕНИЕ
В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Правоведение» включена в базовую часть модуля общенаучных дисциплин учебного плана по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) – Б1. Б. 1.7.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе по таким дисциплинам, как «История» и «Обществознание», а также – в вузе по дисциплине «Теория государства и права». В рамках обучения в вузе данная учебная дисциплина входит в систему общенаучных дисциплин (философия, история, психология), что обусловливает ее значимость как общетеоретической, методологической базы дальнейшего обучения.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «История»:
Знания: основных подходов к периодизации исторического процесса.
Умения: при помощи современных средств коммуникаций и информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и передавать необходимую информацию, представлять результаты собственной учебной и иной деятельности в виде информационного продукта.
Владения: культурой мышления; способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
Из курса «Обществознание»:
Знания: основных сфер общественной жизни.
Умения: осуществлять анализ современных общественных процессов в области экономики, политики, права.
Владения: оптимальными познавательными навыками, в умении понимать терминологию и мыслительные конструкции, относящиеся к данной профессиональной сфере, в освоении используемых в ней технологических принципов и технических средств, в умении планировать и прогнозировать соответствующую деятельность, в способностях осуществлять информационный обмен с внешней средой и управление элементарными процессами, а также в навыках самообучения по специальности и др.
Из курса «Теория государства и права»:
Знания: основных понятий дисциплины.
Умения: осуществлять анализ, устанавливать причинно-следственные связи между общественными процессами.
Владения: оптимальными познавательными навыками, в умении понимать терминологию и мыслительные конструкции, относящиеся к данной профессиональной сфере.
Знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной, в силу ее универсальности, необходимы при изучении всех последующих отраслевых учебных дисциплин.
3. РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫПРАВОВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Правоведение» направлена на формирование следующих компетенций:
ОК-1 способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
ОК-7 способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;
ПК-4 способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе;
ПСК-2 готовностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.
В результате освоения дисциплины «Правоведение» обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия и категории права, ориентироваться в системе законодательства для реализации различных правовых документов по проектированию, конструированию, производству и сопровождению объектов профессиональной деятельности;
- историю и современное состояние правовой науки, перспективы ее развития.
Уметь:
- применять полученные знания при освоении других дисциплин;
- читать и уяснить юридический текст в процессе сбора, обработки и анализа научно-технической информации по теме своей профессиональной деятельности;
- анализировать нормативно-правовые акты и иные юридические документы;
- находить разумное правовое разрешение жизненных и производственных конфликтов.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
- готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений;
- способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать общенаучные и частные методы исследований в научной и практической деятельности;
- способен к когнитивной деятельности;
- способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе;
- готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, (108 часов), из них аудиторных 34часа по 2 часа в неделю в 3 семестре, самостоятельная работа 74 часа; их распределение по видам работ представлено в таблице 1:
Таблица 1.
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Вид работы | Форма обучения | |||||||
Очная | Заочная форма обучения (3г.6мес.) | Заочная форма обучения (4г. 7мес.) | ||||||
Семестр обучения | ||||||||
1, 2 | 1, 2 | |||||||
Кол-во часов | Кол-во часов | Кол-во часов | ||||||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||||||
Контактная работа, в том числе: | 2 / 6 | 2 / 6 | ||||||
лекции | 2 / 0 | 2 / 0 | ||||||
практические занятия | ||||||||
семинарские занятия | 0 / 6 | 0 / 6 | ||||||
другие виды аудиторных занятий (текущие консультации) | - | - | - | |||||
Самостоятельная работа: | ||||||||
Изучение теоретического курса | ||||||||
Самоподготовка к текущему контролю знаний | ||||||||
контрольная работа | - | |||||||
домашние задания | - | - | ||||||
подготовка к зачету | ||||||||
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Тематический план дисциплины
Таблица 2
Наименование разделов и тем дисциплины | Семестр | Всего часов | Вид контактной работы, час. | Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Практ. занятия | Самостоятельная работа | ||||||
Предмет и специфика правоведения как учебной дисциплины. Государство и право как социальные явления. | Входной контроль. Собеседование. Участие в практ. занятии. | |||||||
История государства и права, как раздел правоведения. Правовые системы, их виды и особенности | Решение задач. Участие в практ. занятии. Терминологический диктант. | |||||||
История политических и правовых учений | Самостоятельная работа. Участие в практ. занятии. | |||||||
Философия права, как наука о ценностях права. Научные направления в философии права. | Участие в практ. занятии. | |||||||
Антропология права. | Самостоятельная работа. Участие в практ. занятии. | |||||||
Логика правовой науки. Эстетика права. Психология юриста. | Участие в практ. занятии. Самостоятельная работа. | |||||||
Правовое государство и гражданское общество. Правовое сознание и правовая культура. | Участие в практ. занятии. | |||||||
Итоговое занятие | - | - | Дидактический тест. | |||||
Итого по дисциплине | ||||||||
4.3. Содержание тем дисциплины
Тема 1. Предмет и специфика правоведения как учебной дисциплины. Государство и право как социальные явления.
Правоведение как учение о праве: философия права, история права, теория права, право и религия, право и мораль, право и обычай, право и политика.
Правоведение как учебная дисциплина: цель, задачи, функции.
Особенности взаимодействия государства и права в историческом аспекте и современное состояние.
Тема 2. История государства и права, как раздел правоведения. Правовые системы, их виды и особенности.
Предмет и методы «Истории государства и права». История государства и права зарубежных стран Европы: античность, средневековье. Римское право. Традиционное право. Религия и мораль как основа права. Современное европейское право.
Особенности российской истории государства и права. Эволюция правовой системы России.
Тема 3. История политических и правовых учений.
Предмет и методологические проблемы истории политических и правовых учений. Политическая и правовая мысль Древнего Востока (Древней Индии, Древнего Китая), Древней Греции, Древнего Рима.
Политические и правовые учения в Средние века: учение Фомы Аквинского, мусульманская правовая мысль.
Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX века: И.Кант, Гегель.
Политические и правовые учения в России: история и современность.
Тема 4. Философия права, как наука о ценностях права. Научные направления в философии права.
Философия права как философская дисциплина. Философия, право, религия как проявления культуры человечества, как ценности. Философия права как наука о ценности права.
Научные направления в философии права. Философия права как естественно-правовое учение. «Историческая школа». Философия права И.Канта и Гегеля. Исторический материализм Ф.Энгельса и К Маркса. Юридический позитивизм. Современная философия права.
Тема 5. Антропология права.
Антропология права как отрасль правово й науки. Мононормы. Человек в системе архаического права. Человек в системе традиционного права. Антропология позитивного (европейского) права.
Международно-правовое измерение правового бытия человека. Антропология права и вызовы современной цивилизации.
Мифология права. Христианское понимание права, добра и справедливости.
Л.Н.Толстой: право противоречит христианству. Право и католицизм. Божественное право. Философия права и философия религии в протестантском учении.
Тема 6. Логика правовой науки. Эстетика права. Психология юриста.
Право как предмет логики. Методология правовой науки. Предмет логики правовой науки – позитивный правопорядок. Юридическое толкование – построение – система.
Право и искусство. Язык права. Право как искусство и право как материал для искусства.
Этика и психология профессиональной деятельности юриста. «Человек юридический» (Эдвард Шпрангер). Понятие юридического мышления.
Тема 7. Правовое государство и гражданское общество. Правовое сознание и правовая культура.
Учение об идентичности права и государства (Г.Кельзен). Государство как правовая действительность. «Право государства» и «действительность государства».
Теория гражданского общества: понятие, признаки.
Правовое сознание и правовая культура: общее и особенное. Уровни правового сознания и правовой культуры: индивидуальный и общественный. Правовое образование, роль в правовом государстве и гражданском обществе.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, контрольная работа.
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ