Тема 4. Философия права, как наука о ценностях права. Научные направления в философии права.




СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи освоения дисциплины Правоведение 4

2. Место дисциплины Правоведение в структуре образовательой программы……………………………………………………………………..4

3. Результаты освоения дисциплиы Правоведение ……………….. 5

4. Структура и содержание дисциплины Правоведени.......................6

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы……………………………………………………………………….....6

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины ………8

4.3. Содержание тем дисциплины………………………………….….9

5. Образовательные технологии……………………………………...11

6. Учебно-методические материалы…………………………………11

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий……………………………………………………….11

6.2. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента и выполнению контрольной работы………………..…...15

6.3. Вопросы для подготовки к зачету……………………………….18

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение…………19

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Правоведение …………………………………………………………………………………21

 

     

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Целью освоения дисциплины «Правоведение» является изучение студентами основ истории, теории и философии права, выработка комплексного представления о праве, как основном регуляторе общественных отношений.

 

Задачи освоения курса:

- освоение понятийного аппарата;

- развитие навыков применения норм права в процессе выполнения своих функциональных обязанностей;

- формирование умения ориентироваться в закономерностях становления и развития российского права;

- повышение образовательного и культурного уровня;

- формирование правового сознания и правовой культуры.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует выработке комплексного представления о праве, способствует формированию общей и правовой культуры студента, чем повышает уровень образованности и компетентности будущего выпускника.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫПРАВОВЕДЕНИЕ

В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Правоведение» включена в базовую часть модуля общенаучных дисциплин учебного плана по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) – Б1. Б. 1.7.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе по таким дисциплинам, как «История» и «Обществознание», а также – в вузе по дисциплине «Теория государства и права». В рамках обучения в вузе данная учебная дисциплина входит в систему общенаучных дисциплин (философия, история, психология), что обусловливает ее значимость как общетеоретической, методологической базы дальнейшего обучения.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «История»:

Знания: основных подходов к периодизации исторического процесса.

Умения: при помощи современных средств коммуникаций и информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и передавать необходимую информацию, представлять результаты собственной учебной и иной деятельности в виде информационного продукта.

Владения: культурой мышления; способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

Из курса «Обществознание»:

Знания: основных сфер общественной жизни.

Умения: осуществлять анализ современных общественных процессов в области экономики, политики, права.

Владения: оптимальными познавательными навыками, в умении понимать терминологию и мыслительные конструкции, относящиеся к данной профессиональной сфере, в освоении используемых в ней технологических принципов и технических средств, в умении планировать и прогнозировать соответствующую деятельность, в способностях осуществлять информационный обмен с внешней средой и управление элементарными процессами, а также в навыках самообучения по специальности и др.

 

Из курса «Теория государства и права»:

Знания: основных понятий дисциплины.

Умения: осуществлять анализ, устанавливать причинно-следственные связи между общественными процессами.

Владения: оптимальными познавательными навыками, в умении понимать терминологию и мыслительные конструкции, относящиеся к данной профессиональной сфере.

Знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной, в силу ее универсальности, необходимы при изучении всех последующих отраслевых учебных дисциплин.

3. РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫПРАВОВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Правоведение» направлена на формирование следующих компетенций:

ОК-1 способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;

ОК-7 способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;

ПК-4 способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе;

ПСК-2 готовностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.

 

В результате освоения дисциплины «Правоведение» обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия и категории права, ориентироваться в системе законодательства для реализации различных правовых документов по проектированию, конструированию, производству и сопровождению объектов профессиональной деятельности;

- историю и современное состояние правовой науки, перспективы ее развития.

Уметь:

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

- читать и уяснить юридический текст в процессе сбора, обработки и анализа научно-технической информации по теме своей профессиональной деятельности;

- анализировать нормативно-правовые акты и иные юридические документы;

- находить разумное правовое разрешение жизненных и производственных конфликтов.

 

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

- готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений;

- способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать общенаучные и частные методы исследований в научной и практической деятельности;

- способен к когнитивной деятельности;

- способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе;

- готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, (108 часов), из них аудиторных 34часа по 2 часа в неделю в 3 семестре, самостоятельная работа 74 часа; их распределение по видам работ представлено в таблице 1:

 

 

Таблица 1.

 

 

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид работы Форма обучения
Очная Заочная форма обучения (3г.6мес.) Заочная форма обучения (4г. 7мес.)
Семестр обучения
  1, 2 1, 2
Кол-во часов Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану      
Контактная работа, в том числе:   2 / 6 2 / 6
лекции   2 / 0 2 / 0
практические занятия      
семинарские занятия   0 / 6 0 / 6
другие виды аудиторных занятий (текущие консультации) - - -
Самостоятельная работа:      
Изучение теоретического курса      
Самоподготовка к текущему контролю знаний      
контрольная работа -    
домашние задания   - -
подготовка к зачету      
                 

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины

Таблица 2

 

Наименование разделов и тем дисциплины Семестр Всего часов Вид контактной работы, час. Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практ. занятия Самостоятельная работа
Предмет и специфика правоведения как учебной дисциплины. Государство и право как социальные явления.           Входной контроль. Собеседование. Участие в практ. занятии.
История государства и права, как раздел правоведения. Правовые системы, их виды и особенности             Решение задач. Участие в практ. занятии. Терминологический диктант.
История политических и правовых учений           Самостоятельная работа. Участие в практ. занятии.
Философия права, как наука о ценностях права. Научные направления в философии права.           Участие в практ. занятии.
Антропология права.           Самостоятельная работа. Участие в практ. занятии.
Логика правовой науки. Эстетика права. Психология юриста.           Участие в практ. занятии. Самостоятельная работа.
Правовое государство и гражданское общество. Правовое сознание и правовая культура.           Участие в практ. занятии.
Итоговое занятие     -   - Дидактический тест.
Итого по дисциплине            
                 

 

4.3. Содержание тем дисциплины

 

Тема 1. Предмет и специфика правоведения как учебной дисциплины. Государство и право как социальные явления.

Правоведение как учение о праве: философия права, история права, теория права, право и религия, право и мораль, право и обычай, право и политика.

Правоведение как учебная дисциплина: цель, задачи, функции.

Особенности взаимодействия государства и права в историческом аспекте и современное состояние.

 

Тема 2. История государства и права, как раздел правоведения. Правовые системы, их виды и особенности.

Предмет и методы «Истории государства и права». История государства и права зарубежных стран Европы: античность, средневековье. Римское право. Традиционное право. Религия и мораль как основа права. Современное европейское право.

Особенности российской истории государства и права. Эволюция правовой системы России.

 

Тема 3. История политических и правовых учений.

Предмет и методологические проблемы истории политических и правовых учений. Политическая и правовая мысль Древнего Востока (Древней Индии, Древнего Китая), Древней Греции, Древнего Рима.

Политические и правовые учения в Средние века: учение Фомы Аквинского, мусульманская правовая мысль.

Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX века: И.Кант, Гегель.

Политические и правовые учения в России: история и современность.

Тема 4. Философия права, как наука о ценностях права. Научные направления в философии права.

Философия права как философская дисциплина. Философия, право, религия как проявления культуры человечества, как ценности. Философия права как наука о ценности права.

Научные направления в философии права. Философия права как естественно-правовое учение. «Историческая школа». Философия права И.Канта и Гегеля. Исторический материализм Ф.Энгельса и К Маркса. Юридический позитивизм. Современная философия права.

Тема 5. Антропология права.

Антропология права как отрасль правово й науки. Мононормы. Человек в системе архаического права. Человек в системе традиционного права. Антропология позитивного (европейского) права.

Международно-правовое измерение правового бытия человека. Антропология права и вызовы современной цивилизации.

Мифология права. Христианское понимание права, добра и справедливости.

Л.Н.Толстой: право противоречит христианству. Право и католицизм. Божественное право. Философия права и философия религии в протестантском учении.

 

Тема 6. Логика правовой науки. Эстетика права. Психология юриста.

Право как предмет логики. Методология правовой науки. Предмет логики правовой науки – позитивный правопорядок. Юридическое толкование – построение – система.

Право и искусство. Язык права. Право как искусство и право как материал для искусства.

Этика и психология профессиональной деятельности юриста. «Человек юридический» (Эдвард Шпрангер). Понятие юридического мышления.

Тема 7. Правовое государство и гражданское общество. Правовое сознание и правовая культура.

Учение об идентичности права и государства (Г.Кельзен). Государство как правовая действительность. «Право государства» и «действительность государства».

Теория гражданского общества: понятие, признаки.

Правовое сознание и правовая культура: общее и особенное. Уровни правового сознания и правовой культуры: индивидуальный и общественный. Правовое образование, роль в правовом государстве и гражданском обществе.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, контрольная работа.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: