МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Академия государственной противопожарной службы

  «УТВЕРЖДАЮ» Начальник Академии ГПС МЧС России генерал-полковник внутренней службы ______________________Ш.Ш. Дагиров «____»_______________________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Направление подготовки40.05.03

«Судебная экспертиза»

Квалификация (степень)

Специалист

Форма обучения

Очная

 

 

2019 г.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Академия государственной противопожарной службы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Направление подготовки40.05.03

«Судебная экспертиза»

Квалификация (степень)

Специалист

Форма обучения

Очная

 

Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № ____ от «___»________20___г.   Рекомендовано УМЦ к рассмотрению на методическом совете Академии ГПС МЧС России _________________________ «____» ___________20____г.

Одобрено Методическим советом

Академии ГПС МЧС России

Протокол №_______ от «____»_________ 20____г.

Составитель: Старший преподаватель кафедры надзорной деятельности (в составе УНК организация надзорной деятельности) полковник внутренней службы Карпов С.Ю.

 

 

Р е ц е н з е н т ы:

Профессор кафедры кадрового, правового и психологического обеспечения Академии ГПС МЧС России, к.ю.н., доцент И. А. Степанова

Заведующая отделом научно-методического обеспечения производства экспертиз в системе СЭУ Минюста России, к.ю.н., доцент М.В. Торопова

 

 

Теория судебной экспертизы: Рабочая программа. Направ­ление подготовки 40.05.03 «Судебная экспертиза» /Сост. С.Ю. Карпов. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. – 45 с.

 

 

© Академия Государственной противопожарной

службы МЧС России, 2019

 

 

Содержание

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соот­несенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ……...…5

 

2. Указание места дисциплины в структуре образовательной про­граммы ……7

 

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 10

 

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий ………………………………………………………………………………..11

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ……………………………………………………..26

 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттеста­ции обучающихся по дисциплине …………………………………………………………27

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необхо­димой для освоения дисциплины ………………………………………………………...34

 

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины …………………………………..36

 

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисци­плины …….36

 

 

10. Описание материально-технической базы, необходимой для осу­ществления образовательного процесса по дисциплине ……………………………………...47

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, со­отнесенных с планируемыми результатами освоения образователь­ной программы

В результате освоения ООП специалитета обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория судебной экспертизы»:

Таблица 1

Код ком­пе­тенции Результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-5 Способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета Знать: значимость профессии судебного эксперта для формирования доказательной базы по гражданским, уголовным и административным делам. Уметь: выполнять свои профессиональные задачи, соблюдая требования профессиональной этики. Владеть: навыками использования норм морали, профессиональной этики и служебного этикета при проведении судебных экспертиз.
ОК-9 Способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения. Знать: базовые представления о логическом мышлении, анализе, систематизации, обобщении, критическому осмыслению информации. Уметь: выбирать методы для постановки исследовательских задач и выбору путей их решения. Владеть: навыками анализа, систематизации, критического мышления и выбора путей решения исследовательских задач.
ПК-1 Способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований   Знать: теоретические, методические, процессуальные и организационные основы судебной экспертизы; Уметь: применять знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при производстве судебных экспертиз и исследований. Владеть: навыками практического применения знаний теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при проведении судебных экспертиз и исследований.
ПК-2 Способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности   Знать: основные методики судебных экспертных исследований. Уметь: выбирать методики судебных экспертных исследований для использования в профессиональной деятельности. Владеть: навыками практического примене­ния методик судебных экспертных исследований.
ПК-7 Способностью участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях   Знать: права и обязанности специалиста при участии в проведении следственных и других процессуальных действий, а также в непроцессуальных действиях. Уметь: использовать процессуальное положение специалиста для эффективного участия в производстве следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях. Владеть: навыками участия специалиста при проведении следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях.
ПК-18 Способностью консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений   Знать: процессуальный порядок назначения и производства судебных экспертиз, а также возможности применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений. Уметь: четко, доходчиво и процессуально обосновано консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений. Владеть: навыками консультирования субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений.
ПК-22 Способностью выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение   Знать: основные причины и условия, способствующие совершению правонарушений. Уметь: разрабатывать предложения, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Владеть: навыками анализа и обобщения экспертной практики, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и на основе этого разрабатывать предложения, направленные на их устранение.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

В соответствии с федеральным государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2016 г. № 1342) дисциплина «Теория судебной экспертизы» включена в базовую часть профессиональ­ного цикла подго­товки.

Дисциплина изучается на 2 курсе.

Целью преподавания дисциплины является формирование у обучающихся мировоззренческой позиции по методологическим вопросам науки о судебной экспертизе и актуальным проблемам экспертной практики.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

- формирование у обучающихся основ теоретических знаний о закономерностях формирования института судебной экспертизы и истории его развития;

- освоение обучающимися понятийного аппарата теории судебной экспертизы и основ профессиональной лексики судебного эксперта;

- фундаментальная подготовка обучаемых по вопросам методологии судебно-экспертного познания, логики экспертного мышления и психологии познавательной деятельности судебного эксперта;

- системная подготовка обучаемых по общетеоретическим и научным основам судебно-экспертной деятельности.

Изучение дисциплины ориентирует обучающихся на приобретение необхо­димых теоретических знаний, умений и практических навыков в области теоретических основ судебно-экспертной деятельности, зарождения и развития судебной экспертизы, правового регулирования порядка её осуществления в Российской Федерации, порядка назначения, проведения и использования результатов судебной экспертизы в деятельности органов предварительного следствия, дознания и суда.

Дисциплина готовит обучающихся к решению следующих профессиональ­ных задач:

- применять знания по теоретическим, методическим, правовым и организационным основам судебной экспертизы при назначении и производстве судебных экспертиз;

- выбирать методы и методики производства судебных экспертиз и исследований при их проведении.

Дисциплина «Теория судебной экспертизы» базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин – «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Криминалистика», «Теория доказательств», «Логика», «Психология» и др.

«Теория судебной экспертизы» является системообразующей учебной дисциплиной для профессиональной подготовки специалистов любого экспертного профиля и всех категорий экспертной специализации и является базовой для изучения таких специальных дисциплин специализации как «Трасология и трасологическая экспертиза», «Судебная баллистика и судебно-баллистическая экспертиза», «Габитоскопия и портретная экспертиза», «Криминалистическая экспертиза холодного и метательного оружия», «Технико-криминалистическая экспертиза документов», «Дактилоскопия и дактилоскопическая экспертиза», «Почерковедение и почерковедческая экспертиза» и других.

Для освоения дисциплины «Теория судебной экспертизы» учащимся необходимо:

знать:

- предпосылки, условия и закономерности формирования и развития теории судебной экспертизы;

- концептуальные основы теории судебной экспертизы;

- понятийный аппарат теории судебной экспертизы и основы профессионального языка судебного эксперта;

- предмет, задачи и объекты судебной экспертизы, виды субъектов судебно-экспертной деятельности;

- систему частных теорий и учений: об объектах судебных экспертиз и их признаках;

- экспертную идентификацию и диагностику;

- основы систематизации и классификации судебных экспертиз;

- методологию судебно-экспертного познания: экспертные технологии, методики и стадии экспертного исследования;

- логические и психологические основы экспертного мышления;

- логические основания и формы выводов эксперта;

- причины экспертных ошибок и пути их предупреждения;

- основы информатизации и компьютеризации судебно-экспертной деятельности;

- структуру и содержание заключения эксперта, критерии его оценки следователем и судом;

- основы профилактической деятельности судебного эксперта;

- основные нормативно-правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность.

- теоретические, методические и организационные основы судебной экспертизы;

- систему методов и средств судебно-экспертных исследований, закономерности следообразования;

- методики производства судебных экспертиз и исследований;

- современные возможности криминалистических и иных судебных экспертиз;

- технические средства и приемы фиксации, иллюстрирования и исследования доказательств.

уметь:

- пользоваться современными экспертными технологиями при производстве судебных экспертиз и исследований;

- применять криминалистические и иные научно-технические методы и средства обнаружения, фиксации, изъятия и сохранения следов и иных материальных объектов;

- самостоятельно работать с нормативными актами, регулирующими судебно-экспертную деятельность;

- самостоятельно работать с научной, учебной, методической литературой;

- оценивать полноту и правильность оформления постановления/определения о назначении судебной экспертизы;

- оценивать полноту и правильность оформления заключения эксперта с категорическими, вероятностными положительными и отрицательными выводами, приложений к заключению эксперта, а также сообщения о невозможности дать заключение;

- оценивать относимость, допустимость и достоверность заключения эксперта как доказательства.

владеть:

- понятийным аппаратом судебной экспертизы и профессиональной лексикой судебного эксперта;

- логическими рассуждениями при аргументации выводов по результатам экспертных исследований;

- навыками применения приемов, средств и методов работы с материальными следами для получения розыскной и доказательственной информации;

понимать:

- значение судебной экспертизы для доказательств фактов, имеющих значение для дела;

- место судебной экспертизы в системе доказательств.

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количе­ства академических часов, выделенных на контактную работу обуча­ющихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоя­тельную ра­боту обучающихся

Бюджет времени на изучение дисциплины определяется учебным планом Академии ГПС МЧС России.

Таблица 2

№ п/п Виды ра­боты ЗЕТ Количество часов по учеб­ному плану Форма обучения
очная
семестр
очно 5-ой
1. Общая трудоемкость дисциплины      
2. Контактная работа обучаю­щихся с пре­пода­вателем:      
  - лекции;    
  - семинарские занятия;    
  в том числе ИАФО      
3. Самостоятельная работа      
  - изучение теоретических вопросов;      
4. Виды промежуточ­ной аттестации: - экзамен.        

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разде­лам) с указанием отведенного на них количества академических часов и ви­дов учебных занятий

4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных заня­тий (в академических часах)

Таблица 3

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоем­кость (час.) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу и трудоемкость (в часах) для форм очного обучения Формы теку­щего контроля успеваемости
Аудиторные занятия СР
всего Л С очно
  Понятие, предмет, метод, система, задачи и значение судебной экспертизы. Взаимосвязь «Теории судебной экспертизы» с другими отраслями права.         З
  Предпосылки и условия формирования теории судебной экспертизы.         З
  Учение о методах судебной экспертизы.         З
  Частные судебно-экспертные теории.         З
  Правовые основы судебно-экспертной деятельности. Основание и порядок назначения судебной экспертизы.         Реф., З
  Судебный эксперт и специалист и их процессуальный статус.         Реф., З
  Классификация и виды судебных экспертиз.         Реф., З
  Процесс экспертного исследования и его стадии.         З
  Заключение судебного эксперта. Понятие и виды экспертных ошибок.         З
  Основы информатизации и компьютеризации судебно-экспертной деятельности.     6 (объект)   Реф., З
  Профилактическая деятельность судебного эксперта.         Реф., З
  Экзамен (Э)         +
  Итого          

Рабочая программа служит основой для разработки кафедрой темати­ческих семестровых планов.

Кафедра имеет право:

- перераспределять учебное время между темами и по видам занятий;

- объединять отдельные темы;

- дополнять содержание дисциплины, вводить новые темы.

Вносимые изменения должны способствовать повышению качества под­готовки специалистов.

4.2 Примерное содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам

Таблица 4

Наименование раз­дела (темы) дисци­плины Содержание Время (ак.час) Очно Форма проведе­ния
  Раздел I. Теоретические основы судебной экспертизы
Содержание лекционного курса
1.1. Тема 1.Понятие, предмет, метод, система, объект, задачи и значение судебной экспертизы. Взаимосвязь «Теории судебной экспертизы» с другими отраслями права. Понятие и предмет судебной экспертизы. Система и задачи судебной экспертизы. Классификации задач судебной экспертизы. Идентификационные задачи судебной экспертизы. Диагностические задачи судебной экспертизы. Классификационные задачи судебной экспертизы. Учение об объектах судебных экспертиз. Виды объектов судебной экспертизы. Классификации объектов судебных экспертиз по различным основаниям. Взаимосвязь «Теории судебной экспертизы» с другими отраслями права.   лекция
1.2 Тема 2.Предпосылки и условия формирования теории судебной экспертизы. Предпосылки возникновения и условия формирования теории судебной экспертизы как целостной системы знаний. Эмпирические предпосылки формирования теории судебной экспертизы: накопление эмпирических фактов в судебной экспертизе и других науках, проявление интеграционных процессов. Теоретические предпосылки формирования теории судебной экспертизы как результат действия законов развития науки. Хронология создания теорий в судебной экспертизе. Судебная экспертология – первый шаг создания теории судебной экспертизы. Направления развития теории судебной экспертизы. Современный этап развития теории судебной экспертизы – становления ее как самостоятельной науки.   лекция
1.3 Тема 3.Учение о методах судебной экспертизы. Предмет учения о методах судебной экспертизы. Структура этого учения: понятийная, классификационная и операционная части. Закономерности метода и формы их проявления в экспертной практике. Методы теории судебной экспертизы и методы практической экспертной деятельности: существующие классификации и их анализ. Критерии допустимости использования методов в судопроизводстве. Тенденции развития методов экспертного исследования. Понятие экспертных методик. Виды экспертных методик. Их характеристика и структура. Понятие комплексной экспертной методики. Проблемы алгоритмизации, унификации и каталогизации экспертных методик.   лекция
1.4 Тема 4.Частные судебно-экспертные теории. Понятие и структура частной экспертной теории, ее роль и значение в экспертной деятельности. Место частных теорий и учений в структуре теории судебной экспертизы. Система частных экспертных теорий. Учение об экспертной диагностике, как разновидности криминалистической диагностики. Теория экспертной идентификации: сущность, принципы, формы экспертного исследования. Учение об экспертном прогнозировании. Частная теория процессов, отношений и целей экспертно-криминалистической деятельности. Иные частные теории. Существующие взгляды на «экспертные предметные науки». Содержание предметных экспертных знаний, их источники. Понятие научных основ родов (видов) судебной экспертизы.   лекция
Темы практических занятий    
1.5 Тема 1. Понятие, предмет, метод, система, объект, задачи и значение судебной экспертизы. Взаимосвязь «Теории судебной экспертизы» с другими отраслями права. Понятие и предмет судебной экспертизы. Система и задачи судебной экспертизы. Классификации задач судебной экспертизы. Идентификационные задачи судебной экспертизы. Диагностические задачи судебной экспертизы. Классификационные задачи судебной экспертизы. Учение об объектах судебных экспертиз. Виды объектов судебной экспертизы. Классификации объектов судебных экспертиз по различным основаниям. Взаимосвязь «Теории судебной экспертизы» с другими отраслями права.   семинар-ское
1.6 Тема 2.Предпосылки и условия формирования теории судебной экспертизы. Предпосылки возникновения и условия формирования теории судебной экспертизы как целостной системы знаний. Эмпирические предпосылки формирования теории судебной экспертизы: накопление эмпирических фактов в судебной экспертизе и других науках, проявление интеграционных процессов. Теоретические предпосылки формирования теории судебной экспертизы как результат действия законов развития науки. Хронология создания теорий в судебной экспертизе. Судебная экспертология – первый шаг создания теории судебной экспертизы. Направления развития теории судебной экспертизы. Современный этап развития теории судебной экспертизы – становления ее как самостоятельной науки.   семинар-ское
1.7 Тема 3.Учение о методах судебной экспертизы. Предмет учения о методах судебной экспертизы. Структура этого учения: понятийная, классификационная и операционная части. Закономерности метода и формы их проявления в экспертной практике. Методы теории судебной экспертизы и методы практической экспертной деятельности: существующие классификации и их анализ. Критерии допустимости использования методов в судопроизводстве. Тенденции развития методов экспертного исследования. Понятие экспертных методик. Виды экспертных методик. Их характеристика и структура. Понятие комплексной экспертной методики. Проблемы алгоритмизации, унификации и каталогизации экспертных методик.   семинар-ское
1.8 Тема 4.Частные судебно-экспертные теории. Понятие и структура частной экспертной теории, ее роль и значение в экспертной деятельности. Место частных теорий и учений в структуре теории судебной экспертизы. Система частных экспертных теорий. Учение об экспертной диагностике, как разновидности криминалистической диагностики. Теория экспертной идентификации: сущность, принципы, формы экспертного исследования. Учение об экспертном прогнозировании. Частная теория процессов, отношений и целей экспертно-криминалистической деятельности. Иные частные теории. Существующие взгляды на «экспертные предметные науки». Содержание предметных экспертных знаний, их источники. Понятие научных основ родов (видов) судебной экспертизы.   семинар-ское
  Раздел II. Правовые основы судебно-экспетрной деятельности.
Содержание лекционного курса
2.1 Тема 5. Правовые основы судебно-экспертной деятельности. Основание и порядок назначения судебной экспертизы. Правовые основы деятельности судебно-экспертных учреждений. Система судебно экспертных учреждений в Российской Федерации. Правовые основы и особенности участия эксперта в уголовном судопроизводстве. Правовые основы и особенности участия эксперта в гражданском судопроизводстве. Правовые основы и особенности участия эксперта в арбитражном судопроизводстве. Правовые основы и особенности участия эксперта по административным делам. Фактические основания назначения экспертизы. Процессуальное основание производства экспертизы. Субъекты назначения судебной экспертизы. Постановление (определение) о назначении судебной экспертизы: понятие, структура и содержание.   лекция
2.2 Тема 6. Судебный эксперт и специалист и их процессуальный статус. Понятие судебного эксперта как участника процесса. Права судебного эксперта. Обязанности судебного эксперта. Основания для отвода судебного эксперта. Ответственность судебного эксперта. Понятие специалиста как участника процесса. Права специалиста. Обязанности специалиста. Основания для отвода специалиста. Ответственность специалиста. Соотношение понятий «судебный эксперт» и «специалист». Права и обязанности руководителя экспертного учреждения.   лекция  
2.3 Тема 7. Классификация судебных экспертиз. Основания классификации судебных экспертиз. Процессуальная классификация судебных экспертиз. Первичная и повторная судебная экспертиза. Основная и дополнительная судебная экспертиза. Единоличная, комиссионная и комплексные экспертизы. Предметная классификация судебных экспертиз. Деление экспертиз на классы, роды и виды.   лекция
Темы практических занятий
2.4 Тема 5. Правовые основы судебно-экспертной деятельности. Основание и порядок назначения судебной экспертизы. Правовые основы деятельности судебно-экспертных учреждений. Система судебно экспертных учреждений в Российской Федерации. Правовые основы и особенности участия эксперта в уголовном судопроизводстве. Правовые основы и особенности участия эксперта в гражданском судопроизводстве. Правовые основы и особенности участия эксперта в арбитражном судопроизводстве. Правовые основы и особенности участия эксперта по административным делам. Фактические основания назначения экспертизы. Процессуальное основание производства экспертизы. Субъекты назначения судебной экспертизы. Постановление (определение) о назначении судебной экспертизы: понятие, структура и содержание.   семинар-ское
2.5 Тема 6. Судебный эксперт и специалист и их процессуальный статус. Понятие судебного эксперта как участника процесса. Права судебного эксперта. Обязанности судебного эксперта. Основания для отвода судебного эксперта. Ответственность судебного эксперта. Понятие специалиста как участника процесса. Права специалиста. Обязанности специалиста. Основания для отвода специалиста. Ответственность специалиста. Соотношение понятий «судебный эксперт» и «специалист». Права и обязанности руководителя экспертного учреждения.   семинар-ское
2.6 Тема 7. Классификация судебных экспертиз. Основания классификации судебных экспертиз. Процессуальная классификация судебных экспертиз. Первичная и повторная судебная экспертиза. Основная и дополнительная судебная экспертиза. Единоличная, комиссионная и комплексные экспертизы. Предметная классификация судебных экспертиз. Деление экспертиз на классы, роды и виды.   семинар-ское
  Раздел III. Процесс экспертного исследования. Заключение эксперта в системе доказательств
Содержание лекционного курса
3.1 Тема 8. Процесс экспертного исследования и его стадии   Процесс экспертного исследования, его основные черты. Стадии экспертного исследования, их характеристика. Особенности процесса исследования при производстве комиссионных и комплексных судебных экспертиз. Личная совместимость при формировании комиссии экспертов. Роль ведущего эксперта. Понятие и виды судебно-экспертных технологий. Основные элементы традиционной экспертной технологии. Новые экспертные технологии: сущность и основные черты. Роль экспертных технологий в деятельности судебно-экспертных учреждений. Экспертная инициатива: побудительные мотивы, пределы, формы проявления. Логика экспертного исследования. Значение законов и категорий формальной логики для мышления эксперта, его практической экспертной деятельности и для всего процесса доказывания. Логические приемы и методы – основа экспертной деятельности.   лекция
3.2 Тема 9.Заключение судебного эксперта. Понятие и виды экспертных ошибок.   Содержание и форма заключения эксперта. Доказательственное значение и выводы судебного эксперта. Вероятность и достоверность в экспертном исследовании. Пути и формы использования результатов экспертных заключений в доказывании по уголовным и гражданским делам. Заключение эксперта в системе судебных доказательств. Оценка заключения органом, назначившим экспертизу: теория и практика. Экспертные ошибки: их виды, классификация, пути выявления и устранения.   лекция
Темы практических занятий
3.3 Тема 8. Процесс экспертного исследования и его стадии   Процесс экспертного исследования, его основные черты. Стадии экспертного исследования, их характеристика. Особенности процесса исследования при производстве комиссионных и комплексных судебных экспертиз. Личная совместимость при формировании комиссии экспертов. Роль ведущего эксперта. Понятие и виды судебно-экспертных технологий. Основные элементы традиционной экспертной технологии. Новые экспертные технологии: сущность и основные черты. Роль экспертных технологий в деятельности судебно-экспертных учреждений. Экспертная инициатива: побудительные мотивы, пределы, формы проявления. Логика экспертного исследования. Значение законов и категорий формальной логики для мышления эксперта, его практической экспертной деятельности и для всего процесса доказывания. Логические приемы и методы – основа экспертной деятельности.   семинар-ское, ИАФО
3.4 Тема 9.Заключение судебного эксперта. Понятие и виды экспертных ошибок.   Содержание и форма заключения эксперта. Доказательственное значение и выводы судебного эксперта. Вероятность и достоверность в экспертном исследовании. Пути и формы использования результатов экспертных заключений в доказывании по уголовным и гражданским делам. Заключение эксперта в системе судебных доказательств. Оценка заключения органом, назначившим экспертизу: теория и практика. Экспертные ошибки: их виды, классификация, пути выявления и устранения.   семинарское, ИАФО
  Раздел IV. Информационное обеспечение судебно-экспертной деятельности и иные формы деятельности судебно-экспертных учреждений
Содержание лекционного курса
4.1 Тема 10. Основы информатизации и компьютеризации судебно-экспертной деятельности   Понятие и типы информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности. Движение информационных потоков в процессе назначения и производства экспертизы. Проблема исходных данных для экспертизы. Использование справочно-вспомогательных учетов, натурных коллекций, эталонов, картотек, атласов, баз данных как источников информации в экспертной деятельности. Основные направления компьютеризации судебно-экспертной деятельности: сбор и обработка экспериментальных данных; информационное обеспечение экспертных исследований; системы анализа изображений (почерковедческие, дактилоскопические, трасологические, баллистические, портретные и пр.); программные комплексы (отдельные программы) выполнения вспомогательных расчетов по известным формулам и алгоритмам; системы гибридного интеллекта для решения экспертных задач. Создание компьютеризированных рабочих мест (КРМ) экспертов. Экспертные системы в судебной экспертизе, перспективы создания.   лекция
4.2 Тема 11. Профилактическая деятельность судебного эксперта Понятие экспертной профилактики. Правовые основания экспертной профилактической деятельности. Формы и виды профилактической работы судебного эксперта. Порядок осуществления экспертно-профилактической деятельности сотрудниками судебно-экспертных учреждений. Оформление результатов профилактической работы судебных экспертов. Взаимосвязь теории профилактической деятельности с теорией прогнозирования. Значение этой взаимосвязи для практической экспертной деятельности.   лекция
Темы практических занятий    
4.3 Тема 10. Основы информатизации и компьютеризации судебно-экспертной деятельности   Понятие и типы информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности. Движение информационных потоков в процессе назначения и производства экспертизы. Проблема исходных данных для экспертизы. Использование справочно-вспомогательных учетов, натурных коллекций, эталонов, картотек, атласов, баз данных как источников информации в экспертной деятельности. Основные направления компьютеризации судебно-экспертной деятельности: сбор и обработка экспериментальных данных; информационное обеспечение экспертных исследований; системы анализа изображений (почерковедческие, дактилоскопические, трасологические, баллистические, портретные и пр.); программные комплексы (отдельные программы) выполнения вспомогательных расчетов по известным формулам и алгоритмам; системы гибридного интеллекта для решения экспертных задач. Создание компьютеризированных рабочих мест (КРМ) экспертов. Экспертные системы в судебной экспертизе, перспективы создания. 6 (объект)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: