Природа и люди Древней Индии
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда и Ганга, жизнью и занятиями населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии |
Тип и вид урока | Усвоение знаний, навыков и умений / урок-беседа |
Планируемые результаты (предметные) | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Метапредметные результаты | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей Древней Индии, сельскохозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города-государства. Бог Ганеша. Вера в переселение душ. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карты: «Древние государства мира», «Индия и Китай в древности». Электронное приложение к учебнику. Рисунок-схема «Главные реки и горы Древней Индии». Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний и способов действий. Древние государства мира | Фронтальная. Словесный, наглядный, практическийБеседа, работа с картой, «линией времени», хронологией | – Покажите на карте «Древние государства мира» страны, где раньше возникли государства, письменность, развивались научные знания, велось строительство больших сооружений. – Скажите и покажите на карте, до какой реки доходили владения царя Дария на востоке; до каких морей на севере и на западе. – Какую страну – Египет или Вавилон – персы завоевали раньше и на сколько? – Сколько прошло лет от времени фараона Тутмоса до завоевания Египта персами? | Показывают на карте изученные страны: Древний Египет, Древнее Двуречье, огромные размеры Персидского царства. Работают с «линией времени», отмечают на ней даты, выполняют вычисления. Знают даты важнейших исторических событий | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; используют доказательство. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Беседа по вопросам, работа с картой, «линией времени», хронология |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | – Вы приступаете к знакомству с Древней Индией. Предположите, с чего начнем мы это знакомство. Обоснуйте свою мысль. Приведите примеры того, как природа знакомой вам древней страны влияла на жизнь населения, его занятия и религиозные верования | Слушают учителя, формулируют учебную задачу. Приводят примеры того, как природа древней страны влияла на жизнь населения, его занятия и религиозные верования | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста) | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, рисунком-схемой, иллюстрациями, беседа | Самостоятельная работа с текстом учебника: Задание: · прочитать пункты 1, 2, 3, 4 в параграфе 20; · вспомнить каких зверей упоминает в своей сказке «Маугли» Р.Киплинг; · заполнить таблицу в тетради (Приложение №1) Природа Древней Индии*. *В ходе заполнения таблицы – беседа, комментарии. Беседа после заполнения таблицы: – Покажите на карте Индию и скажите, где она расположена. – Покажите на карте горы и главные реки Индии. – Какому занятию благоприятствовали условия долин Инда и Ганга в древности? Чему благоприятствовали? – Подумайте, какая из речных долин Индии была раньше заселена земледельцами. Почему? | Показывают на карте местоположение Древней Индии, горы и главные реки Индии – Инд и Ганг. Зная природные условия, определяют основные занятия жителей. Поясняют, почему долина Инда была раньше заселена земледельцами | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка | Работа с картой, беседа по вопросам |
Животные и боги. Вера в переселение душ | Парная. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, документом, беседа | Животные и боги - Животные джунглей: обезьяны, львы, леопарды, тигры, питоны, кобры, гадюки. - Люди задабривали ядовитых змей пищей. - Некоторые боги в виде животных: лес, слон, обезьяна. - Мудрый бог Ганеша в виде слона. (стр. 98) - Корова – священное животное- она давала людям молоко, её называли матерью, божественной кормилицей. Тот кто убивал корову, считался страшным преступником. - Индийцы, самые благочестивые не ели мяса. Вера в переселение душ. - После смерти человек может родиться животным, а животное – человеком (когда кто-нибудь умирает, он не перестает жить, а просто меняет свой облик) - Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения (стр. 100 абзац 1. примеры) - Люди должны проявлять милосердие ко всем живым существам. - Причиняешь боль червяку – а в нем душа твоего отца. Организует работу с документом (стр.99) «Сказание о Раме», беседу 1) «Сказание о Раме». Кто в этом сказании олицетворяет добро и кто – зло? Какие человеческие качества героев сказания привлекли вас? | Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника и документа. Сравнивают религиозные взгляды индийцев и египтян, определяют сходство (жизнь после смерти, суд), особенность религии индейцев – переселение душ. Осуществляют анализ документа. Характеризуют человеческие качества | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости; принимают другое мнение и позицию | Работа с текстом, документом, беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний и способов действий | Групповая. Словесный, творческий. Работа с картой, рассказ | Вопросы для повторения: · На каком полуострове находится Индия? · Назови две реки протекающие по её территории. · Гималаи. Что ты знаешь о них? · Кто из обитателей джунглей тебе знаком? · Земледелие являлось основным занятием индийцев, а что они выращивали? · Индуизм. Какие из его богов тебе знакомы? | Находят на карте и определяют местоположение Индии, ее главных рек, высочайших в мире гор; места раскопок древнейших городов Индии; территорию державы царя Ашоки, ее столицу. Готовят коллективные исторические рассказы по составленным планам | Регулятивные: составляют план и последовательность действий. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: принимают участие в работе группами; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости | Работа с картой, рассказ, план рассказа |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Задания 80, 81 в рабочей тетради (1–5). Индивидуальные задания: подготовить сообщение стр.100 (1-2, по желанию) | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение | Контурная карта, сообщения, задание в рабочей тетради |
Приложение №1
Реки | Леса | Горы | Почва | Растительность | Животные | Полезные ископаемые | ||
культурные | дикие | домашние | дикие | |||||
Реки | Леса | Горы | Почва | Растительность | Животные | Полезные ископаемые | ||
Ганг Инд | Джунгли | Гималаи. | Мягкая плодородная в долинах рек. Пустыни. | культурные | дикие | домашние | дикие | Серебро Золото Медь Железо Олово |
Просо Бобы Рис Пшеница Хлопок Сах.тростник | Манго. Бананы. Орехи. Апельсины. Мандарины | Слоны, верблюды, лошади, ослы, куры и др. | Тигры, львы, леопарды, обезьяны, змеи и др. |