Рабство в Древнем Риме
Педагогические цели | Способствовать формированию представлений о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, рассмотрению влияния института рабства на социальную жизнь римлян; создать условия для ознакомления с гладиаторскими боями как особенностью культурной жизни римлян |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экскурсия |
Планируемые результаты (предметные) | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные результаты | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека |
Метапредметные результаты | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) |
Основное содержание темы, понятия и термины | Источники рабства. Рабы – «говорящие орудия». Сферы применения рабского труда. Гладиаторы. Имение, амфитеатр |
Образовательные ресурсы | Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Учебные картины: «Труд и жизнь рабов в имении», «В римском амфитеатре». Диск «История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу | Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока | Регулятивные: формулируют учебную задачу; планируют учебные действия | Беседа |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Завоевания – главный источник рабства | Индивиду-альная, фронтальная. Словесный, практический. Работа с текстом, беседа | Предлагает прочитать п. 1 § 49 и назвать источники рабства в Риме Завоевания – главный источник рабства. - Покоряя страну, обращали в рабство военнопленных и мирных жителей. - Завоеванную страну объявляли провинцией. - Сенат назначал наместника для ее управления. - Наместники грабили провинции. - Рудники, каменоломни, соляные промыслы, лучшие земли римляне забирали. - В Римском государстве появилось много рабов. | Проводят поиск необходимой ин- формации в тексте | Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения (ос- мысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели) | Беседа по вопросам |
Сферы применения рабского труда | Групповая. Словесный, творческий, наглядный, проблемный. Работа с текстом, картиной, рассказ, инсценировка | – Прочитайте п. 2, 3 § 49. Подготовьте рассказы по темам: «Рабы в имении землевладельца», «Рабы в богатом доме». Организует работу с рисунками (изображены тюрьма, рабы в кандалах, с исполосованными спинами, в лохмотьях), беседу: – Кто обрабатывал землю в странах Древнего Востока и Древней Греции? – Почему труд рабов в Риме стоил дешево? – Какой в Риме был главный источник рабства? Рабы в имении землевладельца -Имение – земельное владение богатого человека. - Богатые владели иногда несколькими имениями в разных частях Италии. - Выращивали оливки и виноград. - Хлеб привозили из провинций. - В имении трудилось по 15-20 рабов. - Землевладелец обычно жил в Риме. - Работами руководил раб-управляющий. - Рабы трудились от зари до зари. - Зимой рабы плели корзины, вили веревки, обтесывали рукоятки для лопат и мотыг. - «Раб должен трудиться или спать». - Рабов кормили простой пищей. - Раз в 2 года давали короткий плащ и деревянные сандалии. - Из старой одежды шили лоскутные одеяла. - Заболевшего раба отвозили на остров на Тибре. - Суровые наказания: - оплеухи, зуботычины, - порка, - отправляли в каменоломни, - держали в оковах. Рабы в богатом доме - Дом богача был переполнен слугами. - убирали помещения, - помогали господину одеваться, брили его, укладывали прическу, - готовили пищу, - певцы, музыканты во время обеда исполняли музыку, - Много было образованных рабов (в основном греков): - раб – врач, - раб – библиотекарь, - раб – секретарь. - Раб был бесправен, считался вещью. | На основе учебного текста и картины составляют рассказ, готовят инсценировку, представляют «воображаемую экскурсию». Анализируют изображения на рисунках. Сравнивают рабочую силу в странах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима | Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умеют работать в группе, контролируют деятельность партнера | Рассказ, ин- сценировка |
Римские ученые о рабах (документ) | Коллективная. Словесный, проблемный. Работа с документом, бе-седа | Формулирует задания для работы с документом (вопросы к § 49 «Познакомьтесь с документом») | Анализируют документ. Характеризуют рабство, условия и жизнь рабов | Познавательные: осуществляют анализ, приводят доказательства; строят логическую цепь рассуж-дений | Беседа по вопросам |
Гладиаторы на арене амфитеатра | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картиной, беседа | Рассказывает о гладиаторских боях, используя картину Гладиаторы на арене амфитеатра - Сильных и ловких рабов обучали владеть оружием в специальных школах. - Гладиаторы сражались на потеху публике (стр. 241). - Строили специальные сооружения для гладиаторских игр амфитеатры. - Богачи и бедняки приходили как на праздник. - Если обессиленный воин бросал оружие и просил пощады, то его судьбу решали зрители: - если кверху поднимали большой палец – раненому сохраняли жизнь, - если палец опускали – несчастного добивали. | Составляют рассказ по картине, высказывают свое отношение к гладиаторским боям | Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания | Рассказ по картине |
IV. Закрепление знаний | Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа | – Объясните смысл высказывания: «Раб должен трудиться или спать». – Римляне любили повторять: «Господин имеет над рабом право жизни и смерти». Как вы объясните смысл этого высказывания? | Анализируют высказывания. Объясняют их смысл | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других | Беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Параграф 49. Задания 57-58 в рабочей тетради. Карточки (компакт-диск) | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задания в рабочей тетради, карточки |