Короткова М.В., д.и.н., профессор кафедры методики Института истории и науки МПГУ, академик МАНПО




Museum quest as pedagogical phenomenon in context of interact teaching of schoolboys.

Короткова М.В., д.и.н., профессор кафедры методики Института истории и науки МПГУ, академик МАНПО

Markor13@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена теоретическим вопросам квеста как формы интерактивного обучения. Автор рассматривает феномен квеста, различные его типы, а также ситуацию антиквеста.

Annotation: The article is devoted to themuseum quest as form ofinteract teaching. The author consideres phenomenon of quest. different typs of quest. situation of anti quest.

Ключевые слова: педагогическая технология, интерактивное обучение, квест, антиквест, типы квестов, результаты квестов.

Key Words: pedagogic technology, interact teaching, quest, anti quest, different typs of quest, results of quest.

 

Современной тенденцией развитияобразования является внедрение интерактивных форм в учебный процесс. Исследователь И.В. Плаксина так определяет интерактивное обучение: «При использовании интерактивныцх методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не дает готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску». (3, С.22) Музейный квест является одной из перспективных форм интерактивного обучения школьников.

Музейный квест отвечает новейшей тенденции современного образования - коммуникативному подходу в музейной педагогике. Ю.Э. Комлев подчеркивает: «Музей – место воздействия друг на друга носителей разных систем знаний, идеалов, ценностей, устремлений и, как следствие, - обретения чувства общности с себе подобными, осознания своей индивидуальности и непохожести на других». (1, С.60)

Весь процесс поиска квеста – это коммуникация между участниками образовательного процесса, педагогом и предметом изучения. Квест позволяет долго поддерживать активность ребенка и стимулирует освоение музейной коллекции.

Квест – это поиск ключа, ключевого слова, разгадки, которая должна быть найдена на музейном занятии в процессе взаимодействия школьников друг с другом, общения с педагогом и контакта с образовательной средой.

Музейная педагогика различает несколько типов квестов: линейный и штурмовой, маршрутный и тематический, игровой (сюжетный) и поисковый. Сущность любого квеста неизменна: он программирует маршрут движения ребенка по музею и выполнение заданий по изучению его экспозиции.

Результатом квеста может быть восстановленный документ, этикетка картины, места кладов, ключевой экспонат музея, определяющее для коллекции слово. Например, в основе квеста «Загадки музейной коллекции» Государственного музея- заповедника «Царицыно» лежит условный свиток, который был найден археологами во время реставрации дворца. В документе надо восстановить имена, даты и ключевые слова, используемые при постройке Царицына. Чтобы их отгадать, надо совершить путешествие по залам дворца.

В Музее- дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском предлагается квест «В поисках премудрости царской», ключом которого является расшифровка фразы царя Алексея Михайловича. Для ее расшифровки надо пройтись по залам дворца, отгадать ключевые слова и выделить необходимые буквы для составления фразы.

Квест Музеев Московского Кремля «В поисках клада предполагает нахождение и обозначение различных типов кладов на территории Кремля. В ходе поиска квеста в музее ГМИИ им. А.С. Пушкина школьники должны определить название картины, которая похищена грабителями и таким образом познакомиться с художниками Европы и Америки Х1Х века.

Квест «История старой квартиры» предполагает угадывание названий старых вещей за сто лет существования этой квартиры. Например, для 1919 года года характерным предметом была буржуйка, для 1967 – дирижабль, для 1961 года – линза для телевизора. Из получившихся из отгаданных слов букв получается ключевое слово.

Важный признак квеста наличие заданий, которые могут быть решены только в экспозиции при изучении музейного предмета или на территории музея при изучении памятников. Задания должны быть адекватны возрасту посетителей и привязаны к определенному месту в музейном пространстве. Сложные задания станут препятствием к разгадке квеста, а легкие превратят занятие в развлекательное мероприятие.

Один из видов заданий квеста – нахождение музейного предмета и определение его названия. В квесте «Путешествие на поезде времени» Государственного исторического музея предлагается такое задание: «Зал 11 рассказывает о культуре Древней Руси Х1- первой половины Х111 века. В горизонтальных витринах в центре зала находится одна из древнейших русских книг – величайший образец древнерусской книжности. Эта книга украшена миниатюрой с изображением святого на золотом фоне и красочной заставкой над текстом. Рукопись называют по имени новгородского князя, сына Владимира Мономаха, по заказу которого она была выполнена в начале Х11 века для церкви Благовещения на Городище в Новгороде. Найдите эту книгу и напишите ее точное название».

Другой тип задания – определение слова, которое связано с данным залом или деятельностью некогда живущих здесь людей. Например, в квесте «Таинственный наблюдатель» Государственного музея – заповедника «Павловск» Предлагается такое задание: «Кабинет фонарик – это любимый кабинет Марии Федоровны, ее библиотека и картинная галерея одновременно. Императрица была талантлива: она рисовала на бумаге, стекле и фарфоре, вырезала из самоцветных камней камеи, лепила из воска, работала на токарном станке, вышивала. Угадай, как зовут бога – покровителя искусств.

Третьим видом задания для квестов может быть отгадывание ребуса. Например, в квесте «Прогулка с сюрпризом» Государственного музея – заповедника «Царское Село»: «Скульптура Геракла сделана из камня. Как называется этот камень, узнаете, разгадав ребус».

Еще одним видом задания для квеста является отгадывание загадки. В квесте «В поисках премудрости царской» предлагается такое задание: «Чтобы попариться царь забирался на полки, укрытые простыней. Частью русской банной традиции было использование этого предмета. Его заготавливали в лесах из дубовых или березовых веток. Отгадай загадку и узнаешь, что это! Мал да удал, всех перебил и царю не спустил!»

Следующим видом задания для квестов является задание с цифрами. В квесте «загадки музейной коллекции» есть такое задание: «Среди многочисленных шкатулок, ларцов и табакерок «спряталась» брошь «Парочка», изготовленная в селе Палех. Пройдите по залу и найдите ее. Прочтите этикетку. Впишите дату изготовления броши и решите пример: Отнимите от этой даты 201 и получите ключевое слово – дату, которую нужно списать в документ.»

Одним из возможных заданий квеста может быть следующее: «Вставив пропущенные буквы в слова, ты узнаешь название еще одного предмета, представленного в витрине. Например, в квесте «В поисках клада» Музеев Московского Кремля из пропущенных и вставленных букв в слова «мундштук», «костяное кольцо», «стрелы», «меч» школьники получают слово «шлем».

Одним из видов квестовых заданий является использование стихотворений. В квесте «Похищение картины» подчеркивается ключевое слово, которое является «уликой» для разгадки данного квеста. Например, следующее стихотворение: «Они не брат с сестрой, не юные супруги, И их сердца стучатся в унисон! Их неразгаданная тайна - друг о друге Волнует мир с картины Пабло Пикассо.

Путеводитель – квест – это игра, основанная на поиске целого ряда слов для разгадывания ключевого слова. Поиск слов связан с элементами экспозиции и музейными предметами. Самый простой вариант квеста предполагает определение в каждом зале музея слова, связанного с его экспонатами. В каждом выделенном слове для итогового квеста берется одна буква, из них впоследствии составляется «потерявшееся» слово. Степень трудности квеста зависит от сложности промежуточных заданий в залах.

В Путеводителе по Государственной Третьяковской галерее школьники должны собрать сложное название картины, ответив на вопросы и задания по другим произведениям искусства. В путеводителе - квесте Государственного музея- заповедника Царицыно «Загадки музейной коллекции» необходимо «восстановить» документ, то есть дописать недостающие слова, которые дети должны найти на экспозиции в залах дворца.

Егорьевский музей разработал сложный квест «Сороковая бочка или сокровища двух императоров». Название связано с фактом закапывания французами награбленных в Москве сокровищ при отступлении. Одна бочка с сокровищами не была найдена французами, поэтому ее содержимое стало экспонатами музея. На основе сложных ребусов по этим экспонатам требуется отгадать слово «Наполеон». Сложный вариант квеста разработан в музее «Разночинный Петербург». Для отгадки ключевого слова сначала надо выявить две буквы слов, связанных с предметами этого музея, а затем для определения ключа надо посетить еще пять музеев. Это долговременный, но очень продуктивный квест.

Музейный педагог должен предотвращать ситуации антиквеста – феномена, который связан с направленностью занятия на разгадывание ключевого слова и упущением проблемы изучения детьми музейной экспозиции.

Этапы проведения квеста зависят от его специфики. Линейный квест предполагает последовательное выполнение школьниками заданий, не связанных друг с другом. Решение задачи является пропуском на следующий этап. Самый простой вариант – определение в каждом зале музея слова, связанного с его экспонатами. В каждом выделенном слове для итогового слова берется одна буква, из них впоследствии составляется ключевое слово.

Штурмовой квест предполагает одно общее задание, перечень точек с подсказками и выстраивание собственной траектории движения по музею. Тематический квест раскрывает определенную тему музейных предметов экспозиции, имеет сложный маршрут и комплекс взаимосвязанных творческих заданий. Игровой квест предполагает «погружение» школьников в историческое время и ситуацию, помогает поддерживать мотивацию на самостоятельные открытия на основе диалога с экспозицией. Межмузейный квест предполагает посещение нескольких музеев.

Таким образом, музейные квесты – перспективное направление развития интерактивного обучения в музейном пространстве.

Перспективы реализации музейных квестов лежат в плоскости совершенствования путеводителей, аудиогидов, мультимедиагидов, включение мультимедиа технологий для образовательных задач квестов.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Беспалько В.П. Слагаемы педагогической технологии. М,1989

2. Г.В. Борисова, Т.Ю. Аветова и Л.Ю. Косова Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении СПб, Речь, 2002

3. Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Ростов на Дону. Феникс., 2014

4. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии. М. 2006

5. Кашлев С.С. Интерактивные методы в обучении и воспитании школьников. Минск, 2011

6. Комлев Ю.Э. Коммуникация в музее: теория и практика. Оренбург, 2015

7. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. М. 2004

8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М., Академия, 2013

9. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии. М, 2016

10. Селевко К.Г. Энциклопедия образовательных технологий. М. 2006

11. Суворова Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы., М.2005



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: