часть Формирование словаря




В.И. Логинова

Рассмотрим занятия, на которых задачи словарной работы решаются в процессе обобщений, формирования понятий. Существуют понятия, различные по объему и степени отвлеченности и обобщенности. Различают занятий по формированию видовых и родовых обобщений. И видовые, и родовые понятия требуют выделения существенных признаков и обобщения по ним, но характер этих признаков, их количество различны.

Так, существенными признаками для видовых обобщений часто могут быть внешние особенности предметов: части, форма, величина и т.п. Например, кресло от стула отличается наличием подлокотников; гольф, чулок, носок отличаются длиной; шарф, платок, косынка — формой и т.д.

Для родовых понятий существенными могут быть как внешние, так и внутренние, более скрытые признаки или группы их. Например, в основе таких родовых понятий, как «игрушка», «одежда», лежит способ использования различных по внешним признакам предметов; в основе понятий «овощи», «фрукты» лежит несколько признаков: способ использования, место произрастания, выращивание их человеком и т.д.

В процессе формирования видовых и родовых понятий осу­ществляется введение слов, точно обозначающих виды и группы предметов, благодаря чему обеспечиваются точное словоупотребление, точное называние предметов.

Занятия, посвященные формированию понятий и соответствующего им словаря, требуют от детей умения видеть особенности предметов: части, форму, величину, назначение и др. Поэтому они опираются на умения, полученные дошкольниками на занятиях, где осуществлялось углубление знаний о предметах. Таким образом, эти занятия входят в общую систему работы по развитию словаря и тесно связаны с другими видами занятий.

Несмотря на значительную общность, занятия по формиро­ванию видовых и родовых понятий имеют свои методические особенности, которые объясняются содержанием понятий и возрастом детей. Занятия по формированию видовых понятий проводятся главным образом с детьми четвертого-пятого годов жизни. В их методике учитывается следующее:

1. Занятие строится на наглядном материале. Наборы предметов должны включать предметы одного вида, различающиеся по несущественным признакам, и предметы близких видов, например: чашки, различные по цвету, форме, величине, а также стакан. бокал и т.п., от которых дети должны отличать чашки.

2. Ребенок ставится перед необходимостью выбора предмета из группы сходных. Он должен мотивировать свое решение, выделив признак, положенный в основу выбора.

3. Необходимость выбора должна быть понятна ребенку. В связи с этим задача выбора включается в интересную для ребенка деятельность, чаще всего игровую.

Для занятий такого рода могут быть использованы игры-занятия с куклой.

Рассмотрим запись такого занятия.

Программное содержание. Учить детей выделять существенные признаки и на их основе различать сходные предметы: стул — кресло — табурет; чашка — бокал — стакан; скатерть — салфетка; ложка чайная — ложка столовая. Учить детей точно называть перечисленные предметы, закреплять в их словаре соответствующие слова.

Материал к занятию. Мишка, кукла и наборы предметов на столе воспитателя: два кресла, стул, табуретка, стол, две чашки, бокал, стакан, салфетки, скатерть, чайные и столовые ложки.

Воспитатель вносит на занятие мишку и куклу, предлагает «напоить их чаем», спрашивает, что для этого надо.

Дети. Чашки!

Воспитатель. А куда чашки поставим? Что надо сначала?

Дети. Стол!

Воспитатель. Вот Алешенька принесет нам сюда стол. Что принес Алеша

Дети. Стол.

Воспитатель. А теперь надо усадить за стол мишку и Катю. Мишка у нас толстый, шалун. Ему надо кресло поставить. Алена, найди и принеси кресло мишке. (Алена осматривает предметы, берет стул, приносит.) Что принесла Алена?

Дети. Стул. Кресло.

Воспитатель. Стул Алена принесла. Посадили мишку. Он толстый, повернулся и упал. (Мишка падает.) Плохо ему на стуле. Кто принесет кресло мишке? Иди, Павлуша, принеси кресло. (Павлуша приносит кресло.) Что принес Павлуша?

Павлуша. Кресло.

Дети (повторяют). Кресло.

Воспитатель. Из кресла мишка не упадет (сажает мишку). А как Павлуша узнал кресло? Что у кресла есть? (Показывает на спинку.)

Дети. Спинка.

Воспитатель. Спинка под спинку. А что под локотки, чтоб не упасть?

(Показывает подлокотники.)

Андрюша. Спинки маленькие.

Воспитатель. Нет, подлокотники. Вот как мишка сидит, не упадет, ла­пами держится. На чем мишка сидит?

Дети. На кресле.

Воспитатель. А чтоб мишка не упал, что у кресла есть?

Дети. Спинка. И под ручки, вот эти (показывают).

Воспитатель. Да. Спинка сзади, а под локти — подлокотники. А кукле Кате поставим стул. Принесет стул Олечка. (Оля приносит стул, дети подтверждают правильность, сажают куклу на стул.) А как узнала Оля стул? Что есть у стула?

Дети. Спинка.

Воспитатель. Спинка у стула есть, а чего нет? Покажи, Миша.

Миша (показывает подлокотники). Здесь нет.

Воспитатель. Да, подлокотников нет сбоку. Вот сидят мишка и Катя. Ждут чаю. Что надо постелить на стол?

Дети. Скатерть.

Воспитатель предлагает найти и постелить скатерть Маше. Пока Маша стелет скатерть, он спрашивает, как Маша узнала скатерть, почему не взяла вместо нее салфетки. (Показывает салфетки.)

Воспитатель. Какие салфетки?

Дети. Маленькие, а скатерть большая.

Затем детям предлагается поставить мишке и Кате чашки. Дети ставят мишке большую красную, Кате маленькую белую.

Воспитатель. За что мишка и Катя будут держать чашки?

Дети. За ручку. (Андрюша и Соня показывают ручки у чашек.)

Воспитатель. А как дети узнали чашки? Вот стакан и бокал они не взяли. Чего здесь нет? (Повертывает их вокруг оси.)

Дети. Ручек нет.

Воспитатель. Верно. А что есть у чашек?

Дети. Ручки.

Воспитатель. Да! У чашек есть ручки, вот как их узнали дети.

Затем дети получают задание поставить под чашки блюдца, найти ложки для чая и выбирают их безошибочно. Воспитатель спрашивает, как дети узнали ложки для чая, почему не взяли эти (показывает большие).

Алик. Эти большие, их не надо.

Нина. Надо маленькие.

Воспитатель. А для чего нужны большие ложки?

Наташа. Суп есть.

Воспитатель. Правильно. Большими ложками едят суп, а маленькие нуж­ны для чая. Нальем мишке и Кате чаю (делают вид, что наливают чай).

Вызывает двух детей напоить мишку и куклу чаем и заканчивает занятие.

Методика занятий по формированию родовых обобщений и со­ответствующего словаря также направлена на выделение из группы признаков существенных. Но поскольку в этом случае обобщается группа предметов различных видов, то такое занятие будет иметь особую структуру.

Первая часть посвящается выделению всего набора уже известных детям признаков предметов.

Вторая часть имеет целью отделить существенные для обобщения признаки от несущественных, обобщить группу предметов по существенным признакам и ввести слово-понятие.

Третья часть занятия посвящается упражнению детей в подведении видов предметов под понятие на основе учета суще­ственных признаков.

Свою специфику здесь будет иметь и подбор наглядного материала для разных частей занятия. Для первой и второй частей отбираются три-четыре вида предметов, ярко различающихся по несущественным признакам.

Для третьей части занятия набор предметов дополняется предметами близких видов. Так, например, для первых двух частей занятия по формированию понятия «овощи» могут быть взяты морковь, лук, огурец, различающиеся по форме, цвету, вкусу. Для третьей части дополнительно берутся картофель, капуста, редис, свекла, помидор, репа и т.д. и для отличия даются яблоко, груша, грибы, ягоды, лимон и т.п.

Приведем пример такого занятия.

Программное содержание. Учить детей выделять существенные признаки в группе предметов и обобщать их по существенным признакам. Обеспечить понимание и использование в активной речи слова транспорт на уровне элементарного понятия.

1 часть занятия. На доске картинки с изображением парохода, грузовой машины, самолета.

Воспитатель предлагает назвать, что нарисовано, затем рассказать о каж­дом из видов транспорта, направляя описание вопросами: «Для чего нуж­на грузовая машина? Какие части есть у грузовой машины? Кто управляет машиной? и т.д.»

2 часть занятия. После описания всех предметов воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Что разного у всех трех предметов?» Задает направляющие вопросы о скорости, среде передвижения, внешнем виде и т.д. А затем, обобщив ответы детей, просит ответить: «Что у них общего?»

Если дети затрудняются, задает наводящий вопрос: «Для чего они нужны людям?» Затем обобщает ответы детей, подводя их к обобщению: «И пароход, и самолет, и грузовая машина нужны, чтобы перевозить людей и грузы». Воспитатель подводит итог: «Все, что служит для перевозки людей и грузов, можно назвать транспортом». Затем детям предлагается повторить, как можно эти предметы назвать одним словом. Чтобы акцентировать внимание детей на существенном для понятия признаке, их просят ответить на вопрос, как можно узнать, что это транспорт.

В III части занятия организуются упражнения в подведении под понятие. С этой целью воспитатель предлагает поставить картину с изображением предметов, относящихся к транспорту, на одну подставку, а на другую то, что к нему не относится, и мотивировать решение, т.е. выделить существенный для понятия признак.

В набор картинок включены: автобус, пассажирский и товарный поезда, вертолет, лодка, вьючная и запряженная лошадь с кладью и ездоком, легковая машина, велосипед, а также корова, комбайн, швейная машина, кресло, платяной шкаф, пушка. Дети выполняют упражнения и привлекаются к помощи в случаях затруднений или ошибок сверстников. В случае ошибок всем детям задаются вопросы: «Правильно ли выполнено задание? Почему неправильно? Как нужно сделать правильно? Почему так?» Эти вопросы направлены на закрепление знания существенного признака, умения опираться на него при подведении предмета под понятие.

В качестве усложнения и закрепления работа проводится сразу с двумя ранее сформированными понятиями (например, овощи и фрукты, одежда и обувь, мебель и бытовая техника и т.п.). Здесь используются не только картинки, но и словесные игровые упражнения по типу «летает — не летает».

Дальнейшая работа над понятием идет по линии их диффе- ренцировки. Например, понятие «транспорт» дифференцируется, и на этой основе вводятся новые слова: транспорт — воздушный, водный, наземный, подземный; посуда — чайная, столовая, кухонная и т.п.

Приведем пример такого занятия.

Программное содержание. Закреплять умение выделять суще­ственные признаки и обобщать на их основе. Ввести в речь детей новые слова: воздушный, наземный, подземный (транспорт).

Первая часть занятия посвящена закреплению ранее сформированного понятия «транспорт». Воспитатель предлагает детям назвать предметы, изображенные на картинках (легковая машина, автобус, лодка, пароход, вертолет, товарный поезд и т.д.), и ответить на вопрос: «Для чего они используются людьми?» После ответов детей воспитатель просит их вспомнить, как можно назвать все то, что служит для перевозки людей и грузов (транспорт). Названное слово активизируется.

Во второй части занятия у детей формируются понятия о видах транспорта. Воспитатель переносит одну из картинок, например, пароход, на другую доску и спрашивает, какие картинки можно присоединить еще. Если дети называют и присоединяют к нему лодку, буксир, баржу и т.п., воспитатель соглашается и спрашивает, что общего у всех этих предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает вопросом: «Где передвигаются и пароход, и баржа, и лодка?» Получив ответ, воспитатель подтверждает его и вводит соответствующее обобщение: «И лодка, и пароход, и баржа перевозят людей и грузы по воде. Их называют водный транспорт.

Если же к пароходу ребенок присоединяет автобус или что-то другое, мотивируя тем, что на пароходе и на автобусе можно перевозить пассажиров, воспитатель соглашается с этим суждением, но тут же спрашивает, где передвигается пароход и где автобус и что больше похоже на пароход по этому признаку.

Аналогично вводятся понятия «воздушный транспорт», а затем «наземный» и «подземный» транспорт. Занятие завершается разговором о том, почему людям нужны все виды транспорта и каковы преимущества каждого из них.

Таким образом, в процессе выше рассмотренных занятий формируется понятийный характер слова у дошкольников, развивается их мышление.

Закрепление и активизация словаря организуются в процессе дидактических игр и повседневного общения, а также на занятиях по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки.

Занятия по описанию предметов широко используются в практике работы с детьми пятого, шестого и седьмого годов жизни. Часто они проводятся в форме известной игры «Чудесный мешочек». Чтобы направить внимание детей на выделение боль­шего числа признаков, используется игровая форма задания: «Кто увидит и назовет больше?»


 

Особое место занимает работа по обучению отгадыванию загадок. Ее ценность для решения задач словарной работы заключается не только в том, что осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что загадки помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи.

Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему занятия с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.

Чтобы максимально использовать возможности таких занятий для развития речи дошкольников, при их проведении необходимо учитывать ряд методических положений.

Первое из них касается отбора загадок. Важно, чтобы загадки были доступны по содержанию, то есть загадывались о знакомых предметах, характерные особенности которых хорошо известны. Наиболее доступными по форме являются загадки двух видов: описательные (например, «Усатенькая, мохнатенькая, молочко пьет, «мяу-мяу» поет») и метафорические, когда опи­сание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет (например, загадки о еже: «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками»).

Занятия должны преследовать цель — научить ребенка видеть за образным описанием реальный предмет и его особенности, а не запоминать отгадки к загадкам. Это требует, во-первых, внесения наглядного материала, во-вторых, обучения соотнесению словесного образа с конкретными характерными особенностями предмета, в-третьих, мотивировки ответа, от­гадки, включающей доказательства расшифровки образа.

Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех из признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания характерных особенностей.

Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок и объяснению отгадок.

Рассмотрим на примере, как воплощаются эти требования.

В «чудесный мешочек» воспитатель помещает четыре-пять хорошо зна­комых предметов, поочередно предлагает детям достать предмет из мешоч­ка, назвать его и рассмотреть.

Воспитатель. Что ты достал?

Сережа. Карандаш.

Воспитатель. Да, это карандаш. А какого он цвета?

Дети. Красного.

Воспитатель. А как вы узнали, что карандаш красный?

Марина. Потому что он обкрашен красным.

Витя. Потому что у него сверху красное.

Петя. Он сверху красный и в середине будет красный.

Воспитатель. Вы верно догадалась. У нашего карандаша красная рубаш­ка. А если бы карандаш был синий, какая у него была бы рубашка?

Дети. Синяя.

Воспитатель. Какой стороной карандаша можно рисовать?

Оля. Которая заточена.

Воспитатель. На что она похожа?

Дети. Как нос у птицы. Как клюв!

Воспитатель. Верно. А теперь посмотрите, что я сделаю (проводит ка­рандашом по прикрепленному к доске листу бумаги). Что осталось на листе?

Дети. Черта! Черта красного цвета.

Воспитатель. Да. Остался след.

Затем ребенок достает расческу.

Воспитатель. Что это Кирюша достал?

Кирюша. Достал расческу.

Воспитатель. Что это у расчески? (Показывает сначала на ручку, затем на зубья.)

Дети. Ручка! Зубья. Зубы. Зубчики.

Воспитатель. А для чего нужны зубья расческе?

Алеша. Волосы расчесывать.

Воспитатель предлагает показать, как расчесывают волосы.

Алеша. Вот как зубья расчески по голове гуляют — волосы расчесывают.

Аналогично рассматриваются ножницы, кукольный стол, которые дети достают из мешочка. Все предметы выставляются на стол так, чтобы они хорошо были видны детям. Затем воспитатель загадывает загадки.

Воспитатель. «Ивашка — красная рубашка, где носом поведет, там след кладет». Что это?

Ира. Карандаш. (Дети подтверждают правильность ответа.)

Воспитатель. А как вы догадались, что это карандаш?

Вера. Потому что в красной рубашке. Это он покрашен красной краской.

Саша. Потому что, где носом начертит, след остается.

Воспитатель. А теперь отгадайте другую загадку. «Стоят четыре брата под крышею одной, дружные ребята и все равны длиной». Что это?

Костя. Стол это. (Дети подтверждают ответ Кости.)

Витя. Потому что у стола четыре ножки, и тут говорится, что четыре братца.

Aieuia. Потому что все ножки одной длины, и про это тоже есть в загадке.

Ира. И еще сказано, что у них одна крыша. Это ножки крышу от стола держат.

Затем аналогично загадываются и разгадываются загадки про расческу («Зубы не едят, не кусают, по волосам гуляют») и про ножницы («Два конца, два кольца, посередине гвоздик»).

В заключении воспитатель спрашивает, какая из загадок понравилась детям больше всего, просит ее вспомнить и повторить.

В дальнейшей работе задания усложняются. Так, после рас­сматривания предметы могут быть закрыты, и предмет-отгадка выставляется только при мотивировке ответа. Затем предвари­тельное рассматривание может быть снято, и загадываются за­гадки о наглядно представленных предметах. В случаях затруд­нений детей воспитатель организует рассматривание того пред­мета, загадка о котором оказалась неотгаданной. Усложнением является и загадывание новых вариантов загадок об известных предметах при их демонстрации и без нее. Но во всех случаях мотивировка отгадки обязательна.

Обучение детей придумыванию загадок основано на описании предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальным — узнать этот предмет по опи­санию. На первых порах Для всех детей требуется наглядность.

которая затем может быть снята. Целесообразно использование игровых и проблемных ситуаций. Например, игра в «Магазин», когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его; игры «Отгадай по описанию», «Почтальон при­нес посылку» и т.п.

Дальнейшее усложнение таких заданий дтя детей шестого и седьмого годов жизни достигается тем, что подбираются оди­наковые или близкие по внешнему виду предметы, различаю­щиеся некоторыми особенностями, деталями, например, гру­зовые машины, различающиеся формой, цветом некоторых ча­стей, куклы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т.п.

Все это требует умения увидеть характерные детали, особен­ности данного предмета в сравнении с другими, точно обозна­чить их словом при описании.

Последующее усложнение таких занятий связано с включе­нием требования описывать предмет через сопоставление с дру­гим, что способствует введению в речь детей образных выра­жений. Так, описывая куклу, которую ребенок хочет «купить в магазине игрушек», он пользуется средствами сравнения: «Глаза у моей куклы, как васильки»; описывая мяч, говорит: «Он круг­лый, как шарик, красного цвета с золотым пояском».

Такое описание приближается к загадке, воспитывает у ребен­ка вкус к яркой, образной речи, способствует формированию умения пользоваться средствами языковой выразительности.

Закрепление и активизация словаря осуществляются в процес­се целого ряда дидактических игр и игровых упражнений. Особен­но полезны для активизации словаря словесные дидактические игры, широко используемые в старшем дошкольном возрасте: «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше».

Роль воспитателя заключается в организации содержатель­ного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному со­ставу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накоп­ленного словаря.

Рассмотренный выше порядок работы по формированию сло­варя у детей в процессе ознакомления с предметами предпо­лагает единство умственного и речевого развития ребенка-до- школьника

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: