МИНОБРНАУКИ РОССИИ. «Вологодский государственный университет»




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский государственный университет»

(ВоГУ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________ А.Н.Тритенко

«___»______________ 20___г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Направление подготовки: 07.04.01 АРХИТЕКТУРА

Направленность (профиль): АРХИТЕКТУРА И СРЕДОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Программа подготовки: прикладная магистратура

Квалификация выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Факультет: инженерно-строительный

Кафедра: философии

 

Вологда

2016г.

 

 

Составитель рабочей программы

Доцент, кандидат философских наук, доцент _________________ / Пахонина Е.В./

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии

Протокол заседания № 9 от «12 » мая 2016 г.

 

Заведующий кафедрой

«12» мая 2016г. _________________ /Ястреб Н.А./

 

Рабочая программа одобрена методическим советом / комиссией

гуманитарного факультета.

Протокол заседания № 9 от «19» мая 2016 г.

 

Председатель методического совета / комиссии

 

«19» мая 2016г. _________________ /Асташов В.Н./

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства

 

«___»________2016г. _______________ /Ю.В. Анисимов/

(подпись)

Председатель студенческого комитета

по содействию повышения качества

образования ВоГУ_________________ /_________________/

(подпись ) (Ф. И. О.)

 

Представители работодателей и их

объединений (в т.ч. выпускники)

_________________________ _________________ ______ _________/

(должность) (подпись) (Ф. И. О.)

 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Философия и методология научной и проектной деятельности» являются рассмотрение проблем архитектурно-проектного моделирования как особого вида архитектурного творчества; определить специфику архитектуры как вида искусства в свете современных философских исследований.

 

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Философия и методология научной и проектной деятельности» относится к базовым дисциплинам (Б 1. Б.1) и изучается в 1 семестре.

Освоение дисциплины «Философия и методология научной и проектной деятельности» является необходимым элементом подготовки будущих архитекторов в качестве инструмента формирования профессиональной культуры. Курс должен обеспечить теоретическое осмысление проблем архитектурной деятельности на основе современной методологии и способствовать интеграции профессионального архитектурного мышления с философским познанием.

Знания, умения и владения, полученные в ходе изучения курса «Философия и методология научной и проектной деятельности», могут быть использованы при изучении специальных дисциплин, а также в ходе работы над выпускной квалификационной работой.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– теоретические проблемы архитектурной деятельности на основе современной философской методологии (ОК-1), (ОК – 2);

– условия интеграции профессионального архитектурного мышления с философским познанием (ОК-1); (ОК – 2);

– основные понятия семиотики (ОК – 2);

– психолого-методологические проблемы архитектурно-проектного моделирования как особого вида архитектурного творчества (ОК-2); (ОПК – 1).

Уметь:

– формулировать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач(ОК-1), (ОК-2);

– вести свою профессиональную деятельность с учетом культурологических и природоохранных аспектов (ОК-1), (ОПК-1);

– оперировать современной методологией научных исследований в архитектуре (ОПК – 2).

Владеть:

– способами концептуально осмысливать и моделировать среду жизнедеятельности человека в контексте взаимодействия процессов регионализации и глобализации (ОПК – 1);

– категориальной культурой ведения архитектурно-теоретических исследований (ОК – 1), ОК – 2);

– навыком формулирования и выявления фундаментальных проблем архитектурной науки и практической деятельности архитектора (ОК – 1), (ОК – 2);

– навыками методологически-грамотного ведения научных исследований в области социокультурных проблем архитектуры (ОПК – 1)

– способностью проводить комплексные прикладные и фундаментальные исследования с целью обоснования концептуально новых проектных идей, решений и стратегий проектных действий (ПК – 3).

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/ МОДУЛЯ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет ЗЕТ (3 часа), в том числе в семестрах:

 

Семестр № Трудоемкость РПР, курсовая работа, курсовой проект Форма промежуточной аттестации
Всего Контактная работа СРС Экз.
ЗЕТ час. час. час. час.
Лк. Пр. Лаб.
          -       экзамен

 

Распределение результатов обучения и компетенций по семестрам, темам учебной дисциплины с указанием видов учебной деятельности и их содержания, образовательных технологий, последовательности учебных недель, трудоемкости, форм текущего контроля и промежуточных аттестаций представлено в соответствующей таблице.

Контактная работа

 

 

№ п/п Результаты обучения (указывается распределение ожидаемых результатов и компетенций по разделам учебной дисциплины) Семестр, раздел / тема. Виды учебной деятельности. Краткое содержание Образова-тельные технологии Неделя Трудоем-кость, час Форма текущего контроля
             
1 семестр
  Тема 1:Философия и методология научной деятельности.
Знать и понимать специфику научного познания (ОК-1), (ОК-2). Лекция 1-2: Наука как общественное явление, ее специфика, критерии научности. Наука и другие формы знания. Классификация наук. Философия науки. Основные подходы к развитию научного знания. Методология научного познания. Формы научного знания. Проблемная лекция     Конспект лекции
СРС:изучение материала лекции 1 - 2.        
Знать и понимать основные проблемы философии науки (ОК-1), (ОК-2). Семинар 1 - 2: Наука как общественное явление, ценность научной рациональности. Наука и ненаучные формы знания. Критерии научности. Классификация наук. Сходство и отличие естественных, гуманитарных и технических наук. Философия науки, ее проблемы. Проблема роста и развития научного знания. Основные методологические подходы к развитию научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Методология научного познания, его уровни, формы. Роль науки в жизни общества. дискуссия     Составление плана-конспекта текста
СРС:составление плана-конспекта.        
  Тема 2: Специфика и методология проектной деятельности.        
Знать и понимать методологию проектной деятельности (ОК-1), (ОК-2). Лекция 3-4: Проектирование как вид творческой деятельности. Методы проектирования. Системы автоматизации процесса проектирования. Методология управления проектами. Проблемная лекция с элементами беседы     Конспект лекции
СРС:изучение материала лекции 3 - 4.        
  Знать и понимать суть проектирования как вида творческой деятельности (ОК-1), (ОК-2), (ПК – 3). Семинар 3 – 4: Проектирование как вид творческой деятельности. Методы проектирования: метод мозговой атаки, фундаментальный метод Мэтчетта, исследование потребителей, поиск границ, кумулятивная стратегия Пейджа, функционально-стоимостный анализ, инженеринг и реинженеринг бизнес-процессов, метод эвристических приемов, морфологический анализ и синтез решений, методы исследования структуры проблемы, метод переключения стратегии, системотехнический подход к проектированию, системная технология вмешательства. Автоматизация процесса проектирования. Структура знаний управления проектами (содержание проекта, время, стоимость, качество, персонал, коммуникации, риски, поставка и контракты, интеграция). Планирование проекта (общие вопросы, структура работ, время, затраты, документирование). Реализация и завершение проекта.       Составление плана-конспекта текста
    СРС: составление плана-конспекта текста        
  Тема 3: Инновационный процесс и проекты.
Знать и понимать суть инноваций и инновационного процесса (ОК-1), (ОК-2), (ПК-3). Лекция 5 - 6: Инновации, их виды, цели, классификация, функции. Инновационный процесс и его жизненный цикл. Инновационный проект, его основные компоненты, цели, задачи, участники. Критерии успеха проектного подхода. Основные направления инновационной политики. Разработка нового продукта и причина неудач. Финансирование инновационной деятельности. Правовое регулирование инновационной деятельности. Проблемная лекция с элементами беседы     Конспект лекции
  СРС: изучение материала лекции 5 - 6.        
  Тема 4: Архитектурная деятельность как особый вид моделирования.
Знать философское осмысление архитектуры как феномена культуры (ОК-1), (ОПК-1). Лекция 7 - 8: Философское осмысление архитектуры как феномена культуры. Развитие представлений об архитектуре от античности до современности. Моделирование – сущность архитектурно-строительной деятельности. Виды моделирования действительности (в науке, искусстве, архитектуре). Специфика архитектурно-проектного моделирования. Современная архитектура и постмодернистская культура. Мера преемственности и относительность «развития» архитектуры. «Дух времени» и критерии «развития» архитектуры. Теория культурных ареалов и идея «этнокультурного территориального комплекса». Способы художественного выражения идеалов эпохи в архитектуре и искусстве. Архитектурная типология зданий. Проблемная лекция с элементами беседы     Конспект лекции
  СРС: изучение материала лекции 7 - 8.        
Знать и понимать историю представлений об архитектуре (ОК-1), (ОК-2), (ОПК-1). Семинар 6: Особенности понимания архитектуры по Витрувию. Представление об архитектуре по трактатам итальянского Возрождения. Архитектурные представления эпохи классицизма. Определение предмета архитектурного творчества в концепциях советского конструктивизма. Современные определения архитектуры. Художественный код постмодернистской архитектуры. Постмодернистская метафора. Нелинейная парадигма в архитектуре. Морфология нелинейности. Архитектурное сознание XX – нач.XXI вв. Антропосохранная концепция, идея коэволюции и критика техногенного вектора науки в культуре. Основные проблемы философии архитектуры. Архитектура как способ познания мира и сотворения бытия. Исторические формы взаимодействия философии и архитектуры. Исторические связи американской архитектуры и философии прагматизма. Дискуссия с элементами деловой игры     Составление схемы или таблицы, конспекта.
СРС:составление схемы или таблицы.        
  Тема 5: Специфика архитектуры как особого вида искусства.
Знать специфику архитектуры как вида искусства (ОК-1), (ОК-2), (ОПК – 1). Лекция 9 - 10: Понятие эстетического и художественного. Художественный вкус, мода, стиль. Проблема художественного в архитектуре. Художественный образ в архитектуре. Форма в архитектуре. Синтез архитектуры и дизайна с другими видами искусства, наукой и техникой. Архитектурный стиль. Симулякр. Художественный символ. Символы средневекового искусства и архитектуры. Связь художественного образа и художественного символа. Архитектура как сфера выражения положительного общественного идеала. Проблемная лекция с элементами беседы     Конспект лекции
  СРС: изучение материала лекции 9 - 10.        
  Тема 6: Архитектурная деятельность как творчество.
Знать сущность творчества (ОК-1), (ОК-2). Лекция 11 - 12: Творчество как вид деятельности. Сущность творчества, области творческой деятельности, критерии творчества. Стимулы и препятствия на пути к творчеству. Общие принципы решения творческих проблем (ассоциативность, системный подход, фрактальность, методы поиска творческих решений). Изобретательство и творчество. Пространство как предмет профессионального творчества архитектора. Методы и средства архитектурного творчества. Архитектурная композиция. Композиционные приемы и их сочетания. Физико-технические основы проектирования. Творческий метод архитектора. Проблемная лекция с элементами беседы     Конспект лекции
  СРС: изучение материала лекции 11 - 12.        
Знать и понимать специфику архитектурного творчества (ОК-1), (ОК-2), (ОПК-1). Семинар 7: Сущность, критерии, стимулы и препятствия в творчестве. Общие принципы решения творческих проблем. Использование ассоциативных образов в архитектурном творчестве. Роль и значение пространственных представлений в различных типах культуры. Пространственная ментальность как основа пространственной культуры и архитектурно-строительного творчества. Семантика архитектурного пространства. Символизация пространств как основа профессионального творчества архитектора. История становления методов и средств архитектурного творчества (архитектурно-строительное формообразование, архитектурно-проектное моделирование). Пространственные модели как средство профессионального творчества. Теоретические основы компьютеризации архитектурно-пространственного моделирования, современные проблемы и тенденции компьютеризации архитектурно-проектного моделирования. Аналитическая дискуссия, презентация     Составление вопросов, конспекта, написание эссе на тему: «Специфика архитектуры как особого вида проектирования, моделирования и творчества».
СРС:подготовка проблемных вопросов к аналитической дискуссии.        
                 
  Тема 7: Основные понятия семиотики.
Знать и понимать развитие семиотики (ОК-1), (ОК-2). Лекция 13 - 14: Предмет семиотики. Знаковая природа информации. Междисциплинарный характер семиотики и ее место в системе научного знания. Дефиниция и строение знака. Развитие семиотики (Ф. де Соссюр, Г.Г. Шпет, Ч. Моррис, Р. Якобсон, К. Леви-Строс, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, У. Эко). Тартуско-московская семиотическая школа. Классы знаковых систем. Классы элементарных знаков, различных по типу мотивированности и степени конвенциональности. Основные понятия семиотики. Архитектура как знаковая система. Архитектурные формы. Проблемная лекция с элементами беседы     Конспект лекции
  СРС: изучение материала лекции 13 - 14.        
Знать и понимать специфику семиотики, ее основные понятия (ОК-1), (ОК-2). Семинар 8: Семиотика, ее предмет, междисциплинарный характер. Развитие семиотики. Знаковая природа информации. Классы знаков. Ритуально-религиозные семиотические системы. Поведение как объект семиотики. Художественные семиотики движений человека: танец, игра актера, пантомима, цирк. Семиотика звука. Музыка как семиотическая система. Семиотика художественного изображения: скульптура, графика, живопись, архитектура, фотография, кино. Семиотика искусного слова: поэзия и проза; эпос, лирика, драма. Специализированные искусственные семиотики: число и буква, смысловое письмо, информационные языки, языки программирования. Дискуссия, презентация     Составление плана-конспекта текста
СРС:составление плана-конспекта.        
  Тема 8: Знаковые системы культуры. Архитектура как знаковая система.        
Знать и понимать специфику знаковой системы культуры (ОК-1), (ОК – 2), (ОПК-1). Лекция 15 - 16: Знаковые системы культуры. Ритуально-религиозные семиотические системы. Поведение как объект семиотики. Художественные семиотики движений человека: танец, игра актера, пантомима, цирк. Семиотика звука. Музыка как семиотическая система. Семиотика художественного изображения: скульптура, графика, живопись, архитектура, фотография, кино. Семиотика искусного слова: поэзия и проза; эпос, лирика, драма. Специализированные искусственные семиотики: число и буква, смысловое письмо, информационные языки, языки программирования. Знак в архитектуре. Архитектурные коды. Башня как архитектурный символ культуры. Семантика обелиска. Символика колонны и арки. История возникновения декоративных элементов зданий. Проблема целостности национальной архитектуры. Бионика в архитектуре. Проблемная лекция с элементами беседы     Конспект лекции, презентация.
  СРС: изучение материала лекции 15 - 16.        
ИТОГО Общий объем дисциплины    
в том числе: Контактная работа    
СРС    
  Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация   экзамен
               

Основные электронные средства образовательного назначения:

Электронное средство коммуникации Формат материала
E-mail, форум, www, CD-ROM, NetMeeting, чат, Meeting room, ЛВС, ICQ, Skype идр. Текст, гипертекст, аудио-, видео-, мультимедиа материал, видеоконференция, диаграммы, схемы, тренажеры, графика, формулы и др.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Место дисциплины в структуре ОПОП, этапы формирования компетенций в процессе освоения обучающимися ОПОП отражены в матрице междисциплинарных связей (п.4.2 ОПОП), в матрице компетентностно-дисциплинарных связей (п.4.3 ОПОП) и в п.2 настоящей рабочей программы дисциплины.

Перечень развиваемых в дисциплине компетенций ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ПК-3 описание компетенций и этапы их формирования в процессе изучения дисциплины представлены в предшествующих п.п. 3 и 4.

 

5.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формировании, описание шкал оценивания

 

Оценивание уровня сформированности компетенций ОК-1, ОК-2, ОПК-1,ПК-3 у обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам, описание их показателей, критериев и шкал оценивания в процессе освоения ОПОП осуществляется по курсам обучения по направлению подготовки 07.04.01 Архитектура и направленности (профилю) Архитектура и средовое проектирование согласно сквозной программе соотнесения результатов промежуточных аттестаций обучающихся в дисциплинарном и компетентностном форматах (раздел 4.9. ОПОП).

Для процесса изучения дисциплины и проведения промежуточной аттестации описание показателей, критериев и шкал оценивания компетенций представлено в п.7.4 ОПОП.

При проведении промежуточной аттестации в форме экзамена (зачета с дифференцированной оценкой) успеваемость обучающегося оценивается по четырехбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

 

Соответствие оценок и требований к результатам аттестации в форме экзамена

Оценка Характеристика требований к результатам аттестации в форме экзамена
«Отлично» Теоретическое содержание курса освоено полностью без пробелов, системно и глубоко, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные рабочей учебной программой учебные задания выполнены безупречно, качество их выполнения оценено числом баллов близким к максимуму.
«Хорошо» Теоретическое содержание курса освоено в целом без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные рабочей учебной программой учебные задания выполнены с отдельными неточностями, качество выполнения большинства заданий оценено числом баллов близким к максимуму.
«Удовлетворительно» Теоретическое содержание курса освоено большей частью, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных рабочей учебной программой учебных заданий выполнены, отдельные из выполненных заданий содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые навыки работы не сформированы или сформированы отдельные из них, большинство предусмотренных рабочей учебной программой учебных заданий не выполнено либо выполнено с грубыми ошибками, качество их выполнения оценено числом баллов близким к минимуму.

 

Соотнесение диапазона полученных на экзамене баллов и оценки уровня сформированности компетенции для группы обучающихся и для одного обучающегося:

диапазон баллов оценка
0,0≤…<3,0 не соответствует(-)
3,0≤…<4,0 в основном соответствует(+)
4,0≤…≤5,0 соответствует(++)

 

5.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной деятельности

 

5.3.1. Темы, перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и/или промежуточной аттестации

№ темы п/п Тема, контрольные вопросы
1 семестр
1. Тема: Философия и методология научной деятельности.
Формируемые компетенции:ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ПК-3 Вопросы для текущего контроля: Наука как общественное явление, ее специфика, критерии научности. Наука и другие формы знания. Классификация наук. Философия науки. Основные подходы к развитию научного знания. Методология научного познания. Формы научного знания. Критерии оценивания устных ответов:
  • корректность употребления терминов;
  • знание сущности науки, ее специфику, критерии научности, классификацию, методы и формы;
  • полнота раскрытия содержания;
  • способность применять полученные знания к анализу философских вопросов и проблем своей предметной области.
  Конспект темы должен содержать следующие сведения: - понятие науки, ее специфику, критерии научности; - особенности классификации наук; - основные подходы к развитию научного знания, методы и формы научного знания.
2. Тема: Специфика и методология проектной деятельности.
Формируемые компетенции:ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ПК-3 Вопросы для текущего контроля: Проектирование как вид творческой деятельности. Методы проектирования. Системы автоматизации процесса проектирования. Методология управления проектами. Критерии оценивания устных ответов:
  • корректность употребления терминов;
  • знание сущности проектирования как творческой деятельности, методы и методологию управлениями проектами;
  • полнота раскрытия содержания;
  • способность применять полученные знания к анализу философских вопросов и проблем своей предметной области.
  Конспект темы должен содержать следующие сведения: - понятиепроектирования, его методы; - особенности методологии управления проектами.
3. Тема:Инновационный процесс и проекты.
Формируемые компетенции:ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ПК-3 Вопросы для текущего контроля: Инновации, их виды, цели, классификация, функции. Инновационный процесс и его жизненный цикл. Инновационный проект, его основные компоненты, цели, задачи, участники. Критерии успеха проектного подхода. Основные направления инновационной политики. Разработка нового продукта и причина неудач. Финансирование инновационной деятельности. Правовое регулирование инновационной деятельности. Критерии оценивания устных ответов:
  • корректность употребления терминов;
  • знание сущности инноваций, инновационного проекта, цикла, инновационной политики государства;
  • полнота раскрытия содержания;
  • способность применять полученные знания к анализу философских вопросов и проблем своей предметной области.
  Конспект темы должен содержать следующие сведения: - понятиеинноваций, модификации, инновационного проекта, цикла, инновационной политики государства; - особенности разработки нового продукта и причины неудач; - правовое регулирование инновационной деятельности.
4. Тема: Архитектурная деятельность как особый вид моделирования.
Формируемые компетенции:ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ПК-3 Вопросы для текущего контроля: Философское осмысление архитектуры как феномена культуры. Развитие представлений об архитектуре от античности до современности. Моделирование – сущность архитектурно-строительной деятельности. Виды моделирования действительности (в науке, искусстве, архитектуре). Специфика архитектурно-проектного моделирования. Современная архитектура и постмодернистская культура. Способы художественного выражения идеалов эпохи в архитектуре и искусстве. Архитектурная типология зданий. Критерии оценивания устных ответов:
  • корректность употребления терминов;
  • знание сущности архитектуры как феномена культуры, специфики архитектурно-проектного моделирования;
  • полнота раскрытия содержания;
  • способность применять полученные знания к анализу философских вопросов и проблем своей предметной области.
  Конспект темы должен содержать следующие сведения: - понятиеархитектуры как феномена культуры; - особенности архитектурно-проектного моделирования; - способы художественного выражения идеалов эпохи в архитектуре и искусстве.
5. Тема: Специфика архитектуры как особого вида творчества.
Формируемые компетенции:ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ПК-3 Вопросы для текущего контроля: Понятие эстетического и художественного. Художественный вкус, мода, стиль. Проблема художественного в архитектуре. Художественный образ в архитектуре. Форма в архитектуре. Синтез архитектуры и дизайна с другими видами искусства, наукой и техникой. Архитектурный стиль. Симулякр. Художественный символ. Символы средневекового искусства и архитектуры. Архитектура как сфера выражения положительного общественного идеала. Критерии оценивания устных ответов:
  • корректность употребления терминов;
  • знание сущности художественных символов и образов в архитектуре;
  • полнота раскрытия содержания;
  • способность применять полученные знания к анализу философских вопросов и проблем своей предметной области.
  Конспект темы должен содержать следующие сведения: - понятиехудожественного, художественных образов и символов в архитектуре; - особенности архитектуры как сфера выражения положительного общественного идеала; - способы взаимосвязи архитектуры и дизайна с другими видами искусства, наукой и техникой.
6. Тема: Архитектурная деятельность как творчество.
Формируемые компетенции:ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ПК-3 Вопросы для текущего контроля: Творчество как вид деятельности. Сущность творчества, области творческой деятельности, критерии творчества. Стимулы и препятствия на пути к творчеству. Общие принципы решения творческих проблем (ассоциативность, системный подход, фрактальность, методы поиска творческих решений). Изобретательство и творчество. Пространство как предмет профессионального творчества архитектора. Методы и средства архитектурного творчества. Архитектурная композиция. Композиционные приемы и их сочетания. Физико-технические основы проектирования. Творческий метод архитектора. Критерии оценивания устных ответов:
  • корректность употребления терминов;
  • знание сущности творчества, его критерии, принципов решения творческих проблем, изобретательства, методы и средства архитектурного творчества;
  • полнота раскрытия содержания;
  • способность применять полученные знания к анализу философских вопросов и проблем своей предметной области.
  Конспект темы должен содержать следующие сведения: - понятиетворчества и изобретательства, их критерии; - особенности стимулов и препятствий на пути к архитектурному творчеству, его методы и средства.   Написание эссе «Специфика архитектуры как особого вида проектирования, моделирования и творчества». Критерии оценивания эссе: · оригинальность авторского подхода; · владение базисным теоретическим материалом дисциплины – корректность использования терминов, знание специфики различных подходов, авторских концепций; · глубина раскрытия темы; · аргументированность, последовательность изложения; · самостоятельность выводов. Объем эссе от 2 до 5 стр, 14 шр.,инт. 1,5, выравнивание по ширине.
7. Тема: Основные понятия семиотики.
Формируемые компетенции:ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ПК-3 Вопросы для текущего контроля: Предмет семиотики. Знаковая природа информации. Междисциплинарный характер семиотики и ее место в системе научного знания. Дефиниция и строение знака. Классы знаковых систем. Классы элементарных знаков, различных по типу мотивированности и степени конвенциональности. Развитие семиотики (Ф. де Соссюр, Г.Г. Шпет, Ч. Моррис, Р. Якобсон, К. Леви-Строс, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, У. Эко). Тартуско-московская семиотическая школа. Архитектура как знаковая система. Архитектурные формы.Знак в архитектуре. Архитектурные коды. Башня как архитектурный символ культуры. Семантика обелиска. Символика колонны и арки. История возникновения декоративных элементов зданий. Критерии оценивания устных ответов:
  • корректность употребления терминов;
  • знание сущности семиотики, ее развития, сущности знака, архитектуры как знаковой системы;
  • полнота раскрытия содержания;
  • способность применять полученные знания к анализу философских вопросов и проблем своей предметной области.
  Конспект темы должен содержать следующие сведения: - понятиесемиотики, ее место в системе научного знания, развитие; - особенности строения знака, классы знаковых систем; - специфику архитектуры как знаковой системы.
8. Тема:Знаковые системы культуры. Архитектура как знаковая система.
  Формируемые компетенции:ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ПК-3 Вопросы для текущего контроля: Знаковые системы культуры. Проблема целостности национальной архитектуры. Бионика в архитектуре. Критерии оценивания устных ответов:
  • корректность употребления терминов;
  • знание сущности знаковых систем культуры;
  • полнота раскрытия содержания;
  • способность применять полученные знания к анализу философских вопросов и проблем своей предметной области.
  Конспект темы должен содержать следующие сведения: - понятиезнаковых систем культуры; - особенности проблемы целостности национальной архитектуры.   Требования к презентации: - достоверность и глубина информации; - знание основных подходов, различных точек зрения в рамках дисциплины; - владение терминологическим аппаратом дисциплины; - использование иллюстраций; - аргументированность и последовательность изложения. Объем 20 – 25 слайдов, список литературы 3 -5 источников, содержание 3-5 пунктов, шрифт 14. Примерные темы для презентации:   1.Междисциплинарный характер семиотики и ее место в системе научного знания. 2. Ритуально-религиозные семиотические системы. 3. Поведение как объект семиотики. Художественные семиотики движений человека: танец, игра актера, пантомима, цирк. 4.Семиотика звука. Музыка как семиотическая система. 5.Семиотика художественного изображения: скульптура, графика, живопись, архитектура, фотография, кино. 6.Семиотика искусного слова: поэзия и проза; эпос, лирика, драма. 7.Специализированные искусственные семиотики: число и буква, смысловое письмо, информационные языки, языки программирования. 8.Архитектура как знаковая система. 9.История возникновения декоративных элементов зданий. 10. Знаковая природа информации. Знаковые системы культуры.
 

 

 

5.3.2. Контрольные типовые задания для проведения промежуточной аттестации

 

5.3.2.1. Задания для проведения промежуточной аттестации соответствуют содержанию учебной дисциплины, представленному в п. 4, и определяют степень сформированности компетенций по каждому результату обучения.

5.3.2.3. Задания (экзаменационные билеты) промежуточной аттестации в форме экзамена

 

№ п/п Вопросы к экзамену
  1 семестр
  Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ПК-3 1.Наука как общественное явление, ее специфика, критерии научности. Наука и другие формы знания. 2.Классификация наук. Формы научного знания. 3.Философия науки. Основные подходы к развитию научного знания. Методология научного познания. 4.Проектирование как вид творческой деятельности. Методы проектирования. 5.Методология управления проектами. 6.Инновационный проект, его основные компоненты, цели, задачи, участники. Критерии успеха проектного подхода. 7.Моделирование – сущность архитектурно-строительной деятельности. Виды моделирования действительности (в науке, искусстве, архитектуре). Специфика архитектурно-проектного моделирования. 8.Философское осмысление архитектуры как феномена культуры. Развитие представлений об архитектуре от античности до современности. 9.Проблема художественного в архитектуре. Художественный образ в архитектуре. Форма в архитектуре. 10.Связь художественного образа и художественного символа. Архитектура как сфера выражения положительного общественного идеала. 11.Творчество как вид деятельности. Общие принципы решения творческих проблем (ассоциативность, системный подход, фрактальность, методы поиска творческих решений). 12.Методы и средства архитектурного творчества. Архитектурная композиция. 13.Междисциплинарный характер семиотики и ее место в системе научного знания. Основные понятия семиотики. 14.Знаковые системы культуры. 15.А


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: