Анализ семантики «запаха» в стихотворениях Д.С. Арбениной




 

По словам самой Д.С. Арбениной, в первую она музыкант, а не поэт: «Стихи – более заповедная штука. Стихи – это воровство себя самого у себя самого»; «В картинах – одно веселье, в песнях – очень много неба, а в стихотворениях – очень много смерти».

Итак, попробуем проследить частоту упоминания и семантику запахов в стихотворном творчестве певицы.

В стихотворении «Я могу уйти» лирический герой испытывает чувства разочарования и печали – «но пока я стою/ и вдыхаю запахи дома./ и отчаянно морщусь/ от горечи отрешений»[1 c.15]. В стихотворении изображаются душевные метания: уйти или остаться. Запах дома уловить довольно трудно, но каждый человек, попадая в новый дом, ощущает специфический запах, источник этого аромата определить сложно.

Стихотворение «Эшафот не сломался», на мой взгляд, весьма сложное по содержанию и строению. Стихотворение довольно динамичное, его динамика создаётся благодаря парцелляции, повторяющимся назывным предложениям. Центральными темами является любовь и расставание, жизнь и смерть. Чувства накалены, поэтому аромат изображается как «пахучее варево цвета древесной коры» [1 c.19]. Очевидно, это варево выглядит неприятно, значит, эмоции лирического героя соответствуют этой пахучей массе.

В стихотворении «Немым (мы утеряли пешку)» прослеживаются уже знакомые нам мотивы: лето, луна и запах, который передаёт чувство любовной близости: «я чувствую – лето крадется/ и плавится в темноте./ но есть ты и запах твой/ навеки впитанный мной/ прекрасной дорогой ложится/ между дождем и луной»[1 c.27].

Также необходимо привести в пример стихотворение, которое наполнено запахами от начала до конца:

«я не знаю чем пахнет кино

и чем пахнет экран.

я не знаю чем пахнет твой рот

хоть его целовал.

я лишился всех запахов

будто орех скорлупы.

я не чувствую насморка зная

что точно простыл.

я не знаю чем пахнет печаль

тех кто спит в сапогах.

я не знаю чем пахнет трава

умирая в стогах.

я не знаю чем пахнет гортань

захлебнувшись в любви.

я не знаю чем пахнет мениск

без колена брони.

но когда мы хотим и ты льнешь

пластилином к плечу

аромат пеленает меня

и вползает змеей.

я не знаю чем пахнет весь мир.

и я знать не хочу.

есть единственный запах. он плен.

и ты знаешь – он твой.»[1 c.72]

В этом стихотворении перечисляются множество «несуществующих» запахов, также отмечается, что если человек перестанет ощущать запахи, он будет неполноценен, будто орех без скорлупы. Также запах здесь изображается как реальный персонаж и сравнивается со змеёй, используются метафора и олицетворение («аромат пеленает меня/ и вползает змеёй»). После многочисленных перечислений различных ароматов, лирический герой приходит к выводу, что не желает знать никаких запахов, кроме одного единственного – запах любимого, близкого и родного человека, лишь этот аромат имеет значение.

Одушевлённым запах становится также и в другом стихотворении: «запах юга печален как мы на плацдармах перрона./ запах юга отмечен крылатыми без провожатых»; «запах юга бездомен как море где мы были порознь./ запах юга острее иглы. в уши намертво имя»[1 c.77]. Запах сравнивается и с людьми, и с морем, и с иглой, тем самым подчёркивается настроение стихотворения – тоска, разочарование и одиночество.

После прочтения стихотворения «На ёлке у Ивановых» наворачиваются слёзы. В нём рассказывается история семьи, в которой произошла трагедия – погибли родители маленького мальчика. Смерть изображается жутко «смерть наряжает ёлку в фотокарточки папы и мамы». Аромат соответствует тревожной и болезненной атмосфере дома – резкий запах сигаретного дыма и духов («и воздуха разом не стало в накуренном жарком доме./ я голову прятал от влажных духами пропахших ладоней»)[1 c.82]. Обстановка кажется чудовищной – вместо доброго семейного праздника людей переживают настоящую беду и чувствуют себя абсолютно беспомощными.

В стихотворении «Последнее танго» настроение совсем иное. В данном стихотворении центральной темой является любовь. Гроза передаёт чувства лирического героя, которого захватила тоска от разлуки с любимым человеком. День кажется ему безнадёжным, а рассвет совсем не нужным. «пахнет грозой. а дождя нет.»; «пахнет грозой минус дождь./ мы танцуем наш первый раз/ и нежны ладони»[1 c.124].

 

Заключение

 

Цели и задачи, поставленные в данной работе, выполнены.

Было рассмотрено понятие семантики в различных источниках. Мы обратили внимание на то, как способна меняться семантика слова в зависимости от контекста. Также нами были изучены научные работы, связанные с изучением значения концепта запаха в художественной литературе. Стоит отметить, что запах в определённом контексте способен приобретать цвет или даже вкус. Более того, автор может наделять запахом те объекты, которые по своей сути вовсе не способны иметь аромат. Запах тесно связан с памятью. Встречая в тексте какой-либо аромат, возникают яркие ассоциации, – это и является целью использования запаха в тексте: вызвать ассоциацию, которая спровоцирует определённую эмоцию. Исследования, связанные с изучением запаха в литературном тексте, очень интересны и важны, ведь запах – это яркая деталь, которую нельзя оставлять без внимания при анализе произведения. Помимо этого, мы изучили творческий путь Арбениной Д.С., обращая внимание на интересные и особо значимые моменты биографии.

Во второй части курсовой работы был произведён анализ песен и поэтических текстов Арбениной Д.С. Мы убедились в том, что запах в творчестве певицы встречается довольно часто, автор уделяет пристальное внимание выбору того или иного аромата при описании своих чувств. Благодаря этому, мы словно оказываемся в хвойном лесу, ощущая «тонкий запах смолы», в полях, пахнущих сгоревшей травой, в городе, который «пахнет любовью».

 

Список литературы

1. Арбенина Д. Бег: [Поэзия]/ Диана Арбенина. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 384 с.

2. Арбенина Д. Сталкер – М.: АСТ, 2014. – 288 с.

3. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 520 с.

4. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. Пособие для учителей М., «Просвещение», 1976. – 208с

5. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово, ч. 1. М., 1972; – 368 с.

6. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: анализы, интерпретации, характеристики / М.Л. Гаспаров. – СПб.: Азбука, 2001. – 480 с.

7. Жирмунский В.М. Задачи поэтики // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977. – 407 с.

8. Зыховская Н.Л. Ольфакторий русской прозы XIX века Автореферат Екатеринбург 2016. – 40 с.

9. Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества / В.В. Кожинов. – М.: Алгоритм, 2001. – 320с.

10. Колупаева А.А. Концепт запах и способы его репрезентации в русском языке Автореферат Тамбов 2009. – 24 с.

11. Крюкова Л.Б., Хизниченко А.В. ТГУ, г. Томск Семантика восприятия запаха и ее роль в формировании художественного образа пространства в поэтических текстах И. Бродского и Б. Пастернака 2016. – 451 с.

12. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха – Пособие для студентов / Ю.М. Лотман. – Ленинград: Просвещение, ленинградское отделение, 1972. – 272с.

13. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. – М.: Интелвак, 2003 – 1600 с.

14. Матвеева Н.М. Лирика русских поэтов ХХ века в творчестве рок-групп «Ночные Снайперы» и «Сурганова и Оркестр» // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. – Вып. 14. – С. 271-280.

15. Немченко В.Н. Введение в языкознание: учебник для вузов / В. Н. Немченко. — М.: Дрофа, 2008. –703 с.

16. Новиков Л.А. Семантика русского языка: Учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1982 – 272 с.

17. Николаев А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 255 с.

18. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.

19. Пешковский А.М. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы. – М.: Гос. Акад. Худ. Наук, 1997. – 312 с.

20. Рогачёва Н.А. Русская лирика рубежа XIX–XX веков: поэтика запаха Автореферат Екатеринбург 2011 – 48 с.

21. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов Книга для учащихся М: "Просвещение" 1985. – 154 с.

22. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учеб. для филол. спец. вузов – 3-е издание., испр. и доп. – М: Высш. шк., 1990 – 415 с.

23. Юрченко А. В. Семантика запаха и его функции в песнях Дианы Арбениной // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. Ун-т, 2013. – Вып.14. – С. 280-286.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: