Тема 5. Базовые принципы взаимодействия религиозных организаций и Российской Федерации как основа обеспечения религиозной безопасности общества и государства




Конституционное провозглашение российского государства светским означает, что оно не является ни религиозным, ни атеистическим. В нашем отечестве не существует государственной или обязательной религии, и ни одно из вероучений не признается официальным или предпочтительным.

Религиозные объединения выступают как равноправные партнеры государства, а государственно-конфессиональные отношения принимают многообразные формы на основе провозглашенных в Конституции свободы совести и свободы вероисповедания.

Учитывая недавний опыт советского периода, нелишне обратить внимание на то, что в современных условиях религиозного плюрализма становится ущербным и с правовой точки зрения недопустимым какое бы то ни было отождествление светской направленности государства с атеизмом.

Религия, ее каноны и догматы, да и сами религиозные объединения, а равно атеизм, юридически не вправе оказывать предпочтительного влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.

Перечисленные базовые принципы взаимодействия государства и религиозных организаций помещены в первой главе Конституции РФ среди статей, составляющих основы конституционного строя России. В силу этого они обеспечены особой правовой защитой. Суть этой защиты заключается в том, что никакие другие конституционные нормы не могут противоречить положениям данной главы, а изменения в нее вносятся лишь по решению особого органа – Конституционного Собрания.

Рассмотрим детальнее базовые принципы взаимодействия светского российского государства и религиозных объединений.

I. Отделение религиозных объединений от государства. В силу статьи 14 Конституции во взаимосвязи с её статьями 11, 12 и 13 и в соответствии с конкретизирующими их положениями статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства означает, что:

1) государство, его органы и должностные лица, а также органы и должностные лица местного самоуправления, т.е. органы публичной (политической) власти, не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, возлагать на них выполнение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления. Более того, не вмешиваясь в содержание вероучений, обрядов, церемоний, культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, их взаимоотношения с верующими, наконец, в расходование средств, связанных с религиозными потребностями, государство охраняет их законную деятельность;

2) религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно собственным установлениям. При этом они не вправе вмешиваться в дела государства, участвовать в формировании и выполнять функции органов государственной власти и местного самоуправления; а такой аспект правоприменения, как регистрация актов гражданского состояния (рождения, брака, смерти), традиционно находившаяся в компетенции православной Церкви, стала прерогативой государства. Религиозные объединения также не вправе участвовать в деятельности политических партий и политических движений, оказывать им материальную и иную помощь, а также участвовать в выборах, в том числе путем агитации и публичной поддержки тех или иных политических партий или отдельных кандидатов. Это не препятствует приверженцам того или иного вероисповедания, в том числе священнослужителям, наравне с другими гражданами участвовать в народном волеизъявлении путем голосования. Сторонники той или иной религии имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений и политических интересов, принятия решений и осуществления соответствующей деятельности, но не в качестве членов религиозных объединений, а непосредственно в качестве граждан или членов политических партий.

Другими словами, режим отделения религиозных объединений от светского государства не означает их отделения и от гражданского общества;

3) государство оказывает содействие деятельности религиозных организаций, в частности:

· регулирует предоставление им налоговых и иных льгот;

· оказывает финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры;

· оказывает помощь в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях, созданных религиозными организациями;

· оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;

4) государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Вместе с тем государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст.19 Конституции);

5) государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. То есть государственная система образования выводится из под опеки церкви. Это означает невозможность введения в данных учреждениях в качестве обязательного ни религиозного, ни атеистического образования.

II. Равенство религиозных объединений перед законом (ч.2 ст.14 Конституции РФ). Этот базовый принцип государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений имеет непреходящее значение. Дело в том, что большинство народов, населяющих Россию, воспринимают избранные ими вероисповедания как свои национальные религии: русские, другие славянские народы, а также большинство верующих коми, карелов, марийцев, мордвы, осетин, чувашей, хакасов и якутов – православие; татары, башкиры, аварцы, даргинцы, кумыки и другие народы Северного Кавказа – ислам, буряты, калмыки, тувинцы – буддизм; и так далее. Их образ жизни, традиции, обычаи и менталитет сформировались под сильным влиянием соответствующих религиозных учений, обрядов и предписаний. В результате в этнически ориентированном сознании эти народы России представляются как этноконфессиональные общности. Поэтому малейшее проявление конфессионального неравноправия этим сознанием расценивается как покушение на этнические права и ущемление национального достоинства.

Вместе с тем, историческая реальность такова, что при равенстве всех религиозных объединений перед законом, а это незыблемое конституционное положение, объем выполняемых конфессиями духовно-культурных и социальных функций различен, а значит разновеликим является и их влияние в обществе. В этом контексте еще в начале 1997 года святейший Патриарх Алексий II заявлял: «Нельзя не оценивать положительно закрепленный в законодательстве принцип равенства религий перед законом. Наша Церковь не призывает к каким-либо гонениям на неправославных россиян. Она знает, что такие гонения всегда порождают напряжение в обществе и приводят к обратному результату, нанося ущерб церковной миссии.

В то же время принцип равенства религий и конфессий перед законом нельзя воспринимать как провозглашение их равнозначимости, равновеликости. Если нам говорят, что нет никакой разницы между Православной Церковью, сформировавшей исторический облик России, Церковью, к которой принадлежит большинство верующих граждан страны, и какой-нибудь группой из 10 человек – это абсурд. Если утверждают, что наша Церковь и эта группа должны иметь где-то равное количество храмов, равное представительство при обсуждении насущных для нас вопросов, равное время на государственном телевидении, – это уже дискриминация многих миллионов православно верующих.

Целиком согласен, что права религиозных меньшинств должны уважаться. Но не в ущерб остальным гражданам, ибо в противном случае человек, принадлежащий к большинству, окажется в худшем положении».

В этом контексте нельзя не согласиться с утверждением И.В. Ходыкина о том, что равенство – это совпадение прав и обязанностей, а равноправие – совпадение только объема прав. Равноправие Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни недостижимо, ведь «обеспечивать равные возможности для представителей различных религиозных общин не означает равенство их заслуг и равенство их востребованности в обществе. Равенство возможностей граждан не означает равенства достигнутых ими результатов и равного к ним отношения. Возможность стать академиком не означает, что человек им уже стал — к нему должно быть отношение как к академику. Равенство религиозных объединений перед законом не означает равенства всех религий между собой. Религии же, как по существу (вероучению и духовной практике), так и по внешним признакам, отличаются друг от друга, отличаются они и по восприятию их обществом. Попытки навязывания мысли о равенстве и тождестве религий или равенстве религиозных объединений между собой, являются необоснованными ни с правовой, ни с религиоведческой точек зрения» [5].

Позицию, заключающуюся в том, что «равенство религиозных объединений перед законом» и «равенство прав религиозных объединений» - понятия не идентичные, занимает и сам законодатель. Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные объединения в форме религиозных групп, в отличие от религиозных объединений в форме религиозных организаций, не имеют статуса юридического лица, хотя и те, и другие «равны перед законом». В свою очередь централизованные религиозные организации наделены большими правами, чем равные с ними перед законом местные религиозные организации. И Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 ноября 1999 года №16-П отметил, что конституционное равенство религиозных объединений перед законом означает равные права лишь религиозных организаций как юридических лиц, имеющих одинаковый правовой статус.

Что касается позиции в отношении базовых принципов государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, закреплённых в Конституции РФ, то в Заявлении Межрелигиозного совета России от 7 апреля 2008 года о культуре межрелигиозных отношений они призвали все заинтересованные стороны бережно относиться к сложившемуся статус-кво в религиозной сфере: «В России сложилась уникальная модель межрелигиозных отношений, позволяющая строить мирную общественную жизнь и адекватно разрешать возникающие проблемы. Но надо помнить, что это общее достояние необходимо трепетно оберегать и постоянно трудиться над его развитием. Иначе мы его потеряем. Поэтому представители традиционных религий России должны нести ответственность за свои слова и понимать, насколько деликатной и хрупкой является межрелигиозная сфера, насколько продуманными должны быть их заявления».

Используемый здесь термин «традиционные религии России» по действующему законодательству не имеет юридического содержания, вследствие чего вопрос о «традиционных» и «нетрадиционных» религиях остается одним из остро дискутируемых в современном юридическом и богословском диспуте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: