ЦЕНТРЫ | УЧАСТНИКИ | ЗАДАЧИ | ВИДЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Центр ЗНАНИЯ | - дети - воспитатели - специалисты МОУДО - родители | -способствовать овладению детьми знаний умений и навыков в соответствии с программными требованиями по всем видам плановой деятельности воспитательно-образовательного процесса | плановые занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром, экологии, занятия со специалистами МОУДО |
Центр ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ | - дети - воспитатели - специалисты МОУДО - родители | -развивать исследовательский интерес -формировать представления о природных явлениях, объектах -воспитывать любознательность | экспериментальная деятельность, наблюдения, опыты, конструктивная деятельность с природным материалом. |
Центр ПСИХОЛОГИИ | - дети - воспитатели - педагог-психолог - родители | -способствовать формированию адекватной самооценке, благоприятных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми -формировать позитивное отношение к окружающему миру -развивать оптимистичное отношение к жизни -формировать положительные качества личности, черты характера | занятия с педагогом-психологом, психогимнастика, пантомимические этюды, релаксация. |
Центр ТВОРЧЕСТВА | - дети - воспитатели - музыкальный руководитель - руководитель кружка по изобразительной деятельности - педагог-психолог - родители | -развивать творческие способности -поощрять самостоятельность в реализации творческого замысла -развивать конструктивные способности -содействовать созданию высокого эмоционального фона при выполнении творческих заданий, реализации творческих проектов, во время проведения праздников, развлечений -формировать эстетический вкус | занятия по изобразительной деятельности, музыкальные занятия, праздники, развлечения, театрализованная деятельность, совместная деятельность по изготовлению атрибутов, театральных костюмов. |
Центр ЗДОРОВЬЯ | - дети - воспитатели - инструктор ЛФК - педагог-психолог - медицинский персонал - родители | -обогащать знания детей сведеньями о самом себе, о собственном организме -формировать мотивацию для здорового образа жизни -активизировать двигательную активность -корректировать нарушения в физическом и психическом развитии -воспитывать волевые качества личности | занятия по ЛФК, физкультурные занятия, спортивные праздники, развлечения, физкультурные минутки, прогулки. |
Центр ИГРЫ | - дети - воспитатели - специалисты МОУДО - родители | - побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр -стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов -развивать творческое воображение -побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий -формировать коммуникативные качества в ходе самостоятельной игровой деятельности | сюжетно-ролевые игры; свободная игровая деятельность; развивающие игры; коррекционные игры; игры на развитие мелкой моторики; все виды самостоятельной театрализованной игры: игры-драматизации, настольный, теневой, кукольный театры; игры с водой и песком. |
Центр КНИГИ | - дети - воспитатели - специалисты МОУДО - родители | -расширять кругозор детей в области художественной литературы - развивать у детей потребность в чтении сказок -воспитывать познавательный интерес ко всем видам сказок и устному народному творчеству | занятия по ознакомлению с художественной литературой, видами и формами устного народного творчества, чтение сказок. |
Центр ДОСУГА | - дети - воспитатели - специалисты МОУДО - родители - социальные партнёры | -содействовать созданию высокого эмоционального фона при проведении досуговых мероприятий -развивать познавательный интерес -развивать творческие способности, воображение, -расширять кругозор -развивать коммуникативные качества -воспитывать патриотические качества личности | мероприятия взаимодействия с социальными партнёрами, с родителями: театральные и цирковые представления, экскурсии, посещение выставок, проведение праздников и развлечений. |
III этап. Выполнение проекта
Применение проекта рассчитано на три учебных года с группой детей, начиная со среднего дошкольного возраста до выпуска. Реализация проекта осуществляется в практических центрах активности в соответствии с содержанием перспективного плана: по одному фронтальному занятию ежемесячно в различных видах программной деятельности, как форма организации. Практические центры активности получили своё название в соответствии с содержанием деятельности. А также ежедневно в коррекционной работе и свободной игровой деятельности детей с использованием приёмов и методов сказкотерапии. Эта работа будет осуществляться всеми участниками проекта во взаимодействии.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ СКАЗКОТЕРАПИЯ
СРЕДНЯЯ ГРУППА | |||
МЕСЯЦ | ЗАНЯТИЯ | ИГРЫ СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА |
сентябрь | Рисование с применением нетрадиционной техники (кляксография) «МУХА ЦОКОТУХА И ЕЁ ГОСТИ» | - фрагменты игр-драматизаций под руководством педагога - словесная режиссёрская игра под руководством педагога -игра-импровизация -самостоятельная театрализованная деятельность -кукольный театр -теневой театр -настольный театр -пальчиковый театр -рассматривание иллюстраций -чтение сказок взрослыми -изобразительная деятельность: рисование, лепка, раскраски -просмотры мультипликационных фильмов | -арттерапия -куклотерапия -пальчиковые игры -словесное комментирование -словесное фантазирование по музыкальной композиции -словесное рисование -психогимнастика -пантомимические этюды -упражнения на развитие ритмизации -мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц -упражнения на выражение замещающей потребности -упражнения на познавательно-аффективную ориентировку -речевые упражнения на активизацию лексики |
октябрь | Р азвитие речи «ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА» | ||
ноябрь | Ознакомление с окружающим «СКАЗКА ПРО ТРЁХ ПОРОСЯТ НА НОВЫЙ ЛАД» | ||
декабрь | Рисование с применением нетрадиционной техники (отпечатывание пальцами) «ВЫШЛА КУРОЧКА ГУЛЯТЬ» | ||
январь | Уроки вежливости «ЧТО ВИДЕЛ НЕЗНАЙКА» | ||
февраль | Математические задачки «ВОЛШЕБНАЯ МАТЕМАТИКА: герои сказок А.С.Пушкина в цифрах» | ||
март | Уроки вежливости: ознакомление с окружающим «ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ СТАТЬ ВЕЖЛИВЫМ» | ||
апрель | Занятие по ознакомлению с окружающим миром «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ» | ||
май | Комплексное по экологии и развитию речи ПО СКАЗКЕ В. СУТЕЕВА «КТО СКАЗАЛ МЯУ» | ||
СТАРШАЯ ГРУППА | |||
сентябрь | Рисование «ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО (по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)» | - игра-драматизация - словесная режиссёрская игра -сочинительство сказок -игра-импровизация -самостоятельная театрализованная деятельность -кукольный театр -теневой театр -настольный театр -пальчиковый театр -чтение сказок -сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу» -изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски -пересказ от лица литературного героя -просмотры мультипликационных фильмов | -арттерапия -куклотерапия -пальчиковые игры -словесное комментирование -словесное фантазирование по музыкальной композиции -словесное рисование -психогимнастика -пантомимические этюды -упражнения на развитие ритмизации -мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц -упражнения на выражение замещающей потребности -упражнения на познавательно-аффективную ориентировку -речевые упражнения на активизацию лексики -речевые упражнения на использование фразеологизмов |
октябрь | Комплексное занятие по экологии и ознакомлению с окружающим «ЗАЯЦ КОСЬКА И РОДНИЧОК» | ||
ноябрь | Ознакомление с окружающим «ПУТЕШЕСТВИЕ В РОЗОВУЮ СТРАНУ» | ||
декабрь | Уроки доброты: развитие речи «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК» | ||
январь | Ознакомление с окружающим «НА ПОИСКИ СКАЗКИ» | ||
февраль | Патриотическое воспитание спортивное развлечение ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА: «Про то, как Баба Яга внука в армию провожала» | ||
март | Развитие речи «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК» | ||
апрель | Развитие эмоциональной сферы «РАЗВЕСЕЛИТЕ НЕСМЕЯНУ» | ||
май | Художественная литература «ХАВРОШЕЧКА» | ||
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА | |||
сентябрь | Комплексное занятие по ознакомлению с устным народным творчеством и развитию речи РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСА И КОЗЁЛ» | - игра-драматизация - словесная режиссёрская игра -сочинительство сказок -игра-импровизация -самостоятельная театрализованная деятельность -кукольный театр -теневой театр -настольный театр -пальчиковый театр -изготовление и показ плоскостного театра -самостоятельное чтение сказок -сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу» -изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски -пересказ от лица литературного героя -придумывание загадок о сказочных героях -рассказывание сказок по схемам, моделям -коллективное рассказывание по серии серии сюжетных картинок -игры-соревнования по знанию пословиц и поговорок -сочинение частушек -придумывание небылиц, нелепиц -просмотры мультипликационных фильмов | -арттерапия -куклотерапия -пальчиковые игры -словесное комментирование -словесное фантазирование по музыкальной композиции -словесное рисование -психогимнастика -пантомимические этюды -упражнения на развитие ритмизации -мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц -упражнения на выражение замещающей потребности -упражнения на познавательно-аффективную ориентировку -речевые упражнения на активизацию лексики -речевые упражнения на использование фразеологизмов -речевые упражнения с использованием режиссёрских дополнений к диалогам персонажей -речевые упражнения на словесную характеристику сказочных героев |
октябрь | Художественная литература «СКАЗОЧНЫЙ САЛАТ» | ||
ноябрь | Математика «ПОЕЗДКА В ПРОСТОКВАШИНО» | ||
декабрь | Музыкально-валеологическое развлечение « ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА МУЗИКА В МЫШИНОМ КОРОЛЕВСТВЕ» | ||
январь | Развитие речи «ЗИМНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЛЬВЁНКА» | ||
февраль | Комплексно-оздоровительное занятие по ЛФК «БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ» | ||
март | Клуб Весёлых и Находчивых «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК» | ||
апрель | Правовое воспитание: познавательное развитие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ» (знакомство с декларацией прав человека) | ||
май | Развлечение «В ПОИСКАХ КЛЮЧА К ЗНАНИЯМ» |
см. Приложения 1, 2, 3 – образцы
IVэтап. Презентация проекта
Презентация проекта и фрагментов проекта осуществляется на методических мероприятиях различного уровня: педагогических советах, методических объединениях, семинарах, консультациях, конференциях, при проведении практических мероприятий со всеми участниками проекта.
Vэтап. Мониторинг
Результативность применения проекта по использованию технологии сказкотерапия определяется по данным мониторинга. В качестве диагностических методик мы выбрали:
· Методика Е. Г. Юдиной (диагностика коммуникативных навыков)
· Методика Г. Б. Степановой (диагностика социального развития)
· Методика Е. Н. Денисова (диагностика отклонений в физическом развитии)
· Методика Рене Жиля (диагностика межличностных отношений)
· Тесты Е. В. Колесникова (диагностика ЗУН в познавательной деятельности)
· Опросник М. Розенберга (для определения уровня самоуважения)
· Сказочные тесты Н. Н. Погосовой (для определения уровня ЗУН)
ЛИТЕРАТУРА
1.Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // “Дошкольная педагогика”. – 2006. – № 4 (31). – С. 56
2.Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии СПб.: “Златоуст”, 1998.
3.Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе М.: “ЦГЛ”, 2006.
.
4. Под. ред. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ СПб.: Речь, 2005.
5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту СПб.: Речь, 2006.
6. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб.: Речь, 2005.
7. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры СПб.: Речь, 2004.
8.Бениаминова М. В Воспитание детей - М, 1991
9.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Пособие для воспитателя детского сада) Под редакцией А. М. Виноградовой - М, 1980.
10.Нравственное воспитание в детском саду (В. Г. Ничаевой - М, 1984.)
11.Панфилова М, А Игротерапия - М, 2001.
12.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб 2006.
13.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб 2007.
14.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб 2006,стр.11-12.
15.Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей. СПб 2006.
16.Синицына Е. Умные сказки. Москва 1999.
17.Шорохова О. А. ИГРАЕМ В СКАЗКУ: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М: Творческий центр, 2006.
Приложение 1
Ознакомление с окружащим миром
средняя группа (апрель)
КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ
(в честь 2011 года – года российской космонавтики)
Цель: расширить представления детей об окружающем мире (о космосе).
Образовательные задачи:
· учить детей простейшим обобщениям,
· закреплять умения детей передавать в аппликации несложные образы предметов и явлений действительности,
· закрепить знания о том, что первым космонавтом был гражданин России – Юрий Гагарин,
· побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
Развивающие задачи:
· развивать способность устанавливать простейшие связи,
· развивать у детей речь, мышление и воображение,
· развивать умения детей взаимодействовать друг с другом,
· подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный человек.
Активизировать словарь: планета, созвездие, ракета, инопланетяне, Луна.
Воспитательные задачи:
· воспитывать у детей умение слушать взрослых и друг друга,
· воспитывать чувство сопричастности к жизни страны,
· воспитывать желание принимать участие в посильном труде.
Оборудование: модели планет; карта созвездий; плоскостная ракета из частей; скафандр, накидка, расшитая звездами; костюм Незнайки; материалы для аппликации на каждого ребёнка, записи mp3.
Предварительная работа: беседа на тему “Космос”, проведение занятия по аппликации на тему “Инопланетяне”; знакомство с энциклопедией, книгами о космосе; изготовление поделок, альбомов, рисунков о космосе, игровые ситуации (подвижные игры) «Звёздные ворота», «Курс на землю».
Ход занятия
В группе оформлена тематическая выставка ко Дню космонавтики.
На выставке портрет первого космонавта Юрия Гагарина, поделки, книги, альбомы о космосе.
Воспитатель беседует с детьми (сидят на ковре)
Вопросы беседы к детям
- Ребята, чей портрет мы видим?
- 12 апреля День Космонавтики. Это праздник, прежде всего космонавтов и тех, кто участвует в создании космических ракет. Кто такие космонавты?
- Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
- А вы хотите полететь в космос? Почему?
- Какой вид транспорта поможет нам оказаться в космосе?
- А вы знаете, кто придумал первую ракету? (Конструкторы смогли сконструировать первый космический спутник. Сначала в космос полетели собачки, а потом и человек).
Чтение стихотворения
В небе звезды ярко светят,
Словно бусины, блестят.
Наш Гагарин – знают дети,
Раньше всех людей на свете.
Побывал у звезд в гостях
Вместе с нашей детворой,
Мы с веселою игрой
Познакомить вас хотим.
А давайте – ка, ребята,
Поиграем в космонавтов,
В космос все мы полетим.
Собираемся в полет,
Строим новый звездолет!
Раздаётся стук в дверь, входит Незнайка и при этом плачет.
Незнайка: Ребята у меня беда. Я хотел полететь на…Ну, вот, забыл. Знаю, только загадку про нее, отгадайте вместе со мной:
Ночь приходит – Она восходит.
В небе сияет - Тьму разгоняет.
(Луна)
- Да, на Луну хотел полететь, посмотреть, что там есть. Построил ракету, но она сломалась. Видимо, я не всё знаю, помогите мне. Давайте построим ракету вместе.
Дети вместе с Незнайкой и воспитателем собирают плоскостную ракету из геометрических фигур.
Воспитатель: Теперь наша ракета готова к полёту. Ребята, хочется вам посмотреть поближе, что же там есть на Луне? Давайте туда слетаем. А мы в этой одежде полетим? Почему нет? Что необходимо надеть для космического путешествия? Чтобы полет прошел удачно, вот вам всем по скафандру. Они вам помогут в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание:
5, 4, 3, в звездный космос полети.
Звучит космическая музыка.Далее воспитатель рассказывает детям и Незнайке о том, что они наблюдают вокруг себя во время полета – планеты, звёзды, созвездия.
Воспитатель: Наш маленький космический кораблик путешествует по вселенной. Сейчас мы пролетаем мимо звёздочек. Давайте остановимся и разглядим их внимательно.
Дети переходят на другую половину групповой комнаты, где находятся макеты планет, карта с созвездиями.
Ракета останавливается у макета с созвездиями.
Воспитатель: Звездочки, некоторые очень яркие, другие совсем одинокие. Особенно маленькие собирались кучкой около звезды побольше и постарше их. Ребята, посмотрите, летели мы в космос, а попали как будто в зоопарк!
Рассматривают созвездия.
Воспитатель: Каких животных вы видите?
А вот эти созвездия вы можете увидеть прямо над вашим домом, когда совсем темно, называются они Большая медведица и Малая медведица. По легенде медведицы – заколдованные принцессы.