планирования
1. Типология планирования
Планирование - это процесс практического воплощения стратегии организации. Он заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность этого будущего.
Плановые решения связаны с [19]:
1. Формулированием миссии организации.
2. Постановкой целей и задач организации.
3. Выработкой стратегии.
4. Распределением и перераспределением ресурсов.
5. Определением стандартов деятельности в предстоящем периоде.
В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком смысле планированием называется процесс составления специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.
Существуют различные ориентации в планировании. Их можно выделить 4 типа: риактивный, инактивный, преактивный и интерактивный. Эти типы редко встречаются в чистом виде. Их суть в следующем [5]:
Ø те плановики-менеджеры, которые придерживается риактивизма, стремятся вернуться к предыдущему состоянию, не предпринимая назревших мер; они входят в будущее, обращаясь лицом к прошлому, следовательно, лучше видят то место, где они находились, а не то, к которому движутся; риактивное планирование рассматривает проблемы по отдельности, а не системно;
Ø инактивизм (инертность) удовлетворяется существующим положением вещей. Он не склонен возвращаться к прежнему состоянию, и не одобряет продвижения вперед, пытается препятствовать изменениям, его цели - выживание и стабильность; инактивисты пытаются остаться в фиксированном положении;
Ø преактивизм (упреждение) нацелен на ускорение изменений; его сторонники убеждены, что будущее лучше настоящего; главная причина изменений, по мнению преактивистов, - техника; это доминирующий стиль управления в США;
Ø интерактивисты нацелены на современное состояние и будущее одновременно. Они убеждены: от того, что мы и нам подобные сделаем между «сейчас» и «потом», будущее всего мира зависит, по меньшей мере, настолько же, насколько оно зависит от того, что уже случилось. Интерактивная концепция - проектирование желаемого будущего и изыскния путей его построения.
Таким образом, риактивисты стараются плыть против течения, инактивисты пытаются остаться в фиксированном положении, преактивисты пытаются оседлать первую волну, интерактивисты стремятся контролировать течение (поток).
Интерактивизм в наиболее полном виде использует системный подход в планировании. Тем не менее типология планирования тесно связана с его ориентацией. Кроме того, типология непосредственно связана и с целями людей при разработке планов. При этом можно выделить три типа целей:
a. задачи: те цели, которых мы надеемся достичь в рамках планируемого периода;
b. цели: те вехи, которых мы не надеемся достичь в рамках планируемого периода, но рассчитываем достичь позднее и к которым предполагаем приблизиться в рамках планируемого периода;
c. идеалы: цели, которые не считаются достижимыми, но допускают приближение к ним и в плановом периоде, и за его пределами.
Планирование обязано учитывать все три типа целей, но делается это редко. В зависимости от того, какие типы целей учитываются в планировании, оно определяется как операциональное, тактическое, стратегическое или нормативно, таблица 5.1[5].
Таблица 5.1. Типы планирования и планируемых позиций
Тип планирования | Средства | Задачи | Цели | Идеалы | Ориентация |
Операциональное | Выбираются | Даны | Даны | Даны | инактивизм |
Тактическое | Выбираются | Выбираются | Даны | Даны | риактивизм |
Стратеги-ческое | Выбираются | Выбираются | Выбираются | Даны | преактивизм |
Нормативное | Выбираются | Выбираются | Выбираются | Выбираются | интерактивизм |
Операциональное планирование представляет собой выбор средств решениязадач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством либо традиционны - например, планирование выпуска продукции по номенклатуре, установленной вышестоящей организацией (или руководством). Такое планирование обычно краткосрочно. Задача инактивистов - сохранить существующее положение вещей, но средства для этого они выбирают сами.
Тактическое планирование состоит из выбора средств и задач, необходимых для достижения целей, установленных или заданных вышестоящим руководством или традиционных. Например, цель захватить лидерство на рынке - задана отделом маркетинга фирмы. Затем составляется план этим же отделом по уменьшению разрыва между фирмой и существующим лидером (задача фирмы). Далее избираются соответствующие средства. Подобное планирование обычно бывает среднесрочным. Тактическое планирование характерно для риактивистов. Их задача - выбранное состояние в прошлом и выбор соответствующих средств для этого.
Стратегическое планирование состоит из выбора средств, задач и целей, но идеалы задаются или устанавливаются вышестоящим руководством, либо традиционны, либо - как и бывает обычно - не формулируются вообще. Такое планирование бывает, как правило, долгосрочным. Стратегическое планирование характерно для преактивистов, которые держат в поле зрения более длительный период, чем тот, который охвачен планом.В этом смысле они смотрят дальше, чем риактивисты и инактивисты.
Нормативное планирование требует открытого выбора средств, целей, задач и идеалов. Оно не имеет фиксированных горизонтов. Подобное планирование присуще интерактивистам. Идеалы в таком планировании играют решающую роль.
2. Методы планирования
Основная цель планирования состоит в том, чтобы при данных условиях найти оптимальное решение задач, стоящих перед организацией. Поиск оптимального решения осуществляется путем итераций (шагов), т.е. последовательного перехода от одного решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее.
Различают следующие основные методы планирования [6]:
- бюджетный;
- балансовый;
- нормативный;
- ЭММ;
- графический.
Бюджетный метод основан на составлении бюджетных таблиц, в которых отражено будущее движение экономических ресурсов или результата хозяйственной деятельности. Например, может быть распределение между подразделениями или видами деятельности. Бюджетов может быть несколько. Они могут быть натурально-вещественные, стоимостные и трудовые (примеры - смета или бюджет затрат, финансовый бюджет, бюджет трудовых ресурсов и т.д.).
Балансовый метод состоит в увязке бюджета источника и бюджета распределения тех или иных ресурсов. Пример - полный финансовый план (бюджет) или схема - таблица 5.2:
Таблица 5.2. Схема балансового метода в планировании [6]
Источник ресурсов | Распределение ресурсов |
1. Остаток на начало периода | 1. Текущее потребление |
2. Внешнее поступление | 2. Реализация на сторону |
3. Внутренняя экономия | 3. Резервы |
4. Резервы | 4. Остаток на конец периода |
БАЛАНС | БАЛАНС |
Таким образом, баланс - это двухсторонняя бюджетная таблица, в основе которой лежит балансовое уравнение [6]:
Он + П = В + Ок, (5.1)
где Он - остаток на начало;
П - поступление;
В - выбытие;
Ок - остаток на конец.
Нормативный метод предполагает использование в плановых заданиях на определенный период (а значит и балансов) норм или удельных затрат различных ресурсов на единицу продукции. Этот метод может быть самостоятельным и дополнительным, например, к балансовому. Нормирование ресурсов (прежде всего материальных) осуществляется 3 основными способами: отчетно-статистическим (по факту), опытно-производственным (по испытаниям) и аналитико-расчетным (по конструкторским возможностям).
ЭММ планирования сводятся к оптимизационным расчетам на основе различных моделей. Простейшие - статистические, на основе корреляционной связи. Более сложные - модели линейного программирования.
Графические методы планирования в основе содержат определение всех видов работ в определенной последовательности для достижения поставленной цели. Примеры - график Гентри Гантта и сетевой график.
Сетевые графики разрабатываются с конца 1950 годов. На них изображаются цепные диаграммы последовательности и взаимосвязи многоходовых действий. Удобны при планировании крупномасштабных проектов и хорошо поддается компьютеризации. Их применение позволяет отражать полную программу действий с рационализацией процессов.
В этом методе может быть применено построение «дерева целей» - метод планирования «Паттерн». Это иерархическая модель с установлением важности и степени влияния на конечный результат различных целей и подцелей.
Границы различных методов планирования определяют:
· современная НТР;
· недостатки времени (длительность и трудоемкость планирования);
· бюрократизм и инерционность самих разработчиков планов.
3.Особенности стратегического планирования
Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегических планов, который выдвигает цели и стратегии развития предприятия. Они в будущем обеспечат его эффективное функционирование и быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Стратегическое планирование направлено в будущее. Оно может использоваться в условиях стабильной среды и в условиях неопределенности и ориентировано на выявление [19]:
а) предсказуемых детерминированных событий;
б) возможных вероятностных событий;
в) возможных нечетких событий;
г) факторов риска и форс-мажора;
д) возможностей среды и предприятия;
е) потребностей рынка и предприятия;
ж) принятия адекватных мер.
После стратегического планирования, которое может содержать альтернативные решения, разрабатываются конкретные перспективные планы.
Процесс стратегического планирования можно разбить на 4 этапа [19]:
1. Оценка конкурентоспособности предприятия.
2. Выбор стратегии.
3. Исполнение - формирование краткосрочных планов на основе перспективных, разработка методов и приемов.
4. Анализ.
Требования к стратегическим планам [19]:
- соответствие миссии предприятия
- увязка плана с имеющимися ресурсами, соответствие стилю управления фирмой;
- совместимость планов структурных подразделений фирм;
- объективная оценка складывающейся ситуации;
- развернутое описание мероприятий и сроков их осуществления, описание ожидаемых последствий;
- наличие большого фактического материала.
Организация осуществляет свою деятельность, подчиняясь целой системе различных планов. Стратегические планы являются основой как общее направление на 10-15 лет.После их разработки осуществляется планирование на 1-5 лет с учетом новых технологий, видов продукции, территориальных завоеваний рынка.
Вопросы к обсуждению:
1. В чем преимущества и недостатки риактивистов, инактивистов, преактивистов и интерактивистов?
2. Привести примеры идеальных целей.
3. Осуществляют ли хозяйствующие субъекты нормативное планирование?
4. Сферы применения различных методов планирования.
5. Стратегическое планирование осуществляется в обязательном порядке и всеми хозяйствующими субъектами?