«Опасный возраст»
Занятия направленные на обсуждение проблем и острых тем подростковой жизни.
Характеристика: Подростковый период - это переход из детства во взрослую жизнь. Этот возраст ассоциируется с юридической ответственностью за свои поступки, получением прав, которыми обладает в обществе взрослый человек. Переходный возраст проявляется у подростков в стремлении к независимости в поведении, стремлении найти своё место в обществе, появляются политические взгляды и необходимость их выразить. А так же частые ссоры с родителями и первая любовь. В целом, переходный возраст является одним из самых драматичных периодов в жизни каждого человека. Поэтому стоит обсуждать острые молодежные проблемы с учетом всех особенностей восприятия их в этом возрасте, дать правильный курс для их разрешения, дать возможность прочувствовать, что он находятся не один на один с проблемой.
Цель: Дать молодежи возможность проговорить свои проблемы. Обсудить их со сверстниками. Услышать друг друга.
Формы и методы: формы, подразумевающие диалог, активное участие молодых людей (круглый стол, творческое общение, дискуссии)
Место занятий: Сланцевская центральная городская библиотека, Молодежный центр МОСТ. Место выбрано не случайно. Это более комфортное и неформальное место, для общения с молодежью. Место, где они смогут почувствовать себя как дома. Не нужно усаживаться за неудобные стулья, можно расположиться на удобных креслах. Все встречи проходят в неформальной обстановке. Возможно, эта форма и место общения расположит подростков к продуктивному разговору.
Общее количество времени, отводимое на занятия: Учитывая занятость и загруженность старшеклассников и студентов, рекомендуется занятие проводит не более 40 мин.
Календарный план работы:
№ п/п | Мероприятие | Дата | Аудитория |
«Хочешь стать фанатом – флаг тебе в руки». Круглый стол. | Январь | Старшеклассники и студенты | |
Школьное обмундирование: «В отличной ФОРМЕ!» | Февраль | Старшеклассники и студенты | |
Карманные деньги: Как быть и что делать? | Март | Старшеклассники и студенты |
Развернутые планы занятий:
№1. «Хочешь стать фанатом – флаг тебе в руки».
Форма занятия: Круглый стол
Задача: Рассмотреть и обсудить проблему спортивного фанатизма в молодежной среде.
Цель: Исследовать явление фанатизм как социальное явление.
Вопросы к учащимся:
ü поклонники и фанаты: где граница?
ü виды и причины фанатизма;
ü понятие и сущность спортивного фанатизма;
ü в каких видах спорта фанатизм выражен наиболее ярко;
В конце беседы участникам круглого стола будут предложены анкеты. (Анкета прилагается). Цель - исследовать степень осведомленности студентов и старшеклассников о существовании популярных современных молодежных субкультур, качества отношения к ним, а также возможной субкультурной самоидентификации респондентов.
А так же гармонично будет смотреться выставка о видах спорта:
Н-р
Так как мероприятие проводится в правовом центре Сланцевской центральной городской библиотеки, то в завершении занятия, ребят можно и нужно ознакомить с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
№2 Школьное обмундирование: «В отличной ФОРМЕ!»
Форма занятия: Дискуссия «ЗА» и «Против»
Задача: Участников дискуссии следует разделить на две команды. Одна будет защищать свои права на свободный стиль в одежде, другие же наоборот должны будут доказать, что форма необходима!
Цель: работа в команде, умение обосновать свою точку зрения. Интересно будет посмотреть, сумеют ли ребята договориться? Придти к общему выводу? Т.е. сумеет ли одна из сторон отстоять свое мнение?
Вопросы к учащимся:
Рассмотрим вопрос школьной формы:
- с точки зрения врачей, психологов
- с точки зрения художника-модельера
- с точки зрения учителей
- с точки зрения родителей
НЕКОТОРЫЕ ЗА И ПРОТИВ:
«ЗА»: не надо задумываться по вечерам в чем идти в школу; стирается граница социального неравенства между учениками; форма является отличительной чертой каждого учебного заведения.
«Против»: «Школьная форма не в моем вкусе. Мне кажется, что в ней я буду чувствовать себя скованно, поэтому лучше носить свою одежду. И дело не в том, что я хочу выделить себя среди всех остальных. Просто хочется надевать то, в чем я ощущаю себя комфортно»
«За» При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопасной для здоровья.
Конечно, первоклассники не ходят с голыми пупками, но как раз у них школьная форма и не вызывает негативных эмоций. Наоборот, они ждут не дождутся того дня, когда им придется ее надеть. Поэтому к тому времени, как они станут подростками, ношение деловой одежды войдет у них в устойчивую привычку.
«Против» Элементарное нежелание их детей ее носить и "потеря индивидуальности". Каким бы хорошим ни был дизайн одежды, никогда не будет так, чтобы он одинаково нравился всем. А для ребенка, и особенно для подростка, носить одежду, которая ему не нравится, – это очень серьезный стресс. Чем плоха "уравниловка" для подростка? Ребенок в этом возрасте – комок внутренних противоречий. И если ему не позволяют самовыразиться хотя бы в одежде, это приводит либо к эпатажному поведению, либо к забитости. Ученик нуждается в уважении к собственной личности, а выбор стиля одежды для школьников исходит из такого уважения.
№3 Карманные деньги: Как быть и что делать?
Форма: Ролевая игра
Авторы таких бестселлеров, как "Богатый папа, бедный папа", "Чтобы стать миллионером, надо думать, как миллионер" утверждают, хорошие отметки в школе не являются залогом финансового процветания во взрослой жизни. Умение обращаться с деньгами - это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке.
Задача: Одного из участников встречи нужно выбрать в роль Родителя, который должен будет дать или не дать карманные деньги «своим детям» - другим участникам. Они могут у него эти деньги вымогать, либо как-то проявить себя, для того что бы получить вознаграждение.
Цель: Как, когда и почему дети должны знакомиться с экономической стороной окружающего их мира?
Вопросы к учащимся:
- Сколько денег «Родитель» дал ребенку?
- На что «ребенок» будет тратить свои деньги?
- Лишать ли карманных денег за проступки?
В завершении ребята знакомятся с Трудовым кодексом о подростках.
Литература по теме:
Для подготовки серии занятий в правовом отделе «Сланцевской центральной городской библиотеки» для старшеклассников и абитуриентов «Опасный возраст» рекомендуется использовать:
1. Журнал «Опасный возраст», 2013 (№2, №6) - Российская общественно-правовая газета для молодых. Издается Объединенной редакцией МВД России.
2. Кодекс РФ
3. Трудовой кодекс о подростках.
Анкета
Здравствуйте!
Сланцевская центральная городская библиотека проводит социологическое исследование, целью которого является изучение отношения Сланцевской молодежи к спортивному фанатизму. Мы полностью гарантируем тайну Вашего ответа. Результаты данного исследования будут использованы только в обобщённом виде. Заранее благодарим Вас за участие!
1. Чем Вы чаще всего занимаетесь в свободное время? (укажите не более 3 ответов)
1) Смотрю телевизор 2) Общаюсь с родными 3) Общаюсь с друзьями 4) Занимаюсь спортом 5) Читаю книги, журналы, газеты 6) Занимаюсь творчеством (пою, танцую, рисую и т.д.) | 7) Слушаю музыку 8) Хожу на дискотеки, в клубы 9) Хожу в кино, театр 10) Играю в компьютерные игры, сижу в интернете 11) Другое (указать)____________ | |
2. Занимаетесь ли Вы спортом? (при выборе варианта ответа 1 переход к вопросу №4)
1) Не занимаюсь спортом вообще 2) Занимаюсь время от времени дома 3) Занимаюсь дома постоянно | 4) Занимаюсь в спортивном клубе, секции, время от времени 5) Занимаюсь в спортивном клубе, секции, регулярно для себя 6) Занимаюсь в спортивном клубе, секции, регулярно для результата | |
3.Каким видом спорта Вы занимаетесь?
1) Баскетбол 2) Биатлон 3) Бокс 4) Борьба 5) Велоспорт 6) Волейбол 7) Горнолыжный спорт | 8) Гонки 9) Сноубординг 10) Теннис 11) Фигурное катание 12) Фристайл 13) Футбол 14) Хоккей 15) Другое (указать)________ | |
4. Смотрите ли Вы телевизионные передачи посвященные спорту? (при выборе варианта ответа 6 переход к вопросу №6)
1) Каждый день 2) 4-5 раз в неделю 3) 2-3 раза в неделю | 4) Несколько раз в месяц 5) Несколько раз в год 6) Вообще не смотрю | |
5. Какому виду спорта просвещенны данные передачи? (указать не более 5 ответов)
1) Баскетболу 2) Биатлону 3) Боксу 4) Борьбе 5) Велоспорту 6) Волейболу 7) Горнолыжному спорту | 8) Гонкам 9) Сноубордингу 10) Теннису 11) Фигурному катанию 12) Фристайлу 13) Футболу 14) Хоккею 15) Другое (указать)________ | |
6. Как Вы считаете, представители каких видов спорта более всего нуждаются в поддержке? (укажите не более 5ответов)
1) Баскетбол 2) Биатлон 3) Бокс 4) Борьба 5) Велоспорт 6) Волейбол 7) Горнолыжный спорт | 8) Гонки 9) Сноубординг 10) Теннис 11) Фигурное катание 12) Фристайл 13) Футбол 14) Хоккей 15) Другое (указать)________ | |
7. Посещаете ли Вы спортивные соревнования?
(при выборе варианта ответа 2 переход к вопросу №13)
1) Да | 2) Нет | |
8. По каким видам спорта Вы посещаете спортивные соревнования?
1) Баскетбол 2) Биатлон 3) Бокс 4) Борьба 5) Велоспорт 6) Волейбол 7) Горнолыжный спорт | 8) Гонки 9) Сноубординг 10) Теннис 11) Фигурное катание 12) Фристайл 13) Футбол 14) Хоккей 15) Другое(указать)________ | |
9. Как часто, Вы посещаете спортивные соревнования?
1) Не пропускаю ни одной игры 2) Посещаю наиболее значительные игры | 3) Посещаю, но редко 4) Никогда не посещаю | |
10. На соревнованиях Вы:
1) Пассивный зритель 3) Моя позиция меняется в зависимости от вида соревнования | 2) Активный болельщик | |
11. Можно ли утверждать, что на стадионе во время спортивных соревнований Вы выплескиваете значительное количество своей энергии в том числе и отрицательной?
1) Да, всегда
2) Иногда да, иногда нет
3) Нет, никогда
12. Какие средства используете для поддержки спортсменов?
1) Одежда с символикой команды или спортсмена
2) Транспаранты
3) Песни, речевки
4) Флажки с символикой команды или спортсмена
5) Другое (указать)__________
13. Есть ли у Вас «кумир(ы)» среди любимой команды/спортсменов?
(при выборе варианта ответа 2 переход к вопросу №16)
1) Да
2) Нет
14. Хотели бы Вы встретиться с ним (с ними) лично, пообщаться?
1) Да, очень
2) Нет мне это не нужно
15. Пытались ли Вы пойти на контакт с кумиром (с кумирами)?
1) Да, и неоднократно
2) Да, 1-2 раза
3) Нет
16. Можете ли Вы назвать себя спортивным болельщиком?
1) Да
2) Нет
17. Относите ли Вы себя к спортивным фанатам?
1) Да
2) Нет
18. Ваш пол?
1) Мужской
2) Женский
19. Ваш возраст?
1) 14-20
2) 21-25
3) 26-30
20. Как Вы оцениваете, свое состояние здоровья?
1) Абсолютно здоров
2) В целом здоров, но иногда болею
3) Имею значительные хронические патологии
4) Имею значительные хронические заболевания
5) Инвалид
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!