Функции педагогического общения.




Сущность и особенности педагогического общения.

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина).

Общение между учителем и учеником – одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость накопленная человечеством.

Общение – это не просто ряд последовательных отдельных действий общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения – это воздействие человека на человека, а именно – их взаимодействие. Процесс общения строится как система сопряженных актов взаимодействия.

Общение характеризуется как социальный процесс, осуществляемый внутри определенной социальной общности (в группе, в классе, в обществе в целом). Социальность общения объясняется не только тем, что оно обслуживает коллективную деятельность, но прежде всего тем, что оно выражает или реализует общественные отношения.

Отмеченные выше сущностные характеристики общения имеют место и в педагогической деятельности, но специфика педагогического общения определятся назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности.

В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности,формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.

Что же такое педагогическое общение? Как бы вы сформулировали это определение?

Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися (А.А. Леонтьев).

 

 

Стадии коммуникации. В соответствии с логикой педагогической деятельности выделим стадии коммуникации:

- моделирование предстоящего общения с учеником при подготовке к взаимодействию;

- организация непосредственного общения с учащимися;

- управление общением в ходе педагогического взаимодействия;

- анализ результатов общения и моделирование новой педагогической задачи.

Моделирование. Своеобразное планирование коммуникативной структуры взаимодействия, соответствующего педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям учащихся.

Необходимым элементом моделирования предстоящего взаимодействия является предвидение возможной психологической атмосферы, выбор средств эмоционального отклика взаимодействующих субъектов.

Организация непосредственного общения с учащимися. Этап предполагает умение ориентироваться в условиях предстоящего общения: продумать стиль общения; мысленно восстановить опыт общения с данным классом; уточнить особенности общения в новых коммуникативных условиях. Конкретизируется объект общения (целый класс, группа учеников). Важный момент этапа – привлечение внимания учеников.

Управление общением в ходе педагогического взаимодействия складывается из уточнения условий и структуры общения, поддержания непосредственного общения.

Анализ результатов общения и моделирование новой педагогической задачи. Стадия обратной связи в общении, которая может быть содержательной и эмоциональной. Содержательная обратная связь дает информацию о степени усвоения материала.

 

Функции педагогического общения.

 

Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функ­ции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности). Эти функции общения в педагогическом общении реализуются в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно.

Педагогическое общение — это прежде всего коммуникация ~ передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога. Эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно прежде всего обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанниками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения.

С этой целью на уроках учителя используют занимательные факты, проблемные ситуации, отрывки из художественной, на­учно-популярной литературы, исторические справки, предлага­ют фрагменты видеофильмов.

Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами.

Слово педагога — это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» (В. А. Сухомлинский).

В зависимости от цели речь может быть развлекательной, где главное занимательность, интерес, поддержание внимания; информационной — дает новое представление о предмете; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убеждающей —- предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение; призывающей к действию.

В педагогическом общении «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:

правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);

ясность, простота, логичность, доступность;

богатство (разнообразие используемых языковых средств);

образность, эмоциональность.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить перед собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально.

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и как сказано. Говорить красиво учит особая наука — риторика. Она не только раскрывает способы красивой передачи информации, в ней четко обозначены правила, превращающие слово в средство влияния на других людей.

Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т. е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы.

А. С. Макаренко считал, что мастером можно стать лишь тогда, когда научишься произносить слова «иди сюда» с 15—20 интонационными оттенками. Интонация придает речи педагога эмоциональную окраску. «Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный», — замечает Ю. Трифонов. Интонацией можно сосредоточить внимание воспитанников, выделить отдельные слова и выражения, подчеркнуть важность задания, выразить позитив­ное или негативное отношение к излагаемой информации, к ре­зультату деятельности, выразить удивление, радость, сомнение.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, пе­редают чувства и переживания педагога невербальные средства. К. С. Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств: глазами, мимикой, голосом, движени­ями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие.

Эти бессловесные средства называют эмоциональным языком общения. Как важно для многих учащихся, когда на уроке при ответе на трудный вопрос учитель поддерживает их, кивая голо­вой, ставит хорошую отметку улыбаясь. И как не просто отвечать, получать даже хорошую оценку у учителя, лицо, взгляд которого ничего не выражают.

Культура общения достигается за счет как речи, так и невербальных средств.

Реализация коммуникативной функции требует от педа­гога владения умениями: точно выражать свои мысли, форму­лировать вопросы, объяснять, доказывать, слушать собеседника, одобрять, побуждать к деятельности. Коммуникативное взаимо­действие имеет большое воспитательное значение, способствует формированию межличностных отношений.

 

Эффективность общения в педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Эта, перцептивная, функция общения очень важна и непроста в реализации.

В. А. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо уме­ние чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его желания.

В педагогической деятельности, в общении важно не только знание воспитанника, но и правильное понимание его. «Пойми ученика» — это профессиональная заповедь педагога (И. А. Зимняя). Понять — это значит проникнуть во внутреннее душевное состояние, понять мотивы его действий, поступков, пережива­ний.

А как можно этого достичь?

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. Что это означа­ет? Заглянем в словарь. «Эмпатия — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия». Таким образом, можно сказать, что педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать. Но это возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, т. е. если у него развита рефлексия.

Педагог, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать, корректировать учебно-воспитательные взаимоотношения, управлять ими.

Познание, понимание и оценка в общении — процесс двусторонний. Педагог познает своих воспитанников, они, в свою очередь, заняты «изучением» педагога. Понимание педагога и принятие его личности воспитанниками взаимосвязаны.

Если педагог и воспитанники адекватно отражают друг друга, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Понимание, принятие друг друга помогает согласовывать действия, проявлять взаимное уважение, чувствовать настроение, предупреждать конфликты, устанавливать положительные межличностные отношения.

 

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими словами — управление деятельностью воспитанников.

Продуманное общение определяет эффективность разнообразных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, творческого внеклассного дела, обеспечивает положительный результат взаимодействия.

Взаимодействие — это совместные (педагог—воспитанник) действия по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляются внимание, интерес, согласие, сопереживание, сотрудничество учителей и учащихся, но это возможно если общение сопровождает каждый компонент деятельности.

Прежде всего общение выступает как предпосылка, настрой к деятельности, формирует положительную установку на совмест­ные действия. В общении выявляется, зачем, почему воспитанни­ки должны включиться в деятельность. При этом педагог не пред­лагает цель учащимся, а совместно с ними ее определяет, стремится к тому, чтобы цель деятельности была понята и внутренне приня­та детьми.

Не менее значимо общение в организации деятельности. Важ­но не предлагать учащимся готовые формы и методы работы, а определить их в творческом поиске, общими усилиями педагогов и воспитанников. Общение в сотрудничестве упорядочивает дей­ствия педагога и действия учащихся. Оно стимулирует, координи­рует процесс деятельности, создает эмоциональную атмосферу, способствует формированию положительных отношений.

Обязательно общение и при завершении деятельности, при под­ведении итогов взаимодействия (урока, похода, тренировки). При этом важно сочетание оценки и самооценки совместных действий, прогнозирование деятельности и воспитанников, и педагога.

Педагогическое общение, проникая в деятельность, обогаща­ет субъектов, участвующих в ней.

Взаимодействие требует четкого определения позиции воспи­танников и педагогов, учета индивидуальных особенностей об­щающихся сторон, уровня развития учащихся и меры актуализа­ции личностных потенциалов педагогов. Педагог выступает «то как активный, то как пассивный участник взаимодействия» (Н. Ф. Радионова). В процессе взаимодействия важно формировать чувство «мы», формировать эмоциональное единство педагога и учащих­ся: вместо «анализируйте текст» — «сегодня мы займемся анали­зом текста», вместо «подумайте» ~ «подумаем вместе».

 

Выделенные информационная, перцептивная, интерактивная функции общения в реальной педагогической деятельности взаи­мосвязаны. Педагог познает воспитанников и при обмене инфор­мацией, и в совместных действиях. Взаимодействие невозможно без коммуникации и понимания общающихся.

Следует подчеркнуть, что реализация обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-этическими установками педагога — такими как гуманизм, оптимистический подход к личности, признание ее самобытности.

 

3. Стили педагогического общения.

 

Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками.

Что такое стиль общения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к наиболее общему толкованию понятия «стиль».

Стиль — это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль — это индивидуально-своеобразная манера действования.

Стиль общения педагога с детьми — категория социально и нравственно насыщенная. Исходя из этого, В. А. Кан-Калик писал: «Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодей­ствия педагога и обучающихся».

Стилевые особенности педагогического общения зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей ученического коллек­тива, с которым воспитатель вступает в контакт.

 

Рассмотрим типичные стили педагогического общения, характеристика которых дана В. А. Кан-Каликом.

Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля — единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.

Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, дружественность не должна нарушать статусные позиции.

В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Дистанция должна существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении. Однако гипертрофированная дистанция способствует установлению авторитарного стиля в отношениях с учащимися.

В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель—ученик» рассматривается как двустороннее субъект—субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности.

Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести: а) общение-устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); педагоги стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но не имея для этого необходимой коммуникативной культуры, начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований; в) общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.

Отрицательные стили общения ориентированы на субъект-объектные отношения, т.е. в них преобладает позиция педагога, рассматривающего воспитанников как объект воздействия.

 

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский стили (К.Левин).

При авторитарном стиле руководства ц ели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.

Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов чаще всего позитивны, однако социально-психологическая атмосфера в классах у этих преподавателей неблагополучная.

Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

Противодействие школьников педагогу чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. У учащихся снижается деятельностная мотивация, так как их инициатива не поощряется. Для учителя характерны низкая удовлетворенность своей профессией, профессиональная неустойчивость, повышенная тревожность, опасение потерять авторитет, обнаружить свою недостаточную компетентность.

При попустительском стиле общения и руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность и снимает с себя ответственность за ее результаты. Этот стиль предполагает тактику невмешательства, основу которого составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащегося. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты. Учитель отстранен от проблем детей и классного коллектива в целом. Своей профессиональной деятельность учитель не удовлетворен.

Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов неудовлетворительны.

Альтернативой этим стилям является демократический стиль общения (стиль сотрудничества). Совместная деятель­ность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению уча­щихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.

Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способству­ет их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совмест­ной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, адекватную самооценку и, что особен­но значимо, способствует становлению доверительных, гумани­стических отношений. Для учителя характерны удовлетворенность своей профессией, устойчивость профессиональной направленности.

По внешним показателям своей деятельности педагоги уступают учителям авторитарного стиля.

 

Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

Таким образом, стиль общения и руководства педагога характеризуется гиб­костью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с какими учениками он имеет дело — с младшими школьниками или старше­классниками, каковы их индивидуальные особенности, каков ха­рактер осуществляемой деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: