Кто? Как? Где? Когда? Почему?».




Работа по группам. Дано слово или реплика (обстоятельство, поза, жест, музыкальная интонация). Его (ее) надо оправдать ситуацией, выдумать действующих лиц, поведение, найдя подходящую цель и мотив, психологическое оправдание, предложить - зачем и кому оно может быть адресовано.

Каждая группа (ученик) излагает или демонстрирует свой вариант. Труднее - когда один человек (одна группа) создаст разные трактовки одного и того же слова, обстоятельства и т.д.

Анализ

На уроке музыки такая игра подготовит детей к содержательному анализу произведения.

«Ведущее слово» («Лейтслово»).

«Лейт» (нем.) - ведущий. «Лейтслово» - ведущее слово.

Определяется (можно из «шапки») какое-либо слово, слог, междометие - «уже», «еще» и т.д.

Ведется диалог (между группами, между учащимися), одна сторона своими вопросами, аргументами стремится увести разговор от заданного слова, другая сторона должна ответить, обязательно вернув разговор к ситуации, когда употребление заданного слова кажется необходимым и оправданным по смыслу.

Анализ

Эта очень простая игра пользуется большой любовью у детей. Она может подготовить их к восприятию и осознанию понятий «лейтмотив, лейтинтонация, лейттема».

 

«Зеркало».

Во время звучания музыки учащийся (более интересный вариант, когда работу выполняют одновременно двое учащихся, которые не видят друг друга) «отражает» как в зеркале все подробности содержания музыки всеми возможными способами: пластикой, рисунком... Зрители, слушая, наблюдают, чистое ли зеркало или «кривое».

То же самое можно сделать после внимательного изучения произведения изобразительного искусства.

Анализ

Данное упражнение предусматривает внимательное, до малейших тонкостей, изучение произведения искусства и его личностное проживание.

Также учащиеся осваивают на практике понятие «искусство - язык чувств», «многообразие трактовки произведения искусства».

«Звучит не звучит» (живое не живое)

Дети садятся вокруг стола и кладут по пальцу на стол (или ладони на колени). Кто-то начинает называть разные объекты (птица, стол, скрипка, облако), и, назвав его, поднимает палец (ладони) вверх и быстро опускает (если этот объект может звучать, если не может, то ничего поднимать не надо). Если есть «единоличники», чье мнение идет в разрез с общим мнением, они дают пояснение. Говорить могут либо по очереди, либо «провинившиеся».

Анализ

Данное упражнение на уроке музыки можно использовать при изучении темы «Что такое музыка», «Музыкальный образ».

«Воздушное письмо».

Ведущий стоит спиной к классу пишет по воздуху, к примеру, «вальс цветов» (учащиеся повторяют за веду­щим, чтобы лучше понять написанное).

Затем показать учащимся иллюстрацию, или букет цветов. Следует решить, где образ более музыкальный по природе (конечно, написанный по воздуху, потому что он ближе к особенностям существования музыки. Объяснить, почему).

Такая форма может использоваться как особый способ подачи информации. И даже - «узаконенной» подсказки. Можно писать не только рукой, но и плечом, головой, ногой, коленкой. Усложненный вариант - в зеркальном отражении.

 

«Тело в деле»

Вариант I. Группа учащихся задумывает сюжет (литературный, живописный, музыкальный) и замирает в «фотографии». Другая группа принимает такое же положение и пытается продолжить сюжет по-своему. «Отомри» - сигнал для первой группы, которая показывает задуманный сюжет. Критерий оценки: смогли ли оппоненты проникнуть в задуманный сюжет?

Вариант 2.

Группы задумывают друг другу и изображают сюжеты произведений изобразительного искусства.

Вариант 3.

Каждая группа придумывает и разыгрывает свой вариант продолжения событий, воплощенных в произведении искусства в виде диалога между группами.

«Рассказ по карточкам»

Вариант 1. Какое-либо произведение искусства - вызывает к жизни коллективное сочинение рассказа по кругу, каждый говорит только по одной (две фразы), которая продолжает рассказ предыдущего.

Вариант 2. То же самое, только каждый говорит свою фразу, начиная с глагола, определяющего действие героев, или со слова, определяющего характер происходящего и его действующих лиц.

Вариант 3. Из «шапки» вытаскивается билетик, на котором написаны междометия: ах, ох, а-а-а, м-м-м и т.д. Каждому междометию предшествует какое-либо событие, которое следует смоделировать.

Анализ

Учащиеся на практике овладевают понятиями развитие, драматургия, искусство - язык чувств, множественность трактовок.

«Пауза».

Вариант 1.

Один из учащихся (или два одновременно, или команда) изображают какое-либо действие и замирают в паузе. Другой ученик (или группа) должны пояснить ее смысл и продолжить действие, которое потом сравнивается с авторским вариантом значения и продолжения действия, который тот также демонстрирует.

Вариант 2.

Исходя из содержания произведения искусства, учащимся выстраивается смысловая пауза. Следует объяснить ее смысл другим учащимся.

Вариант 3.

Изображается пауза. Следует определить, какое действие ее вызвало.

Анализ

Упражнение способствует овладению понятиями «смысловая пауза», «множественность интерпретаций», «развитие», «драматургия», развивает способности «внутреннего» монолога.

«Озвучиватель» иллюстраций, картины, диафильма (звукорежиссер)

Вариант I. Придумать звуки, шумы, соответствующие какому-либо произведению изобразительного или литературного искусства.

Вариант 2. Учащиеся одной группы исполняют звуковое сопровождение какой-либо сценки, ситуации или известного произведения, которые нужно угадать, определив «что», «где», «когда».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: