Любовь и секс в Исламе: общий взгляд




Любовь и секс в Исламе

 

Часть 1: Любовь, секс и религия

Часть 2: Дозволенное и запретное

Часть 3: Ислам и проблемы современности, связанные с сексом

Часть 4: Доисламские традиции или Шариат?

Часть 5: Этика отношений между мужчиной и женщиной

Часть 6: Брак

Часть 7: Муж и жена

Часть 8: Развод

Часть 9: Бесплодие – испытание от Аллаха

 

От издательства

Тема любви и секса в Исламе полна мифов и небылиц. Для многих сама постановка вопроса кажется абсурдной – порой Ислам в обыденном сознании далекого от религии человека представляется косной и реакционной идеологией, подавляющей любое живое начало в человеке. Однако это не только не является истиной, но и полностью противоречит духу этой религии: согласно Исламу, человеческая личность от рождения наделяется правом на удовлетворение своих физических, интеллектуальных и духовных потребностей. Именно в Исламе секс обретает свой реальный и полный смысл, будучи не только средством продолжения рода, получения удовольствия и удовлетворения естественных потребностей организма, но и поклонением Всевышнему и одним из аспектов обретения Его милости и благословения.

Бытование мифов об отношении Ислама к любви и сексу, помимо прочего, наносит серьезный вред мусульманской религии в целом. И это было одним из основных моментов, побудивших нас к изданию книги, которую Вы держите в своих руках. В то же время для многих мусульман вопросы, поднятые в книге, оказываются в числе необсуждаемых. В силу разных причин даже на получение необходимых знаний об интимной сфере жизни человека иногда малообразованными людьми накладывается табу, что противоречит Шариату. Мы надеемся, что книга, которую вы держите в руках, будет полезна как немусульманам, так и тем, кто исповедует Ислам, – всем желающим узнать об отношении этой религии к вопросам отношения полов, минуя недобросовестных или малокомпетентных комментаторов. Следует также обратить внимание на то, что сборник "Любовь и секс в Исламе" – один из первых опытов обращения к этим деликатным вопросам по-русски: какие-либо серьезные исследования на русском языке на эту тему практически отсутствуют, что говорит об острой необходимости открытого ее обсуждения с точки зрения самой исламской религии и лучших ее представителей.

Предлагаемая вниманию читателей книга отнюдь не является попыткой поставить точку в исследовании роли Ислама в интимной жизни человека и взаимоотношений полов. Более того, мы выражаем надежду, что она вызовет живой отклик специалистов и читателей (на что мы, безусловно, рассчитываем) и повлечет за собой дальнейшие усилия, направленные на ликвидацию невежества в области как темы, вынесенной в название книги, так и Ислама в целом.

Мы заранее приносим извинения за некоторую разнородность материалов, приведенных в книге. В данный сборник включены статьи, принадлежащие самым разным авторам, представлены различные подходы к тем или иным ситуациям. Это продиктовано в первую очередь желанием осветить затрагиваемую тему с как можно большего числа сторон, показать ее сложность и глубину. Мы не стремились свести все к одному знаменателю, наоборот – хотели показать весь спектр мнений, представить читателю мысли теологов, ввести в научную дискуссию, ибо широкое обсуждение проблем, основанное на богобоязненности и знании, является неотъемлемой частью Шариата. Мы хотели продемонстрировать читателю: вопросы интимной сферы жизни человека вовсе не решены раз и навсегда так, как ему рассказывали недобросовестные "знатоки Ислама", – нет, они живо обсуждаются лучшими умами исламской общины.

Наличие нескольких мнений, разного подхода исламских богословов к одному вопросу показывает демократичность Ислама, отсутствие косности и догматизма, живой, творческий, оригинальный характер исламской юриспруденции в частности и Ислама как религиозной системы вообще.

Наряду с вопросами, касающимися непосредственно любви и секса, в книге достаточно широко представлена информация о роли и месте семьи в жизни мусульман, так как именно внутри семьи проявления чувств мужчины и женщины, взаимоотношения полов приобретают совершенный и естественный характер. В книге вы также найдете ответы исламских ученых на конкретные вопросы людей, столкнувшихся с той или иной проблемой в процессе взаимоотношений с представителями противоположного пола. Это позволит увидеть, как теоретические разработки богословов реализуются на практике и отражаются на жизни конкретных людей.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в словосочетании "любовь и секс в Исламе" важнейшим и центральным словом является все-таки "Ислам". Иными словами, именно глубокая вера и знание обеспечивают устойчивость мусульманской семьи и всю красоту и естественность отношений супругов в ней, а также счастье, путь к которому никому никогда не заказан...

Список авторов и источников

Разделы, авторство которых не указано, являются переводами фетв Комитета по фетвам сайта IslamOnline (www.islamonline.net). В разделе насущных вопросов ответы с неуказанным авторством принадлежат председателю Экспертного совета ДУМД М.-Р. Саадуеву (впервые опубликованы Независимым исламским информационным каналом Ислам.ру, www.islam.ru). Разделы и ответы на вопросы, взятые из книги Шамиля Аляутдинова "Он и она", подписаны именем автора. Названиями книг подписаны материалы из изданий: Гаджиев М., Султанмагомедов С. Подарок новобрачным. Махачкала: Ихлас, 2003, Худа Хаттаб. Справочник мусульманской женщины. Киев: Ансар фаундейшн, 2000, Комментарии "Смысл и значение Корана", SKD Bavaria Verlag & Handel GmbH, Покорная Богу. Сборник проповедей. Махачкала, 2001, Магомед К. Праведная мусульманка. Махачкала, 2002.

Также при подготовке сборника были использованы фетвы Европейского Совета по фетвам и исследованиям, материалы сайтов www.ummah.org.uk, www.minaret.org, www.yaseen.ru, www.allaboutturkey.com и труды следующих мусульманских ученых: Рукаййя Варис Максуд, проф. Хасан Хасаут, муфтий Ибрагим Десай, доктор Шахид Асар, доктор Абу Сауд, доктор Абдуррахман Абдулла аль-Авади, доктор Надия аль-Авади, имам ад-Дин Ахмад, шейх Юсуф аль-Кардави, доктор Музаммил Сиддики (президент Исламского общества Северной Америки, ISNA), Ариф Хан, шейх Атиййя Сакр (бывший глава комитета по фетвам Университета Аль-Азхар), шейх Ахмад Кути (старший лектор и исламский ученый в Исламском институте Торонто, Онтарио, Канада), шейх Мухаммад аль-Мухтар аль-Шинкити (директор Исламского центра г. Саут-Плейнс,Техас, США), шейх Фейсал Маулави (заместитель председателя Европейского совета по фетвам и исследованиям), доктор Мухаммад Абу Лейла (профессор исламских исследований и сравнительного религиоведения Университета Аль-Азхар), шейх М. С. аль-Мунаджжид (известный мусульманский лектор и публицист, Саудовская Аравия), Набиль Харун, шейх Джад уль-Хак Али Джад уль-Хак, Ильшат Насыров (докторант Института философии РАН), шейх Абдуль-Маджид Субх, Хваа Ирфан, шейх Мухаммад Икбал Надви, Шариф Абдель Азим, Карамухаммад Рамазанов.

Часть первая

ЛЮБОВЬ, СЕКС И РЕЛИГИЯ

Любовь и секс в Исламе: общий взгляд

О Аллах! Царь в День Cуда! Создатель земли и неба! Смилуйся над влюбленными и спаси их от великих бед! Смягчи сердца их любимых, ведь Ты поистине Внемлющий зову о помощи! Ты близок к тем, кто молит Тебя!

(молитва паломницы во время обхода Каабы)

Из книги аль-Ваша "Аль-мавашша"

Любовь и секс, взятые в контексте исламской религии и культуры, вызывают интерес в силу целого ряда причин. Одна из них – это устойчивое сохранение в сознании людей стереотипов и принятых на веру представлений о сексуальной стороне жизни мусульман. С одной стороны, на Западе и в России многие склонны полагать, что любовь как чувство, а также секс как широкий спектр всего разнообразия половой жизни человека, подавлены жесткими предписаниями Корана. С другой стороны, мусульманский Восток часто предстает в западном массовом сознании как символ сексуальной избыточности, половодья чувственности, а мусульманин – пресловутый "восточный мужчина" – воспринимается как идеальный тип "всегда готового" сексуального партнера.

Любовь и секс с точки зрения человека, ориентирующегося на западную культуру, – вещи самодостаточные, их ценность не нуждается в подкреплении аргументами (религиозными и прочими), они обладают онтологическим статусом в бытии человека. Причины восприятия Ислама как культуры асексуальной, репрессивной по отношению к любви и сексу, кроются, во-первых, в ошибочной интерпретации тех положений Корана, где говорится о любви и сексе, и, во-вторых, в отсутствии анализа раннего периода истории Ислама, а также в условиях Арабского халифата в период его классического расцвета до 1257 года.

Зачастую исследователи черпают материалы для изучения сексуальной культуры Ислама из жизни мусульман, живущих на периферии мусульманского мира. Культура этих народов являет собой результат смешения норм Шариата с доисламскими обычаями и, соответственно, не может быть образцом для анализа. Иногда исследователи анализируют установки идеологии и практики экстремистских движений. Однако Ислам как религия и культура находится далеко за этими рамками.

Следует обратиться к тексту Корана, к содержанию высказываний Пророка Мухаммада (мир ему), а также к творчеству авторитетных мусульманских авторов. Среди последних можно назвать, например, теолога аль-Газали (1058–1111), крупнейшего авторитета по вопросам исламской догматики и морали (за что он получил почетное прозвище Довод Ислама), и аль-Джахиза (776–869), великого арабского писателя. Можно обратиться также к народному фольклору и арабской классической поэзии. Аль-Газали и аль-Джахиз посвятили ряд работ изложению своих взглядов на проблему любви и секса.

Ислам прежде всего распространился среди арабов, народа чувственного, для которого любовь и секс являются неотъемлемыми атрибутами самой жизни, условием существования человека. Это произошло исключительно благодаря способности Ислама вбирать в себя и трансформировать многое из доисламского уклада жизни арабов и других народов, в том числе и особенности сексуальных моделей и норм, регулировавших интимную сферу их жизни.

Любовь и секс в сознании арабов всегда сочетались с ценностями сакрального, религиозного характера. Неслучайно действие знаменитых общеарабских историй о необычайной силе любви и сексуальной страсти происходит вблизи Каабы, которая являлась главным религиозным объектом для паломничества в доисламской Аравии, а затем была восстановлена как священный центр для всех мусульман, в сторону которого необходимо обращаться во время молитвы.

Известна история, что уже после распространения Ислама некто Салих ибн Абдур-Раззак во время хаджа в Мекке, совершая таваф (обход Каабы), увидел на ее стене лист бумаги со стихами. Неизвестный поэт сообщал жителям Мекки о своей безумной любви к мекканке и признавался, что из-за своей скромности он не нашел другого способа выразить свои чувства, кроме как повесить свои стихи на стену Каабы.

В поэзии мусульманских народов прослеживается утонченный взгляд на секс и любовь. Обессмертивший себя любовью к Лейле Меджнун сказал: "Не быть любимым – значит быть ослом!" Аль-Ахвас ибн Мухаммад аль-Ансари говорил: "Если ты не любил и не знал страсти, то ты – один из камней пустыни". Ему вторили поэты: "Все люди – влюбленные создания!.. Пропащий тот, кто не любил и не был любим".

Также Шерик ибн Абдулла аль-Кади писал, что влюбленным полагается самое большое вознаграждение от Аллаха. А поэт Джамиль прямо сказал, что "умерший от любви тоже шахид". Этот взгляд получает подтверждение в свете хадиса: "Кто влюбится и умрет, сохранив себя от греха прелюбодеяния, приравнивается к шахиду".

В этой связи поэтизируется, становится почти сакральным статус мусульманки, ее роли придается оттенок духовного совершенствования. Женщины не олицетворяют дьявольское наущение, сбивающее мужчин с пути истинного, как полагали христианские богословы, но единение представителей двух полов дает возможность пережить через любовь и секс наиболее глубинные пласты опыта человеческого бытия, чтобы осознать свое истинное предназначение в мире.

Таким образом, можно сказать, что мусульманский мир всецело приветствовал любовь и сексуальность, определяя для этой сферы человеческих отношений свои нормы. В Коране много аятов с призывом к верующим вступать в брак. "Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость" (30:21).

В Коране проблемы секса и любви трактуются реалистически. Секс создан Аллахом как единственный способ воспроизводства человеческого рода в ряду других Его созданий: "...И создали Мы вас парами". Любовь мужчины и женщины друг к другу не есть чувство, возникающее из случайной прихоти, мимолетного каприза людей. Любовь дана Аллахом как необходимая часть сексуальных отношений мужчины и женщины: "... устроил между вами любовь и милость" (30:21). Также Пророк (мир ему и благословение) говорил: "самая любимая для меня – Айша".

Следовательно, с исламской точки зрения сексуальное чувство мужчины и женщины коренится в конституции человеческой природы, являясь одновременно орудием Божьего промысла. Иными словами, Ислам вобрал в себя понимание секса как явления, обладающего онтологическим статусом в жизни человека, бытие которого без секса невозможно.

При этом в рамках исламского вероучения секс трактуется еще телеологически: он не только самодостаточен, но является также и целью. Он не только средство самореализации человека в его земной жизни. Секс есть также средство проявления трансцендентной силы, Воли Аллаха. Секс в Исламе рассматривается как проекция потустороннего, трансцендентного в посюстороннем, земном бытии человека.

О чувстве любви в Коране говорится как о явлении, прямо связанном с сексом, половыми отношениями между мужчиной и женщиной. Статус любви и секса в Исламе качественно повышен. Если до возникновения Ислама араб просто любил и реализовывал себя в сексе, как ел, дышал и пил, то в рамках Ислама он осознавал еще и сакральное значение переживаемого им чувства любви и совершаемого полового акта с женщиной. Любовь и секс в Исламе оказались внутри объемного, трехмерного пространства: мужчина, женщина и – превыше – Аллах.

Соответственно, в Исламе секс в широком смысле, как весь разнообразный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, может реализоваться двумя взаимодополняющими путями. Во-первых, в виде чувственной страсти между мужчиной и женщиной, полового влечения их друг к другу. Во-вторых, в виде чувства симпатии и расположенности духовного характера, позволяющего вызвать между мужчиной и женщиной любовь. Как и секс, любовь в Исламе стала рассматриваться как явление трансцендентного, божественного происхождения, не подчиняющееся сознанию, воле и капризам влюбленного человека.

Отнюдь не случайно в приведенном выше кораническом аяте ("устроил между вами любовь...") о любви между мужчиной и женщиной говорится в связи с их половыми отношениями. В Исламе любовь рассматривается как необходимое условие полноценной реализации сексуальных потребностей мужчины и женщины.

Существующий предрассудок в отношении Ислама как религии, санкционирующей принуждение женщины к замужеству с нелюбимым мужчиной, опровергается положением из Корана: "... А кто вынудит... то ведь Аллах и после принуждения их Прощающий, Милосердный" (24:33), то есть Бог на стороне подвергнутых принуждению женщин.

В авторитетнейшем сборнике хадисов – высказываний Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), составленном аль-Бухари, приводится сообщение, связанное с женщиной по имени Ханса бинт Хидаг аль-Ансари, которую отец насильно выдал замуж. Ханса пожаловалась Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), и он расторг ее брак с нелюбимым мужчиной. Также имеется хадис, где сообщается, что на вопрос Аиши, супруги Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), требуется ли согласие женщины на брак, он ответил, что да, и добавил, что молчание девушки, стесняющейся вслух высказаться о своем решении, следует расценивать как положительный ответ.

Следовательно, Ислам не только допускает, но и находит естественным возникновение любви между желающими вступить в брак мужчиной и женщиной. При этом, конечно, до заключения законного брака они не имеют права нарушать религиозные предписания.

В журнале "Маджаллату аль-Азхар" исламского университета "Аль-Азхар" (Египет) регулярно публикуются фетвы, вынесенные для разъяснения и практического применения какого-либо предписания Шариата. В одном из номеров журнала помещен ответ комитета по изданию фетв на следующий вопрос читателя: "Рассматривается ли в Исламе любовь как грех?"

"Любовь – это сердечное влечение, не подчиняющееся воле человека, если бы даже он хотел отказаться от нее. Поэтому в Шариате не предусмотрено решения, которое бы разрешало или запрещало любовь. Санкции Шариата применяются лишь тогда, когда мужчина и женщина нарушают установленные религиозные запреты. Если же между ними имеется сердечная любовь и намерение в дальнейшем вступить в законный брак, то ни на нем, ни на ней нет греха", – ответили исламские ученые.

Как следует из вышеизложенного, Ислам признает, что любовь, раз возникнув в душе человека, не может быть удалена из нее никаким внутренним субъективным усилием или внешней санкцией, как не могут быть подавлены потребности есть, пить, дышать и вступать в сексуальные отношения. В Исламе не сложился культ платонической, духовной любви к женщине. Не существует в Исламе и узаконенного обета безбрачия и института монашества. Общеизвестно отрицательное отношение Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) к безбрачию и сексуальному воздержанию, какими бы благими намерениями они не объяснялись (желанием человека полностью посвятить себя поклонению Богу и т. д.). Например, сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) запретил своему сподвижнику Усману ибн Мазуну практиковать сексуальное воздержание с целью полностью посвятить себя служению Аллаху.

Надо отметить, что в рамках исламского общества сексуальные отношения регулируются четкими религиозными предписаниями, через которые поощряются любовь и секс в законном браке и осуждаются всякие отношения людей "нетрадиционной сексуальной ориентации". Ислам допускает и одобряет сексуальную и любовную активность, предоставляя мусульманам право удовлетворять свои физические и социально-психологические потребности путем заключения шариатского брака. Ислам запрещает кровосмесительство, гомосексуализм, лесбиянство, зоофилию, педофилию, некрофилию, садомазохизм, а также анальный секс и налагает за их совершение на мусульманина и мусульманку различные наказания.

Известные мусульманские теологи и факихи, в том числе и аль-Газали, периодически выступали с письменными разъяснениями по поводу того, что можно, а что нельзя мусульманину в постели с женой. Несмотря на это, мусульмане в интимной жизни применяют разнообразные и изысканные способы, что было результатом развития мусульманской культуры как синтеза арабской, иранской, византийской и индийской культур.

По мнению аль-Газали, необходимым условием физической близости было обоюдное достижение удовлетворения супругами. Аль-Газали отстаивал общепринятое мнение мусульман, что физическая близость должна удовлетворить не только мужчину, но и женщину. "Если она, сойдясь с мужчиной, будет находиться в возбужденном состоянии, а мужчина, удовлетворившись, встанет, то это скажется на ней отрицательно. Такое несовпадение вызывает охлаждение чувств вплоть до отвращения".

Право женщины на полноценное удовлетворение ее сексуальных потребностей нашло и теоретическое обоснование у имама аль-Газали. Он писал: "Муж должен совокупляться с супругой минимум один раз в четыре дня, исходя из того, что у него могут быть четыре жены. Частоту близости с женой можно увеличивать и уменьшать, согласно ее потребности в этом, исходя из необходимости обеспечить ее супружескую верность. Обеспечение супружеской верности – обязанность мужа. Если он не сможет удовлетворить ее сексуальные потребности, то это подвергнет опасности ее супружескую верность".

Также аль-Газали советовал мусульманам воздерживаться от половых сношений с женщиной в первую ночь каждого месяца, ночью в середине месяца, ночью в конце месяца, а также днем и ночью пятницы. Хадис от Тирмизи: "Если муж захочет удовлетворить свою сексуальную потребность с женой, то она всегда должна исполнять его желание, даже если бы она была занята выпечкой" – говорит лишь о желательности вывода аль-Газали.

Ислам, таким образом, рассматривает женщину не просто как орудие удовлетворения сексуальных потребностей мужчины, но также как полноправного субъекта половых отношений с признанием ее права на полное удовлетворение ее сексуальной потребности.

Итоги изложенного выше рассмотрения вопросов любви и секса в рамках Ислама можно сформулировать в следующих положениях:

q Любовь и секс в Исламе рассматриваются не только как самодостаточные явления, то есть как сущностные атрибуты бытия человека, но и как реализация трансцендентной силы, воли Аллаха.

q Любовь и секс между мужчиной и женщиной угодны Аллаху.

q Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) высказываются в пользу симметрии прав и обязанностей мужчины и женщины в любви и сексе.

q Ислам однозначно осуждает все виды "нетрадиционной сексуальной ориентации", исходя из необходимости защиты семьи, основной функцией которой является воспроизводство человеческого рода, что является целью Божьего замысла.

"Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись" (51:56).

Ильшат Насыров,

кандидат философских наук,

докторант Института философии РАН

Вот такая любовь

Про любовь обманную...

"А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных; они любят их, как любят Аллаха. А те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха. И если бы увидели те, которые нечестивы, когда они увидят наказание, что сила принадлежит целиком Аллаху и что Аллах силен в наказании!.." (2:165)

Прежде чем говорить о романтической идее любви, давайте вспомним о правильном понимании любви верующим. Человек веры и совести знает, что Бог – это Тот, Кому принадлежит вся вера, и Тот, любовью к Которому должно быть наполнено человеческое сердце. Именно Бог создал человека из ничего и дал ему тело, разум, сознание, веру и все остальное, чем человек обладает. Бог не устает идти навстречу людям во всем. Все благословенное для человека в мире создано Богом. Более того, если верующий подчиняет свою волю Богу, Он радует его обещанием непередаваемого блаженства, вестью о бесконечном благословении Своей любовью. Поэтому именно Бог заслуживает любви больше всех, в истинном смысле этого слова. Он предупреждает верующих в Коран: "...и к твоему Господу устремляйся!" (94:8).

Бог – источник той любви, которую люди испытывают друг к другу. Человек, любящий Бога, испытывает сострадание к своим единоверцам. Это – настоящая любовь, испытываемая к тем качествам Бога, которые проявляются в них.

Другим оправданием чувства любви являются интерес и симпатия, вызывающие в нас благородные качества возлюбленных. Когда интерес и симпатия встречают взаимность со стороны другого человека, отношения перерастают в крепкие любовные узы. Однако важно найти Того, Кто является первичным источником этих превосходных качеств, и проявить интерес, симпатию и любовь именно к Нему. Это – Бог, источник всей красоты и всего прекрасного, а ведь наилучшие качества, которыми обладают Его создания, являются всего лишь слабым отражением Его внутренних свойств.

Таким образом, можно утверждать, что мы испытываем любовь только к Богу. Любовь к объектам, в которых отражаются Его свойства, должна быть во имя Аллаха, с Ним в уме и в сердце. Одним из вернейших признаков того, что человек идеализирует Божьи создания, является его отношение к ним как к существующим или наделенным могуществом помимо Бога, и такая любовь к ним, которой достоин только Бог.

В обществе существует много различных видов идолопоклонства, вырастающих на почве ложной и незаконной любви. Их примером является обоготворение жены, семьи или предков, при котором человек забывает о Боге.

В следующем аяте Ибрахим объясняет, как язычники из-за взаимной любви отвергли Бога и стали поклоняться идолам: "И сказал он: "Вы взяли себе помимо Аллаха идолов из любви между собой в здешней жизни; потом в День воскресения одни из вас будут отрекаться от других, и одни из вас проклянут других. И убежище ваше – Огонь, и нет у вас помощников!" (29:25)

Таким образом, Коран говорит нам о том, что подобные любовные связи в конечном счете превращаются в ненависть и предательство в Судный день. Ведь когда люди в отношениях между собой проявляют необыкновенную любовь и обожание, они творят друг из друга идолов, что в конечном итоге приводит лишь к новым мучениям. Тот, кто понимает, что нет божества, кроме Аллаха, не может возвести другого человека или вещь на ту же высоту или же любить их больше, чем Бога. Идолопоклонники же поступают так, о чем говорится в следующем аяте: "А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных; они любят их, как любят Аллаха. А те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха. И если бы увидели те, которые нечестивы, когда они увидят наказание, что сила принадлежит целиком Аллаху и что Аллах силен в наказании!.." (2:165).

В этом аяте объясняется, насколько верующие люди должны любить Бога. Таким образом, человека нельзя назвать верующим, если он говорит, что любит кого-либо или что-либо больше Бога. Если кто-либо утверждает обратное, то ясно, что он или говорит неискренне, или не имеет должного представления о Боге и религии. Действительно, в последней части процитированного аята речь идет о том, что поклоняющиеся помимо Бога еще кому-то имеют о Нем неверное представление.

Поскольку такие люди не способны поклоняться Богу так, как следует (39:64–65), они направляют свою любовь либо на себя, либо на других людей: отцов, сыновей, братьев и сестер, жен, мужей, подруг и друзей, людей, которыми они восхищаются и которым хотят подражать.

Список можно продолжить. Некоторые способны испытывать любовь даже к неодушевленным предметам или к абстрактным понятиям. Идолом могут стать деньги, собственность, дом, машина, а также такие ложные идеалы, как положение в обществе, чин и власть. Иными словами, не направляемое верой обожание является частью греха идолопоклонства или приписывания божественных качеств кому-либо (или чему-либо) иному, кроме Бога. Поскольку такая любовь не обращена с мудростью к Богу, она является романтической любовью. Всевышний Аллах указывает в Коране, что такая любовь не принесет пользы, а настоящее благо – только у Него: "Разукрашена людям любовь страстей: к женщинам и детям, и нагроможденным кинтарам золота и серебра, и меченым коням, и скоту, и посевам. Это – пользование ближайшей жизни, а у Аллаха – хорошее пристанище!" (3:14).

Мы должны любить всех их как Божьи творения и понимать, что Он даровал нам их как Свое благословение. Человеческая любовь – это наиболее прекрасное из чувств, созданных Богом. В Коране говорится, что Бог создал людей "лучшим творением". Таким образом, верующий должен взрастить в своей душе любовь к тем, кто ее заслуживает, к тем, кто богобоязнен и имеет хороший нрав. Настоящую любовь верующего нельзя сравнить с тем видом любви, который распространен в обществах, живущих без религии; она представляет собой глубокое внутреннее чувство.

Далее мы поговорим о людях, которые не способны испытывать такое чувство; мы рассмотрим отношения между мужчиной и женщиной, в которых любовь вызывает то, что принято называть идолопоклонством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: