Лекция Контроль и оценка результатов обучения русскому языку (2 часа)




1. Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе.

2. Методы и формы организации контроля.

3. Виды контроля результатов обучения.

 

1. Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций.

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста.

В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталоном (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо).

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности; появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширять, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности: что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) играет определенный эмоциональный фон и вносит соответствующую эмоциональную реакцию ученика.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения – младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать, чтобы…») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

2. Проверка осуществляется в различных формах и различными методами. Различают методы фронтальной и индивидуальной проверки.

Фронтальная проверка, т.е. опрос многих учащихся, распространена на этапах подготовки к изучению нового и изучения нового материала. Она используется для проверки знаний, подлежащих обязательному запоминанию (определения частей речи, падежных вопросов, определения членов предложения).

Преимущества (+):

а) позволяет выявить знания многих учащихся по разным вопросам;

б) вырабатывает способность к краткому и точному ответу;

в) вовлекает в работу весь класс, держит в напряжении всех учеников;

г) требует малой затраты времени.

Недостатки (-):

а) не позволяет выявить глубину и сознательность усвоения учебного материала;

б) результаты фронтальной проверки часто не фиксируются, чем снижается ее воспитательное и образовательное воздействие;

в) недостаточно развивает логическую и языковую культуру учащихся (ответы кратки, не продумывается переход от одной мысли к другой).

Индивидуальная проверка – индивидуальный опрос учащихся – является наиболее объективным показателем правильности усвоения учебного материала, его полноты и глубины. При индивидуальной проверке главное внимание сосредотачивается не только на воспроизведении изученного, но и на объяснении, доказательстве тех или иных грамматических явлений. Она позволяет выявить умения учеников пользоваться полученными теоретическими сведениями при решении практических задач.

Индивидуальная проверка – опрос – должна проводиться на каждом уроке (2-3 ученика). Детей систематически приучают к полному, обоснованному, последовательному ответу, для чего им предлагается пользоваться планом ответа: О чем нужно сказать вначале? О чем потом? Почему? Какими примерами подтвердить свой ответ?

Преимущества (+):

а) полный, развернутый, самостоятельный ответ;

б) оценка ответа, обычно безошибочная, ставится за все качества ответа:

- за знание фактического материала;

- за логическую стройность предложения;

- за выразительность и точность языка.

Недостатки (-):

а) возможно опросить небольшое количество учащихся;

б) трудно держать во внимании весь класс;

в) невозможно проверить навыки учащихся в составлении планов и тезисов.

И фронтальная, и индивидуальная проверки знаний могут проводиться в устной и письменной форме.

Устная проверка присутствует на каждом уроке:

- ответ по отдельному правилу;

- сообщение по какому-либо законченному разделу;

- приведение своего примера по изучаемому материалу;

- комментирование упражнения и т.п.

Устная индивидуальная проверка чаще всего связана с ответом ученика у доски, причем устное сообщение нередко дополняется выполнением небольшого письменного задания. Опрашивая ученика у доски, целесообразно остальным детям предложить работу, отличную от индивидуального вопроса, но связанную с ним.

К фронтальным устным формам проверки, помимо беседы и опроса по правила и формулировкам, относится работа с сигнальными карточками.

Устные формы проверки знаний позволяют ученику практиковаться в изложении своих мыслей, приучают к обоснованной связной речи, а учителю дают возможность работать над речью каждого ученика.

Письменная проверка знаний имеет два преимущества:

- позволяет видеть успехи и неудачи всех учеников;

- дает возможность убедиться в умении детей практически применять полученные знания.

К письменным формам проверки относятся:

а) списывание текста без каких-либо изменений и дополнений;

б) списывание текста со вставкой букв, слов;

в) списывание текста с грамматическим заданием – подчеркнуть, выделить, указать и т.р.;

г) грамматический разбор;

д) диктант без дополнительных заданий;

е) диктант с грамматическими заданиями;

ж) работа с деформированным текстом;

з) изложение;

и) сочинение.

Существуют следующие виды контроля:

1. а) Предварительный контроль направлен на выявление ЗУН по предмету или разделу, который будет изучаться.

б) Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки – отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

в) Тематическая проверка предполагает охват одновременно двух-трех вопросов или целой группы вопросов по изученной теме. Тематическая проверка проводится 3-5 раз в год и имеет форму письменной контрольной работы, составленной из грамматических заданий, форму диктанта или изложения, что позволяет выявить уровень орфографической грамотности.

г) Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».

4. Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

- качество усвоения предметных знаний-умений-навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования (оценивается отметкой за результат обучения);

- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

- степень развития основных качеств и умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Оценивается словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: