ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА




Лекция 17 Современные подходы к анализу работы учителя (1 час)

1. Анализ урока русского языка любого типа.

2. Памятка для самоанализа урока.

1. Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Анализ урока русского языка любого типа

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?

2. Дайте характеристику реальных учебных возможностей учащихся. Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?

3. Какие задачи решались на уроке: а) образовательные, б) воспитательные, в) задачи развития. Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.д.? Рационально ли было распределено время, отделенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?

5. Не был ли перегружен урок теоретическим материалом или упражнениями, не вела ли перегрузка материалом к торопливости на уроке, поверхностью объяснений; достаточно ли оставалось времени для закрепления нового материала. Все ли намеченное учителем в его плане удалось выполнить; была ли соблюдена необходимая равномерность темпа ведения урока?

6. Как и в какой форме осуществлялись задачи развития речи и развития мышления учащихся на уроке?

7. Каковы по своему характеру тексты, использованные на уроке для упражнений и иллюстрации при объяснении нового теоретического материала; доступность их для понимания учащимися без дополнительных разъяснений; разнообразие по содержанию и наличию тех грамматических или орфографических явлений, изучению которых посвящается урок, художественность, занимательность текстов, отражение в них нашей современности?

8. Как на уроке был использован учебник, на каких этапах и в какой форме; не снижалась ли при этом активность учеников? Каковы упражнения, использованные на уроке, их виды, разнообразие, степень оправданности выбора для данного урока именно тех, а не иных видов упражнений?

9. Как был организован контроль за уровнем знаний, умений, навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся?

10. Степень активности учеников на уроке; самостоятельность в работе; заинтересованность уроком и дисциплина; не было ли со стороны учителя недооценки сил учащихся, выразившейся в ведении урока на слишком легком материале?

11. Поведение учителя: умение держаться в классе, умение охватывать вниманием класс, внимание отстающим; речь учителя; имели ли место случаи нарушения литературной нормы?

12. Какие были продуманы запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации?

13. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует выполнить нереализованное?

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Анализ цели урока. Оценка правильности цели и обоснованности учебной, воспитательной и развивающей задач урока, особенностей учебного материала; место данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение цели и задач урока для учащихся.

Анализ структуры и организация урока. Соответствие структуры урока его цели и задачам. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока между собой. Рациональность выбора форм обучения. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Реализация возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов.

Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной цели нового материала, формирование новых понятий.

Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной работы учащихся, характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативности, учет уровня подготовленности класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, систематичность).

Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, возможностям данного класса. Соответствие методического аппарата урока каждому этапу и задачам активизации учащихся.

Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность в подаче материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения.

Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся.

Оценка целесообразности и эффективности форм учебной работы.

Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Индивидуальная работа со слабыми и сильными учащимися. Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном детском коллективе. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения новыми практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Объективность выставленных оценок, мотивировок их.

Анализ задания работы на дом. Цель, объем. Соответствие между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность. Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

 

2. «Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе – тот истинно велик!»

Пьер Гренгор

Самоанализ урока – работа очень сложная и творческая, ничуть не уступающая по трудности подготовке и проведению занятия, а квалифицированное проведение самоанализа – работа, способная значительно продвинуть учителя в его развитии. Каковы наиболее веские аргументы в пользу последнего утверждения?

1) Без самоанализа невозможно надеяться на серьезные успехи в профессиональном развитии учителя. Развитие не происходит без проблематизации прежнего опыта, без переживания и разрешения кризисов компетентности, когда учитель чувствует и понимает необходимость работать по-новому и меняться как личность.

2) Самоанализ – прекрасное средство психологической самозащиты педагога. Право на самоанализ и оценку своего творчества может избавить учителя от многих лишних тревог и переживаний, абсолютно не закрывая при этом путь к конструктивной критике его работы в диалоге с экспертами, оценивающими урок.

3) Без самоанализа невозможно реально улучшить качество своей работы за счет передового опыта и научных достижений. Ход от своих проблем – к опыту «классиков» оказывается многократно более плодотворным, чем копирование чужого опыта без примерки на собственную индивидуальность!

4) Без самоанализа урока учителю трудно осознать себя его полноценным и полноправным автором.

5) Без оперативного самоанализа только что проведенного занятия невозможно выстроить целостную и непрерывно развивающуюся систему образовательного взаимодействия «учитель – учащийся».

6) Своевременный анализ и коррекция своей работы страхуют от снижения качества обучения и воспитания школьников.

7) Самоанализ способствует существенной экономии времени на техническую работу. Если самоанализ стал привычным для учителя, он без особого труда может оперативно внести нужные поправки в свои основные планы, не готовя каждый год заново «пухлые тома» своих неизданных сочинений: достаточно изменить то, что реально требует изменений.

Самоанализ урока

1. Краткая характеристика познавательных возможностей учащихся.

2. Характеристика дисциплинированности и организованности данного класса.

3. Какие особенности класса были учтены при планировании урока?

4. Обоснованность цели и задач урока, типа и структуры урока.

5. Чем вызван такой отбор материала, методов и форм организации учащихся на уроке.

6. Удачи на уроке.

7. Неудачи на уроке. Причины.

8. Общая оценка урока (самооценка).

9. Удовлетворенность или неудовлетворенность уроком.

10. Какие выводы на будущее можно сделать из результатов урока?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: