И: Что вы думаете про учреждение должности Уполномоченных по правам ребенка в школах и ВУЗах?




И: Как вы считаете, в Республике Крым в какую сторону изменилось фактическое обеспечение прав детей за прошедшие 7 лет?

У: Очень интересный вопрос, во-первых, за семь лет мы можем анализировать те обращения, которые поступали в адрес Уполномоченного и количество, и направленность этих обращений, чтобы понимать, изменились в принципе. Так, качество обращений к Уполномоченному постепенно снижается, меняются направления тематики, если первые годы главной темой обращений были вопросы, касающиеся гражданства, проблемы обеспеченности детскими местами в детских дошкольных учреждениях, то на сегодняшний день – это сфера гражданско-правовых взаимоотношений внутри семьи, жилья и обеспеченности жильем разных категорий несовершеннолетних, взаимоотношений участников учебных процессов, например, между учеником и учителем, между учениками.

Нужно обозначить, что семь лет назад у нас были массовые нарушения прав в отношении обеспечения дошкольном образовании, массовые нарушения прав детей-сирот, которые не обеспечены были жильем. Если посмотреть на 2014 год и учесть, что в украинских правовых рамках это все и не было гарантированно со стороны государства, то с момента присоединения к Российской Федерации мы получили гарантии в этих направлениях, естественно их просто невозможно было сразу взять и выполнить все. Тогда я, как Уполномоченная, отталкиваюсь в этих вопросах от того, что делается или делается ли что-то, чтобы изменилась эта ситуация, здесь все жители полуострова очевидцы насколько сильно все меняется, мы видим регулярно открытия детских дошкольных учреждений, школ; возвращаются все детские сады, которые отдавались ранее каким-то другим структурам или продавались и из них снова делают дошкольные учреждения. Кроме того, дети-сироты стали активно получать жилье, однако в этом вопросе еще предстоит большая работа. Тем не менее, все эти вопросы не просто сдвинулись с места, но и решаются, причем решаются очень серьезно и оперативно. Поэтому, на лицо, существенные изменения и, как мы видим, в лучшую сторону.

И: Какие, по вашему мнению, самые незащищенные группы несовершеннолетнего населения?

У: Я бы выделила как самую незащищенную группу детского населения -детей, которые не имеют родительского попечения по тем или иным причинам, либо родители лишены родительских прав в силу того, что они ведут асоциальный образ жизни и наказаны. На мой взгляд, это самые незащищенные дети, именно поэтому государство законодательно старается жестко регулировать все, что касается жизни этих детей. Прежде всего, это оздоровление в детских лагерях, и такие дети обеспечиваются стопроцентно данными благами. Также, это гарантии в вопросах жилья либо ответственность органов власти за сохранность того жилья, которое осталось в наследство для этих детей. То есть, работа в этом вопросе должна проводится органами государственной власти очень серьезная, большая и кропотливая. И я хочу сказать, что если такие вопросы не решаются, игнорируются, рассматриваются не профессионально, то я как Уполномоченный встаю обязательно на сторону несовершеннолетнего, особенно такого несовершеннолетнего, который не имеет опекунов или попечителей, потому что они находятся под особым контролем, и естественно обращаюсь в прокуратуру Республики Крым и ставлю вопрос о применении санкций к тем чиновникам, которые халатно относятся к защите прав и интересов таких детей.

Кроме того, мне бы еще хотелось отметить в этом вопросе работу в Крыму, направленную на устройство этих детей в приемные семьи, под опеку, то есть важно в целом, чтобы они находились не в учреждениях, детских домах, назовем условно это так, а именно в семье, чтобы они понимали какие, вообще, бывают взаимоотношения внутри семьи, даже если эта семья не родная, чтобы эта модель потом послужила им в будущем моделью для создания их собственных семейных отношений, их отношений к рождению и воспитанию их собственных детей, что немало важно, потому что хоть и сам по себе детский дом не плох, плохо то, что там дети живут в условиях, когда за тебя все приготовят, тебе все подадут, за тобой уберут и ты, в принципе, пошел в школу на занятия и все. Семейная же форма - это еще и разделение труда и многих бытовых вопросов между участниками семьи, которые для обычного ребенка кажутся, в принципе, самыми элементарными.

И: Что вы думаете про учреждение должности Уполномоченных по правам ребенка в школах и ВУЗах?

Как я могу это прокомментировать, я считаю, что в школах сейчас достаточно кадров, которые должны заниматься интересами ребенка. Создавая еще одну дополнительную единицу, мы не имеем гарантий, что это именно та единица, которая будет стоять на стороне ребенка, учитывая, что это будет штатная единица определенной школы. То есть подчиненный человек, подчиненный директору. В чем принцип работы Уполномоченного по правам ребенка? В том, что это независимая должность, она работает в рамках своего собственного закона и взаимодействует с другими структурами на соответствующей территории. В связи с реализацией принципа независимости у Уполномоченного появляется реальная возможность оказывать содействие в восстановлении нарушенных прав несовершеннолетних, потому что в равной степени Уполномоченный может обратиться как к любому министру, так и к любому руководителю силовых ведомств, для того, чтобы нарушения были устранены и были восстановлены нарушенные права. А как эта должность будет действовать в штатном порядке, я не могу сказать. На мой взгляд, есть такая прекрасная должность как классный руководитель, есть прекрасная должность как заместитель директора по воспитательной работе, с которых никто не снимает вопросы работы с самими учащимися и их родителями. Масса рычагов в школах, для того, чтобы помочь и поддержать своего ученика или даже наказать его, к примеру. Так же комиссия, которая есть в школе, которая собирает школьные советы, то есть масса возможных инструментов есть. На мой взгляд, более правильно усилить в школах для того, чтобы исключить конфликтные ситуации, иметь возможность поддержать учеников, нужно развивать службу медиации, устранять проблемы с коммуникацией на всех уровнях. С учетом того, что молодежное население ушло в социальные сети и там коммуницирует, получается “один большой конфликт”. Медиация это как раз такая служба, которая как раз и будет учить людей искать взаимопонимание, приходить к компромиссам, уступать и так далее. И я думаю, что нуждается в укреплении служба психологии, в каждой школе это должен быть профессиональный и опытный сотрудник, постоянно повышающий свой уровень квалификации, именно в его руках очень многие ниточки к проблемам, которые есть у детей, и “ключики” к сердцам учеников, особенно если он профессионал, если он хранит конфиденциальную информацию, то дети ему будут доверять. И тогда я думаю, будет больше шансов, чем иметь в каждой структуре назначенного Уполномоченного. Пока не совсем понятно, какие требования будут предъявляться к такому лицу, какое у него должно быть образование, какие знания и опыт работы. Поэтому не вижу в этом пока резона.

 

И: Каким Вы видите дальнейшее развитие института Уполномоченного по правам ребенка, какие вопросы остаются проблемными, а какие являются в приоритете?

У: Сам по себе институт развивается, как я уже говорила, что есть закон об Уполномоченном, который совсем недавно был принят на уровне Российской Федерации, в рамках этого закона были приведены в соответствие все законы об Уполномоченных в субъектах Российской Федерации, и в рамках этого закона данный институт и развивается. Такой институт, как Уполномоченный, в большей степени занимается решением вопросов заявительного характера, то есть главная наша задача – работа с обращениями граждан, это главная задача и главное направление, сколько будет обращений, какого они будут характера. Если я вижу как Уполномоченный, что обращения идентичные, и представляют собой массовое явление – то есть в разных городах, по одному и тому же вопросу, поступают одни и те же обращения – тогда я уже как Уполномоченный обращаюсь уже в то ведомство, которое занимается конкретно этой деятельностью – значит что-то не так, значит где-то какой-то сбой, может быть нужно переориентировать работников на местах, может быть нужно принять какой-то нормативно-правовой акт местного уровня, чтобы эти массовые явления были устранены. В остальном, вся остальная деятельность Уполномоченного основывается на обращениях. Кроме обращений мы занимаемся разными направлениями, такими как работа с детским советом. К сожалению, в прошлом году в связи с карантинным режимом очень сложно это было вообще всё, потому что старались никого не приглашать, чтобы не подвергать опасности, а живое общение всё-таки никто не может заменить всеми возможными “онлайнами” и так далее. У нас есть акции всероссийского характера. Я считаю, что Уполномоченный, кроме обращений, имеет возможность поддержать общественные организации, которые работают в рамках защиты прав детей, в интересах детей. Следует отметить, что такие организации у нас в Крыму уже реально начинают работать, реально заниматься с детьми – особенно это касается там, где идёт поддержка многодетным семьям, семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды, или дети с ограниченными возможностями здоровья. На мой взгляд - это очень серьёзная работа, которая ещё предстоит крымскому сообществу в целом, потому что у нас огромная поддержка со стороны государства по разным направлениям, но есть такие моменты, которые в целом, они не могут решить. Есть такие вопросы, которые могут не укладываться в рамках законодательства, но они есть в обществе, и они тоже нуждаются в том, чтобы и их решали и помогали этим людям. На мой взгляд, это самое главное - чтобы люди понимали свою миссию, и видели свою жизнь не только в рамках своего узкого мира, где он только он, его учёба, семья и всё, а немножко оглядывались, и смотрели по сторонам, и понимали, что в этом мире есть ещё природа, экология, есть животные, которые беспомощны, есть люди, особенно дети, которые, в принципе, находятся под защитой государства, но бывает так, что им очень нужна помощь взрослых или посторонних людей, но вот эти вопросы, я думаю, что мы будем дальше продвигать институт Уполномоченного и стараться поддерживать общественные движения.

И: Спасибо. И последний вопрос. Так как это интервью делается в первую очередь для СНО Крымского филиала РГУП, то я просто не могу не спросить Вас, как стать уполномоченным и какие качества нужно иметь человеку, чтобы стать уполномоченным?

У: Смотрите, вот у нас Уполномоченные законодательно строго не ограничены какими-то рамками. Ну да, есть, конечно же, ряд определенных требований. Например, педагогическое или психологические образование. Но на мой взгляд такие моменты, как образование, это очень узко и не так важно. На мой взгляд ограничение в возрасте - это правильный момент, потому что к этому времени человек, который, не живёт своим замкнутым миром, а интересуется, старается и понимает, что происходит вокруг, он уже чётко понимает, что такое справедливо, а что такое несправедливо. Я понимаю, что вы как юристы можете уже обозначить, что есть закон и это будет правильно. И у нас такие споры часто возникают с нашим юристом в штабе, который всегда говорит, что эта тема в законодательстве звучит только так, и никак по-другому. А я подспудно понимаю, что что-то не так с законодательством, что так не должно быть. Понимаете, это очень важное человеческое качество, которое, как мне кажется, должно быть у каждого Уполномоченного. Сопереживание, сочувствие, умение понять и найти возможности помочь человеку, который обратился к тебе, на мой взгляд, главное в этой работе. Но юристы они все работают строго в рамках закона и это правильно, я никогда с этим не поспорю ни с одним человеком, что это - не верно, а это - верно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: