Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.




 

Дисциплина (модуль) «Социология территорий» относится к части Б.3 «Профессиональный цикл» ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социология (квалификация «бакалавр»)».

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 -м семестре.

Программа дисциплины предполагает, что студенты владеют знаниями по основам социологии и истории социологии, полученными ранее при изучении соответствующих дисциплин на 1-м и 2-м курсах.

Учебная дисциплина «Социология территорий» дает знания, умения и владения, которые опираются на теоретическую основу, полученную при изучении следующих дисциплин:

Основы социологии, История социологии, Методология и методика социологического исследования, Политическая социологияПК-1: знать основные факторы функционирования и развития социально-территориальных образований; специфику социальных процессов на территориях; уметь анализировать информацию о социальных процессах на территориях; производить анализ социально значимых проблем социально-территориальных образований; владеть навыками анализа социальных проблем и процессов в территориальных образованиях; навыками ведения и дискуссий и обсуждения научных проблем.

Социология религии, Социальное проектирование и программирование, Социология социальных трансформаций, Социальная антропология – ПК-14:знать основные теории функционирования и развития социально-территориальных образований; основные социальные проблемы территорий России; уметь вырабатывать предложения по решению социальных и социально значимых проблем территорий; в ладеть навыками анализа информации об интересах различных социальных групп социально-территориальных образований.

Знания, умения и навыки формируемые в ходе изучения социологии территорий являются компонентами базовых компетенций, необходимых для изучения таких дисциплин как «Современные социологические теории», «Социология управления».

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетные единицы (ЗЕ), 72 академических часа.

 

Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)

Объём дисциплины Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины    
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) 41,85  
Аудиторная работа (всего):    
в том числе:    
Лекции    
Семинары, практические занятия    
Практикумы -  
Лабораторные работы -  
в т. ч. в активной и интерактивной формах
Внеаудиторная работа (всего): 5,85  
В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем:    
Курсовое проектирование -  
Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем 5,85  
Творческая работа (эссе) -  
Самостоятельная работа обучающихся (всего)    
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет) зачет зачет 4

 

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

Для очной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость (часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
1. Введение в социологию территорий         Доклад по теме
2. Социология региона         Доклад по теме, практические задания
3. Социология города         Доклад по теме, практические задания
4. Социология села         Доклад по теме
  Всего:         зачет

 


 

Для заочной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость (часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
1. Введение в социологию территорий          
2. Социология региона          
3. Социология города          
4. Социология села         Доклад по теме
  Всего:         Зачет – 4 часа

 

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание
  Раздел 1 Введение в социологию территорий
Содержание лекционного курса
1.1. Тема 1.Социология территорий как отрасль социологического знания. Предмет социологии территорий. Структура курса «Социология территорий». Соотношение социологии территорий с другими отраслями социологической науки: соотношение социологии территорий с экономической социологией, социология территорий и история социологии, социология территорий и методика социологических исследований, социология территорий и социальное проектирование. Связь социологии территорий с другими отраслями социологической науки (социология конфликтов, экологическая социология, политическая социология, демография, этносоциология).  
1.2 Тема 2.Территории как объект социологического анализа. Понятие «территория». Предметные ракурсы изучения территорий. Свойства категории «территория»: топологические свойства, естественные свойства, общественные свойства. Соотношение территории и пространства. Система расселения на территории. Социально-территориальная общность: понятие «социально-территориальная общность», границы социально-территориальной общности. Виды социально-территориальных общностей.
Темы семинарских занятий
1.1 Тема 2.Территории как объект социологического анализа. 1. Понятие «территория». Предметные ракурсы изучения территорий. 2. Свойства категории «территория» (топонимические, естественные, общественные). 3. Соотношение территории и пространства. 4. Система расселения на территории.  
  Раздел 2 Социология региона
Содержание лекционного курса
2.1. Тема 3.Регион как объект социологического изучения. Понятие «регион». Основные подходы к определению понятия «регион». Структура региона. Основные компоненты региона. Типология регионов. Критерии типологизации регионов. Типы регионов. Функции регионов в общественной системе. Статус регионов в российском обществе.  
2.2. Тема 4.Социальное развитие села. Система расселения на территории региона. Этнический состав региона. Демографическая ситуация в регионе. Миграционные процессы. Основные субъекты социально-экономических отношений. Социальная политика в региональном масштабе. Проблема диспропорций регионального развития: сущность и пути решения. Проблема бедности на уровне региона. Проблемы социального развития региона. Региональная политика.
Темы семинарских занятий
2.1. Тема 3.Регион как объект социологического изучения. 1. Основные подходы к определению понятия «регион». 2. Структура региона. 3. Типология регионов. 4. Статус региона.  
2.2. Тема 4.Социальное развитие региона 1. Социальное развитие регионов: уровень жизни населения, проблема безработицы. 2. Система расселения в региональном разрезе. 3. Демографическая ситуация и миграционные процессы в регионе и их влияние на социальное развитие региона. 4. Проблема диспропорций регионального развития. 5. Социальная политика в регионе.  
  Раздел 3 Социология города
Содержание лекционного курса
3.1. Тема 5.Город как объект социологического изучения. Определение понятия «город». Основания определения города. Проблематика изучения города. Состояние современной урбанистики. Проблема генезиса городов. Причины возникновения городов. Основные теории возникновения городов. Теории размещения городов. Предметные ракурсы изучения города (территориально-поселенческий, градостроительный, экономический, исторический, психологический, семиотический, философско-методологический, социологический). Уникальность и специфичность города как объекта изучения. Город как центр пересечения территориально-поселенческих, социально-общностных и ментальных структур. Город как форма социокультурной интеграции. Специфика города как типа поселения. Город как системный организм. Город как единство объектных и субъектных структур жизнедеятельности человека. Отношение к городу. Образ города. Восприятие города. Структура города. Понятие городской среды. Городская территория. Зонирование городской территории. Городское пространство и его структура.  
3.2. Тема 6. Социологические концепции города. Производственно-экономическая парадигма. Дифференциация труда как социальная основа города (Э. Дюркгейм). Способ производства как социальная основа города (К. Маркс). Город как социопространственная форма капитала (А. Лефевр). Урбанизация капитала (Д. Харвей). Социокультурная парадигма. Основные принципы социокультурной парадигмы. Город как особый тип социальных отношений (М. Вебер). Социокультурные предпосылки появления города (М. Вебер). Город как «общественная» социальность (Ф. Теннис). Город как среда обитания (Чикагская школа социальной экологии – Р. Парк, Л. Вирт, Р. Макензи, А. Хоули, Э. Берджесс). Концепция города Г. Зиммеля. Теория Кастельса. Теория социопространственной перспективы.
3.3. Тема 7.Проблемы и процессы городской жизни. Экологический аспект: природа и человек. Экосистема города: понятие и компоненты. Факторы формирования городской экологической среды. Влияние состояния экологической среды города на состояние здоровья горожан. Демографический аспект. Динамика численности городского населения. Изменение структуры городского населения. Миграционные процессы в городах. Здравоохранение в городах. Основные показатели и тенденции изменения здоровья населения. Влияние городской среды на здоровье горожан. Социальная структура и социальная мобильность. Основные элементы социальной структуры городского населения. Каналы социальной мобильности. Экономический аспект функционирования и развития городов. Структура городского хозяйства. Факторы экономического поведения горожан. Уровень и качество жизни городского населения. Социальные деформации и конфликты в городах. Факторы и причины социальных деформаций. Социальные конфликты в городе. Социальная напряженность: основные признаки, факторы и стадии развития.  
Темы семинарских занятий
3.1. Тема 5.Город как объект социологического изучения. 1. Определение понятия «город». 2. Проблематика изучения города в отечественной социологии. 3. Генезис городов. Основные теории возникновения городов. 4. Городской образ жизни. 5. Структура города.  
3.2 Тема 6. Социологические концепции города. 1. Производственно-экономическая парадигма (Э. Дюркгейм, К. Маркс, А. Лефевр, Д. Харвей). 2. Социокультурная парадигма (М. Вебер, Ф. Теннис, Чикагская школа социальной экологии, Г. Зиммель, М. Кастельс). 3. Теория социопространственной перспективы (Д. Фегин, М. Готдинер).  
3.3. Тема 7.Проблемы и процессы городской жизни. 1. Экологический аспект городской жизни: природа и человек, влияние экологической сферы на социальное самочувствие городского населения. 2. Социальная структура и социальная мобильность городского населения. 3. Социальная инфраструктура города. 4. Социальные деформации и социальные конфликты в городе. 5. Влияние экономической сферы на социальное развитие города.  
3.4. Тема 8.Всемирные тенденции развития городов. 1. Основные черты урбанизации в современном мире. Урбанизация в России. 2. Субурбанизация. Особенности субурбанизации в России. 3. Джентрификация. 4. Глобализация городов как форма развития городской цивилизации. Информализация.
  Раздел 4 Социология села
Содержание лекционного курса
4.1. Тема 9.Село как объект социологического изучения Село в системе расселения. Понятие села. Основные предметные ракурсы изучения села. Исследования российского села. Основные школы и проблематика изучения российского села. Современные тенденции развития села в мире. Село как социально-территориальная общность. Влияние экономической составляющей села на социальное развитие сельской местности (проблема трудовой занятости, развитие личного подсобного хозяйства). Социально-демографические процессы в российском селе. Состояние социальной инфраструктуры в сельской местности.
Темы семинарских занятий
4.1. Тема 9.Село как объект социологического изучения 1. Понятие села. 2. Место села в российском обществе 3. Исследования российского села в отечественной социологии. 4. Современное состояние российского села.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: